Часть дипломной работы на тему Технология подготовки учеников старшей ступени средней школы к сдаче раздела «Чтение» в ЕГЭ по английскому языку
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы подготовки учеников старшей ступени средней школы к сдаче раздела «Чтение» в ЕГЭ по английскому языку 8
1.1. ЕГЭ как форма итогового контроля по иностранному языку 8
1.2. Структура и содержание раздела ЕГЭ «Чтение» 11
1.3. Традиционные технологии развития умений чтения 18
Выводы по Главе I 30
Глава 2. Технология подготовки к чтению в ЕГЭ 31
2.1. Анализ УМК по иностранному языку «Английский в фокусе Spotlight» и учебного пособия «Macmillan Exam Skills for Russia: Reading and Writing» с точки зрения системы подготовки к сдаче раздела «Чтение» в ЕГЭ 31
2.2. Принципы отбора текстового материала для подготовки к сдаче экзамена 46
2.3 Система упражнений и заданий по обучению различным видам чтения, предусмотренных в ЕГЭ 50
2.4. Анализ результатов исследования по подготовке учеников старшей ступени средней школы к сдаче раздела «Чтение» в ЕГЭ по английскому языку 56
Выводы по главе 2 67
Заключение 69
Список литературы 71
Введение:
Актуальность исследования. С каждым годом увеличивается объем информации в целом, и текстовой информации в частности, поэтому и требования к ее анализу, систематизации и скорости ее переработки нуждаются в обновлении и корректировке. Необходимо подготовить учеников к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению современными средствами, методами и технологиями работы с ней. Залог успеха – в умении извлекать информацию из разных источников, представлять ее в понятном виде и уметь эффективно использовать. Поэтому проблема обучения чтению становится наиболее актуальной в свете модернизации общего образования.
Несмотря на то, что за многовековую историю становления и развития методики обучения чтению ученые разработали огромное множество методов, ни один из них не стал основным и ведущим, но при этом практически все они используются при обучении. Все вышесказанное и обусловило актуальность темы исследования.
Актуальность темы данной работы определяется проблемой неподготовленности российского среднего образования в теоретическом и практическом планах к сдаче раздела «Чтения» в ЕГЭ по английскому языку. Основной его целью является введение формы независимой оценки уровня учебных достижений обучающихся с использованием заданий стандартизированной формы. В настоящее время обучению чтению в школе уделяется большое внимание. Чтение является составной частью экзаменационных испытаний, например Единого государственного экзамена в России, равно как и частью международных тестов: TOEFL, Cambridge First Certificate in English, IELTS и других. В связи с этим чтение занимает существенное место в современных учебно-методических комплексах по английскому языку на всех этапах обучения и считается сложным в изучении английского языка, наряду с письмом.
В процессе обучения английскому языку в старших классов особо остро стоит проблема эффективной подготовки к сдаче ЕГЭ. Учащиеся сталкиваются со сложностями при выполнении такой части экзамена, как «Чтение». Для подготовки школьников к данной части экзамена одного учебника недостаточно. Поэтому педагоги, в первую очередь, заинтересованы в поиске методик по обучению чтению, которые сочетали бы индивидуальные, групповые и фронтальные формы и режимы работы.
Как показывают наблюдения, в практике преподавания иностранного языка, в том числе в процессе подготовки к ЕГЭ, отсутствует система обучения разным видам чтения, этим и определяется актуальность выбранной темы.
Итак, мы можем заключить, что в настоящее время не преодолены противоречия между:
декларируемой важностью овладения речевыми умениями, а именно умением чтения, на иностранном языке и неразработанностью целостной методики подготовки к тестовым испытаниям;
реальной потребностью выпускников старшей школы в эффективном чтении (ЕГЭ) и недостаточностью внимания, уделяемого формированию этой компетенции в учебниках и учебных пособиях.
В результате данных противоречий возникает проблема, которая заключается в том, что пока еще отсутствует эффективная технология формирования и совершенствования у учащихся умения чтения, которая была бы направлена на усиление положительного влияния на результаты единого государственного экзамена в разделе «Чтение» по обучение иностранному языку.
Цель исследования – рассмотреть формирование коммуникативных умений в чтении с учетом речевых возможностей и потребностей школьников.
Объектом исследования является подготовка учащихся старшей ступени обучения средней школы к сдаче единого государственного экзамена.
Предметом исследования – технология формирования у детей умения чтения на иностранном языке в рамках подготовки к сдаче единого государственного экзамена.
Гипотеза исследования – формирование умения чтению в рамках единого государственного экзамена будет успешным, если:
— разобраны цели, содержание и компоненты единого государственного экзамена, как итогового контроля;
— будут изучены подходы и методы обучения чтению, как виду речевой деятельности в рамках сдачи ЕГЭ;
— определена степень сформированности умений чтения у старшеклассников;
— разработана технология успешного выполнения заданий раздела «Чтения» единого государственного экзамена.
Заключение:
Актуальность темы исследования не вызывает сомнений, так как вопросы успешной подготовки и сдачи единого государственного экзамена по иностранным языкам волнуют как учащихся и их родителей, так и учителей, которые находятся в поиске эффективных путей формирования у учащихся необходимых знаний и умений, проверяемых на данном экзамене. А в скором времени сдача ЕГЭ по иностранному языку станет обязательной для всех выпускников 11-х классов.
Умения чтения в трех его основных видах являются объектами контроля в государственном экзамене и требуют тщательной подготовки при их формировании в учебном процессе. Это определило цель и задачи данного исследования.
В процессе их достижения в первом разделе данной работе была дана характеристика чтение как вида речевой деятельности, определены существующие подходы к выявлению основных видов чтения, выявлены основные объекты овладения в процессе обучения чтению на иностранном языке, охарактеризованы особенности осуществления контроля сформированности умений чтения, рассмотрена структура и содержание раздела «Чтение» ЕГЭ в соответствии с объектами контроля.
Объектами овладения были определены умения коммуникативного чтения в его основных видах, в том числе и критического чтения.
Объектами контроля в разделе «Чтение» в соответствии с целью обучения чтению в школе является проверка уровня сформированности у учащихся умений в трех видах чтения: понимание основного содержания текста, понимание запрашиваемой информации, детальное понимание текста на уровне содержания и смысла.
В работе были рассмотрены особенности структуры и содержания экзамена по разделу чтению, соотнесены объекты овладения и объекты контроля. В результате было выявлено, что объектов овладения в процессе обучения чтению на иностранном языке оказывается больше, чем объектов контроля со стороны ЕГЭ, что связано с разными целевыми установками.
Во втором разделе работы был проведен анализ одного из широко используемых в современной школе УМК по английскому языку «Spotlight» и популярного учебного пособия «Macmillan…» с точки зрения формирования в них объектов овладения, этапов их формирования и осуществления контроля сформированности умений чтения, проверяемых на ЕГЭ.
В целом, подавляющее большинство УМК по иностранному языку нацелены на подготовку учащихся к сдаче итогового экзамена и содержат определенное число заданий формата ЕГЭ, но, по нашему мнению, не способствуют формированию интегративного умения коммуникативного чтения. Дополнительные учебные пособия пытаются решить эту проблему, предлагая отдельные задания, нацеленные на формирование интегративного умения чтения.
По результатам проведенного анализа учебных изданий был сделан вывод о том, что достижение поставленной цели обеспечиться разработкой методической подготовки к сдаче ЕГЭ по разделу «Чтение» в виде системы упражнений, составленная с учетом определенных требований к ней, и направленная на формирование интегративного умения коммуникативного чтения. Такая система упражнений была предложена в раздела 2.3. В ней поэтапно обеспечивается формирование объектов овладения в процессе обучения коммуникативному чтению с учетом этапов работы над текстом и с учетом взаимного обучения чтения с продуктивными видами речевой деятельности.
Всё это в конечном итоге должно способствовать достижению цели обучения иностранному языку — формирование иноязычной коммуникативной компетенции, а значит и успешной сдаче ЕГЭ.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы подготовки учеников старшей ступени средней школы к сдаче раздела «Чтение» в ЕГЭ по английскому языку
1.1. ЕГЭ как форма итогового контроля по иностранному языку
Итоговый контроль проводится с целью определения полноты и прочности знаний, умений, навыков учащихся, а также в целях повышения ответственности каждого учителя предметника за результаты труда, за степень усвоения обучающимися государственного образовательного стандарта, определенного образовательной программой в рамках учебного года или курса в целом, в соответствии с п.3 ст. 15 закона РФ « Об образовании».
Контроль по иностранному языку является одним из самых важных и ответственных этапов в процессе обучения иноязычной деятельности. Проверка качества усвоенного материала дает возможность не только определить уровень продуктивности, но и понять недостатки в знаниях, умениях и навыках и тем самым помочь наметить необходимые изменения, которые следует внести в методику работы.
Педагоги часто задаются вопросом эффективной организации контроля, и, кроме того, он нуждается в особом внимании в связи с коренными изменениями, которые диктуются требованиями к подготовке к итоговому контролю по иностранному языку.
Отечественные исследователи выделяют следующие функции контроля: контролирующая (проверочная); оценочная; обучающая; управляющая; корректирующая; диагностирующая; предупредительная; стимулирующая и мотивирующая; обобщающая; развивающая; воспитывающая; дисциплинирующая [23].
Слово «контроль» означает проверку чего- либо, а также наблюдение с целью проверки, направленное на «что-либо», то есть на тот объект, который контролируется [7, с. 54].
Контроль уровня сформированности коммуникативной компетенцией является неотъемлемой частью процесса обучения иностранным языкам в школе на каждом уроке, а итоговый контроль призван выявить конечный уровень обученности за год или за весь курс обучения. Одним из приёмов измерения, позволяющим дать объективную оценку владения иностранным языком, является тест.
В методической литературе тест трактуется чрезвычайно широко: под ним понимаются как простые контрольные работы, так и контрольно- тренировочные упражнения, а также собственно процесс контроля, а иногда всё взятое вместе. Основное отличие теста от традиционных приёмов контроля состоит в том, что он всегда предполагает измерение [59, с. 19].
Основными характеристиками теста являются валидность, надёжность, экономичность, и аутентичность. Эффективность теста зависит от ряда организационно-методических условий, а именно: равные условия для всех испытуемых, стандартность форм и содержания задания, строгая регламентация процедуры, направленность теста на самоконтроль и самокоррекцию.
Формой объективной оценки качества подготовки учащихся, освоивших образовательные программы среднего общего образования с использованием заданий стандартизированной формы (контрольных измерительных материалов), является Единый Государственный Экзамен (ЕГЭ) [5, с. 156].
Как известно, целью обучения иностранным языкам в средней школе является достижение учащимися иноязычной коммуникативной компетенции, то есть способности и реальной готовности школьников осуществлять иноязычное общение и добиваться взаимопонимания с носителями иностранного языка. Следовательно, целью ЕГЭ по иностранным языкам является проверка уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции экзаменуемых.