Часть дипломной работы на тему Технология формирования лексико-грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОНР 6
Исследование особенностей онтогенетического и дизонтогенетического развития речи 6
Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с ОНР 11
Современный подход к формированию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 19
Педагогические условия развития лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30
Введение:
Актуальность. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в том, чтобы комплексное коррекционное воздействие было начато как можно раньше. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития языка и образования у детей с недостаточным уровнем развития языка (ОHP). Нарушение речи у детей многообразны по своим проявлениям. Одни недостатки касаются только произношения, другие затрагивают процессы фонемообразования и выражаются не только в дефектах произношения, но и в затруднениях звукового анализа. Существуют нарушения, охватывающие как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую системы, что выражается в общем недоразвитии речи [10].
При общем недоразвитии языка, предложенном отечественными исследователями (Р. Е. Левин, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина и др.), все компоненты и аспекты языка нарушены. Под лексико-грамматической стороной языка исследователи понимают словарь (слова как основные языковые единицы, обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности) и их грамматически правильное использование. Нарушения лексико-грамматического строя речи является ведущим дефектом в структуре ОНР, так как у детей позднее формирование речи, скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования, неправильное употребление в речи глаголов, падежных окончаний, предлогов, союзов, а также неправильное согласование в роде и числе, что влияет на общение детей с окружающими. При общем недоразвитии речи наблюдается сложные и стойкие нарушения письма, связанные с нарушениями всех компонентов речи и их взаимодействия [29].
Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что грамматическая структура рассматривается исследователями как система взаимодействия слов в словосочетаниях и предложениях. Существуют морфологические и синтаксические уровни грамматической системы. Морфологический уровень предполагает способность овладеть техникой перегиба и словообразования, синтаксической способностью, умением составлять предложения и сочетать грамматически правильные слова в предложении. Развитие словарного запаса и грамматической структуры в онтогенезе рассматривается у Лобзяковой М.И. и Коротковой А.В. [18, 21]. Таким образом, дети с нормальным развитием языка имеют довольно разнообразный словарный запас до дошкольного образования. Они обладают достаточным знанием грамматической структуры своего родного языка, что определяет лексико-грамматического сторону речи как соответствующую возрастной норме. В случае детей с ОHP этот аспект языка недостаточно развит во время обучения, что влияет на успеваемость по различным предметам. Проблема исследования помогла определить выбор темы исследования «Технология формирования лексико-грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи».
Цель: исследование системы логопедической работы по формированию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР.
Объект исследования: процесс коррекции общего языкового развития дошкольников.
Предмет исследования: особенности формирования лексико-грамматического строя речи дошкольников с ОНР.
Изучение литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу: использование специальных заданий и упражнений для улучшения количественных и качественных характеристик словарного запаса дошкольников с ОНР обеспечит формирование лексико-грамматического строя речи.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Исследование и анализ литературы по проблемам онтогенетического и дизонтогенетического развития языка.
2. Выявить особенности лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР.
3. Систематизация заданий и упражнений, направленных на формирование лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР, и обзор эффективности их использования в логопедической терапии.
Теоретико-методологическая основа исследования: концепции общей и специальной психологии, педагогики, лингвистики и психолингвистики, рассматривающие проблемы, связанные с развитием речи детей дошкольного возраста (Л. С. Выготский, А. Н. Гвоздев, А. Н. Леонтьев, Ф. А. Сохин, Г. А. Черемухина, Д. Б. Эльконин и др.); современные представления о возрастных этапах, закономерностях и условиях развития лексического строя речи в процессе онтогенеза и его значении для развития устной и письменной речи (А. Н. Гвоздев, Т. А. Гридина, Ф. А. Сохин, С. Н. Цейтлин, А. М. Шахнарович, Д. Б. Эльконин и др.); исследования развития лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи (Г. В. Бабина, Г.С. Гуменная, Н. С. Жукова, В. А. Ковшиков, Р. И. Лалаева, Е. Ф. Соботович, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, С. Н. Шаховская).
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, анкетирование, индивидуальные беседы, педагогический эксперимент, метод анализа эксперимента, статистические методы обработки данных.
Опытно-экспериментальная база исследования: опытно-экспериментальный этап работы реализовался на базе МБ ДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 12» г. Казань. Контингент испытуемых представлен детьми дошкольного возраста в количестве 15 человек.
Структура и объем работы: введение, две главы, выводы к главам, общие выводы, приложения, список литературы (36 позиций). Общий объем дипломной работы — 55 страниц.
Заключение:
Изучение литературных источников показало, что у детей с ОНР страдает не только речевая функция, но и многие другие процессы. У них наблюдается снижение уровня памяти и внимания, общая соматическая ослабленность, появляются затруднения в коммуникации, затрудняется развитие его познавательной деятельности, снижается продуктивность запоминания, нарушается логическая и смысловая память, дети с трудом овладевают мыслительными операциями, нарушаются все формы общения и межличностного взаимодействия, отмечается недостаточная координация движения во всех видах моторики — общей, мимической, мелкой, артикуляционной, существенно тормозится развитие игровой деятельности, имеющей, как и в норме, ведущее значение в плане общего психического развития. Вся совокупность перечисленных нарушений служит серьезным препятствием полноценному общению, а, значит, и общему развитию ребенка.
Вся совокупность перечисленных пробелов в лексико-грамматическом строе служит серьезным препятствием в овладении ребенком программой детского сада общего типа, а в дальнейшем и программой общеобразовательной школы. Как показали исследования многих необходимым условием для решения задач умственного воспитания детей является полноценное овладение родным языком в дошкольном возрасте, в максимально сензитивный период развития. Поэтому актуальность развития всех сторон речи, в том числе и лексической, в системе речевого формирования одна из главных задач в дошкольном периоде. Чем раньше произойдёт коррекционное воздействие на неполноценную речь ребёнка, тем успешнее будет его дальнейшее развитие.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОНР
1.1 Исследование особенностей онтогенетического и дизонтогенетического развития речи
Речь возникает при определенных биологических условиях и особенно при нормальном созревании и функционировании центральной нервной системы. Факторы, способствующие возникновению общего развития речи у детей, включают неблагоприятные внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) факторы, а также внешние условия окружающей среды. Эти факторы могут влиять как на внутриутробную фазу развития, так и во время родов и в первые годы жизни ребенка [5].
К числу патогенных факторов, действующих на нервную систему в пренатальном периоде, относятся токсикоз, отравление, нарушения обмена веществ у матери во время беременности, воздействие некоторых химических веществ, алкоголя, никотина, наркотических веществ и радиоактивного излучения. Есть несколько поражений из-за резус-несовместимости крови матери и плода. Существует четкая связь между временем патогенного воздействия на развивающийся организм и клиническими проявлениями: чем раньше поврежден мозг эмбриона при эмбриогенезе, тем сильнее выражены последствия вредных воздействий [12].
Особую роль в развитии языкового развития играет роль генетических факторов. При так называемых нарушениях речи или наследственной предрасположенности к нарушениям речи общее недоразвитие речи может происходить под влиянием незначительных неблагоприятных внешних воздействий [17].
Другими неблагоприятными факторами, которые нарушают речевую функцию, являются естественные и послеродовые поражения. Сфиксия и внутричерепное врожденное повреждение приводят к этой группе патологий. Асфиксия (гипоксия) наносит серьезный ущерб многим частям нервной системы [27].