Часть дипломной работы на тему Технология формирования грамматического навыка школьников в проектной деятельности (основное общее образование, английский язык)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 990 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава I. Методы и подходы к обучению иностранным языкам в современной методике 7
1.1 Формирование грамматических навыков учащихся средней школы 7
1.2 Метод проектов на уроках иностранного языка 10
1.3 Истоки межкультурного подхода к обучению иностранным языкам 12
1.4 Национальная культура — как компонент содержания обучения иностранному языку в средней школе 19
Выводы к главе 1 24
Глава II. Лингвострановедческие проекты при обучении иностранному языку в средней школе 26
2.1 Особенности восприятия иностранной культуры с опорой на родную культуру учащихся 26
2.2 Готовность школьников к восприятию родной и иностранной культуры 35
2.3 Роль и место межпредметных связей английского и испанского языков с другими учебными дисциплинами в реализации межкультурного подхода в преподавании 36
Выводы к главе 2 41
Глава III. Организация проектной деятельности в учебном процессе 43
3.1 Методика организации проектной деятельности с применением элементов межкультурного подхода 43
3.2 Опытное обучение и его результаты 51
3.3 Выводы о средствах формирования грамматических навыков учащихся на основе полученных результатов 60
Выводы к главе 3 63
Заключение 66
Список литературы 68
Введение:
В настоящее время в работе с детьми применяют различные методы и методики, Специалисты ищут наиболее эффективные технологии для развития когнитивных и творческих способностей обучающихся, позволяющие формировать навыки саморазвития и самообразования.
Безусловно, одной из главных целей современной школы является разностороннее развитие личности ребенка, его знаний, умений и навыков работы в коллективе, повышенная мотивация к обучению. По этой причине в образовательных учреждениях все чаще используется проектная деятельность, которая отвечает всем требованиям. В педагогике проектного обучения работа над проектом носит личностно ориентированный характер.
Основное направление исследования – понимание сущности образовательного процесса в системе проектного обучения в рамках языкового образования. Участие в организации проектного обучения позволяет выявить те условия и средства, используемые при работе с детьми во внеурочной деятельности, которые являются главным средством формирования проектных умений. Главную роль в нашем исследовании мы отводим формированию грамматических навыков речи как основе успешной коммуникации участников проекта и как средства повышения уровня осведомлённости их использования через применение интерактивных методик.
Актуальность работы заключается в том, что для успешного освоения основной образовательной программы среднего общего образования должны активно использоваться речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач. В соответствии с ФГОС ООО обучающиеся должны уметь пользоваться различными способами поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета. Эти навыки активно применяются в методике проектной деятельности, поэтому их необходимо рассмотреть с методической точки зрения и определить значимость проектного метода обучения при развитии грамматических навыков.
Исходя из этого, целью работы теоретически обосновать необходимость формирования умений проектной деятельности в процессе языкового образования и разработка заданий, направленных на формирование умений проектной деятельности.
Объектом исследования является процесс формирования грамматических навыков путём использования проектной деятельности в языковом образовании детей среднего школьного возраста. Предметом исследования является комплекс заданий, направленный на формирование грамматических навыков с использованием проектной деятельности в средней школе в процессе языкового образования.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
— изучить методическую и психолого-педагогическую литературу по проектной деятельности в начальной школе (на материале заимствований из английского языка);
— изучить психологические и возрастные особенности учащихся средней школы;
— на основе методического материала изучить организацию процесса формирования грамматических навыков;
— разработать диагностический инструментарий для выявления уровня сформированности указанных умений школьников в процессе языкового образования;
— создать комплекс заданий, направленный на формирование грамматического навыка путём проектной деятельности школьников в процессе языкового образования (на материале заимствований из английского языка). Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Степень научной разработанности проблемы. Исследования межкультурной коммуникации носят междисциплинарный характер. Поэтому в диссертации использованы источники социальной, культурологии, социологии, педагогики, лингвистики, этнографии и психологии.
Предметом исследования является реализация проектной деятельности в обучении английскому языку в основной общеобразовательной школе.
Гипотеза исследования: использование проектной деятельности к обучению английскому языку позволит создать оптимальные условия, а именно изучение лингвострановедческого материала, проектная деятельность, организация межкультурных конференций, для формирования коммуникативной компетенции учащихся, толерантности и прочного усвоения страноведческих и культурологических знаний.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1. Анализ педагогической, психологической, психолингвистической, лингвистической и методической литературы по изучаемой проблеме.
2. Анализ учебных программ по литературе, истории, и другим предметам школьного цикла с точки зрения использования материалов о родной и иностранных культурах.
3. Педагогический эксперимент в учебном процессе при изучении английского в основном общеобразовательной школе и обобщение опыта работы учителей.
4. Педагогический эксперимент по проверке эффективности предлагаемой методики.
5. Эксперимент в работе учащихся в ходе этого обучения.
Методологическую базу исследования составили:
– идеи диалогичности культуры, обозначенных в теории гуманитарного мышления М.М. Бахтина и принципы построения школы диалога культур (В.С. Библер, В.Н. Топоров, Д.С. Лихачев);
– современные концепции культуроведческого компонента преподавания иностранного языка в школе (Е.М. Верещагин, И.Я. Зимняя, Р.К. Миньяр-Белоручев, Г.В. Рогова, В.В. Сафонова, А.Д. Райхштейн и др.).
– диалектическая теория познания, методология системного подхода, работы по методологии и теории педагогических исследований (Ю.К.Бабанский, М.А. Весна, В.И. Загвязинский, А.Я. Наин).
Теоретические основы исследования:
— современные взгляды и концепции отечественных и зарубежных ученых на обучение иностранным языкам (Тимофеева С.Л. Биболетова М.З., Мильруд Р.П.)
— фундаментальные работы, посвященные взаимодействию и общению в методике обучения иностранным языкам (Л.В. Щерба, Гейхман Л.К., Куклина С.С. и др.)
– концептуальные положения теории развития личности как субъекта деятельности и общения (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.П. Буева, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский);
– анализ социокультурных и этнических характеристик толерантности, содержащихся в работах (Р.В. Валиевой, Д.В. Зиновьева, В.Л. Лекторского, Л.В. Скворцова, В.А. Тишкова и др.)
Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые раскрыто значение использования проектной деятельности в изучении английского языка в средней общеобразовательной школе, а также разработана серия упражнений на сопоставление двух культур.
Экспериментальная база исследования: Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы Школа «Дмитровский». Ученики средней школы.
Заключение:
Исходя из изученного материала, можно сделать общий вывод. Проектная деятельность обучающихся – это, прежде всего, совместная учебно-познавательная, творческая или любая другая деятельность.
Проект имеет четкую цель, которую обучающийся должен выполнить в процессе подготовки проекта. В настоящее время проектная деятельность является обязательной и используется во всех образовательных учреждениях. Она помогает развивать полезные умения и навыки, которые в дальнейшем помогут ребенку.
Например, поиск информации и выступление с защитой проекта помогут ребенку в последующей научной деятельности, теперь обучающийся будет знать новые, доступные ему, источники информации, а также будет чувствовать себя увереннее с выступлением на публике
Работа над проектом является творческим процессом, в котором учащиеся самостоятельно переносят знания, навыки и умения в новый контекст их использования. В процессе проектной деятельности у школьников развивается творческая компетенция как показатель коммуникативного владения иностранным языком. Ситуации, в которых школьники используют ИЯ, являются естественными, как в родном языке. Работа над проектом не противоречит требованиям Федерального государственного стандарта и является актуальной темой в многочисленных методических пособиях и статьях в научных журналах.
Помимо этого, внедрение проектной деятельности в учебный процесс способствует развитию личностных и метапредметных универсальных учебных действий, а также несет в себе учет индивидуальных личностных качеств и способностей каждого учащегося, что отвечает требованиям федерального государственного стандарта начального общего образования. Кроме того, у учащихся начальных классов формируется знания о единстве и разнообразии природы и культур. Прививаются начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. Возрастает мотивация к учебной деятельности и осознание личностного смысла учения, а также самостоятельность и ответственность за свои действия. Дети получают весомый опыт взаимодействия с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, а также опыт активного использования средств информационных и коммуникационных технологий.
Фрагмент текста работы:
Глава I. Методы и подходы к обучению иностранным языкам в современной методике
1.1 Формирование грамматических навыков учащихся средней школы
В изучении иностранного языка грамматика играет ведущую роль. Она является фундаментом, основой словарного запаса. Изучение языка и распознавание устных и письменных речевых структур становится возможным благодаря развитию грамматических навыков.
В современном образовательном стандарте по иностранным языкам овладение грамматическими средствами рассматривается в качестве одной из целей обучения в рамках развития языковой компетенции [ФГОС]. Решить задачу формирования коммуникативной компетенции невозможно без обучения грамматике изучаемого языка.
Основной целью обучения грамматике в школе является формирование у учащихся грамматических навыков как одних из важнейших компонентов речевых умений говорения, аудирования, чтения и письма.
Умение грамотно сочетать слова, изменять словосочетания в зависимости от того, что вы хотите сказать в данный момент, является одним из важнейших условий использования языка как средства общения. Это важно не только для формирования продуктивных умений в устной и письменной речи, но и для понимания речи других людей при аудировании и чтении.
В развитии грамматических навыков существует несколько последовательных этапов. Их соблюдение важно для полного понимания учащимися изучаемого материала и автоматизации их коммуникативного поведения. При формировании грамматических навыков необходимо соблюдать следующую структурированную последовательность действий [Настольная]:
1. Анализ нового грамматического явления с точки зрения выявления трудностей, связанных с его образованием, значением и функциональным усвоением. При ознакомлении учащихся с рецептивным грамматическим материалом необходимо придерживаться следующей структурированной последовательности действий.
— Представление нового грамматического явления на доске (карточки, схематические рисунки).
— Определение значения нового грамматического явления на основе анализа нескольких письменных контекстов.
— Разработка правил, включающих указание на форму и семантические особенности нового грамматического явления.
2. Выявляется организация знакомства с новым грамматическим материалом (обобщение, интерпретация). При развитии грамматических навыков следует уделять внимание представлению коммуникативного рецептивного грамматического материала
a) с помощью правил (инструкции к правилам и сообщений учителя)
б) через привлечение алгоритмов.
в) в виде моделей.
г) путем комбинирования правил и моделей.
д) в виде слов.
3. Выделение вспомогательных грамматических явлений, которые могут быть использованы в качестве подсказок для усвоения нового материала (правила). Опора на правила для обеспечения безошибочности речи важна в процессе формирования навыков (формирования стереотипов), так как предотвращает интерференцию родного языка. Это особенно актуально на начальных этапах обучения. Здесь «профилактика ошибок» с помощью правил необходима, так как неправильное использование языковых форм может разрушить сформировавшиеся стереотипы. В данном процессе содержание языкового материала определяет отношение учащихся к чтению, а структурная семантика и языковые особенности дидактических средств определяют характер самого процесса обучения.
Поэтому при определении лингвистической доступности используемых материалов следует обращать внимание на их лексические и грамматические особенности [Данкен]. В процессе чтения значение соответствующего слова ассоциируется с другими словами, устанавливаются связи с ними и контекстуальными значениями, происходит семантизация слов, синтезируется синтаксис слов. В то же время структурные особенности, воспринимаемые читателем, приводят его к пониманию синтаксической структуры предложения, указывая на значение грамматической формы.
Таким образом, при работе с ними ученик распознает грамматические явления и структуры. По мнению психологов, некоторые лексико-грамматические элементы воспринимаются и понимаются непосредственно в процессе чтения, другие же делают это после перевода [Клычникова]. Знание учащимися определенных грамматических правил и лексических единиц значительно облегчает понимание материала и повышает надежность самоконтроля; выделив и запомнив грамматические структуры в тексте, ученики могут свободно использовать лексические единицы, которые они включают, и языковые формы в процессе выражения своего мнения в устной или письменной форме. Именно поэтому считается, что развитие лексических и грамматических навыков является одной из важнейших функций урока иностранного языка.
Процесс оптимального овладения английским как учебным предметом включает в себя речевую компетенцию, которая объединяет лексическую, фонологическую, орфографическую и грамматическую компетенции. Изучение последней демонстрирует важность и сложность процесса ее формирования. Грамматическая компетенция базируется на развитых грамматических навыках, которые являются основой для автоматизации знаний и умений. Поэтому учет учителем всех этапов, форм и методов формирования данных навыков является гарантией эффективного развития знаний и умений, необходимых для выявления и анализа грамматических явлений в текстах или при аудировании.
1.2 Метод проектов на уроках иностранного языка
Метод проекта — это образовательное мероприятие, в котором дети решают практическую задачу в течение нескольких дней или недель. Это может быть организация встречи с носителями языка, подготовка к англоязычному празднику или издание классной газеты. Проекты могут быть предложены учителем, но они планируются и выполняются, насколько это возможно, самими учениками, индивидуально или в группах. Работа над проектами направлена на применение, а не на передачу конкретных знаний или навыков, а также на повышение вовлеченности и мотивации учащихся с целью развития независимого мышления, уверенности в себе и социальной ответственности [7].
В последние годы роль иностранного языка как средства общения значительно возросла. Поскольку основной целью обучения иностранному языку является научить детей использовать иностранный язык как средство общения, методы, используемые при обучении языку, должны быть связаны с реальной ситуацией общения, а само обучение должно проходить непосредственно в команде.
Следует отметить, что проектная методика обучения была разработана Дж. Дьюи (1859-1952) в конце XIX — начале XX века. Подчеркнув необходимость исследования мышления и рефлексии, он утверждал, что мышление — это решение проблем [11, с. 3]. Он определил это как «активное, настойчивое и тщательное рассмотрение любого убеждения или предполагаемой формы знания в свете оснований, которые его поддерживают, и вывода, к которому оно стремится» [11, с. 9]. Рефлексивное мышление, согласно Дьюи, подчеркивает последствия идей и предлагает будущие физические действия для противостояния и решения различных личных и профессиональных препятствий [13, с. 25]. В процессе преподавания и обучения рефлексивное мышление способствует осмысленному обучению и помогает ученикам и преподавателям в одинаковой степени развивать знания в своих областях профессионализма.
В «Как мы думаем» (1910) Дьюи описывает шесть фаз рефлексии: 1) переживание, 2) спонтанная интерпретация переживания, 3) наименование проблемы или вопроса (вопросов), возникающих из переживания, 4) генерирование возможных объяснений поставленных проблем или вопросов, 5) разветвление объяснений в полномасштабные гипотезы, и 6) экспериментирование или проверка выбранной гипотезы [11, с. 27-44]. Эти этапы легли в основу методики проектирования, предложенной Дьюи.
Э. Полат дал определение метода проекта следующим образом: «Метод проекта касается определенного набора обучающих и познавательных приемов и действий учащихся, которые позволяют решать ту или иную проблему в результате самостоятельной познавательной деятельности и предполагают презентацию их результатов в виде конкретного продукта деятельности [9]. Если подходить к методике проекта как к педагогической технике, то он предполагает комплекс исследовательских, исследовательских и проблемно-ориентированных методов».