Часть дипломной работы на тему Технологический парк, как элемент развития инновационной инфраструктуры Ленинградской области
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 990 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ПОСТРОЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕГИОНА 5
1.1 Понятие «инновационная инфраструктура» (различные определения, структура, роль в развитии региона) 5
1.2 Механизмы инновационной региональной инфраструктуры (здесь описать всевозможные формы взаимодействия бизнеса, науки и государства: технопарки, технолополисы, акселераторы и пр) 11
1.3 Нормативно-правовое обеспечение инновационного развития (федеральный и региональный уровни) 20
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ 29
2.1 Характеристика инновационной инфраструктуры региона 29
2.2 Анализ деятельности технопарков Ленинградской области 36
2.3 Исследование взаимосвязи деятельности технопарковых структур и уровня инновационной активности региона 43
Затраты на инновационную деятельность по источникам финансирования в 2020 году 46
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ 51
3.1 Проблемы инновационной инфраструктуры в Ленинградской области 51
3.2 Разработка мероприятий развития инновационной инфраструктуры 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 74
Введение:
Актуальность темы исследования. Я выбрала данную тему, потому что она является очень актуальной в наше время. Главной целью в рамках активизации инновационной деятельности в России является развитие инновационной инфраструктуры, которая способствует достижению связей между производителями и потребителями инноваций, государственными органами, бизнесом и научным сообществом. Проблема перехода российской экономики на инновационный путь развития находится в центре внимания уже в течение последних двух десятилетий. Такие понятия, как: «инновация», «инновационная деятельность», «инновационная инфраструктура», «инновационная система», хотя и являются еще относительно новыми, но уже широко употребляются как в научной литературе, так и встречаются в различных государственных документах в России. Однако до сих пор не было выработано четкого и единого понимания используемых на практике основных понятий, связанных с инновационной деятельностью. Относительно недавно в российском законодательстве не было даже официально закреплено понятие «инновация».
Цель исследования – цель данной работы является раскрытие сущности инновационной деятельности технопарков на региональном уровне.
Задачи исследования. Задачами выпускной квалификационной работы являются:
— дать определение понятию инновационная деятельность на региональном уровне;
— определить основные виды функционирования инновационной деятельности на региональном уровне;
— рассмотреть нормативно-правовую базу в сфере регулирования инновационной деятельности на региональном уровне;
— рассмотреть систему инструментов регулирования инновационной деятельности;
— дать оценку нормативно-правовой базе на примере Ленинградской области;
— определить проблемы, существующие в инновационной деятельности Ленинградской области;
— дать свои рекомендации в отношении повышения эффективности инновационной деятельности на региональном уровне, как в целом, так и на примере Ленинградской области.
Объект исследования – технопарковые структуры Ленинградской области.
Предмет исследования — организационно-экономические механизмы функционирования технопарков.
Методы исследования. Во время написания выпускной квалификационной работы, были использованы следующие методы: комплексный анализ и синтез, проведение аналогий, системный подход, подход обобщения, сравнительный анализ, метод научного исследования, метод эмпирического исследования.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Заключение:
Таким образом, в ходе данного квалификационного исследования были рассмотрены следующие аспекты:
В настоящий момент в России сложилась довольно разветвленная сеть организаций, формирующих инновационную инфраструктуру и способствующих развитию инновационной деятельности. Обзор интернет-источников показал, что с начала 90-х годов в России было создано более 1000 объектов инновационной инфраструктуры, к ним относятся: особые экономические зоны технико-внедренческого типа, центры информационной и консалтинговой инфраструктуры, инжиниринговые центры, центры трансфера технологий, технопарки, бизнес-инкубаторы, центры коллективного пользования и т.д. Такое многообразие форм объектов обусловлено предоставлением ими услуг различного рода, связанных с обеспечением инновационной деятельности всеми соответствующими ресурсами.
Государственное управление инновационной деятельностью на федеральном уровне осуществляется Президентом РФ и его администрацией, комитетами и комиссиями Государственной Думы и Совета Федерации РФ, Правительством РФ и его аппаратом, органами исполнительной власти (федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства), координационными и совещательными структурами, обеспечивающими согласованность работы законодательной и исполнительной власти в области формирования и реализации инновационной политики.
В современных рыночных условиях нормальное развитие бизнеса и общества невозможно без использования цифровых технологий. На пути своего инновационного развития Россия сильно отстает от развитых стран в силу ряда исторических и экономических причин, таких как военные действия, экономический кризис, смена политического и экономического строя, санкции стран Европы и США. Однако темпы наращивания инновационной инфраструктуры на территории страны в настоящее время происходят в усиленном режиме, что дает возможность российским предприятиям и организациям развиваться и обеспечивать конкурентоспособность как на внутреннем, так и на зарубежном рынках.
В Ленинградской области сформирован реестр из 21 индустриального парка, в том числе 12 действующих, 4 создаваемых и 6 планируемых индустриальных парков, география которых охватывает практически все муниципальные районы: Бокситогорский, Волховский, Всеволожский, Выборгский, Гатчинский, Киришский, Ломоносовский, Подпорожский, Сланцевский, Тосненский.
Наличие возможностей для роста инновационного потенциала на территории Ленинградской области обусловлено наличием значительных природных и научно-технических ресурсов, выгодным географическим положением, имеющимся выходом к морю, развитой транспортной инфраструктурой. Развитию инноваций на территории данного региона способствует рост научно–исследовательского потенциала организаций, усиление активности предпринимательского сектора и рациональная инвестиционная политика на уровне региона.
В России остро стоит необходимость скорейшего преодоления разрыва, отделяющего ее от других стран-лидеров. Основной целью инновационного развития является создание условий для формирования у людей компетенций в области инновационной деятельности. В целях модернизации экономики и ориентации на высокотехнологичное производство основной задачей остается создание современной инфраструктуры для поддержки технологических компаний.
Реализация инновационной политики, проводимой органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, станет важной предпосылкой повышения эффективности инновационной деятельности.
Основной целью организационно-экономического механизма развития инновационного предпринимательства Ленинградской области является формирование его производственной среды, способной стимулировать эффективное развитие инновационного предпринимательства. В основе предложенной модели формирования и реализации организационно-экономического механизма есть скоординированная система мероприятий (организационные и экономические мероприятия, такие как планирование, реализация региональных стратегий и программ развития инновационного предпринимательства и т.п.), которые учитывают общегосударственную стратегию развития и отраслевые программы, а также систематически реализуются стейкхолдерами, что заинтересованы в развитии инновационного предпринимательства Ленинградской области.
Эффективное развитие инновационного предпринимательства региона может стать действенным направлением экономического роста. Четкий и действенный процесс регулирования развития инновационного предпринимательства региона путем создания и внедрения действенного организационно-экономического механизма может стать эффективным направлением повышения уровня конкурентоспособности как отдельных субъектов предпринимательства, так и значительной части регионов. К структурным элементам изучаемого механизма отнесены организационные, институциональные и экономические элементы, формирующие комплекс рычагов управления процессом развития инновационного предпринимательства региона. Систематизированы основные типы стейкхолдеров развития инновационного предпринимательства региона, к которым относятся органы власти, субъекты предпринимательства, инвесторы, общественность, международные организации, институты знаний. Кроме того, основными объектами реализации сложившегося механизма определены субъекты инновационного предпринимательства региона, отраслевые ассоциации и инвесторы.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ПОСТРОЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕГИОНА
1.1 Понятие «инновационная инфраструктура» (различные определения, структура, роль в развитии региона)
Единого определения инновационной инфраструктуры в настоящее время нет, тем не менее, существует несколько подходов к определению этого понятия. Так, в некоторых российских законодательных актах были закреплены такие определения:
«Инновационная инфраструктура — это совокупность объектов инновационной деятельности и взаимосвязей между ними, которые производят новые знания и новшества, преобразуют их в новые продукты и услуги, обеспечивают их распространение и потребление в условиях рынка. Инновационная инфраструктура является связующим звеном между результатами научных исследований и рынком, государством и предпринимательским сектором экономики».
«Инновационная инфраструктура – организации, способствующие осуществлению инновационной деятельности (инновационно-технологические центры, технологические инкубаторы, технопарки, учебно- деловые центры и другие специализированные организации».
«Инновационная инфраструктура – совокупность организаций, предоставляющих услуги по созданию, освоению в производстве и (или) практическому применению новой или усовершенствованной продукции, нового или усовершенствованного технологического процесса» [1, с. 204].
Согласно Федеральному закону «О науке и государственной научно-технической политике» от 2011 г. последнее официальное определение инновационной инфраструктуры выглядит следующим образом: это «совокупность организаций, способствующих реализации инновационных проектов, включая предоставление управленческих, материально-технических, финансовых, информационных, кадровых, консультационных и организационных услуг».
Таким образом, в законодательстве были попытки раскрыть содержание понятия «инновационная инфраструктура» в основном как совокупность объектов или организаций, обеспечивающих инновационную деятельность. В теории в отношении определения инновационной инфраструктуры выделяется несколько подходов. Инновационная инфраструктура раскрывается либо через составляющие ее элементы, либо через объекты и организации, имеющие отношение к инновационной деятельности, либо через институты, обеспечивающие инновационную деятельность, либо через среду инновационной деятельности [2, с. 259].
Первый подход определяет инновационную инфраструктуру как совокупность элементов. В этом случае инновационная инфраструктура – совокупность элементов национальной инновационной системы, обеспечивающих доступ к различным ресурсам и оказывающих услуги участникам инновационной деятельности, то есть обеспечивающих возможности успешной инновационной деятельности.
Согласно другому определению, инновационная инфраструктура — это комплекс объектов инфраструктуры и организаций, созданный для предоставления государственной поддержки проектов и мероприятий, поддерживающих развитие инновационной деятельности на территории Российской Федерации.
Упомянем еще одно близкое определение инновационной инфраструктуры как совокупности взаимосвязанных и взаимодополняющих организаций различной направленности и разнообразных организационно-правовых форм, которые предоставляют услуги по обеспечению свободного движения полного объема ресурсов, необходимых для осуществления инновационной деятельности на всех этапах инновационного процесса.
Среди определений данного подхода выделяется ряд определений, в которых ученые рассматривают инновационную инфраструктуру как совокупность объектов, способствующих инновационному развитию либо на всех стадиях инновационного процесса, либо делают упор на какой-либо отдельный его этап. Например, А.А. Солдатов предлагает рассматривать инновационную инфраструктуру как весь необходимый спектр государственных и частных структур, обеспечивающих развитие и поддержание всех стадий инновационного развития. В определении Н.З. Мазур, М.П. Левиной также представлен весь цикл инновационного процесса: «Инновационная инфраструктура – это информационные, организационные, маркетинговые, образовательные и другие сети, которые помогают новой идее добираться до своей практической реализации и находить своего потребителя.
Такого рода определения значительно сужают назначение инновационной инфраструктуры и не раскрывают ее экономической сущности.
Другой подход к определению рассматривает инновационную инфраструктуру как комплекс организационно-экономических институтов, что уже предполагает наличие связей между элементами. При таком подходе инновационная инфраструктура описывается как комплекс организационно-экономических институтов, непосредственно обеспечивающих условия реализации инновационных процессов хозяйствующими субъектами на основе принципов экономической эффективности как национальной экономики в целом, так и ее экономических субъектов в условиях конъюнктурных колебаний рынка. Для реализации инновационной деятельности создаются инновационные институты – хозяйствующие субъекты, обслуживающие конкретные сферы осуществления инновационного процесса. В инновационные институты включаются организации, фирмы, объединения, охватывающие весь цикл осуществления инновационной деятельности, начиная с генерации новых научно-технических идей и их отработки и заканчивая выпуском и реализацией наукоемкой продукции, представляющие собой совокупность взаимосвязанных и, взаимодополняющих друг друга систем и соответствующих им организационных элементов, необходимых и достаточных для эффективного осуществления данных видов деятельности.
В рамках третьего подхода инновационная инфраструктура определяется как совокупность организаций, обслуживающих инновационный процесс. Такой подход используется в учебниках, словарях (общеэкономических и специализированных), в законодательных документах. В качестве примера можно привести следующие определения:
Инновационная инфраструктура – совокупность организаций, обслуживающих и обеспечивающих инновационную деятельность предприятий и отдельных инноваторов;
Инновационная инфраструктура – комплекс взаимосвязанных структур, обслуживающих и обеспечивающих реализацию инновационной деятельности.
Четвертый, наиболее интересный подход, определяет инновационную инфраструктуру как совокупность условий, необходимых для осуществления инновационной деятельности. То есть, при таком подходе «инновационная инфраструктура» схожа с понятием «инновационной среды», так как инновационная среда – это тоже совокупность условий для осуществления инновационной деятельности. И даже набор этих условий практически одинаков. В рамках этого подхода можно привести такое определение [3, с. 303].
«Инновационная инфраструктура – это важнейший фактор, обеспечивающий адаптацию экономики к прогрессивным технологиям и основанный на комплексном и долговременном взаимодействии между инновационной сферой и рынком».
На основе изучения различных подходов и определений представляется возможным предложить комплексное определение инновационной инфраструктуры, в котором подчеркивается, что важнейшую роль в реализации инновационной деятельности играет наличие соответствующих институтов и организаций и взаимосвязей между ними. Инновационная инфраструктура — это совокупность организационных, правовых, экономических институтов, технологий и организаций, способствующих созданию условий для развития взаимосвязей между всеми участниками инновационной деятельности и успешного инновационного развития.