Часть дипломной работы на тему Театрализованная игра как средство развития восприятия и понимания эмоций детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 2
Глава 1. Теоретические основы
театрализованной игры как средство развития восприятия и понимания эмоции
детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения. 4
1.1 Восприятие и понимание эмоций детьми с нарушениями зрения и их
развитие в онтогенезе. 4
1.2 Особенности развития
восприятия и понимания эмоций в онтогенезе. 12
Список литературы.. 18
Введение:
Актуальность исследования. С
каждым годом увеличивается количество детей с нарушением зрения, и даже
воздействие неблагоприятных факторов может привести к проблемам со зрением. В
условиях гуманизации общества особенно приоритетным становится развитие типа
взаимоотношений, основанных на гуманизме, на уважении к индивидуальности
каждого человека. В качестве неотъемлемой части культуры личности выступает
эмоциональная зрелость, развитые социальные эмоции, наличие способности к
сопереживанию, сочувствию, сорадованию.
Динамика развития детей с нарушениями зрения, согласно исследованиям Т.А.
Власовой, В.И. Лубовского, М.С. Певзнера, Л.И. Плаксиной, Л.И. Солнцевой, и
др., подчиняется закономерностям, связанным с нарушениями сенсорной сферы, что
приводит к ограничению возможностей получения полноценной зрительной информации
из окружающего мира; нарушению способов коммуникации; недостаточному
использованию средств общения; обеднению эмоционального опыта.
Проблемой
изучения эмоционального развития детей с нарушениями зрения занимались Н.Н.
Будай, В.З. Денискина, Л.А. Дружинина, В.П. Ермаков, А.В. Запорожец, М.И.
Земцова , И.Г. Корнилова, А.Г. Литвак, Г.В. Никулина, Л.И. Плаксина, Л.И. Солнцева
, В.А. Феоктистова [77], В.Ю. Федоренко и др.
На современном этапе развития общества происходит активный поиск,
разработка и внедрение вариативных программ личностно ориентированного обучения
и воспитания. Особо актуальна проблема разработки и апробации инновационных методов
и средств, направленных на коррекцию эмоциональной сферы детей с нарушением
зрения. Одним из перспективных направлений коррекции эмоциональных нарушений в
старшем дошкольном возрасте является театрализованная игра.
Актуальность работы обусловлена противоречием между значимостью восприятия
и понимания эмоции детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения и
недостаточным использованием потенциала театрализованных игр в данном процессе.
Объект
исследования: восприятие и
понимание эмоций детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.
Предмет
исследования: театрализованная игра
как средство восприятия и развития
эмоций у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
Цель
исследования: теоретически
обосновать и экспериментально подтвердить эффективность применения театрализованной игры как средства развития
восприятия и понимания эмоций детьми старшего дошкольного возраста с
нарушениями зрения.
Цель, объект и предмет исследования, обусловили постановку и
последовательное решение следующих задач
исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Рассмотреть развитие в
онтогенезе процесс восприятия и понимания эмоций детьми с нарушениями зрения.
3. Описать особенности развития восприятия
и понимания эмоций в онтогенезе.
4. Охарактеризовать возможности
театрализованной игры как средство развития восприятия детьми старшего
дошкольного возраста.
5. Экспериментальным путем апробировать
серию занятий по развитию восприятия и понимания эмоций у детей старшего
дошкольного возраста средствами театрализованной игры и дать анализ их
эффективности.
Методы исследования: теоретические:
изучение научнойлитературы по проблеме исследования; изучение педагогического
опыта; эмпирические: наблюдение;
тестирование; методы качественного и количественного анализ.
Структура работы. ВКР включает введение,
две главы, заключение, список использованной литературы.
Заключение:
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы
театрализованной игры как средство развития восприятия и понимания эмоции
детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения 1.1 Восприятие и понимание эмоций детьми
с нарушениями зрения и их развитие в онтогенезе
Изучением проблемы развития детей с нарушениями зрения
занимались В.А. Феактистова [26], В.А. Лонина, Е.Н. Подколзина [24], В.П.
Ермаков [10], Г.А. Якунин [10] и др.
Зрительный дефект является
одним из наиболее сложных и серьезных по своим последствиям в развитии ребенка.
К
аномалиям развития наследственного происхождения относится микрофтальм – грубое
структурное изменение глаза, характеризующееся уменьшением размеров одного или
обоих глаз и значительным понижением зрения.
Выделяют следующие группы детей с нарушением зрения: слепые, слабовидящие [18].
Зрение обеспечивает основные процессы ребенка, начиная с первых месяцев его
рождения и в течение всего онтогенетического развития ребенка. С пятого-шестого
месяцев жизни начинается значительное отставание детей с нарушениями зрения от
их нормально видящих сверстников. Дошкольник с нарушениями зрения по сравнению
со сверстниками с нормальным зрением гораздо хуже владеет невербальным
общением, о чем свидетельствует исследование Г.В. Григорьева [7]. Дети не
привыкли общаться со взрослыми и сверстниками выразительными движениями,
жестами, мимикой, редко ловят меняющееся настроение партнера. Сомнения в
правильности решения, как правило, разрешаются с помощью голосовой формы
вопросов, разъяснений.
У детей с нарушением зрения отмечаются сложности в определении параметров
настроения у другого человека, поскольку их представления об эмоциональных
модальностях достаточно ситуативны и искажены. Нарушение зрительной сферы
качественно ухудшает способность детей к дифференциации мимики и пантомимики
партнеров по общению в зависимости от смены их эмоционального состояния, они в
меньшей степени акцентируют внимание на частях лица собеседника, нежели дети с
нормальным зрением.
Кроме того, дети с нарушениями зрения в меньшей степени, чем нормально
развивающиеся сверстники, используют невербальные средства общения, им сложно
ориентироваться на мимику, жесты, выразительные движения и т.д. У многих детей
проявляется недостаточность владения вербальными средствами описания эмоций,
преимущественно они ограничиваются использованием единственного вербального
обозначения (определения), и за ним, как правило, кроется неполное понимание
причин и последствий переживания соответствующих эмоциональных состояний.
Нарушения
зрительного анализатора в период раннего детства вызывает негативность
эмоциональной реактивности на внешние воздействия. к 2-3 месяцам, в период,
когда у нормально развивающегося ребенка происходит развитие зрительных функций
(фиксация взора, прослеживающие движения глаз и т.д.) нарушение зрения является
фактором, ограничивающим психическое развитие. Отсутствие зрительных
впечатлений либо недостаточный объем объектов внешнего мира, их неточность и
недифференцированность приводят в меньшей психической активности ребенка.
Ограниченность сенсорной зрительной информации провоцирует развитие
отрицательных эмоций, что, в свою очередь, снижает мотивацию поведения.
Эмоциональное
общение развивается одновременно с формированием речи, которая у ребенка с
нарушениями зрения носит более формальный характер. Развитие предметной
деятельности обеспечивает формирование процессов восприятия, создание системы
полноценных образов. Развитие эмоций ребенка детерминировано системой
социальных взаимоотношений, которые устанавливаются между матерью и ребенком.
Важным является комплекс оживления, служащий первым актом поведения ребенка,
позволяющим выделить взрослого из окружающей среды, а также способствующий
получению ребенком комплекса раздражений и впечатлений. На стадии раннего детства
от 1 года до 3 лет имеет место кризис, выраженный стремлением ребенка к
автономности. Кризис трех лет связан с эмоционально переживаемыми ребенком
событиями [23].
Эмоциональный
отклик взрослых содействует более быстрому развитию дифференцированного слухового
восприятия и самостоятельных вокализаций ребенка, выступающих средством
общения. Для детей с нарушениями зрения свойственно неточное восприятие жестов,
как правило, сами дети прибегают к жестам для уточнения словесной информации
как средства невербальной коммуникации. Развитие пантомимики у детей с
нарушениями зрения затруднено. Обладая ограниченным опытом общения, дети плохо
ориентируются в выразительных движениях тела и практически не используют их для
выражения эмоций, чувств, у них отсутствуют четкие образы выражения собственных
чувств в пантомимике. Как результат формируется непонимание языка пантомимики у
окружающих, а также трудности различения и идентификации эмоций окружающих,
выраженных с помощью выразительных средств общения. По мнению Г.В. Григорьевой,
у дошкольников с нарушениями зрения достаточно ситуативны представления о
невербальных формах общения, что осложняет коммуникативную активность [7].
В период среднего и старшего дошкольного
возраста ребенок осознает собственное отличие от нормально развивающихся
сверстников, что способствует развитию переживаний понимания своего дефекта.
Нечеткость образа восприятия собеседника не позволяет детям на основе
экспрессивно-мимической информации отслеживать состояние человека, а также
интерпретировать его эмоциональное отношение к обсуждаемой теме. Нередко у
детей наблюдаются позы и жесты, которые неадекватны ситуации и не соответствуют
эмоциональному состоянию. Дошкольники с нарушениями зрения отличаются
скованностью движений, выраженными стереотипиями при выражении эмоций и
эмоциональных состояний, у них имеются неточные знания о правильных жестах,
позах, а также действиях при взаимодействии со сверстниками и взрослыми. Также
для них характерны трудности в понимании и воспроизведении в речи
эмоционального состояния человека по описанию [23].
У детей с нарушениями зрения наблюдаются следующие изменения во внешних
проявлениях эмоций:
— неразвитость выразительных движений лица;
— размытость и упрощенность в выражениях лица, жестах и позах;
— отсутствие мимики (мимика лица);
— несоответствие выражений лица реально испытываемым эмоциям.
Как правило, для детей с нарушениями зрения
характерны повышенная эмоциональная уязвимость, обиды, конфликты, напряжение,
неспособность понять эмоциональное состояние партнера. Дошкольник с нарушениями
зрения по сравнению с нормально видящими сверстниками в меньшей степени владеет
невербальными средствами общения. Дети практически не используют в общении со
взрослым и сверстником выразительные движения, жесты, мимику, редко улавливают
изменение настроения партнера.
В.З. Денискина [8] говорит о смазанности, упрощенности
мимики и жестов, пантомимики, присущей слепым и слабовидящим. Вялое, порой
неадекватное внешнее проявление эмоций, зачастую сочетающееся с навязчивыми
движениями, мешает зрячим по достоинству оценивать личность человека с
нарушениями зрения.
К. Изард показал, что существует, по крайней мере, три
фактора, влияющих на формирование мимики и пантомимики: врожденные
идиотипические мимические схемы, соответствующие определенным эмоциональным
состояниям; приобретенные, социализированные, подлежащие произвольному
контролю; индивидуальные, специфические экспрессивные особенности человека [12].
По мнению Л.И. Солнцевой, отсутствие мимических навыков у детей приводит к их
неспособности передать собственное эмоциональное состояние и оценить
эмоциональное состояние партнера по общению [23].
При нарушениях зрительно-пространственной ориентации детям
сложно различать глубину, протяженность и удаленность пространства, ввиду чего
наблюдается нарушение у ребенка восприятия мимических и пантомимических
проявлений окружающих людей. В итоге подобные нарушения способствуют
неадекватному восприятию реальных характеристик в рамках социального общения.
Согласно Ю.В. Федоренко, дети с патологиями зрения
характеризуются отличительными особенностями эмоционального развития [27]. Так,
для младших школьников характерны недостаточно полные и осмысленные
представления относительно внутреннего мира людей, их эмоциональных состояниях.
Кроме того, мимика ребенка с нарушениями зрения не соответствует его
субъективным переживаниям, а эмоции окружающих оцениваются неточно.
С.В. Крюковой подчеркивается, что наличие у детей патологии
зрения приводит к специфическим особенностям эмоционального развития,
выраженные недостаточной целостностью понимания эмоциональных состояний и
переживаний других людей, недостатком знаний об эмоциях, их неправильном
толковании, негативной рефлексией и т.д. [14].
Л.И. Солнцева [23], В.З. Денискина [8], Л.И. Плаксина [20],
В.А. Феоктистова [26] и др. также отмечают неспецифические особенности
эмоционального развития у детей с нарушениями зрения:
– недостаток
целостности осмысления и понимания эмоциональных состояния окружающих;
– недостаток
знаний об эмоциях и неверное их истолкование;
– недостаточно
сформированные представления о внутреннем мире другого человека;
– проявления
негативной рефлексии, выражающейся в неуверенности, импульсивности,
тревожности.
У
детей с нарушением зрения эмоциональная сфера характеризуется качественной
спецификой: недостаточность зрительного восприятия приводит к трудностям в
развитии у ребенка сочувствия, сопереживания, доброты, умения придти на помощь.
Дети со зрительной патологией отмечаются не только трудностями восприятия и
познания окружающей действительности ввиду зрительных нарушений, но и
характеризуются комплексом отклонений в эмоционально-личностном развитии [26].
М.И.
Земцовой [19], А.Г. Литвак [17], Л.И. Плаксиной [9, 20], Л.И. Солнцевой [23] отмечаются
характерные для детей с нарушениями зрения черты: эмоциональная неустойчивость,
неустойчивый фон настроения, доминирование отрицательных эмоций, страхи, несформированность
сферы социальных эмоций и нравственно-этической сферы.
В.З.
Денискина [8], А.Г. Литвак [17], Л.И. Солнцева [23], отмечают, что личностные
особенности детей с нарушениями зрения обусловлены содержанием и структурой
деятельности, в которую включены дети. Нарушения зрения негативно воздействуют
на яркость восприятия детьми отдельных эмоций, на развитие и интенсивность
чувств. Дети с косоглазием и амблиопией характеризуются, по мнению ученых,
характеризуются изменениями в степени активности, их отличает напряженность,
неуверенность в себе, подавленность в отношениях со сверстниками и взрослыми,
нередко проявляется негативизм и чувство враждебности.
В
исследованиях В.З. Денискиной [8], И.Г. Корниловой [13], Л.И. Плаксиной [9, 20],
В.А. Феоктистовой [26] и др.доказывается, что для детей с нарушениями зрения
характерно слабое восприятие и недостаточное понимание и усвоение неречевых
средств общения. Ю.В. Федоренко установлено, что дети с косогласием и
амблиопией обнаруживают значительные недостатки в целостности осмысления,
восприятия и понимания эмоциональных переживаний окружающих; у них доминируют
достаточно поверхностные и инфантильные представления о внутреннем мире людей,
о реальности эмоциональных переживаний [27].
Н.Н.
Будай отмечает, что у детей с нарушениями зрения преобладает повышенный
личностный уровень тревожности, они имеют недостаточно развитую
эмоционально-волевую сферу, испытывают трудности в соотнесении эмоции с
мимическими выражениями, недостаточно компетентны в проявлении эмоций и недостаточно
хорошо воспринимают мимические эмоции окружающих, имеют слабо развитую
рефлексию [2].
Представления
о жестах у детей недостаточно развиты – снижение остроты зрения приводит к
тому, что дети прибегают к использованию жестикуляции исключительно случаях уточнения какой-либо информации, либо
установления направления действия, в качестве вспомогательного средства. В то
же время усвоение детьми жестов без их вербального обозначения происходит
замедленно. Помимо жестикуляции, у детей с нарушениями зрения наблюдается и
бедность мимических проявлений — по сравнению с нормально видящими
сверстниками, дети с нарушениями зрения характеризуются более низким уровнем
выражения эмоций и определения их модальностей. Это говорит о недостаточности у
детей чувствительного опыта переживания эмоциональных состояний. Нередко им
свойственна амимичность лица, отсутствие ощущений выразительных движений. Дети
с нарушениями зрения также недостаточно хорошо ориентируются в элементах
выразительности движений тела, а движения и позы воспринимают в качестве
практических действий, необходимых для выполнения деятельности.
В.П. Ермаковым эмоциональное неблагополучие детей с
нарушениями зрения трактуется как отрицательное самочувствие ребенка в
социальных ситуациях взаимодействия [10]. Затруднения в общении у таких детей
формирует такие негативные типы поведения, как неуравновешенность, являющаяся
причиной дезорганизованности их деятельности; и устойчивое негативное отношение
к общению, обусловленное эмоциональным неблагополучием и неудовлетворенностью
от взаимоотношений. Н.Н. Буддай
отмечается, что дети с нарушениями зрения имеют слабо развитую
эмоционально-волевую сферу; отсутствует четкость соотнесения эмоций с
мимическими проявлениями; недостаточно сформирована компетентность в проявлении
эмоций и рефлексивных проявлений; слабое понимание мимических проявлений других
людей [2].
Кроме
того, Н.Н. Будай подчеркивается, что для детей с нарушением зрения характерны
определенные типы восприятия эмоциональных состояний [2]:
–
диффузно-локальный тип восприятия выражается в том, что дети с нарушением
зрения воспринимают эмоциональное состояние партнера по общению воспринимают
поверхностно: ребенок акцентирует внимание на единичном элементе экспрессии для
интерпретации эмоционального состояния;
–
аналитический тип восприятия основан на том, что ребенок для восприятия
эмоционального состояния собеседника опирается на определенные признаки
экспрессии;
–
синтетический тип восприятия предполагает целостность совокупных элементов
экспрессии при восприятии эмоционального состояния другого;
–
аналитико-синтетический тип восприятия характеризуется одновременным
объединением и обобщением ребенком всего комплекса элементов экспрессии.
Таким
образом, для детей с нарушением зрения достаточно трудно дифференцировать
изменения в настроении партнера по общению, поскольку их знания достаточно
ситуативны. Они в меньшей степени, чем их нормально развивающиеся сверстники,
обращают внимание на выразительные жесты, мимику, пантомимику, им сложно
отмечать мимические изменения, происходящие в связи со сменой эмоционального
состояния другого, отсутствует четкость соотнесения эмоций с мимическими
проявлениями; недостаточно сформирована компетентность в проявлении эмоций и
т.д.