Часть дипломной работы на тему Сюжетно — ролевая игра как средство развития социально — коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ ПО РАЗВИТИЮ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ СРЕДСТВАМИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 2
2.1. Анализ ситуации по изучаемой проблеме в МБДОУ детский сад 2
№ 22 «Калинка» 2
2.2 Содержание методической разработки по развитию социально-коммуникативных навыков средствами сюжетно-ролевых игр у детей старшего дошкольного возраста 7
2.3 Практическое применение методической разработки на развитие социально-коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста в МДОУ детский сад № 22 «Калинка» 13
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
ПРИЛОЖЕНИЕ 34
Заключение:
В период дошкольного возраста происходит интенсивное развитие способности к общению со сверстниками и взрослыми, в процессе становления эмоционально-практического, ситуативно-делового и внеситуативно-делового этапов общения. Общение со сверстниками позитивно сказывается на детских взаимоотношениях при условии насыщении его выраженной потребностью сотрудничества, доброжелательности в совместной деятельности.
Сюжетно-ролевая игра является эффективным средством развития навыков сотрудничества у детей, поскольку в ней реализуются разные формы взаимодействия по типу сотрудничества (М.И. Шевырева), происходит процесс соподчинения социальных ролей (Д.Б. Эльконин), процесс согласования детьми действий друг друга (А.П. Усова), в игре создаются условия для развития «детского общества» (Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, А.П. Усова), формируются длительные привязанности (Т.А. Репина) и поэтапное игровое взаимодействие (Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова).
Для формирования социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста были разработаны методические материалы, представленные комплексом сюжетно-ролевых игр, соответствующих субкультуре современных детей. Определена совокупность педагогических условий, целей и задач педагогического сопровождения.
Сюжетно-ролевая игра явилась эффективным средством развития социально-коммуникативных навыков у детей – в совместных сюжетных играх дошкольники обучаются правилам совместного взаимодействия, учатся понимать партнера по игре, согласовывать собственные действия с желаниями сверстников. Развитию социально-коммуникативных навыков в игре способствует проявление детьми доброжелательного отношения друг к другу, чуткости, отзывчивости, взаимопомощи, умений выражать просьбу в условиях игрового взаимодействия. В совместных играх дошкольники обучаются сообща управлять своим поведением, учатся подстраиваться под других в условиях совместной деятельности. Коллективный характер игр способствует созданию условий для развития чувства партнерства и навыков позитивного взаимодействия у дошкольников.
Результаты контрольного этапа представлены положительной динамикой: большинство детей находятся в благоприятных статусных категориях, присутствуют взаимные выборы, в группе отсутствует категория изолированных детей, что свидетельствует об улучшении взаимоотношений в группе. Доминирующее число детей отличаются оптимальным уровнем развития СРИ, детей с недостаточным уровнем развития игровой деятельности не выявлено. Зафиксирована динамика сформированности действий по согласованию усилий и сотрудничестве — дети стали больше координировать совместные действия, научились оказывать взаимопомощь, старались договариваться.
По итогам контрольного этапа и по совокупным результатам всех методик дети распределились практически поровну – выявлено 12 (48%) детей с высоким уровнем сформированности социально-коммуникативных навыков и 13 (52%) детей со средним уровнем сформированности социально-коммуникативных навыков.
Данное исследование не претендует на исчерпывающее, и в дальнейшем планируется проведение диагностического исследования для выявления сформированности социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе проведения сюжетно-ролевых игр.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ ПО РАЗВИТИЮ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ СРЕДСТВАМИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Анализ ситуации по изучаемой проблеме в МБДОУ детский сад
№ 22 «Калинка»
Согласно ФГОС ДОУ в качестве целевых ориентиров при организации сюжетно-ролевой игры дошкольников рассматриваются:
— инициативность и самостоятельность ребенка в игре и общении как ведущих видах деятельности;
— способность ребенка выбирать себе партнеров по взаимодействию, участников совместной деятельности;
— уверенность ребенка в своих силах;
— активное взаимодействие ребенка со сверстниками и взрослыми;
— способность ребенка конструктивно взаимодействовать с окружающими, без конфликтов;
— способность ребенка к фантазии и творчеству в игре и владение разными видами игры;
— способность ребенка дифференцировать игровую и учебную ситуацию;
— способность ребенка формулировать свои мысли; способность ребенка к эмоционально-волевой регуляции.
В рамках программы «Детство» для старшей группы описывается создание условий, способствующих активной, разнообразной творческой игровой деятельности дошкольников.
В качестве задач развития игровой деятельности рассматриваются следующие:
— развитие у детей умений к игровому взаимодействию на основе совместного со сверстниками сюжетосложения — это происходит посредством передачи в игре знакомых сказок и историй, через постепенное внесение изменений в уже знакомые детям сказочные сюжеты, что обеспечивается благодаря введению новых ролей, действий, событий, а также дальнейшее сложение новых оригинальных сюжетов;
— обогащение содержания сюжетных игр дошкольников посредством ознакомления с явлениями социальной действительности и взаимоотношениями людей (школа, больница, супермаркет, салон красоты, путешествия и т.д.); активизация воображения посредством сказочных сюжетов и отрывков из мультфильмов;
— развитие у дошкольников умений следовать в соответствии с игровыми правилами в различных видах игр (дидактических, развивающих, подвижных и т.д.);
— формирование и развитие у детей умений к сотрудничеству и взаимодействию со сверстниками в разных видах деятельности; обучение детей формулировать и отстаивать собственную точку зрения, учитывать мнение партнера по игре, а также учить согласовывать свои действия с действиями сверстника.
В программе «Детство» в рамках обучения детей сюжетно-ролевым играм решаются такие задачи, как:
— развитие у детей интереса к сюжетно-ролевым играм, содержание которых наглядно отражает окружающую действительность;
— развитие у детей способности к комбинированию в одном сюжете совокупности реальных и фантастических событий, различных ситуаций;
— введение игр с новой тематикой (Музей, Книжный гипермаркет, Туристическое агентство и т.д.), а также игр с продолжающимся сюжетом, которые проводятся в течение нескольких дней;
— стимулирование детей к самостоятельному участию в конструировании игровой обстановки в соответствии с тематикой игр, спецификой воображаемой ситуации; привлечение дошкольников к совместному с воспитателем изготовлению атрибутов, необходимых для игры — игрушек, предметов-заместителей;
— освоение детьми качественно нового содержания сюжетно-ролевых игр в ходе взаимодействия и сотворчества с педагогом, которое имеет целью подготовку к игре — придумывание содержания игр, игровых ситуаций, проявление детьми творчества и инициативности в ходе создания игровой обстановки;
— обучение детей способам сюжетосложения в ходе совместной с педагогом и сверстниками игры (придумывание игрового сюжета, событий, вербальное обозначение места действия, обращение к партнерам в соответствии с именем игрового персонажа, и т.д.);
— развитие инициативы дошкольников в рамках ролевого диалога с игровыми партнерами; способность к изменению интонации в зависимости от роли, характера игрового персонажа;
— развитие у детей умений к передаче действий, отношения, характера и настроения разыгрываемых персонажей с опорой на средства выразительности (мимику, жесты, движения, интонацию);
— побуждение детей к самостоятельному согласованию плана действий с привлечением таких способов, как жребии, считалки и т.д., а также установление договора относительно развития сюжета и распределения ролей с игровыми партнерами в ходе игры;
— развитие у детей способности к творческому конструированию игровой обстановки, соответствующей замыслу игры.