Часть дипломной работы на тему Сюжетно ролевая игра как средство обогащения словаря для детей младшего дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Заключение:
Констатирующий эксперимент проводился на базе ГБДОУ №27 Колпинского района г. Санкт-Петербурга в младшей группе «Паровозики» в составе 20 человек.
Цель констатирующего эксперимента состояла в выявлении уровня развития словаря у детей младшего дошкольного возраста.
Для достижения цели была предложена авторская методика диагностики словаря младших дошкольников. Для этого были разработаны критерии и показатели, определяющие уровень развития словаря детей младшего дошкольного возраста. Данными критериями и показателями являются следующие:
Первый критерий – ознакомительный, показателями которого являются: богатство словаря; точность и уместность употребления слов.
Второй критерий – репродуктивный, представленный следующими показателями: употребление в речи существительных, употребление в речи прилагательных, употребление в речи наречий.
Третий критерий – деятельностный, показателями которого являются: образность (ассоциативность) словаря; использование усвоенных слов; составление простых предложений.
Для выполнения детям было предложено 9 заданий, направленных на выявление уровня развития словаря, за выполнение которых дошкольникам насчитывались баллы от 1 до 4 по каждому заданию. Далее баллы подсчитывались, на основе общего количества баллов определялся уровень развития словаря детей младшего дошкольного возраста.
На основании анализа результатов исследования был выявлен различный уровень развития словаря у детей младшего дошкольного возраста.
Наиболее трудным заданиями для детей оказался те, которые требовали подбор обобщающего слова, подбор синонимов, антонимов.
Проведение диагностики позволило установить, что высокий уровень свойственен 4 младшим дошкольникам (20%), достаточный уровень –4 младшим дошкольникам (20%), удовлетворительный – 7 младшим дошкольникам (35%), низкий уровень – 5 младшим дошкольникам (25%).
Таким образом, предложенная нами методика диагностики словаря детей младшего дошкольного возраста позволила определить их уровень и наибольшие трудности, что будет ключевым в процессе развития словаря детей данной возрастной группы в дальнейшем.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Цель, задачи и методика констатирующего эксперимента
Констатирующий эксперимент проводился на базе ГБДОУ №27 Колпинского района г. Санкт-Петербурга в младшей группе «Паровозики» в составе 20 человек.
Цель констатирующего эксперимента состояла в выявлении уровня развития словаря у детей младшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели нами решались следующие задачи:
1) подобрать диагностический материал;
2) провести диагностику с целью выявления уровня развития связной речи у младших дошкольников;
3) проанализировать полученные результаты и сделать выводы.
Для достижения цели на констатирующем этапе эксперимента была проведена диагностика словаря младших дошкольников по разработанной нами методике.
Для достижения цели на констатирующем этапе эксперимента была проведена диагностика на основе методики исследователей О.С. Ушаковой, Струниной Е.М. (Приложение №1). Описание заданий диагностики приведено ниже.
I. Воспитатель называет признаки какого-то предмета, а дети отгадывают, о чем речь.
1. Круглый, большой, резиновый, легкий …
(Мяч)
2. Темная, большая, низкая, дождливая …
(Облако)
3. Холодная, чистая, прозрачная, быстрая …
(Вода, река)
4. Белый, пушистый, холодный, скрипучий …
(Снег)
5. Голубое, чистое, безоблачное, прозрачное …
(Небо)
6. Хорошая, хорошая, родная, ласковая, дорогая …
(Мама)
II. Воспитатель показывает предмет, дети называют его признаки.
1. Яблоко какое?
(Вкусное, сладкое, сочное …)
2. Перчатки какие?
(Теплые, шерстяные синие …)
3. Цветы какие?
(Красочные, пышные, красные …)
4. Какой бывает погода?
(Солнечная, теплая …)
5. Платье какая?
(Новая, нарядная, речь …)
III. Игра «Дополни предложения»
Летом листочки на деревьях зеленые, а осенью …
Зайчик летом …, а зимой …
Грибы растут в …, а огурчики — на …
Рыба живет в …, а медведь — в …
Сахар сладкий, а лимон …
Днем свет, а ночью …
IV. Игра «Скажи наоборот»
Воспитатель называет слово, дети называют противоположное (признаки предмета).
Утром — вечером,
поздно — рано,
мокрый — сухой,
добрый — злой,
твердый — мягкий,
чистый — грязный,
вреден — полезный,
старый — молодой,
детский — взрослый,
кислый — сладкий,
веселый — грустный,
богатый — бедный.
V. Игра «Назови лишнее»
Воспитатель называет ряд слов, дети изымают лишнее:
1) майка, сарафан, панамка, валенки;
2) шарик, кубик, апельсин, яблоко, мяч;
3) картина, стол, тетрадь, арбуз;
4) утка, гусь, курица, кот;
5) автобус, велосипед, машина, самолет.
VI. Игра «Сгруппируй предметы»
Воспитатель на доске выставляет картинки: вертолет, бабочка, птичка, автобус, лодка.
Дети по указанию группируют (называют):
1) если это транспорт; 2) если летают; 3) если живые; 4) если неживые.
VII. Подобрать антонимы к многозначным словам
Сухую одежду —
Сухая погода —
Сухой хлеб —
Сухой язык —
Сухое лето —
Сухие цветы —
VIII. ИГРА «УГАДАЙ СЛОВО»
Педагог читает слова названия действий, дети отгадывают, какое слово задумано.
– Восходит, светит, греет … (солнце).
– Шумит, сигналит, мчится … (машина).
– Готовит, стирает, убирает, моет, шьет, любит … (мама).
– Рисуют, помогают, играют, учатся, убирают, растут, бесчинствуют … (дети).
Фрагмент текста работы:
1.2 Особенности развития и словаря детей младшего дошкольного возраста
Дошкольный возраст принято считать периодом наиболее быстрого обогащения словаря детей. Его рост напрямую связан с условиями воспитания и жизни, следовательно, утвержденные данные о количестве слов дошкольников одного и того же возраста в психолого-педагогической литературе между собой разнятся.
У ребенка 3-4 лет центральное место занимает процесс овладения четкой предметной отнесенностью слов и их конкретными значениями. Поэтому в своей конкретно-отнесенной форме значение слово появляется раньше понятия и является предпосылкой его становления. Понятие, что обозначается словом, будучи обобщенным образом действительности, растет и становится шире, углубляется по мере развития ребенка, по мере того, как становится разнообразнее и расширяется сфера его деятельности, увеличивается круг предметов и людей, с которыми он вступает в общение. В процессе своего развития речь ребенка перестает быть зависимой от чувственной ситуации [13, с. 10].
В.И. Логинова демонстрирует особое исследование разговорной речи у детей младшего дошкольного возраста, что в одно и то же время с накоплением словаря в речи ребенка появляются новые категории ошибок. Получая огромную свободу словесного выражения, ребенок начинает произвольно строить предложения. Он нередко пропускает один из главных членов предложения, замещает личное местоимение названием его в третьем лице, что искажает передаваемое содержание: «Стал дед репку… тянет, а вытянуть не может» [23].
Языкознание и психология разъясняют такой важный вопрос, как понятие о словаре активном и пассивном, имеющий отношение к методологии развития речи (А.М. Бородич) [8].
Работа по развитию словаря в детском саду – это постепенное обогащение активного словаря ребенка за счет незнакомых или трудных для него слов. Известно, что расширение и активизация словаря детей дошкольного возраста осуществляется совместно с ознакомлением их с окружающей действительностью и воспитанием правильного к нему отношения. Главной лексической единицей языка, выражающей понятие, является слово. В любом слове возможно отметить его значение или заключенный в нем смысл, звуковой состав (звуковое оформление) и морфологическую текстуру. Все без исключения данные свойства слова необходимо принимать во внимание при проведении словарной работы.
Активный словарь – это слова, которые говорящий не только осознает, но и применяет (более или менее часто). Активный словарь во многом определяет богатство и культуру речи. В активный словарь детей включена обыкновенная лексика, употребляемая всеми, но в единичных вариантах – ряд своеобразных слов, ежедневное употребление каковых разъясняется условиями его существования. Определяя содержание деятельности по формированию активного словаря детей дошкольного возраста, воспитатель обязан принимать во внимание потребности речевой практики, условия их речевого окружения. Кроме этого необходимо не забывать главную задачу обучения родному языку: сделать для ребенка язык средством общения.
Пассивный словарь – это слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам не использует. Пассивный словарь существенно больше активного, в него включены слова, о смысле которых человек догадывается по контексту, которые всплывают в сознании лишь тогда, когда их слышат. Особую задачу предполагает переход слов из пассивного словаря в активный. По мнению А.М. Бородич, внедрение в речь ребенка слов, которые он сам усваивает с трудом, употребляет в искаженном варианте, требует усилий от педагога. Сведения психологии, языкознания, физиологии могут помочь установить область слов, затрудняющих ребенка на разных возрастных этапах [8].
Процесс усвоения ребенком значений слов, их семантики был исследован Л.С. Выготским, который установил, что дошкольник по мере своего развития переходит от случайных, неважных свойств к более значимым. С каждым возрастом меняются целостность и точность отображения им в собственной речи фактов, признаков или связей, имеющихся в реальности.
Осуществляя словарную работу, воспитатели придерживаются следующих принципов:
1) Проведение работы над словом при ознакомлении ребенка с окружающим миром, на основе активной познавательной деятельности.
2) Одновременное развитие словаря с развитием психических процессов и интеллектуальных способностей, с воспитанием чувств, взаимоотношений и поведения детей.