Часть дипломной работы на тему Связь учебной мотивации и отношения к школе у учащихся вторых классов
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 990 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СВЯЗИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ И ОТНОШЕНИЯ К ШКОЛЕ У УЧАЩИХСЯ ВТОРОГО КЛАССА 6
1.1. Теоретические и методологические подходы в отечественной и зарубежной литературе к психологическому феномену «мотивация» 6
1.2. Особенности мотивации в младшем школьном возрасте 11
1.3. Анализ исследований, направленных на выявление связи учебной мотивации и отношения к школе ребенка 20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28
Введение:
Актуальность исследования заключается в том, что в настоящее время требования Федеральных государственных стандартов определяют необходимость развития у детей в начальной школе личностные результаты обучения, включая также мотивацию учения. У многих обучающихся в процессе начала школьного обучения возникают проблемы с успеваемостью. Снижение учебной мотивации у ребенка довольно часто связано с потерей интереса к обучению, при переходе в начальную школу из дошкольного учреждения. Для этого нужно и родителям, и учителям найти пути решения, каким образом нужно мотивировать ребенка.
Дети, обучающие в школе, различны не только по своему темпераменту, но и по уровню психического развития. Для одних учение дается легко, другим надо серьезно потрудиться освоить учебный материал. И те, которые не успевают за сверстниками усвоить основы обучения, как правило, теряют веру в свои силы. Чувство постоянного страха перед плохой оценкой, неверного ответа приводит ребенка к потере школьной мотивации.
Мотивация является именно той силой, которая поддерживает детей, даже когда они сталкиваются с препятствиями или проблемами. Мотивация заряжает их энергией, которая необходима для реализации их потенциала. Мотивированный ребенок является целеустремленным, энергичным и изобретательным: он видит ценность в том, что изучает, и полон решимости достичь своих целей.
Анализ особенностей мотивов и мотивации в психолого-педагогических исследованиях проводился многими авторами. Данную проблему в своих исследованиях освещали такие отечественные и зарубежные авторы как: Б.Г. Ананьев, В.Г. Асеев, Д. Аткинсон, Р.Р. Бибрих, Л.И. Божович, Е.П. Ильин, А. Маслоу, В. С. Мерлин, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, С.Л. Рубинштейн и многие другие.
Особенности учебной мотивации школьников становились объектом исследованиях в работах таких авторов как: Н.А. Мосина, Г. В. Бурменская, М.В. Матюхина, Е.Н. Бичерова, В. С. Мерлин, Н.Ф. Талызина, А.К. Маркова, Т.И. Шамова, М.Г. Морозова, А.Р. Джиоева, С.П. Сахарова и многие другие.
В контексте школьного обучения уровни мотивации школьников могут отражаться в их вовлеченности и вкладе в образовательную среду. Современные тенденции развития образовательного процесса ориентированы не только на познавательное развитие школьников, но также и на повышение мотивации учащихся, способствующей эффективному обучению и учебным достижениям. Для каждого педагога становится актуальным определить необходимые способы повышения мотивации обучения у школьников. От того насколько успешно у учащихся будет сформирована мотивация учения зависит также эффективность всего образовательного процесса.
Научное исследование раскрывает тему повышения мотивации обучения младших школьников, которая актуальна сегодня и требует тщательного изучения. Основными задачами современной системы образования каждой страны на сегодняшний день являются: повышение эффективности обучения, развитие воображения и совершенствование мышления, формирование интеллекта, самореализация, улучшение общения и самовыражения учащихся. Несомненно, на достижение таких задач влияет множество факторов. Однако особое внимание следует уделять таким элементам, как качество образования, уровень преподавания, организация учебного процесса и так далее. Несмотря на это, проблема мотивации учащихся к учебе, и особенно младших школьников, сегодня особенно важна и чрезвычайно актуальна. Это, в свою очередь, повысит успешность учебной деятельности учащихся и будет способствовать формированию способностей, знаний и практических навыков. Таким образом, тема повышения мотивации учащихся начальных классов к учебе сегодня достаточно актуальна и нуждается в тщательном изучении.
Несмотря на то, что к настоящему времени данной проблеме посвящены многие исследованиях и работы многих авторов теоретико-методологические особенности проявления мотивации учения и эмоционального отношения младших школьников к обучению и школе остается малоизученным вопросом. Исходя из этого темы работы: «Связь учебной мотивации и отношения к школе у учащихся вторых классов», является актуальной.
Цель исследования: выявить связь учебной мотивации и отношения к школе у учащихся вторых классов.
Объект исследования: учебная мотивация как психологический феномен.
Предмет исследования: связь учебной мотивации и отношения к школе у учащихся вторых классов.
Гипотеза исследования: мы исходили из предположения, что существует связь между учебной мотивацией и отношением к школе у учащихся второго класса, которая заключается в следующем: существуют обратные значимые связи между мотивами долга и ответственности и отношением к школе и прямые значимые корреляции между содержательными мотивом и коммуникативными.
Задачи:
1. Провести анализ теоретических и методологических подходов в отечественной и зарубежной литературе психологического феномена «мотивация» с целью уточнения этого понятия.
2. Выявить особенности мотивации в младшем школьном возрасте.
3. Провести анализ современных исследований, направленных на выявление связи учебной мотивации и отношения к школе у учащихся вторых классов.
4. Провести эмпирическое исследование, направленное на выявление связи учебной мотивации и отношения к школе у учащихся вторых классов.
5. Разработать программу, направленную на повышение эффективности учебной мотивации у учащихся вторых классов.
Методологическая основа:
положение о мотивах и мотивации человека (Б.Г. Ананьев, В.Г. Асеев, Д. Аткинсон, Р.Р. Бибрих, В. С. Мерлин, Л.И. Божович, Е.П. Ильин, А. Маслоу, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, С.Л. Рубинштейн);
теория деятельностного подхода в обучении (П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, С.Л. Рубинштейн и др.).
Методы исследования:
— Теоретические: анализ психолого-педагогической, лингвистической, методической литературы и учебно-методических комплексов для начальной школы по проблеме связи учебной мотивации и отношения к школе у учащихся второго класса. Обработка данных этого исследования требует использования методов теоретического обоснования, анализа и сравнения.
— Эмпирические: для изучения мотивов обучения у учащихся второго класса в работе использовалась методика «Диагностика учебной мотивации школьников» (по Н. Ц. Бадмаевой на основе методики изучения мотивационной сферы учащихся М. В. Матюхиной), для изучения уровня отношения к школе у учащихся второго класса в работе была использована методика «Оценка школьной мотивации» (по Н. Г. Лускановой)
— Статистические: количественный и качественный анализ полученных результатов: обработка результатов исследования с помощью критерия Спирмена.
База исследования: базу исследования составили учащиеся вторых классов Муниципального автономного образовательного учреждения «Видновская средняя общеобразовательная школа № 10» города Видное, общей численностью 65 человек, из них 33 учащихся 2 «А» класса и 32 учащихся 2 «Б» класса.
Структура работы: данная работа состоит из введения, двух глав, выводов. Работа включает в себя 3 таблицы, 51 источников литературы, 2 приложения. Общий объем работы … страниц.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СВЯЗИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ И ОТНОШЕНИЯ К ШКОЛЕ У УЧАЩИХСЯ ВТОРОГО КЛАССА
1.1. Теоретические и методологические подходы в отечественной и зарубежной литературе к психологическому феномену «мотивация»
Проблема мотивации ребенка к обучению является острой проблемой как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Отвечая на вопрос, что побуждает человека к какому — либо действию, зачем он это делает, что им движет, и мы ответим, что потребность побуждает человека к активности, направленной на удовлетворение этой потребности. Она является внутренним стимулом поведения и деятельности. На основании множества человеческих потребностей А. Маслоу выстроил свою пирамиду, где разделяет эти потребности на пять основных категорий [32, c. 34].
Потребности всегда побуждали человека к деятельности. Если человек имеет потребность во вкусной еде, хорошем доме или хочет путешествовать, то он начинает заниматься трудовой деятельностью. Или имеет потребность в общении, в желании кому — то довериться, то он находит такого человека.
Особенности изучения мотивации становились объектом исследования во многих исследованиях. В данной области можно выделить работы таких авторов: Б.Г. Ананьев, В.Г. Асеев, Д. Аткинсон, В. С. Мерлин, Р.Р. Бибрих, Л.И. Божович, Е.П. Ильин, А. Маслоу, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, Л.И. Божович, П.М. Якобсон, С.Л. Рубинштейн и многих других.
Мотивация является одним из наиболее важных факторов в процессе обучения в начальной школе. Младшие школьники с отсутствием учебной мотивации, не будут учиться эффективно. При этом учащиеся могут не обладать мотивацией к учению по целому ряду причин, как внутренних, так и внешних. При этом дети с хорошим отношением к школе с большей вероятностью будут усердно работать и продолжать учиться, даже с связи с тем, что обучение становится трудным. Поэтому при положительном отношении к учебе и школе дети могут быть более мотивированными к обучению.
Мотивация и мотивационная сфера – это стержень личности, к которому тянутся направленность, социальные ожидания, волевые качества и другие характеристики [43, c.91].
В формировании мотивов деятельности играют большую роль интересы. От них зависит многое, что хочет человек, какого он возраста, к какой социальной группе относится. И от этого будет зависеть, к каким мотивам деятельности он стремится, чего хочет достичь: достаточно будет удовлетворение физических потребностей или стремление к признанию, достижению успеха и высокой оценки, и карьеры по служебной лестнице [45, c.12].
Понятие «мотив» трактовалось многими исследователями и авторами с различных точек зрения и с различных теоретико-методологических позиций и научных течений. Мотив рассматривался как потребность в исследованиях такого автора как А. Маслоу. А. Маслоу предположил, что мотивация является результатом попытки человека удовлетворить пять основных потребностей: физиологических, безопасности, социальных, уважения и самореализации. Согласно Маслоу, эти потребности могут создавать внутреннее давление, которое может влиять на поведение человека [32, c.34].
Установлено, что данная проблема представлена исследованиями многих отечественных и зарубежных ученых и педагогов-практиков в контексте данной работы, в основе которой лежит повышение мотивации к учебе у учащихся начальной школы [2, c.21].
Со стороны деятельностного подхода авторы также рассматривали мотивы в своих исследованиях (П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, С.Л. Рубинштейн и др.). А.Н. Леонтьев впервые среди отечественных авторов рассматривает понятия деятельности и мотивации в одном теоретическом контексте [27, c. 124]. Определение мотива в работе автора приводится как необходимость, что позволяет выявить его особый характер. Другими словами человеческая мотивация представляется автором как регулятор поведения на определенном уровне, который отражается в сознании различными способами. В особенности за счет реализации эмоциональных отношений через систему словесных обозначений. Мотив, как предмет необходимости, предполагает наличие двух диалектически общих полюсов – субъективности как движущей силы деятельности и пристрастности, которая определяет процесс формирования смысла. Это выдвигает особые требования к построению диагностических методов, с помощью которых можно анализировать мотивы.
В психологической области науки существуют и другие определения понятия «мотив». Советский психолог Л.И. Божович придерживается понятия «мотив», которое включает в себя следующие компоненты: намерения, идеи, представления, чувства, переживания [7, c. 123].
Отечественный ученый в области психологии, В.С. Мерлин, раскрывая понятие «мотив» опирался на его схожесть с самим процессом мотивации. Автор отмечал, что характер действий, направленных на достижение цели, зависит от мотивов. По мере взросления, многие мотивы человека, лежащие в основе его поведения, становятся настолько характерными для него, что превращаются в черты личности. К таким мотивам относятся мотивация достижения и мотивация избегания неудачи, а также мотив власти, помощи другим (альтруизм), мотивы агрессивного поведения и некоторые другие. Те мотивы, которые занимают доминирующее положение в поведении человека, лежат в основе личностных характеристик, проявляющихся в характеристиках личностных черт другого рода [35, c.224].
В психолого-педагогических исследованиях одним из первых авторов, кто стал использовать понятие «мотивация» стал А. Шопенгауэр в начале двадцатого века. С исследований данного автора данное понятие прочно укрепилось в данной области. С этого времени данное понятие стало использоваться с целью объяснения различных поступков человека, а также поведения животных [4, c.204].
Рассмотрим особенности трактовки понятия «мотивация» в исследованиях различных авторов. Сам термин «мотивация» происходит от латинского глагола «movere», который в свободном словаре терминов и понятий характеризуется как: «побуждение к действию, динамический процесс физиологического, психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности».