Часть дипломной работы на тему Связь стрессоустойчивости личности с конфликтностью военнослужащих первого года службы
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1.
Теоретические основы исследования связи стрессоустойчивости личности с
конфликтностью военнослужащих первого года службы.. 6
1.1. Понятие
стресса и стрессоустойчивости в психологической науке. 6
1.2.
Особенности стресса жизни военнослужащих срочной
службы ВС РФ.. 12
1.3. Проблема
конфликтности личности в отечественной и зарубежной литературе 16
1.4. Связь
стрессоустойчивости личности с конфликтностью военнослужащих первого года
службы.. 27
Выводы по 1
главе. 30
Список
литературы.. 32
Введение:
Профессиональная
деятельность военнослужащих требует готовности выполнять широкий круг задачи в экстремальных
условиях, в результате чего личность находится в режиме психического и
физического напряжения, а следовательно, нарушается обычный режим труда и
отдыха человека. В сложных экстремальных ситуациях психические и другие
перегрузки достигают границ, за которыми могут наступать переутомление, нервное
истощение, аффективные реакции, полный срыв деятельности и т.д. Это означает,
что во время несения военной службы угрозе подвергается не только физическое
здоровье военнослужащих, но и возможный риск возникновение стрессовых
состояний.
Пребывание в состоянии
стресса существенно влияет на снижение успешности и качества выполнения
молодыми солдатами профессиональной деятельности и требует использования
дополнительных внутренних ресурсов для поддержания оптимального уровня
психического и физического состояния. Подобная ситуация способствует
возникновению ряда последствий, негативно сказывающихся как на самой служебной
деятельности в целом, так и на возникновение конфликтов в военном коллективе.
Именно стресс оказывает воздействие на формы протекания конфликтного
взаимодействия среди военнослужащих, обостряя, расширяя или углубляя его.
В этой связи формирование
стрессоустойчивости является важным условием сохранения психического здоровья
военнослужащих и развитие межличностных отношений в военном коллективе.
Стрессоустойчивость предполагает способность военнослужащих к саморегулированию
и быстрому восстановлению психологического равновесия, сохраняя при этом
высокую работоспособность.
Проблема стресса в зарубежной
и отечественной психологии разрабатывалась такими авторами, как Г. Селье, Дж.
Уотсон, P. Лазарус, М. Дэвидсон, Ф. Калимо, Л. Купер, С. Касл, Л. Леви, Т.
Мейман, Б.А. Вяткин, Г.Н. Кассиль, Л.А. Китаев-Смык, Н.Д. Левитов и др.
Особенности развития стрессоустойчивости у военнослужащих рассматриваются в
работах Ю.М. Захарова, В.В. Знакова, А.Г. Маклакова, Ю.И. Погодина, В.С.
Новикова, А.М. Столяренко и др.; вопросы развития межличностных конфликтов в
Вооруженных силах Российской Федерации разработаны военными психологами: А.Я.
Анцуповым, В.М. Барановым, В.П. Галицким, В.М. Круком, М.П. Крапивиным, В.В.
Синеоком, А.Д. Сергодеевым, Н.Ф. Феденко, А.И. Шипиловым и др.
Заключение:
В результате
теоретического исследования можно сделать следующие выводы:
Стрессоустойчивость – это
базовая характеристика личности, которая представляет собой устойчивость
личности к действию стрессогенных факторов для сохранения способности к
социальной адаптации, значимых межличностных связей, трудоспособности, здоровья
и обеспечения обеспечение успешной самореализации, а также достижения жизненных
целей. Причиной возникновения стресса являются стресс-факторы — таких условий
внешней и внутренней среды, в результате которых человек оказывается в
состоянии стресса, что делает необходимым совладание с ним.
Стрессоустойчивость как
фактор эффективного выполнения служебных и боевых задач необходимо
рассматривать как комплексное свойство личности, характеризующееся степенью
адаптации индивида к воздействию экстремальных внешних и внутренних факторов,
возникающих в процессе жизнедеятельности и проявляется в доминирующих
функциональных состояниях, уровне работоспособности и демонстрируемых моделях
поведения как характеристик, влияющих на эффективность и надежность совместной
деятельности.
Конфликт – столкновение
противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов
оппонентов или субъектов взаимодействия. Вместе с тем, конфликт является
актуальным противоречием, другими словами, конфликт это – олицетворенные в
противостоящем взаимодействии ценности, установки, мотивы. Бесспорно, что для
урегулирования противоречия обязательно должны предстать в действиях — в их
столкновении. Противоречие, буквальное или мыслимое, состоит в этом
столкновении.
Для конфликта характерны противодействия
в виде взаимодействия, поведения или деятельности, устремленных на защиту
персональных увлечений путем деривации инициативности оппонента, нанесения ему
морального или материального вреда, а также отрицательное отношение друг к
другу.
Конфликтное поведение
обладает собственными основами, стратегиями и тактиками. Каждый человек в
конфликте ведет себя по-разному в зависимости от ряда факторов. К. Томас и Р.
Килмен разработали двухмерную модель стратегий поведения личности в конфликтном
взаимодействии по двум факторам: заинтересованности в удовлетворении своих
интересов и интересов другого человека. Всего они выделили пять стратегий:
сотрудничество – высокая направленность на достижение собственных интересов и
интересов оппонента, а также признание ценности межличностных отношений;
компромисс – равный учёт интересов обеих сторон, при обоюдном отходе от
первоначальных позиций, приспособление – построение взаимодействия в ущерб
собственных интересов, ради интересов оппонента, избегание – отсутствие
стремления к активным действиям по разрешению конфликта, без направленности на
достижения собственных интересов или интересов оппонента.
Фрагмент текста работы:
Понятие стресса и стрессоустойчивости в психологической науке
Стресс в наше время является одним из видов аффектов, и представляет
собой сильное психологическое напряжение. Проблемой стресса и совладающего
поведения занимались многие учёные, такие как, Г. Селье, Р. Лазарус, Й. Шульц,
Д. Майерс, Ю.В. Щербатых, У. Кэннон, Л.А. Китаев-Смык, Ю.И. Александров и др.
В психологической науке стресс рассматривают с разных подходов. Но
большинство авторов утверждают, что стресс – это универсальная реакция
организма на какое-либо воздействие, влияющее на его гомеостаз. Г. Селье
говорил, что реакция на стресс всегда однообразна, т.е. физиологические
изменения одинаково происходят при воздействии разных стрессоров, таким образом,
осуществляется адаптационный синдром у человека. Г. Селье утверждал, что стресс
спутник человека на протяжении всей его жизни.
Как отмечал Г. Селье, «…стресс – это неспецифическая реакция
организма, происходящая в ответ на разнообразные воздействия, называется общий
адаптационный синдром или стресс…» [43].
Е.А. Куликова определяет стресс как совокупность стереотипных,
филогенетических запрограммированных неспецифических реакций организма,
подготавливающих его к физической активности, т.е. к сопротивлению, борьбе или
бегству. Слабые воздействия не приводят к стрессу, он возникает только тогда,
когда влияние стресса превосходит обычные приспособительные возможности
человека [25].
Н.С. Ищенко указывает на то, что стресс – это угроза, беда, напасть [22]; Р.
Лазарус расценивает угрозу как предвосхищение человеком будущего столкновения с
какой-то опасностью и считает ее ключевым механизмом развития эмоционального
стресса [27];
В.В. Суворова определяет стресс как чрезвычайное состояние, которое необходимо
преодолеть, из которого надо выйти [44];
Ю.Б. Абрамов и М.А. Уколова считают, что стресс — это приспособительная реакция
по отношению к сильным угрожающим жизни раздражителям, и возникает он в
конфликтных ситуациях, в которых животное и человек не имеют возможности
удовлетворять свои потребности [1];
А.В. Вальдман с соавторами склонны понимать эмоциональный стресс как реакцию
организма на угрозу, которая воспринимается дистантно, вызывает соответствующее
эмоциональное отношение к данному воздействию, что является запускающим
процессом подготовки организма к возможным последствиям, а так же как личную
реакцию на аверсивный (негативно оцениваемый) сигнал, имеющий вид целостной,
динамично развивающейся функциональной системы [10].