Часть дипломной работы на тему «Суверенность психологического пространства личности как фактор профессионального самоопределения кадет»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Глава 1 Теоретические аспекты изучения суверенности психологического пространства личности как фактора профессионального самоопределения учащихся кадетских корпусов 2
1.1. Теоретические подходы к изучению суверенности психологического пространства личности 2
2.2 Особенности профессионального самоопределения кадет 15
2.3 Особенности формирования суверенности психологического пространства личности в условиях кадетского образовательного учреждения 35
Список литературы 50
Фрагмент текста работы:
Глава 1 Теоретические аспекты изучения суверенности психологического пространства личности как фактора профессионального самоопределения учащихся кадетских корпусов
1.1. Теоретические подходы к изучению суверенности психологического пространства личности
В последние годы наблюдается рост исследований, направленных на изучение суверенности психологического пространства личности. Это обуславливается повышением интенсивности ритма современной жизни, высокой взаимозависимостью социальных интеракций, информационной и коммуникативной перегруженности и возрастающей потребностью человека в ощущении целостности своего «Я».
Контекст изучения феномена формирования суверенности психологического пространства личности в психологии появился в ответ на давно назревшую необходимость в более глубоком познании сущности интеграционных характеристик психических явлений. Необходимо отметить, что исследования, посвященные феномену суверенности психологического пространства личности, получили свою операционализацию в концепции С.К. Нартовой-Бочавер рассматривающей проблему автономного поведения личности. По мнению С.К. Нартовой-Бочавер, суверенность – это «…способность человека контролировать, защищать и развивать свое психологическое пространство, основанная на обобщенном опыте успешного автономного поведения» [38, с.132].
Психологическая суверенность представляет собой форму субъективности человека и позволяет в разных формах спонтанной активности реализовать потребности. Психологическая суверенность предполагает не сопоставление с заданными извне нормами и образцами поведения, а достижение внутреннего эмоционального согласия с обстоятельствами жизни человека.
Потребность в личном пространстве столь же важна, как и потребность в еде, сне или безопасности. Без личного пространства и четко определенных психологических границ человек чувствует себя некомфортно, может болеть и быть неспособным на продуктивные действия. Поэтому необходимо не только сохранять свое пространство целым, четко определяя его психологические границы, но и уважать личное пространство окружающих людей.
Психологическое пространство личности – это «…психологическое образование, возникающее в результате взаимодействия или установления паритетных отношений между стремлением сохранить спонтанность и аутентичность и необходимостью социальной адаптации» [23, 130].
Характеризуя данный феномен В.В. Нуркова отмечает, «…это то, что отделяет человека от окружения; это тонкая грань, проведенная в нашем понимании и ощущении нас самих, как отдельных личностей, она невидима, ее можно только почувствовать; понимание, где твое, а где чужое» [40, 130].
В философской, психологической и психотерапевтической литературе при определении понятия «психологическое пространство личности» активно используют такие понятия, как «психологические границы личности», «предел жизни и предел Я-ощущений», контактная граница, энергетическая граница, граница «Я» и внутренняя граница и др.
Проблема изучения психологического пространства личности и его суверенности как характеристики психологического пространства имеет глубокие корни как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Одними из первых, ученых стремившихся определить границы феномена психологического пространства стали З. Фрейд и К. Хорни, которые постулировали существование границ между «Я» и внешним миром и настаивали на существовании внутренних и внешних границ, в пределах которых находится все осознанное личностью.
Как отмечается в большинстве современных исследований проведенных отечественными и зарубежными учеными, психологическое пространство личности представляет собой субъективно значимую составляющую бытия, которая определяет стратегию жизни человека и включает в себя комплекс физических, социальных и психологических явлений, с которыми человек себя отождествляет: территорию, личные предметы, социальные привязанности, установки. Субъективно психологическое пространство личности опирается на совокупность физических и психологических маркеров, которые отделяют психологическое пространство одного человека от психологического пространства другого человека. При этом, психологическая суверенность является важным показателем состояния границ психологического пространства личности, нарушение которых ведет к проявлению агрессии и самозащиты и в то же время является причиной формирования различных форм психических нарушений.
В психологической литературе суверенность обозначается как личностная характеристика, выражающаяся в глубоком познании действительности и освоении индивидуумом социальной среды. Предпосылкой осознания личностью своей суверенности является кристаллизация «Я», зрелость эмоционально-психологического отношения к миру, развитие самосознания.
В рамках проведенных исследований гуманистической и экзистенциальной психологии личности, суверенность рассматривается не просто как признак внутренней гармонии личности человека с самим собой, но и в рамках формирования отношения к жизненным ситуациям.
В работах К.А. Абульхановой-Славской подчеркивается, что понятие «суверенности» во многом пересекается с категорией «субъектность», которое конкретизируется, раскрывается в различных субъектных проявлениях личности [1, с. 75].
Однако, необходимо отметить, что на сегодняшний день в научном мире до сих пор не сформировано единого мнения, определяющего систему факторов, обеспечивающих человеку собственный феномен личностной суверенности. А существующее разнообразие представлений о содержании, природе и функциях личностной суверенности подчеркивает особый пласт реальности, который указывает на «…человека, который формируется как личность способная осуществить акт выхода за свои пределы» [12, с. 69].
Развитие суверенности и уточнение границ происходит в течение всей жизни человека, однако особенно интенсивно эти процессы протекают в дошкольном и подростковом возрасте. В подростковом возрасте суверенность находит свое выражение в стремлении как к социальной, так и территориальной автономии, неприкосновенности личного пространства.
Суверенность является не просто признаком гармонии личности с собой и рассматривается не только как интрапсихологическое явление, но содержит в себе и синергетическое отношение к определенным жизненным ситуациям.
В связи с этим, психологическую суверенность можно рассматривать сквозь призму формирования отношения к различным измерениям психологического пространства. Суверенность проявляется в переживании личностью аутентичности собственного бытия, уместности в пространственно-временных и ценностных обстоятельствах жизни, что способствует принятию и уверенности человека в том, что он действует согласно собственным желаниями и убеждениями.
Психологическая суверенность является важным показателем состояния границ психологического пространства личности, нарушение которых ведет к проявлению агрессии и самозащиты и в то же время является причиной формирования различных форм психических нарушений. Например, нарушения суверенности психологического пространства личности могут проявляться как насилие над телом, вторжение на чужую личную территорию, использование вещей без разрешения владельца. По имеющимся в литературе данным суверенные личности: имеют высокие показатели социально-психологической адаптированности к окружающей действительности, прекрасно ориентируются в событиях; ориентированы на настоящее, переживают здесь и теперь момент своей жизни во всей его полноте; ощущают неразрывность прошлого, настоящего и будущего, то есть видят свою жизнь целостно; являются депривированными личностями – ориентированными лишь на один из отрезков временной шкалы (прошлое, настоящее или будущее) и имеют дискретное восприятие своего жизненного пути; имеют высокий уровень субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями, считают, что большинство важных событий в их жизни являются результатом собственных достижений, что они могут ими управлять, и, таким образом, чувствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом; независимые в своих поступках, стремятся руководствоваться в жизни собственными целями, убеждениями, установками; свободные в выборе, не подверженные внешнему влиянию; способны к быстрой установке глубоких и тесных эмоционально-насыщенных контактов с людьми, к субъект-субъектному общению; стремятся к доминированию и испытывают эмоциональную комфортность в любых ситуациях; ценят свои достоинства, положительные свойства характера, уважают себя за них, принимают себя такими, какие они есть.
Результаты анализа научной литературы свидетельствуют о том, что психологическую суверенность можно очертить как качественную характеристику личностного стиля человека, которая проявляется в способности защищать и развивать свое психологическое пространство. Она является формой субъектности человека и позволяет в разных формах спонтанной активности реализовать потребности, формируя тем самым собственный стиль жизни. При этом, суверенные личности независимы в своих поступках, ориентированы на настоящее и способны направлять свой жизненный путь.
В зависимости от сформированности уровня личных границ человек по-разному относится к родным, друзьям, знакомым. Мера переживание «своего и чужого» определяет способность личности к диалогу и общему творчеству в любых сферах жизнедеятельности [9, с. 128].
Свое психологическое пространство человек охраняет от попыток вторжения, оно помогает отделиться от всего того, что составляет естественный жизненный фон. Таким образом человек поддерживает собственную безопасность, свободу и независимость. При том необходимо отметить, что границы личностного пространства определяют отношение человека к обществу и другим людям.
Дифференциация психологического пространства человека определяет эффективность функционирования его личностной структуры. Чем выше степень дифференциации, тем более возрастает уровень самопонимания, а человек легче и скорее выбирает способ адаптации (модель защитного поведения). По мнению Б.С. Братусь, «…такой взгляд на проблему формирования психологического пространства личности требует признания наличия двух типов личностных границ: внешних и внутренних» [16, с.59].
Е.Н. Паниной выделяются отдельные параметры формирования психологического пространства личности, среди которых автором выделяются «…пространство тела, пространство вещей и пространство ценностей), выраженность которых при гипертрофированном, оптимальном или депривированном уровнях суверенности связана как с общим уровнем психологического благополучия (высокий или низкий), так и с уровневневыми показателями отдельных параметров благополучия, в частности, автономии, личностного роста, наличия жизненных целей и самоутверждения» [42, с. 60]. Исследовательница отмечает, что в случае, когда психологическая граница не совпадает с границей физического тела, а тело естественно создает здоровые границы, то ментальные и эмоциональные границы между человеком и окружающим миром необходимо научиться правильно определять.
Проблема формирования и развития психологических границ личности – это проблема самоопределения и соотнесенности внутреннего мира и окружающим миром. Стоит отметить, что границы характеризуются подвижностью, динамичностью, именно этот признак обеспечивает психологическое равновесие личности в различных условиях. Граница с одной стороны выступает как защита психики от разрушительных внешних воздействий, а с другой – пропускает необходимую для человека энергию [51, с.117]. Психологически здоровая личность имеет одновременно устойчивые и динамичные границы, именно поэтому способна гибко строить отношения с другими оставаясь при этом независимой.
В подростковом возрасте, как отмечается в работах большинства отечественных психологов, у мальчиков возрастает чувство долга, а также человеческого достоинства и требовательности к самим себе, усиливается самоконтроль и принципиальность суждений относительно своих взаимоотношений в группе. Молодые люди очень дорожат своей честью. Отсюда стремление к самосовершенствованию, стремление стать полноценным человеком. Необходимо отметить, что на чувства и настроение представителей юношества значительное влияние оказывает присущая в этом возрасте повышенная эмоциональность. И только самосознание и понимание необходимости управлять своим настроением дает возможность молодому человеку преодолевать эти трудности. При этом, отмечается, что нарушение психологического пространства является наиболее значимой и острой проблемой в данном возрастном периоде. Так как именно в этом возрасте, по мнению Э. Эриксона, происходит выделение идентичности личности, стремление к самостоятельности, обособление.
Было отмечено, что успешность приспособления кадет к условиям учебно-служебной деятельности зависит не только от их ожиданий, которые включают: осознание кадетом того, какого поведения ожидают от него другие, прежде всего значимые для него люди; понимание возможных реакций окружения на его поведение; осознание требований, выдвигающихся окружением. Содержание и сущность ожиданий кадет не в меньшей степени обусловливается самооценкой и уровнем притязаний, которые являются базой для построения более обобщенных, интегрированных представлений о себе, выступающих в форме «образа Я», «Я-концепции». Такие ожидания обусловлены не только индивидуальными психологическими свойствами каждого кадета, но и учебной организационной структурой кадетской группы, групповыми нормами и эталонами перспектив развития общественной жизни. У стойких малых групп они отражают необходимость взаимосогласованных действий членов отдельной группы, при этом наибольшую значимость приобретает необходимость формирования оптимальных границ психологического пространства.
Оптимальные границы личности дают право отказываться, выражать открыто свои чувства, быть самим собой. Психологическая граница имеет важное значение в процессе межличностного общения и восприятием людьми друг друга. Естественно, что без четко определенных комфортных границ люди испытывают значительные проблемы в повседневной жизни, в отношениях с родными и близкими, коллегами, окружением и др.[36, с.152]
Человек чувствует себя комфортно в мире, если границы нормальные и здоровые. Он легко общается, вступает в отношения, поддерживает их и разрывает, переезжает с места на место, находит новую работу и еще выполняет много различных комфортных действий в жизни. Здоровые границы достаточно гибкие и человеку легко определить, на каком уровне ему удобно и приятно общаться и хочет ли он этого общения (может сблизиться с людьми, а потом отдалиться, если почувствует, что в отношениях что-то не так). Отметим, что на формирование психологического пространства значительное влияние оказывают окружающая обстановка, события, в которые оказывается вовлеченным подросток
К основным функциям психологической границы относятся: самовыражение себя в мире, сдерживание внутренней энергии, неуверенность, проницаемость, впитывание, самоотдача и др.
Характеризуя процесс сдерживания внутренней энергии (контейнерования) как способности человека выдерживать различные виды психической энергии, такие как: эмоции, напряжение, инстинктивные импульсы и др. Е.Б. Старовойтенко отмечает: «…человек, определяя свое индивидуальное пространство, меняет психологические границы: то сужает их, то расширяет» [51, с.98]. Способность личности успешно адаптироваться, а именно: достижение такого состояния взаимоотношений личности и группы, когда личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяющую стержневые социогенные потребности в полной мере, идет навстречу тем ролевым ожиданиям, которые предъявляет к ней эталонная группа, переживает состояния самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей.
В работах Н.Ф. Калины под социальной адаптацией подразумеваются «…способы приспособления, регулирования, гармонизации взаимодействия индивида с окружением: при этом индивид выступает как активный субъект, который адаптируется к среде в соответствии со своими потребностями, интересами, стремлениями и активно самоопределяется [27, с. 88].
Необходимо отметить, что личностное пространство в юношеском возрасте в научной литературе чаще всего рассматривается через систему формирования идентичностей, выполняющих регулирующую функцию в процессе жизнедеятельности молодого человека. При этом, внутренние и внешние факторы формирования личностного пространства являются взаимосвязанными и взаимообусловленными, о чем свидетельствуют факты влияния социально-психологических изменений в формат положительного преобразования или негативной дестабилизации структур жизненного пространства.
В современной психологии существует значительное количество работ, в рамках которых методологические горизонты проблемы формирования психологического личностного пространства актуализируют ряд теоретических конструктов, что в целостной картине составляет панораму конструктивного изучения данного феномена. При этом, само определение личностного пространства содержит его пространственно-временное и социально-структурное измерение, основные функциональные признаки и обоснования доминирующих признаков аксиологического проектирования личности и рассматривается как компонент структуры жизненного пространства человека.
Понятие «психологическое пространство личности» получило теоретическое обоснование в работах С.К. Нартовой-Бочавер, которая обозначила его как «интериоризированную и персонализированную субъектом часть среды», «…способность человека управлять, контролировать и развивать свое психологическое пространство, основанная на опыте успешного автономного поведения» [38, с.76]. По мнению исследовательницы, психологическое пространство включает в себя шесть конструктов: физическое тело, территорию, личные вещи, привычки, социальные связи и ценности. При этом, каждая из рассматриваемых сфер имеет свои границы, целостность которых определяет суверенность психологического пространства личности в целом.
В исследованиях В.Е. Клочко, В.И. Кабрина данный феномен характеризуется как: «…способность к самополаганию благодаря имеющейся силе» [30, с.33]. По мнению авторов, она выражается в способности выбирать точки приложения своих возможностей, меняя при этом свое жизненное пространство и самого себя.
В работах А.Л. Журавлёва и А.Б. Купрейченко психологическое пространство личности определяется как «… «субъективизированная среда», создаваемая и поддерживающаяся самим субъектом в соответствии с его жизненными принципами и смыслами, ценностями и целями» [23, с.188]. При этом, суверенность психологического пространства определяется большинством исследователей как состояние границ психологического пространства личности, в состав которого входит все то, с чем человек себя соотносит и считает своим: физическое тело, личные вещи, привычки, вкусы и ценности, социальные связи и др.
Отметим, что личностное пространство в юношеском возрасте чаще всего рассматривается через систему формирования идентичностей молодого человека, выполняющих регулирующую функцию в процессе жизнедеятельности человека.
В большинстве исследователей оно характеризуется как часть социального пространства, которую чаще всего рассматривают как «внутреннюю среду» человека, то есть представление человека о себе, его совокупный образ, который поддается моделированию. Личностное пространство выступает как мыслительная модель жизненной человеческой среды, ее определенная нормативная концепция.
В исследовании В. Джеймса было предложено к рассмотрению такие составляющие психологического пространства личности, как: физическое, социальное и духовное [20, с.69]. При этом, автор отмечает, что первичное развитие физического пространства происходит у детей в раннем возрасте, социальное пространство зарождается в 3-6 лет на основе физического, духовное пространство начинает формироваться в подростковом возрасте. Следовательно, отдельные аспекты личности формируются в разное время, и если ребенок попадает в определенном возрасте в некомфортные условия, у него может нарушиться формирование отдельных видов психологических границ. Констатируется, что достижение суверенности личности является результатом и фактором ненасильственного, уважительного отношение к субъекту и самого субъекта к миру. Суверенность является также необходимым условием и результатом продуктивной деятельности в разных отраслях и поэтому может коррелировать с объективными и субъективными показателями жизненной успеваемости, адекватными возрастной стадии и конкретной жизненной ситуации человека.
Характеризуя структуру личностного пространства И.Б. Котова, О.С. Канаркевич ,В.В. Знаков, З.И. Рябикина вносят в него такие компоненты, как: адаптационный, мотивационный и личностно-поведенческий, структурный — конфигурация которых определяет сферу полноценного жизнеутверждения внутреннего локуса контроля социальной деятельности субъекта. При этом, по мнению авторов, каждый из компонентов выполняет свои специфические функции: «адаптационный компонент – адаптационную, контролирующую и защитную; мотивационный компонент – стабилизирующую, идентификационную и инновационную; личностно-поведенческий компонент – организующую, коммуникативную и аккумулирующую» [34, с.76].
В качестве субъективных проявлений личности разные авторы относят: активность, ответственность, креативность, рефлексивность, интенсивность, целеполагание, саморегуляцию, самоконтроль, временную организацию деятельности, внутреннюю свободу, достоинство, личностные смыслы, ценности, самоопределение, самодеятельность, самооценку, самовоспитание, самоидентификация и много других.
Отметим, что субъектные признаки личностного пространства являются следствием взаимодействия социогенных потребностей человека с ценностями социального окружения, что позволяет определить его как субъективно значимый фрагмент бытия, определяющий актуальную деятельность и стратегию жизни человека, и включающий комплекс физических, социальных и психологических явлений, с которыми человек себя отождествляет, а, следовательно, оберегает всеми доступными ему физическими и психологическими средствами. При этом, способность контролировать, защищать и развивать свое личное психологическое пространство рассматривается большинством исследователей как личностная суверенность, которая является формой внутреннего эмоционального согласия с обстоятельствами жизни или синергетическим отношением к жизненной ситуации[36, с.202].
Психологические границы личности выполняют следующие функции:
— на границе взаимодействия с миром рождается субъективность;
— границы определяют личностную идентичность человека;
— устанавливая границу, субъект создает возможность и инструмент равноправного взаимодействия;
— границы создают возможность селекции внешних влияний, а также защищают от разрушительных воздействий;
— наличие границ определяет границы личностной ответственности.
Констатируется, что достижение личностной суверенности является необходимым условием и результатом продуктивной деятельности человека в разных отраслях и поэтому может коррелировать с объективными и субъективными показателями жизненной успешности, адекватными возрастной стадии и конкретной жизненной ситуации человека.
В результате проведенного анализа научно-психологической литературы было установлено, что личностная суверенность не является врожденным качеством человека. Она приобретается на определенных этапах жизненности пути и основывается на опыте успешного автономного поведения. При этом, особенно значимым становится переживание суверенности психологического пространства в подростковом и юношеском возрасте, что обуславливается развитием новообразований данного возрастного периода и жизненными задачами перед ним стоящими.
Внутренние и внешние факторы формирования личностного пространства являются взаимосвязанными и взаимообусловленными, о чем свидетельствуют факты влияния социально-психологических изменений в формате позитивного преобразования или отрицательной дестабилизации структур жизненного пространства человека [49, с.46].
Отметим, что развитие суверенности и уточнение границ происходит на протяжении всей жизни человека, однако особенно интенсивно эти процессы протекают в дошкольном и подростковом возрасте. В юношеском возрасте суверенность находит свое выражение в стремлении как к социальной, так и территориальной автономии, неприкосновенности своего личного пространства. При этом, личность, обладающая общей суверенностью границ психологического пространства, становится способной к формированию положительных смысложизненных ориентаций, ценностей и идеалы, позволяющих адаптироваться к изменяющимся условиям современного мира.
В результате проведенного анализа научно-психологической литературы было установлено, что личностная суверенность не является врожденным качеством человека. Она приобретается на определенных этапах жизненности пути и основывается на опыте успешного автономного поведения. При этом, особенно значимым становится переживание суверенности психологического пространства в подростковом и юношеском возрасте, что обуславливается развитием новообразований данного возрастного периода и жизненными задачами перед ним стоящими.
Внутренние и внешние факторы формирования личностного пространства являются взаимосвязанными и взаимообусловленными, о чем свидетельствуют факты влияния социально-психологических изменений в формате позитивного преобразования или отрицательной дестабилизации структур жизненного пространства человека.