Часть дипломной работы на тему Субъективное благополучие приемного ребенка младшего школьного возраста в приемной семье
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К СУБЪЕКТИВНОМУ БЛАГОПОЛУЧИЮ ДЕТЕЙ В ЗАРУБЕЖНОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ 6
1.1. Основные концепции детского благополучия. Теоретические подходы к определению понятия «субъективное благополучие ребенка» в зарубежной и отечественной психологии 6
1.2. Основные подходы и инструменты измерения субъективного благополучия ребенка, в т.ч. ребенка-сироты 11
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 17
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАЗЛИЧНЫХ УСЛОВИЯХ ВОСПИТАНИЯ 18
2.1. Особенности социализации детей-сирот в условиях институционального воспитания 18
2.2. Особенности социализации детей-сирот в замещающей семье 25
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36
Введение:
Актуальность исследования. Актуальность исследования субъективного благополучия у детей, воспитывающихся в детских домах и приемных семьях, обусловлена возрастанием интереса к изучению проблем влияния раннего депривационного опыта на психическое развитие детей. Психологическое благополучие определяется как базовый субъективный конструкт, отражающий восприятие и оценку своего функционирования с точки зрения вершины потенциальных возможностей человека. Такое рассмотрение термина указывает на высокую роль ценностных и смысловых ориентаций личности в определении благополучия (или неблагополучия).
В современных условиях постоянно растет количество детей, оставшихся без попечения родителей. Воспитание данной категории детей в современном российском обществе реализуется в условиях экономического и политического реформирования. Сиротство является одной из крайне острых проблем, стоящих перед обществом, поскольку ежегодно в России больше полумиллиона детей разных возрастных категорий остаются без попечения родителей. Вопросы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, защиты их прав и законных интересов регламентируются, в частности, рядом нормативно-правовых документов, в соответствии с которыми в Российской Федерации приоритетной формой устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является усыновление, установление опеки либо попечительства, устройство на воспитание в приемную семью, интернатные учреждения.
Регламентированность и монотонность жизнедеятельности в условиях детского дома, отсутствие свободы выбора и атмосферы психологического комфорта и безопасности, социальная ситуация развития, подкрепленная материнской, сенсорной и коммуникативной депривацией, приводят к социальной дезадаптации детей-сирот. Детям, воспитывающимся в детских домах, свойственны такие характеристики, как инфантильность, неприятие себя как личности; нарушения интеллектуальной, потребностной, аффективной сфер; эмоциональная и психическая депривация. Основная задача — способствовать эффективной социализации воспитанников, созданию благоприятных условий для их личностного роста.
В настоящее время особо актуальна проблема изучения роли замещающей семьи в условиях современного общества, а также проблема социализации приемных детей в условиях замещающей семьи. Каждый ребенок, как это закреплено в международной Конвенции о правах ребенка имеет право на воспитание в семье. Семья, вне независимости от того, кровная она или приемная, – это не только ячейка общества, но и необходимая среда для полноценной жизни, воспитания и становления ребенка как личности, его последующей социализации и адаптации в обществе.
Замещающая семья играет важную роль в развитии детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Прежде всего, это выражается в том, что она обеспечивает условия социализации ребенка, а также дает ему необходимую поддержку и защиту. При этом процесс вхождения воспитанника в семью, как правило, характеризуется сложностью и противоречивостью, как для самого ребенка, так и для воспитателей.
Особую актуальность приобретают вопросы субъективного благополучия детей младшего школьного возраста. Число детей, испытывающих состояние эмоционального дискомфорта, особенно возрастает с началом школьного обучения, когда меняется привычный образ жизни, возникают новые отношения. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, нежеланием общаться, отгороженностью, снижением активности.
В настоящее время особо актуальна проблема изучения роли замещающей семьи в условиях современного общества, а также проблема изучения субъективного благополучия у детей, воспитывающихся в приемных семьях, что обусловило выбор темы исследования.
Объект исследования: благополучие как субъективный конструкт.
Предмет исследования: особенности субъективного благополучия детей младшего школьного возраста в условиях приемной семьи.
Цель исследования: определить теоретико-методологические аспекты проблемы субъективного благополучия детей младшего школьного возраста в условиях приемной семьи и выявить основные пути ее решения.
В соответствии с целью определены следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть зарубежные и отечественные концепции детского благополучия, выявить сущность теоретических подходов, рассматривающих «субъективное благополучие ребенка».
2. Описать основные подходы и инструменты измерения субъективного благополучия ребенка, в том числе ребенка-сироты.
3. Отразить особенности развития и социализации детей младшего школьного возраста в условиях институционального воспитания и в условиях замещающей семьи.
4. На основании эмпирического исследования представить сравнительный анализ особенностей субъективного благополучия у детей, воспитывающихся в родительской семье и детей, воспитывающихся в условиях замещающей семьи.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что уровни субъективного благополучия детей, воспитывающихся в условиях родительской семьи и детей, воспитывающихся в условиях замещающей семьи, качественно отличаются.
Степень разработанности проблемы. Отдельные аспекты проблемы рассматриваются в концепциях психолого-педагогической поддержки развития личности детей и подростков — социальных сирот (B.C. Мухина, A.M. Прихожан, Н.Н. Толстых, Г.А. Цукерман и др.). Вопросами изучения особенностей приемной семьи занимались такие ученые, как Базарова Е.Б., Фирсова О.В., Киселева Н.А., Морозова И.С., Отт Т.О., Прихожан А.Н, Толстых Н.Н., и др. И.В. Дубровиной, В.С. Мухиной, Г.В. Семья, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых проводились исследования в области психологии сиротства, доказавшие, что практика институционального воспитания в недостаточной степени способствует социализации и адаптации к социуму детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В.С. Мухиной, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых описывались особенности развития личности детей-сирот в условиях институционального воспитания; В.Н. Ослон, А.М. Прихожан, Г.В. Семья, Н.Н. Толстых обосновывали необходимость создания новых форм жизнеустройства детей-сирот. Однако продолжают оставаться недостаточно освещенными вопросы, касающиеся особенностей адаптации детей-сирот к приемной семье.
Методологической основой работы являются следующие концепции, принципы и подходы:
— теории привязанности (Дж. Мальпас, Б. Йоргенсен, Р. Стедман, П. Густ, Дж. Боулби, М. Эйнсворт и др.);
— теории детско-родительской адаптации в замещающих семьях (Л.Н. Большакова, ЛН.А. Киселева, М. Миллер, В.Н. Ослон, Д.Д. Татаренко);
— концепции психолого-педагогической поддержки развития личности детей и подростков — социальных сирот (B.C. Мухина, A.M. Прихожан, Н.Н. Толстых, Г.А. Цукерман и др.);
— теоретические положения об благополучии в контексте изучения детей младшего школьного возраста (Л.И. Божович, И.И. Лисина, И.М. Слободчиков, В.В. Сорокина, и др.);
Для реализации поставленных задач и решения цели исследования были использованы следующие методы исследования:
Теоретические — анализ литературных источников, обобщение, систематизация, классификация;
Эмпирические — наблюдение, интервью, метод тестов.
Математическая обработка результатов.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, основной части, двух глав, заключения и списка литературы, приложений.
Заключение:
Воспитанники специализированных учреждений характеризуются определенными психологическими особенностями: несформированностью чувственной сферы по отношению к семье; нарушением привязанности; склонностью к избеганию контактов, проявлениями агрессии и аутоагрессии, доминированием неупорядоченных эмоциональных связей; соматическими расстройствами; наличием психической и эмоционально-личностной депривации из-за постоянной социальной изоляции; неустойчивостью самооценки, повышенной личностной тревожностью, отсутствием базового доверия к миру; недостаточной сформированностью эмоционально-волевой и коммуникативной сфер и т.д.
Адаптация ребенка в замещающей семье является объективно необходимым процессом вхождения ребенка, оставшегося без попечения родителей, в новую семью. Это двусторонний процесс перераспределения традиционных семейных ролей и возникновения новых привязанностей. Центральной проблемой адаптации приемных детей является дефицитарность привязанности к приемным родителям. Дети с несформированным чувством привязанности к приемным родителям проявляют конфликтное поведение в ситуациях установления эмоциональной близости, что приводит к травматизации как ребенка, так и родителей. У детей-сирот тип привязанности к приемным родителям носит чаще всего амбивалентный либо избегающий характер. У воспитанников детских домов отмечается присутствует ранняя родительская депривация, искаженное понятие о любви и семье, деформирована половая идентификация. Эмоциональная депривация негативным образом способствует возникновению эмоционально-личностной деформации.
Интегральными критериями, которые свидетельствуют о степени благополучия ребенка в приемной семье, являются: интеграция ребенка в новую семейную систему; позитивное восприятие семейной роли; принятие ребенком созданных для него условий и отношений; социализация в ближайшем социальном окружении; эмоциональная идентификация ребенка с новой семей; взаимное соответствие ролевых ожиданий всех членов семьи; формирование взаимной эмоциональной привязанности; наличие эмоционального благополучия.
Анализ процесса социализации ребенка в условиях замещающей семьи позволяет охарактеризовать интегральные критерии, свидетельствующие о его благополучии: адаптация ребенка к новым условиям жизни; положительная динамика развития ребенка; успешная социализация.
Среди направлений расширенной социализации можно выделить такие, как коррекция привязанностей, удовлетворение приемными родителями потребностей ребенка в заботе и безопасности; обеспечение безопасного окружения; содействие в интеграции в социальную среду (коррекция навыков коммуникации, учебной деятельности); обогащение социального опыта и организация свободного времени.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К СУБЪЕКТИВНОМУ БЛАГОПОЛУЧИЮ ДЕТЕЙ В ЗАРУБЕЖНОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
1.1. Основные концепции детского благополучия. Теоретические подходы к определению понятия «субъективное благополучие ребенка» в зарубежной и отечественной психологии
Изучение благополучия находит отражение в социологии, философии, психологии, и других науках. Проблема психологического (субъективного) благополучия активно изучается в рамках отечественной и зарубежной наук, и рассматривается многими зарубежными (Р. Авроров, Н. Брэдбурн, У. Бронфенбреннер, Дж. Гриффин, Б.У. Хиди, С.Д. Рифф, Н. Шварц и др.) и отечественными (Б.С. Братусь, И.В. Дубровина, Л.В. Куликов, Р.М. Шамионов и др.) авторами.
Дефиниция «благополучие» является сложнейшим, многоаспектным понятием, представленным совокупностью многих факторов и аспектов (личностных, социокультурных, социально-психологических).
В целом благополучие как многомерный конструкт можно описать как совокупность социокультурных, экономических, политических, психологических, физических и духовных факторов.
В настоящее время психологическая наука оперирует терминологией, которая отражает состояние личности как «благополучие», и, в первую очередь, это понятия «субъективное благополучие» и «удовлетворенность жизнью», а также «психологическое благополучие» (К. Рифф).
В рамках зарубежных исследований существует условное разделение психологических концепций благополучия на эвдемонистические и гедонистические (А.С. Ватерман, Э. Дэси, Д. Каннеман, Р. Райан), однако первый подход недостаточно теоретически разработан, а во втором подходе имеются трудности эмпирической оценки благополучия [24, с. 173].
Кэрол Рифф в рамках многомерной модели психологического благополучия охарактеризовала следующие компоненты:
— принятие себя (оценка индивидом себя и собственной жизни с позитивной точки зрения);
— становление личностного роста (потребность в реализации своего потенциала, саморазвитии);
— наличие жизненной цели (осмысленность и направленность жизненной цели);
— автономия (самоопределение, стремление к независимости, способность к поведенческой саморегуляции);
— сформированные конструктивные взаимоотношения с окружающими;
— способность контролировать окружающую среду (эффективно управлять собственной жизнью и средой) [70, с. 365].
В западной психологии понятие «благополучие» определяется как «well-being», что дословно означает «хорошо» и «бытие», и предполагает наличие динамичной системы социальных связей, а также межличностных отношений с позитивной направленностью. М. Селигман при описании субъективного благополучия выделяет позитивные эмоции, смысл, вовлеченность, благоприятные отношения с окружающими [58].
Представитель американской психологии, У. Бронфенбреннер, предложил для оценки благополучия экологическую модель развития, включающую следующие системы: микросистему (семья), мезосистемы (детский сад, школа и ближайшее социальное окружение), экзосистемы (социальные институты) и макросистемы (культурные ценности, традиции).
Зачастую понятие благополучия рассматривается во взаимосвязи с понятием удовлетворенности. Н. Брэдбурн трактовал благополучие, оперируя терминами, которые отражают состояния счастья, субъективное ощущение удовлетворенности жизнью. Ученым доказывалось, что достижение благополучия возможно при наличии как позитивных, так и негативных аффектов, проявляющихся в ощущении удовлетворенности жизнью.
Э. Динером вводится понятие «субъективного благополучия», которое очень сходно с толкованием психологического благополучия Н. Брэдбурна. Ученым выделены такие компоненты субъективного благополучия, как удовлетворение, приятные эмоции и неприятные эмоции, составляющие единый показатель благополучия [69, с. 819]. Таким образом, автор описывает механизм формирования субъективного благополучия путем формирования его из субъективной удовлетворенности жизнью и разнонаправленных аффектов разной модальности [41, с. 235].
В отечественной психологии термин «субъективное благополучие» является относительно новым, и изучается в основном как состояние динамического равновесия, достижение ощущения внутреннего равновесия посредством переживания удовлетворенности в разных сферах жизнедеятельности индивида (М. В. Григорьева, Л. В. Куликов, Р. М. Шамионов и др.).
С точки зрения Р.М. Шамионова, субъективное благополучие в рамках интегративной концепции субъективного благополучия интерпретируется как эмоционально-оценочное отношение индивида к собственной жизни, личности, коммуникациям с окружающими, к процессам, обладающим значением в контексте нормативно-ценностных представлений относительно «благополучной» внешней и внутренней среды [66]. Субъективное благополучие содержит, таким образом, компоненты: личность индивида, его переживания, деятельность, смысловые представления, вхождение в систему социальных отношений [10, с. 50].