Журналистика Часть дипломной работы Гуманитарные науки

Часть дипломной работы на тему «Студенческое радио в структуре высшего профессионального образования».

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Радиожурналистика в образовательных проектах высшего учебного заведения 6

1.1. Особенности и классификация радиожурналистики в образовательных проектах высшей школы 6

1.1. Образовательные проекты в сфере журналистского образования 13

Глава 2. Радио как грань образовательного процесса студентов 20

2.1. Радиокомпозиция как жанра радиовещания в образовательном процессе… 20

2.2. Особенности жанра радиокомпозиции в сети Интернет 27

2.3.Образовательные возможности современного университетского радио 32

Глава 3. Радио Новосибирского государственного университета «Кактус» в структуре высшего образования 39

3.1. Возникновение и становления радио «Кактус», жанровое разнообразие 39

3.2. Медиаобразовательный потенциал Радио «Кактус НГУ» 58

Заключение 69

Список использованной литературы 73

  

Введение:

 

Актуальность исследования состоит в том, что радио как вид СМИ в настоящее время получает всё большее распространение и развитие, а потому нуждается в осмыслении, как часть образовательного процесса, особенно в сфере журналистики. На нынешнем этапе стали складываться экономические, технические и социальные условия для становления и развития студенческого радиовещания. Сегодня многие крупные вузы страны имеют собственное радио, а количество студенческих радиостанций растет с каждым годом, в связи с чем мы считаем возможным рассматривать студенческое радио как новый вид СМИ. Интерес к студенческому радио актуализируется и тем, что СМИ являются важным фактором социализации современной российской молодежи и оказывают значительное влияние на формирование мировоззрения молодых людей.

Процесс неоднозначный; исследователи отмечают, что многие современные молодежные СМИ, наоборот, разрушают основы мировоззрения и насаждают бездуховность и потребительство. Как пишет И.В. Жилавская: «В условиях рынка СМИ утратили свои некогда важные функции воспитания людей, формирования их личности, просвещения. Сегодняшние СМИ  это бизнес, главная цель которого — получение прибыли» (См. 5)

Студенческое радио способно восполнить потребность в жизненно необходимых для социализации молодого человека знаниях. В этой связи представляется важным провести типологический анализ современного студенческого радиовещания, определить общие тенденции, присущие данному явлению, сформировать концепцию и модель этого вида СМИ, которая может существенно помочь журналистам радио такого типа.

Степень научной разработанности проблемы традиционна, поскольку основой для данного исследования послужили труды ученых в области типологии СМИ, радиожурналистики, молодежных и студенческих СМИ, социологии молодежи. Основополагающими для проблемы изучения типологии журналистики являются труды ученых Московского, Ростовского и Санкт-Петербургского государственных университетов. Большое значение для работы имеют труды социологов, психологов, философов, посвященные характеристике студенчества как части общества: И.Г. Биченко «Элементы ценностной системы российских студентов», А.Б. Курлов «Мотивы получения высшего образования», Н.В. Лясников «Социологический анализ понятия «студенческая молодежь»», Н.А. Каратеева «Духовная основа социализации студенческой молодёжи», Р.А. Крамаренко «История студенчества», С.Н. Кусакина «Готовность к обучению в ВУЗе как психологический феномен» и др.

Объектом исследования является студенческое радио как часть образовательного процесса.

Предмет исследования — типологические характеристики современных студенческих радиостанций.

Целью исследования является выявление роли студенческого радио в образовательном процессе, его влияние на морально-нравственные качества студентов.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить особенности типологии студенческого радиовещания,

2. Определить социальные характеристики, ценности и информационные запросы современной студенческой молодежи с целью определения особенностей вузовской молодежи как целевой аудитории студенческого радио.

3. Изучить систему студенческого радиовещания, сложившуюся на современном этапе развития и выявить тенденции развития студенческого радио как вида СМИ.

4. На основе изученного материала и типологического анализа современного российского студенческого радиовещания сформулировать концепцию и разработать модель студенческой радиостанции.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно вносит вклад в историко-теоретическое изучение студенческого радио в России. В работе раскрыты особенности организации и функционирования современных студенческих радиостанций, разработана концепция и модель студенческого радио.

Практическая значимость работы определяется наличием разработанной концепции и модели студенческого радио. Результаты исследования могут быть использованы в учебном процессе — курсах и спецкурсах по теории и истории радиовещания, а также практических курсах, таких как «Журналистское мастерство», «Производство учебной радиопрограммы».


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Исходя из проведённого исследования, можно сделать выводы:

1. Распространённое мнение, что радио окончательно утратило интерес аудитории еще в начале XXI века, когда повысилась скорость Интернет-соединения и передачи данных, и интернет–аудитория перешла с аудио-подкастов на видео-контент, является ошибочным. Подкастинг, который как явление возник в начале 2000х, в настоящее время заново возрождается.

По мнению экспертов, такая тенденция связана с ускорением ритма жизни современного человека: в то время, когда просмотр видео отнимает больше внимания пользователя, аудиоконтент как раз предоставляет ему возможность воспринимать информацию на слух. Также это может быть связано с недостаточным количеством художественно-публицистических жанров на традиционном оффлайн-радио, где сейчас преобладают краткие информационно-развлекательные передачи.

2.В ходе исследования была подтверждена гипотеза о том, что как такого жанра радиокомпозиции, каким он был в начале прошлого века, сейчас практически не существует. На сегодняшний день жанр может содержать элементы таких жанров радиожурналистики, как радиоочерк, радиофильм, радиообозрение, радиорепортаж и других.

3. Во многих случаях радиокомпозиция сейчас включает в себя репортажные компоненты. Это может быть, например, привязка к определенному событию или дате, а также выступать своеобразным режиссерским решением. В связи с появлением такого явления, как подкастинг, где участие в создании аудио-контента могут принимать не профессиональные журналисты, влечет за собой возникновение абсолютно новых жанров, которые в своем роде тоже являются композицией.

На основании этих выводов автор исследования считает возможным сделать следующие практические рекомендации:

— В эфире студенческого радио аудитории интереснее слушать музыку, а не информацию. Поэтому больше всего для студенческого радио подходит музыкально-информационный характер вещания. То есть больше половины эфира должно быть занято музыкой, а оставшаяся часть — информацией.

— Студенческое радио должно включать программы, подготовленные студентами, так как они помогают поделиться опытом и продемонстрировать навыки и умения. Программы не должны звучать во время всех перерывов. Информационные программы, т.е. радиосообщения, интервью, репортажи и т.д. наиболее подходят для образовательного радио.

— Музыка поднимает настроение преподавателям и студентам, поэтому ее присутствие в эфире обязательно. Для учебного радио наиболее подходят поп-музыка, джаз, классика и альтернативная музыка, в то время как шансон, романсы, авторская песня, народная музыка, тяжелый рок и рэп подходят меньше всего. Наиболее приемлемыми музыкальными форматами являются AC (Adult Contemporary), CHR (Contemporary Hit Radio), в частности CHR/Pop, Classical, NAC/Smooth Jazz, Alternative/Alternative AC.

— Ведущие студенческого радио » должны выходить в прямой эфир, но не каждый день и не на каждой перемене. Прямые эфиры должны быть посвящены темам, интересующим слушателей: новости, студенты и темы, связанные с ними, события и мероприятия города, университета и факультетов, музыка, спорт, кино, литература и развлечения.

Данные рекомендации помогут в развитии и совершенствовании студенческого радиовещания как части образовательного процесса.

Мы выяснили, что жанр является элементом формата. Например, в аудиовизуальных СМИ блоки, составляющие контент, могут быть созданы в соответствии с каким-либо жанром. Но их количество, последовательность, продолжительность, ротация, время выхода в эфир, объем, количество и время выходов рекламных блоков в эфир и способ подачи и т.п. – определяет формат. Разобрав структуру понятия «формат», его составляющие, мы видим, что жанр, скорее, будет входить в формат как один из компонентов. Современная аудитория сохраняет основные мотивации для получения новостной и публицистической информации: быть информированным, компетентным, испытывать эмоции, наполнить себя впечатлениями, развлекать себя, занять себя и заполнять время. При технологическом совершенствовании обмен информации происходит в разы быстрее, новости обсуждаются уже не только на работе в обеденный перерыв, сейчас человек имеет возможность делиться эмоциями и новостями в режиме «online», при помощи социальных сетей. Пользователь может сам сообщать информацию и вести непрерывное обсуждение в социальных сетях и мессенджерах. А оценивая публикации, он оказывает влияние на источник.

Визуальный материал: видеоролики, анимации, схемы, иллюстрации с крупным коротким текстом обуславливают собой пассивное потребление информации, в то время как текст провоцирует на комментирование и обсуждение.

Но визуальная составляющая контента дает возможность эмоциональной реакции аудитории, получение больших впечатлений.

Новые медиа незаменимы для активного взаимодействия с пользователями социальных сетей, для налаживания интерактива со слушателями. На данном этапе этот аспект в программе радио НГУ «Кактус» реализуется не полностью. Есть лайки, репосты, комментирование постов, но хотелось бы расширить взаимодействие с аудиторией путем проведения опросов: чтобы подписчики нашей группы могли предложить, кого бы они хотели услышать в эфире, так как программа идет не в прямом эфире — нет возможности зачитывать вопросы для гостя в режиме онлайн. Но благодаря анонсам, пользователи могут оставлять свои вопросы будущему гостю в комментариях к публикации.

Студенческое радио стало платформой, объединяющей студентов данного вуза, где каждый может высказать свою точку зрения, поделиться собственными взглядами, а также сформировать свою жизненную позицию. Студенты радиостанции под руководством руководителя стараются овладеть навыками медиаграмотного человека [9. С. 329-339]. Во-первых, студенты/авторы радиопрограмм достаточно ответственно и серьезно занимаются подбором тем и музыкальных композиций. Во-вторых, обе радиостанции выпускают радиопрограммы с последовательными композициями и логичными смысловыми структурами. В-третьих, целевая направленность каждой программы обеих радиостанций — «Развлекая, воспитывай!», именно эта цель будет способствовать развитию интеллектуальных способностей и укреплению нравственно-ценностных ориентаций молодежи. Важно отметить, что студенты обеих радиостанций вовлечены в творческий процесс, о важности которого говорят многие исследователи медиаобразования [4. P. 169].

Итак, обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что радиостанции «Кактус» Новосибирского государственного университета и радио «Диктум» Челябинского государственного университета способствуют социальному и профессиональному становлению своих студентов, а также их нравственному, эстетическому и интеллектуальному развитию, позволяют молодым людям осознать свою значимость в окружающем мире, но в то же время прививают молодым людям чувство гражданской ответственности — все эти особенности студенческого радио позволяют реализовать самое главное Как следствие, обе радиостанции являются успешными и перспективными студенческими вещательными СМИ, демонстрирующими динамику развития российского студенческого радио в целом.


 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Радиожурналистика в образовательных проектах высшего учебного заведения

1.1. Особенности и классификация радиожурналистики в образовательных проектах высшей школы

«Жанр — форма организации того или иного материала для решения конкретной творческой задачи. Это касается всех сфер творчества: музыки, театра, кино, живописи, литературы, в том числе и публицистики», — такое определение понятию «жанр» дает Александр Аркадьевич Шерель в учебнике «Радиожурналистика».

С развитием новых технологий и ростом потребностей людей, по мере того как изменяются и деформируются способы решения творческих задач меняются и формы организации материалов, что приводит к изменению в жанрах.

Главным в каждом жанре является его функция (назначение), они существуют для выполнения определенных задач. Содержание и форма готового материала демонстрируют путь их решения. Помимо того, за каждым журналистским произведением стоят определенные материалы и методы работы.

Как только возникает задача она сразу же предполагает ход действий журналиста — это поиск информации, набор определенных действий по ее сбору и обработке, операции для ее воспроизведения. В результате появляется определенный материал, содержание которого закрепляется в соответствующей задаче форме. Такая разновидность задач и рождает разновидность жанров.

Разделение жанров зависит от дифференциации целей, весь спектр которых направлен на расширение диапазона воздействия на аудиторию. Назначение жанров определяет три основных способа отображения действительности журналистикой:

• Сообщение фактов.

• Интерпретацию фактов и событий.

• Образно-публицистическое раскрытие фактов и событий.

Эти способы отображения образуют три относительно устойчивые группы жанров радиожурналистики, соответственно:

• Информационные: радиосообщение (заметка), интервью, репортаж, радиоотчет, обзор печати.

• Аналитические: корреспонденция, комментарий, беседа, обозрение.

• Документально-художественные (художественно-публицистические): радиоочерк, радиорассказ, радиофельетон, доку-драма и радиокомпозиция.

Существование системы жанров предопределяет внутреннюю взаимозависимость всех ее элементов. Обладая относительной самостоятельностью, любой жанр в то же время является элементом системы, т.е. компонентом, зависящим от функционирования всей, системы. Поэтому тесное взаимодействие и взаимовлияние, которые происходят между жанрами, может доходить вплоть до взаимопроникновения. Между жанрами нет жёстких границ. Элементы одних жанров могут входить в другие, более сложные в структурном отношении. Это связано с тем, что при решении конкретной задачи журналист сталкивается с необходимостью обращения к разным методам, которые чаще используются в других жанрах. Видоизменение задачи трансформирует методы, их практическое применение. В связи с этим вспомним замечание Михаила Михайловича Бахтина: «Никогда новый жанр, рождаясь на свет, не отменяет и не заменяет никаких ранее уже существовавших жанров. Всякий новый жанр только дополняет старые, только расширяет круг существующих жанров. Ведь каждый жанр имеет свою преимущественную сферу бытия, по отношению к которой он незаменим.

В то же время каждый существенный и значительный новый жанр, однажды появившись, оказывает воздействие на весь круг старых жанров: новый жанр делает старые жанры, так сказать, более сознательными, он заставляет их лучше осознавать свои возможности и свои границы. В настоящее время ситуация вновь меняется и популярность жанра интервью набирает свои обороты. Жанр включает в себя диалоговые формы, такие как беседа, дискуссия и ток-шоу, пытается совместить в себе помимо информации еще и развлекательный компонент. Само по себе интервью предполагает форму общения вопрос-ответ, а беседа уже представляет собой более сложный метод получения информации. Здесь происходит непосредственное общение в форме свободного диалога на определенную тему. Между интервью и беседой есть четкое разграничение в роли, выполняемой журналистом: в интервью он только задает вопросы, а в беседе выступает ее равноправным участником. Может также ответить на вопрос собеседника, высказать свою точку зрения, вступить с ним в (непродолжительный) спор, «проиллюстрировать» слова говорящего, но несмотря на это все равно главным в разговоре выступает журналист, он направляет его в нужное русло. От интервьюера эта задача требует особых навыков мастерства. Он должен быть гибок, уметь слушать собеседника и проявлять чуткость, чувствовать состояние интервьюируемого, реагировать на его изменение, но при этом направлять разговор по заданному руслу. Но при этом журналисту нужно сделать все сочно, ярко и привлекательно.

К примеру, телевидение может предоставить зрителям реакцию человека его эмоции, это дает возможность понаблюдать за людьми, когда они задают вопрос или когда слышат какой-то вопрос и это несет в себе дополнительную информацию для зрителей, но в целом телевидение тоже становится фоновым, все меньше людей сидят у телевизора и смотрят программы в жанре интервью, а вот аудитория интернета непосредственно находится у компьютера и смотрит видео разных блогеров, которые ведут свои программы в жанре интервью. Несмотря на то, что радио сейчас тоже стало видимым, оно записывается на видео и транслируется в инертные, наш главный вопрос заключается в том, как под влиянием новых медиа изменился формат радиоинтервью, сохраняет ли он популярность, и может ли составить конкуренцию новым платформам в привлечении слушателей, в особенности молодого поколения, потому что они сейчас в основном ориентированы на музыкально-развлекательные радиостанции.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы