Часть дипломной работы на тему Структура и способы формирования финансовых ресурсов фонда социального страхования
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы финансирования Фонда социального страхования 7
1.1 Организационная структура, задачи и функции Фонда социального страхования 7
1.2 Источники финансирования Фонда социального страхования России 13
1.3 Зарубежный опыт финансирования социального страхования 18
Глава 2. Системы финансирования здравоохранения в России на примере ООО «Якобс Дау Эгбертс Рус» 26
2.1 Система финансирования здравоохранения в России 26
2.2 Анализ расчетов с ФСС ООО «Якобс Дау Эгбертс Рус» 42
2.3 Пути совершенствования учета расчетов с ФСС ООО «ЯКОБС ДАУ ЭГБЕРТС РУС» 47
Глава 3. Совершенствование механизмов финансирования системы социального страхования России на основе зарубежного опыта 50
3.1 Сравнительная характеристика организации социального страхования в России и европейских странах 50
3.2 Направления развития российской системы социального страхования на основе зарубежного опыта 61
3.3 Повышение эффективности управления системой социальной поддержки населения 70
Заключение 74
Список использованных источников 76
Введение:
Актуальность темы исследования. Складывающаяся в обществе ситуация, обусловленная вхождением России в рыночные экономические отношения и возникновением сложного комплекса социальных проблем, свидетельствует о настоятельной потребности дальнейшего развития и совершенствования всех частей и механизмов социальной защиты на основе научных знаний, в том числе правовых. В осуществлении мер социальной защиты определяющая роль принадлежит государству. Воплощение в жизнь конституционных положений об охране труда и здоровья людей, о государственной поддержке семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, гарантированном социальном обеспечении и т.п., безусловно, требует эффективного правового регулирования.
Социальное обеспечение — это форма распределения материальных благ с целью удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей всех членов общества за счет специальных фондов, создаваемых в обществе на страховой основе. Оно непосредственно зависит от развития экономики и теснейшим образом связано с политикой и социальным благополучием населения.
Согласно статистическим данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), медицина в мире дорожает с каждым годом в развивающихся странах, в среднем на 6% ежегодно, в развитых — на 4%. По состоянию на 2019 год расходы на медицину в мире составили 10% от глобального валового внутреннего продукта, и скорость роста расходов опережает скорость роста мировой экономики. Согласно данным Организации экономического сотрудничества и развития по состоянию на 2018 год больше всего средств на душу населения тратит США — потрясающие 10000 долларов. За США следуют Люксембург — 8000 долларов, Норвегия и Швейцария — 7000 долларов на душу населения.
Мировая практика свидетельствует об использовании трех основных источников финансирования медицинских услуг — налоговые средства, средства из фонда обязательного страхования, прямые платежи пациентов. Выбор источника финансирования непосредственно определяет модель медицинского страхования в стране.
Медицинское страхование и обеспечение охраны здоровья населения, называемые вкратце здравоохранением, являются важнейшим компонентом социальной политики европейских государств. Основным источником финансирования здравоохранения в большинстве стран являются взносы на обязательное медицинское страхование (далее — ОМС), отчисляемые на паритетной основе работодателями и наемными работниками.
Социальное обеспечение — это форма распределения материальных благ с целью удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей всех членов общества за счет специальных фондов, создаваемых в обществе на страховой основе. Оно непосредственно зависит от развития экономики и теснейшим образом связано с политикой и социальным благополучием населения.
В Российской Федерации одним из звеньев перераспределения национального дохода в пользу определенных социальных групп населения являются Внебюджетные фонды Российской Федерации.
Генеральная цель обязательного страхования состоит в обеспечении защиты от случайных опасностей законных имущественных (страховых) интересов физических и юридических лиц, самой Российской Федерации, ее субъектов — и муниципальных образований, а страховые организации в добровольном страховании преследуют основную цель коммерческого предпринимательства
Развитие видов обязательного страхования как ниши рынка страховых услуг призвано решать вопрос дополнительного финансирования социальной защиты населения, и выступает в качестве важного стабилизующего фактора экономики.
Объектом исследования выступает Фонд социального страхования РФ.
Предметом исследования являются структура и способы формирования финансовых ресурсов Фонда социального страхования и пути их совершенствования на основе зарубежного опыта.
Целью исследования является анализ теории и практики о форме государственного социального обеспечения и разработка мер по совершенствованию и развитию видов и форм социальной поддержки граждан в Российской Федерации.
Указанное направление исследований предопределило необходимость решения целого ряда конкретных задач, а именно:
— рассмотреть организационную структуру, задачи и функции Фонда социального страхования;
— раскрыть источники финансирования Фонда социального страхования России;
— проанализировать зарубежный опыт финансирования социального страхования;
— проанализировать систему финансирования здравоохранения в России;
— дать характеристику объекта исследования;
— проанализировать расчеты с внебюджетными фондами ООО «Якобс Дау Эгбертс Рус»;
— провести сравнительную характеристику организации социального страхования в России и европейских странах;
— определить проблемы финансирования российской системы социального страхования;
— обозначить пути решения проблем финансирования российской системы социального страхования .
Теоретической основой при написании курсовой работы явились труды отечественных и зарубежных ученых — специалистов в области общей теории права, государственного, административного, финансового права и права социального обеспечения А.А. Абалтусова, В.В. Гошовской, А.А. Гришнова, М.Л. Захарова, В.Д. Роик и др.
При проведении исследования были использованы методы анализа и синтеза, ретроспективного, системно-структурного и сравнительно-правового анализа, а также диалектический метод, что позволило обеспечить всесторонность изучения анализируемого явления.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Система социального страхования – это ряд законодательных актов, которые регулируют перераспределение денежных активов между разными слоями трудоспособного населения.
Зарубежная практика свидетельствует, что формирование и функции государственных внебюджетных фондов являются эффективными инструментами оперативного применения финансовых ресурсов, предначертанных для обеспечения гарантированных социальных и экономических интересов общества.
Важной функцией государственных внебюджетных фондов является формирование доходных источников, и целевое расходование. Исходя из этого главным финансовым институтом по обеспечению социальными выплатами стали внебюджетные фонды, а их финансовой базой являются страховые взносы. Поэтому актуальность темы определена, большим вниманием к страховым взносам во внебюджетные фонды в современной науке и беспомощностью в решении основных проблем дефицита бюджета.
В настоящее время в России действует три федеральных внебюджетных фонда: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, имеющий территориальные подразделения, основным источником формирования доходов, которых, являются страховые взносы. Тарифы ежегодно определяются федеральным законом.
Система социального страхования на данном этапе развития страны в первую очередь осуществляется для достижения двух наиболее важных целей:
1.Стабилизация бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации;
2.Выявление проблем системы социального страхования Российской Федерации и нахождение методов её совершенствования.
Немаловажную роль в достижении данных поставленных целей играет Фонд социального страхования Российской Федерации, который выполняет ряд функций, таких как:
страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Эти и другие функции Фонда социального страхования Российской Федерации позволяют ему совершенствовать систему социального страхования.
В результате проведенного анализа наблюдается увеличение дефицита бюджета Пенсионного фонда, бюджета фонда социального страхования и профицит фонда обязательного медицинского страхования. Данные показатели говорят о несбалансированности бюджетов.
Подводя итог всему вышерассмотренному, можно сделать вывод, о том, что приоритетными направлениями деятельности Фонда социального страхования Российской Федерации являются: снижение дефицита средств бюджета данного Фонда и совершенствование социальной помощи гражданам Российской Федерации. В свою очередь, система социального страхования Российской Федерации в целом позволяет определить проблемы и найти методы их решения на современном этапе развития страны.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы финансирования Фонда социального страхования
1.1 Организационная структура, задачи и функции Фонда социального страхования
В нашем государстве финансовые ресурсы, которые привлекаются специально для общественных нужд, перераспределяются внебюджетными фондами. Такие организации являются одной из составляющих общественной финансовой системы и пополняются за счет налогов, сборов, займов и бюджетных средств.
В общем виде современную структуру внебюджетных фондов можно представить следующим образом:
Рисунок 1 — Классификация внебюджетных фондов
Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС) – это один из государственных внебюджетных фондов, который создан для обеспечения обязательного социального страхования граждан России.
Фонд социального страхования Российской Федерации был создан 1 января 1991 года, для того, чтобы обеспечить обязательное социальное страхование населения нашей страны. Он занимается не только управлением средствами обязательного социального страхования, но и осуществляет деятельность, которая связана с организацией и обеспечением социального страхования. Главные направления деятельности Фонда представлены на рисунке 2.
В настоящее время присутствует необходимость эффективного формирования и правильного использования ресурсов Фонда социального страхования России.
Рисунок 2. Перечень основных направлений деятельности Фонда социального страхования
Через государственные внебюджетные фонды РФ проводится обязательное соцстрахование – составная часть государственной соцзащиты населения, реализующая в виде страхования работников от ухудшения материального или социального положения по каким-либо обстоятельствам.
Фонд социального страхования осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о Фонде социального страхования. Положение утверждает правительство.
Денежные средства и имущество находятся в оперативном управлении Фонда и являются Федеральной собственностью. Денежные средства Фонда не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других Фондов и изъятию не подлежат.
Деятельностью Фонда руководит председатель. Чтобы обеспечивать деятельность фонда создаются правления и координационные советы, которые являются совещательными органами. Правления создаются при Фонде, а советы при региональных и центральных отраслевых отделениях.
Фонды обязательного социального страхования имеют особые черты:
— часть национального дохода превращается в личные доходы граждан путем формирования и использования ФСС
— есть четкая граница между первичным и вторичным распределением.
— «Первичное распределение характерно для фазы образования фондов за счет обязательных взносов работодателей. Привлечение же средств государственного бюджета и последующее расходование фондов обязательного социального страхования относятся к области перераспределения доходов»;
— Государство в нормативных актах определяет перечень страховых фондов их область применения, назначение источники и т.д.; Государство регулирует функционирование системы ОСС
— Основным механизмом формирования ФСС является страхование;
— фонд частично инвестирует средства в экономику.
Главным образом социальное страхование подразделяется на обязательное и добровольное. Обязательное страхование регулируется с помощью Федеральных законов и подзаконных актов, в то время как договор о добровольном страховании гражданин заключает по желанию .
Страхование гражданином, например, имущества или собственной жизни не может быть обязательным за исключением ряда случаев: обязательно страхование жизни пассажиров воздушного, железнодорожного, морского транспорта (согласно указу президента №750), военнослужащих и граждан, прибывших на военные сборы (об этом говорит ФЗ №52) и в других случаях.
Однако сам гражданин платить в перечисленных случаях не должен: в первой ситуации стоимость страхования автоматически включается в цену билета, а во второй оплачивается государством.
Обязательное социальное страхование также делится на несколько составляющих:
1. Обязательное пенсионное страхование (отчисления в ПФР согласно ФЗ №167 должен производит каждый работодатель). Страховщиками в данном случае выступают ПФ РФ либо частные пенсионные фонды.
Страховой взнос – это процент от заработной платы работника, однако, существует и верхний предел. Если сумма зарплаты выше, то с той ее части, что превышает предел, процент не берется. Расходы на пенсионное страхование работник и работодатель распределяют между собой поровну.
2. Медицинское страхование. Этот вид страхования позволяет получить медицинскую помощь гражданам в России, а также компенсацию в случае заболевания (по больничному листу).
Государственное пособие начинает начисляться работнику после выхода на больничный с 3 дня, а первые два должна оплатить компания — работодатель. Существует верхний предел месячной компенсации – 18720 руб.
3. Страхование от несчастных случаев. Взносы по этому виду страхования работник платить не должен — их выплачивает работодатель исходя из общего фонда заработной платы. Такое страхование позволяет работнику рассчитывать на компенсацию, если вред его здоровью — следствие несчастного случая, непосредственно связанного с трудовой деятельностью.
Ограничений такое страхование не подразумевает – работнику во время лечения выплачиваются все 100% его среднего заработка.
4. Страхование от безработицы. Если гражданин потеряет работу, он имеет право получать пособие по безработице до тех пор, пока не найдет новую (максимальный срок получения – 12 месяцев из последних 18).
Размер пособия будет рассчитываться на основании размера заработной платы гражданина за последние 3 месяца до увольнения: с 1-го по 3-ий месяц будут выплачиваться 75%, со 4-го по 7-ой – 60%, оставшиеся месяца – 45% . Такая система расчета компенсации действительна, если с момента увольнения гражданина до момента его обращения в центр занятости прошло не более года – иначе компенсация будет равна минимальному размеру оплаты труда. Расходы по этому виду страхования работодатель с работником также делят поровну. Страхование по безработице также предполагает наличие верхнего порога заработной платы.
Также существует добровольное социальное страхование. Добровольное социальное страхование имеет ряд отличий от обязательного:
1. Оно ограничено по срокам. Договор, который заключается между страховщиком и страхователем, подразумевает начало и конец действия, и для того, чтобы продлить его, гражданину необходимо обращаться к страховщику за перезаключением;
2. Такое страхование подразумевает покупку страхователем талона целым платежом и несколькими частями, которые выплачиваются ежемесячно. Если платежи перестают поступать на счет страховщика, договор разрывается в одностороннем порядке.
Добровольное страхование делится на такие основные виды:
1. Страхование жизни и здоровья. Если страхователь получает травму или утрачивает трудоспособность, следует страховая выплата;
2. Страхование имущества. Страховщик платит, если движимому или недвижимому имуществу гражданина наносится ущерб;
3. Страхование животных. Это вид страхования популярен в сельскохозяйственной промышленности, где животные – один из основных источников прибыли. Также часто страхуются экзотические животные;
4. Ипотечное страхование. Если страхователь временно лишен возможности вносить ежемесячные платежи, он может приостановить выплаты или «сдвинуть» график платежей;
5. Медицинское страхование. Выплата следует, если у страхователя возникает необходимость в непредвиденных расходах для лечения тяжелой болезни;
6. Автострахование (КАСКО). КАСКО позволяет рассчитывать на те гарантии, которых не дает ОСАГО. Например, ОСАГО не покрывает ущерб автомобилисту в случае угона его автомобиля. Кроме того, КАСКО позволяет получить страховую выплату даже виновнику ДТП, в то время как ОСАГО покрывает лишь ущерб авто пострадавшего;
7. Страхование ИП. Любой предприниматель, начиная свой бизнес, рискует. Страхование такого рода позволяет обезопасить молодое предприятие от непредвиденных расходов, например, от потери имущества и прибыли, либо компенсировать хотя бы часть потерь, если убытки окажутся слишком крупными .
Целью социального страхования является поддержка индивидуумов в случае ухудшения социального положения в связи с отрицательным воздействием социальных рисков.
Задачами социального страхования являются осуществление следующих положений:
— в оказании материальной помощи нетрудоспособным гражданам;
— возмещении потерянного трудового дохода;
— предоставлении медицинской помощи;
— охране детей и материнства;
— перераспределении доходов и выравнивании уровня жизни различных групп населения.
Далее рассмотрим функции социального страхования. Социальное страхование выполняет четыре основные функции:
— гарантийная — предоставление страховой защиты лицам при возникновении социального риска;
— аккумулирующая — концентрация финансовых ресурсов для осуществления страховой защиты;
— инвестиционная — обеспечение накопления средств страхового фонда путем получения инвестиционного дохода;
— регулирующая — перераспределение совокупного трудового дохода при наступлении определенных социальных рисков .
Таким образом, исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что социальное страхование является формой социальной защиты экономически активного населения от различных рисков, связанных с потерей работы, трудоспособности и доходов, возмещения ущерба на основе коллективной солидарности и рассмотренные в данном пункте функции, задачи, виды и модели социального страхования регулируют данную систему и способствуют ее эффективному развитию и функционированию.