Часть дипломной работы на тему Стимуляция двигательной активности детей раннего и младшего дошкольного возраста.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 990 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТИМУЛЯЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО И МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
1.1 Сущность понятия «двигательная активность» в психолого-педагогических исследованиях 8
1.2 Развитие двигательной активности детей раннего и младшего дошкольного возраста в условиях образовательной организации 19
Список литературы 33
Введение:
Актуальность. Режим соблюдения двигательной активности детей раннего и дошкольного возраста является необходимым условием сохранения психического и физического здоровья воспитанника. Однако современные исследования показывают, что в условиях образовательных организаций фиксируется значительный дефицит двигательной активности детей. Так, исследования Л.Н. Волошиной (2006), Ю.М. Исаенко (2012), М.Ю. Руновой (2007) и др. показывают, что двигательный режим в современных образовательных организациях дает возможность реализовать потребность детей в движении только на 55-60%. В качестве факторов снижения уровня двигательной активности отечественные ученые выделяют следующие: изменение направленности образовательного процесса, в котором значительно возрастает объем интеллектуальной и продуктивной деятельности в ущерб физическому развитию; социальные факторы (условия жизни и воспитания, требование социально одобряемого поведения), которые могут подавлять естественную потребность ребенка в движении и др. Соответственно, актуальным является изучение эффективных методов стимуляции двигательной активности детей, повышения ее уровня [4].
Двигательная активность определяется частотой и интенсивностью двигательной деятельности ребенка. В раннем и младшем дошкольном возрасте ребенок демонстрирует высокий уровень потребности в движении и недостаточную степень сформированности двигательных навыков [5].
Правильный режим двигательной активности, в котором ребенку предоставляется достаточно времени, чтобы бегать, играть со спортивным инвентарем и т.д. позволяет достичь оптимального психофизиологического статуса ребенка. Во-первых, двигательная активность напрямую соотносится с оптимальным уровнем физического развития, адекватными показателями деятельности сердечно-сосудистой, эндокринной, дыхательной, опорно-двигательной систем, центральной нервной системы. Положительное влияние оказывает двигательная активность и на деятельность когнитивной сферы.
Также следует отметить, что ранний и младший дошкольный возраст можно считать сензитивным для формирования моторной и сенсорной сферы ребенка: это период, когда ребенок знакомится со строением своего тела, у него формируется образ или «схема» тела, ребенок познает возможности своего тела и учится им управлять. Адекватное развитие общей моторики становится основой для эффективного формирования мелкой, артикуляционной и других видов моторики, что в дальнейшем становится необходимым условием для формирования речевой, познавательной деятельности, графо-моторных навыков, ориентировки в пространстве и т.д. Соответственно, на данном этапе развития особое значение имеет деятельность по обеспечению адекватного режима двигательной активности, полностью покрывающего двигательные потребности ребенка.
В качестве наиболее часто применяемых форм стимуляции двигательной активности в дошкольном образовании применяются комплексы утренней гимнастики, двигательные паузы, физминутки, подвижные игры, гимнастика после дневного сна, занятия по физической культуре, спортивно-физкультурные досуги и праздники, а также самостоятельная двигательная активность детей [2].
В целом, следует отметить, что для соблюдения необходимого объема двигательной активности детей необходимо спланировать режим двигательной активности таким образом, чтобы все названные формы работы применялись в достаточном количестве, их использование было систематизировано и спланировано в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями и потребностями воспитанников.
Цель исследования — теоретически и практически обосновать эффективность педагогической технологии стимулирования двигательной активности на основе модели содержания и организации двигательной активности детей раннего и младшего дошкольного возраста .
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТИМУЛЯЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО И МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Сущность понятия «двигательная активность» в психолого-педагогических исследованиях
Анализ научных концепций феномена «двигательная активность» показал, что исследователи приблизительно с одинаковой частотой в своих работах применяют определения «двигательная деятельность» и «двигательная активность» [7;18;64].
Понятие «двигательная активность» Е.Ю. Назаренко характеризует, как всю совокупность движений, которые реализуются конкретным субъектом в течение его жизни [58].
Если исходить из определения феномена «деятельность» согласно представлениям А.Н. Леонтьева, то деятельность – это активное взаимодействие субъекта с окружающей действительностью, в ходе которой происходят изменения в психической деятельности субъекта и в объекте, на который она направлена [35].
По мнению Г.А. Урунтаевой «активность – это стремление ребенка к поддержанию жизненно важных связей с окружающим миром и его преобразованию» [93].
Э.А. Степаненкова характеризует двигательную активность как фундамент для становления процесса индивидуального развития и формирования жизненных ресурсов организма [61].
Базой для осуществления деятельности в работах отечественных исследователей (А.П. Кочетовой [47], А.А. Ляшко [51] и др.) выступает наличие определенного стремления, которого приводит к некоторой активности. Установлено, что двигательная активность может рассматриваться как фактор, позволяющие более эффективно развивать физические способности, повышать работоспособность.
С точки зрения А.Г. Щедриной, двигательную активность можно определить как характерный для человека, сложноорганизованный комплекс поведения человека, обусловленный биологическими и внешними условиями [привед. по 99].
А.А. Маркосян описывает понятие «двигательная активность» как ключевой параметр, который становится основополагающим в определении вектора морфологического и функционального развития двигательного анализатора [37].
Описанные факты и определения дают возможность говорить о том, что двигательная активность имеет статус биологической потребности организма в движении, удовлетворение которой все выше изложенное позволяет сделать вывод о том, что, двигательная активность – это биологическая потребность организма в движении, от степени эффективность удовлетворения которой определяет продуктивность общего и физического развития субъекта, уровень его здоровья.
Понятие «физическая активность» по сравнению с иными понятиями, сформулированными в смежных научных дисциплинах, применяется исключительно в теории и практике физической культуры и является более современным понятием.
Согласно представлениям А.Г. Комкова, физическая активность – это специально организованная, целенаправленная деятельность субъекта, елью которой выступает сохранение и укрепление здоровья, раскрытие и развитие физических возможностей и достижение определенного уровня физического развития для успешного использования собственных ресурсов с учетом личностной мотивации и социальных потребностей [46].
Если применять рассматриваемое понятия к детям раннего и младшего дошкольного возраста, то целесообразно прибегнуть к понятию «двигательная активность», по той причине, что для осуществления определенного вида деятельности, в том числе двигательной у личности должна быть сформирована способность выстраивать иерархию мотивов, что характерно для более поздних периодов онтогенеза, по той причине что на ранних этапах развития еще не началось полноценное формирование личностных структур и волевых процессов.
Проблему формирования и развития двигательной активности детей поднимали в разное время множество отечественных и зарубежных ученых.
Е.П. Ильин раскрывая значение двигательной активности для человека отмечал: «…человек существо не только воспринимающее, думающее, но и двигающееся с целью удовлетворения своих потребностей (в том числе и потребности в движении), для того, чтобы трудиться, учиться, заниматься физкультурой» [83 с.45].
Большое значение для понимания сути и механизма реализации двигательной активности и ее влияния на развитие ребенка имеют работы представителей психологии: Л.С. Выготского; А.В.Запорожца; Ж. Пиаже т др., физиологов: Н.А. Бернштейна, И.М. Сеченова и др. Более глубокие и подробные исследования феномена двигательной активности представлены и систематизированы в современных исследованиях Л.Д. Глазыриной, Н.Н. Ефименко, А.В. Кармановой А.Г. Комкова , М.А. Руновой , Т.И. Осокиной , В.И. Усакова ,Н.А. Фомина , В.Г. Фролова , В.Н. Шебеко . и др.
Этими исследователями представлена информация о том, какую роль играет высокий уровень двигательной активности в процессе социальной адаптации. Согласно представлениям ученых педагогов и психологов оптимальный уровень двигательной активности ребенка является важнейшим фактором успешной адаптации дошкольников к условиям детского сада, т.к. дети с высоким уровнем подвижности справляются с адаптацией гораздо быстрее, чем малоподвижные.
Кроме того, потребность