Часть дипломной работы на тему Средства художественной выразительности в поэзии Эрнста Яндля
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Введение:
Средства художественной выразительности работают на создание образности в стихотворении. Спектр их огромен и все они выражают особенности авторского мира, экспрессивность и выразительность текста. Характеристика создаваемого образа мира нередко создается не только лексическими или синтаксическими средствами, но и графикой и фонетикой. Именно эти средства позволяют расставить акценты, передать слышимой образ мира. Вместе с тем, как показывает практика, данные направления являются малоисследованными.
Художественная литература представляет собой вид искусства, в котором единственным материалом служат слово и конструкции естественного языка. Словесный текст также используется в таких видах культурной деятельности человека, как: философия, публицистика, наука и пр. Вместе с этим, именно в художественном тексте слово имеет наиболее концентрированный смысл, который порождается в контексте художественного образа, художественной линии, персонажа и произведения в целом. Художественное слово неразрывно существует с контекстом, и вместе с этим сам контекст произведения не может существовать без этого слова, не потеряв смысловой оттенок. Вместе с тем до сих пор не сформировано единого подхода к понятию художественного текста.
В связи с этим возникает понятие художественного текста. Термин «художественный текст» относится, прежде всего, к эстетической сфере. В связи с этим образ существует только в рамках искусства и является способ освоения действительности и его осмысления.
Как уже говорилось выше, образность в художественной литературе неразрывно связана со словом. Язык, выполняя функцию формы образа и средство его создания автоматические приобретает ряд особенностей; в частности, это выражается «в тенденции поэтического языка к максимальной выразительности, красочности, метафоричности и т. д. (что выражает стремление писателя к максимальной индивидуализации действительности)» Таким образом, речевая образность является элементом образов персонажей, явлений, всего произведения в целом.
Актуальность данной работы обусловлена как возросшим интересом к немецкой поэзии с одной стороны, так и большим интересом современной науки к созданию образности поэзии при помощи графических и фонетических средств.
Объектом работы становится немецкий поэтический текст на примере творчества Э. Яндля.
Предметом – фонетические и графические средства выразительности в немецких стихотворениях.
Цель работы – изучить приемы употребления фонетических и графических средств художественной выразительности в поэтических текстах немецкого языка на примере стихотворений Э. Яндля.
Задачи работы:
1) изучить особенности поэтического текста как особого типа художественного текста Э. Яндля
2) проанализировать способы использования фонетических и графических средств выразительности художественного текста немецкого языка Э. Яндля
3) проанализировать способы использования фонетических и графических средств выразительности поэтического текста немецкого языка Э. Яндля
Материалом исследования становятся фонетические, графические и лексико-стилистические особенности творчества Э. Яндля
В основе данной работы лежат научные труды таких авторов, как Ю.М. Лотман, Л.В. Щерба, Р. Якобсон, В.В. Виноградов, С.И. Линниченко и др.
Основными методами работы становится стилистический анализ литературы, литературоведческий анализ, поэтический анализ, классификация и систематизация материала.
Научная новизна – в работе проведено исследование поэтики стихотворения Э. Яндля.
Теоретическая значимость работы – в работе уточнены особенности творчества Э. Яндля, его место в конкретной поэзии, особенности авторского стиля.
Практическая значимость работы: определяется возможностью применения текста в системе курса языкознания, фонетики и зарубежной литературы, а также для самостоятельного рассмотрения творчества Э. Яндля.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Заключение:
Человеческое мышление является результатом восприятия мира и тесно связано с языком — основным средством его выражения. Художественный текст, особенно текст поэтический, становится отражением авторского мышления относительно окружающего мира, его переработкой через призму авторского таланта. Этот текст многогранен, он включает в себя не только синтаксические и лексические средства, но и средства фонетические, которые создают музыкальность и настроение поэтического произведения и графические, вовлекающие читателя в языковую игру или расставляющие акценты в произведении.
Особенно это актуально для модернистской и постмодернистской немецкой поэзии. Авторы, стремясь передать свое отношение к неустойчивому миру, нередко активно использовали как графическое письмо, так и звукопись, выражая собственное мнение о действительности.
В работе произведено изучение средств художественной выразительности на примерах текстов авангардной поэзии, где будут более подробно проанализированы эксперименты поэтов авангардистов, в частности, австрийского поэта Эрнста Яндля.
С середины 1970-х годов экспериментальная поэзия была заменена новой темой, которая все больше определяла работу Э.Яндля и его рефлексию. Э. Яндль назвал свой новый языковой стиль «потертым языком», языком людей, которые не говорят по-немецки в качестве родного языка, грамматически и синтаксически искажены, и именно благодаря этому он может назвать экзистенциальные темы свободными от ажиотажа и пафоса. Э. Яндль описал: «Ввиду ошибочности человеческой жизни, языковая ошибка превращается в инструмент искусства».
Сам Э. Яндль описал цель своих звуковых стихов: «пригласить людей подыграть, то есть побудить читателя иметь дело с языком таким образом. Это не будет производить поэтов сейчас. Но если те, кто попробует это сами, получат новое, расширенное отношение к языку и лингвистическому искусству, родится что-то, в ценности чего я не сомневаюсь».
С 1980 года возникли различные сочетания поэзии Э. Яндля с джазовой музыкой в стиле «джаз и поэзия». Другое сотрудничество произошло с Манфредом Шуфом. В конце лета 1991 года Яндль по-другому сочетал музыку и поэзию в своей работе: в течение нескольких недель во время отпуска и обездвиживания в результате перелома лодыжки возникли многочисленные так называемые штамповки.
Фрагмент текста работы:
2.1. Художественные средства выразительности в немецкой поэзии авангарда
Немецкий авангардизм возник из эстетики рубежа веков. Политический радикализм, свойственный художественному авангарду уже как исторической реалии (первая треть XX века) был присущ ему до 1930-х годов. Его отличало не только непримиримое противопоставление с другими течениями литературы, но и специфический языковой строй. Этот строй реализовывался как в семантике, так в графике и фонетике.