Часть дипломной работы Педагогика/Психология Психология

Часть дипломной работы на тему Сравнительное исследование эмпатии и рефлексии у студентов-психологов в 2012 и 2019 годах

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТОСТИ ЭМПАТИИ И РЕФЛЕКСИИ У СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ
1.1. Эмпатия как профессионально-важное качество психолога
Социономические профессии, ориентированные на оказание социально-психологической помощи, предъявляют высокие требования к личностным характеристикам специалиста, напрямую связанным с проявлением просоциальности поведения: пониманием состояния людей, эмпатией, доброжелательностью.
Результаты исследования эмпатии как профессионально-важного качества, способности, состояния, качества личности, в том числе специалиста-психолога, раскрыты в исследованиях P. O. Агавеляна, М. Г. Бобковой, A. A. Головиной, Т. В. Дорошенко, Е. А. Ичаловской, Р. Б. Карамуратовой, Н. В. Козиной, Ч. И. Лопсан, H. H. Тарновской, О. И. Цветковой и т. д. [1–9]. Ряд ученых акцентировали свое внимание на изучении особенностей становления профессиональной эмпатии (Е. П. Ильин, Т. Д. Карягина, X. Кохут, X. Кехеле, В. А. Лабунская, К. Роджерс, X. Томэ, Н. А. Щербакова и др.). В. В. Бойко, Т. П. Гаврилова, А. П. Сопиков выявили, что функционирование эмпатии определяется ценностями и мотивационными установками личности [1–9].
Интегративный подход рассматривает эмпатию как феномен познания, отношения и поведения (М. Шелер, К. Роджерс, И. М. Юсупов, H. H. Обозов), в рамках которого когнитивные и эмоциональные компоненты находятся во взаимосвязи [3]. Эмпатия анализируется как профессионально важное качество в помогающих профессиях, опосредована нравственными нормами и приводит к просоциальности [8]. Таким образом, эмпатия является основным элементами просоциальности в связи с тем, что она:
• предрасполагает к альтруистическому поведению: чем больше человек склонен к сопереживанию и сочувствию, тем выше его готовность к оказанию помощи и к просоциальности (Е. П. Ильин);
• является одним из регуляторов межличностных взаимоотношений, проявляется в стремлении оказывать помощь и поддержку другим людям, ведет к развитию гуманистических ценностей, сопровождает личностный рост и становится одним из ведущих признаков индивидуальности (А. Адлер, Д. Келли, А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм и др.) [5];
• играет ведущую роль в большинстве направлений психотерапии и определяется как помогающее, альтруистическое поведение, возникающее в ответ на переживания другого человека (Т. А. Ахрямкина Т. П. Гаврилова, Ю. Б. Гиппенрейтер, Т.Д . Карягина) [7; 9];
• тесно связана с альтруистическими мотивами и просоциальной деятельностью (Т. В. Дорошенко);
• реализуется в формах помогающего поведения (Г. Е. Шибаева) [6].
C. Batson и N. Eisenberg утверждают, что, во-первых, эмпатия через симпатию приводит к альтруизму, и, во-вторых, что личностный дистресс приводит к проявлению просоциальности, которое мотивировано эгоизмом, обусловленным желанием облегчить собственное негативное эмоциональное состояние [10]. В свою очередь просоциальное поведение, по мнению В. Занден и В. Джеймса, – это действия, приносящие пользу другим людям; это способы реагирования на людей через проявление симпатии, сотрудничества, помощи, содействия, альтруизма, что позволяет судить о выраженности просоциальности [11].
Однако в настоящее время существуют определенные разногласия в отношении интерпретации результатов исследований, демонстрирующих связь эмпатии и просоциального поведения. По мнению К. Бэтсона, акцентирование эмпатии усиливает альтруистическую мотивацию к оказанию помощи [12]. Исследования К. Бэтсона свидетельствуют о том, что эмпатия нацелена на поддержку благополучия другого человека и представляет собой альтруистический мотив просоциального поведения [13]. Тем не менее, существуют альтернативные объяснения. В частности, Р. Чалдини предположил, что инструкции экспериментатора, направленные на усиление эмпатии, могут увеличивать не только сопереживание помогающего человека, но и чувство печали, подавленности или дистресса. В связи с этим основанная на эмпатии помощь не является абсолютно бескорыстной, поскольку, оказывая помощь, субъект зачастую пытается улучшить свое собственное состояние [14].
Анализ публикаций отечественных и зарубежных исследователей позволяет сделать вывод, что процессуальная дифференциация эмпатии осуществляется с учетом преобладания в ней одного из трех компонентов: эмоционального, когнитивного, поведенческого, рассматривается как качество личности, социально-психологическое свойство, состоящее из следующих способностей (В. А. Лабунская):
• способность к пониманию субъектом эмпатии эмоционального состояния другого без изменения своего собственного состояния – когнитивная эмпатия (Н. Н. Обозов). Она осуществляется через децентрацию – механизм преодоления эгоцентризма личности, заключающийся в изменении точки зрения, позиции субъекта в результате столкновения, сопоставления и интеграции с позициями, отличными от собственной. Когнитивная эмпатия может реализоваться через: способность эмоционально реагировать и откликаться на переживания другого (В. А. Лабунская), способность поставить себя на место другого человека и увидеть ситуацию с другой точки зрения (М. Девис), понять его эмоции (Hoffman) [15; 16]. Преобладание когнитивного компонента в отражении эмоционального состояния другой личности способствует его адекватному пониманию;

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы