Часть дипломной работы на тему Способы запоминания иноязычной лексики на материале английского языка
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ ЗАПОМИНАНИЯ АНГЛОЯЗЫЧНОЙ ЛЕКСИКИ 9
1.1 Общее понятие памяти, ее виды, структура, механизмы 9
и характеристика процесса запоминания 9
1.2 Возрастные особенности в структуре развития памяти 19
1.3 Современные приёмы и методы запоминания, основные способы запоминания англоязычной лексики 22
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ЗАПОМИНАНИЯ АНГЛОЯЗЫЧНОЙ ЛЕКСИКИ 28
2.1 Определение способов и приёмов запоминания слов, которые используют студенты при изучении англоязычной лексики 28
2.2 Эксперимент для выявления эффективных способов запоминания англоязычной лексики 31
2.3 Анализ результатов исследования и выводы 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41
Введение:
Тот, кто не знает иностранных языков, не знает ничего про свой родной язык.
Иоганн Гете
Актуальность исследования. Значение и роль английского языка в современном мире трудно переоценить. Согласно статистическим данным, этот язык является родным для 400 млн. людей на планете. В 30 государ-ствах его считают либо официальным, либо общенациональным. Причем это касается и Индии, и Пакистана, и некоторых стран африканского континента.
Подсчитано, что примерно 1 млрд. людей на земле могут свободно общаться, читать и писать на этом языке, так что они могут его применять ежедневно.
Сегодня существует праздник – Всемирный день английского языка. Он был установлен в 2010 году.
В Российской Федерации свободно разговаривать и читать хотя бы на одном иностранном языке могут только 5% всего населения. Согласно стати-стическим данным, начальный уровень английского есть только у 30% рос-сиян, хотя этот язык считается международным.
На сегодняшний день знание английского языка важно для любых це-лей, будто то профессионального или личного характера. Но чтобы начать учить его или продолжать заниматься английским далее, необходима эффек-тивная мотивация и четкое понимание важности владения языком. Только это поможет достигнуть разговорного уровня и качественно изменить свою жизнь.
Прежде всего, знание этого языка помогает получить больше возмож-ностей для карьерного роста вне зависимости от возраста. В наши дни рынок труда является глобальным – многим компаниям нужны сотрудники, кото-рые могут контактировать с партнерами и клиентами по всему миру. Это означает, что глобальные мировые компании ищут сотрудников, говорящих на английском языке.
Современный глобальный рынок труда даже создал новые рабочие ме-ста для двуязычных людей. При знании английского открывается возмож-ность переводчиком, преподавателем или специалистом по маркетингу в международной компании.
Английский определен официальным и рабочим языком Организации Объединенных Наций. Этот язык является живым инструментом общения для академиков, докторов наук, ученых всего мира.
Кроме этого, английский язык является самым используемым языком в Интернете – почти 1 миллиард интернет пользователей общается на этом языке. То есть знание английского языка позволит получить доступ к огром-ному количеству дополнительных ресурсов онлайн.
На сегодняшний день существует множество методик, которые позво-лят изучить иностранный язык, в том числе и английский. Существует огромное количество как классических, так и инновационных способов запо-минания английских слов. Выявление и использование эффективных спосо-бов и приёмов заучивания, запоминания английских слов расширит и попол-нит активный и пассивный словарный запас обучающегося, необходимого для успешного владения английским языком.
Несмотря на то, что изучение английского языка является трудным процессом, выучить его под силу каждому человеку, вне зависимости от его возраста.
Объект исследования – англоязычная лексика.
Предмет исследования – процесс и способы запоминания англоязыч-ной лексики.
Цель исследования – изучение способов запоминания иноязычной лексики на материале английского языка.
Задачи исследования:
— раскрыть общее понятие о памяти, виды памяти, проанализировать структуру памяти и механизмы памяти, а также охарактеризовать процесс запоминания;
— рассмотреть возрастные особенности в структуре развития памяти;
— раскрыть основные способы запоминания англоязычной лексики;
— определить способы и приёмы запоминания слов, которые использу-ют студенты при изучении англоязычной лексики;
— провести эксперимент для выявления эффективных способов запоми-нания англоязычной лексики;
— проанализировать результаты исследования и сделать выводы.
Теоретическая и методологическая база исследования. При написа-нии выпускной квалификационной работы использовалась работы отече-ственных и зарубежных специалистов, таких как С.Л. Рубинштейн, В.П. Ступницкий, П.И. Зинченко, А.Л. Смирнов, А.Н. Леонтьев, Б.А. Сосновский, А.Л. Тертель и других.
Для выполнения анализа в практической части были использованы ма-териалы таких авторов, как Д. Лапп, Е.Б. Пликина, В.С. Харламова, К. Ло-берг, М. Байстер, В.А. Козаренко, О. Эренберг и многих других.
Для решения поставленных задач использовался комплекс взаимодо-полняющих методов исследования: методы теоретического анализа литера-туры по исследуемой проблеме; методы изучения, обобщения и анализа опыта существующих результатов; количественные и качественные методы.
Степень научной разработанности проблемы. Проблемам повыше-ния качества запоминания англоязычной лексики посвящены работы таких авторов, как Е.Б. Пликина, В.С. Харламова, Н.А. Забелина и др.
Определенное влияние на решение проблемы сложности запоминания англоязычной лексики оказали такие авторы, как Л.М. Белозерова, О.Н. Черноморова, И.М. Юсупов, Ю.В. Мишина Ю.В. и др.
Научная новизна исследования состоит в изучении условий успешно-го применения способов запоминания лексики при обучении английскому языку в различных возрастных группах, разработке примеров обучающих упражнений и практических занятий, целью которых является успешное овладение английским языком.
Практическая значимость исследования состоит в разработке эффек-тивных способов запоминания лексики при обучении английскому языку в различных возрастных группах.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы.
В первой главе рассматриваются общие понятия памяти, виды памяти, анализируется структура и механизмы памяти, а также идет характеристика самого процесса запоминания. Кроме этого достаточно полно раскрываются возрастные и индивидуальные особенности человека, которые оказывают влияние на память.
Во второй главе определяются способы и приёмы запоминания слов, которые используют студенты при изучении англоязычной лексики. Прово-дится эксперимент для выявления эффективных способов запоминания ан-глоязычной лексики, анализируются результаты исследования и делаются выводы.
Заключение:
Память – одна из высших психических функций, предназначенная со-хранять, накапливать и воспроизводить информацию. Без памяти нет челове-ка, и память связана со всеми другими психическими функциями – внимани-ем, мышлением, даже воображением.
Выделяют такие виды типологии памяти, как по модальности (слухо-вая, зрительная, кинестетическая), по характеру психической активности (об-разная память, словесно-логическая, двигательная, эмоциональная память), по характеру целей (произвольная и непроизвольная). Можно выделить та-кие процессы памяти, как запоминание, хранение, воспроизведение, узнава-ние и забывание.
Исследователь выделяет такие индивидуальные особенности памяти, как предпочитаемая модальность и уровень организации памяти.
Как и все другие процессы в нашем организме, память подвержена возрастным изменениям. Лучше всего память в 19 лет. Дальше память ухуд-шается, и этот процесс необратим, хотя его интенсивность и степень ухудше-ния памяти зависят от очень многих факторов. Высокий уровень образова-ния и знание иностранного языка заметно улучшает память, это доказано учеными.
На сегодняшний день существует большое количество приемов и мето-дов запоминания англоязычной лексики, которые могут использоваться раз-ными типами людей в зависимости от преобладающего типа памяти. Важным фактором выступает систематическое пополнение и повторение словарного запаса, а сам секрет запоминания кроется в индивидуальном подборе спосо-ба и приема запоминания.
Чтобы определить, какие приемы и способы лучше всего использовать студентами для запоминания англоязычной лексики, мы провели исследова-ние, в котором на добровольной основе приняли участие 10 человек из нашей группы.
Далее мы выяснили, какими методиками для запоминания англоязыч-ной лексики пользуются наши студенты. Выяснилось, что половина студен-тов запоминает англоязычную лексику путем механического заучивания. Три человека регулярно прослушивают аудиозаписи английских слов, два чело-века используют способ «Карты памяти», рисуя ее на большом листе бумаги.
Для определения эффективности методик, которые используют студен-ты в процессе запоминания англоязычной лексики, мы провели тест. Мы раздали студентам листы, на которых были напечатаны незнакомые им ан-глийские слова с переводом и транскрипцией (100 слов). Также мы выдали студентам аудиозапись этих слов с переводом. Необходимо было за один ве-чер выучить как можно больше слов традиционным способом, который каж-дый студент применял всегда. В результате, с помощью обычного механиче-ского заучивания студенты запомнили в среднем 28 новых слов; с помощью аудиозаписи студенты запомнили в среднем 35 новых слов; с помощью ме-тода Mind Map студенты запомнили в среднем 40 слов.
Далее в исследовании мы распределили все методы запоминания лекси-ки по преобладающим видам памяти: для визуалов, для аудиалов и для ки-нестетиков. В группе больше всего студентов с визуальной памятью, и мень-ше всего – со слуховой памятью. 10 испытуемым был предложен свой метод по запоминанию английских слов.
Всего было использовано пять методик:
1. Карта памяти (Mind Map).
2. Англо-русские рифмовки.
3. Составление рассказа на основе новых слов.
4. Ритмический метод. Главное не запомнить слово, а повторять его в определенном ритме.
5. Карточки. На плотной бумаге необходимо записать слово и его пе-ревод (картинка) на обратной стороне.
Для определения эффективности методик для запоминания англоязыч-ной лексики, мы провели контрольный тест.
С помощью рифмовок студенты в среднем запомнили 30 новых слов; с помощью карты памяти студенты в среднем запомнили 38,5 новых слов; с помощью составления рассказа студенты в среднем запомнили 42 новых слов.
Более эффективными оказались другие способы. С помощью ритмиче-ского метода студенты в среднем запомнили 48,5 новых слов, и с помощью карточек студенты в среднем запомнили 51 новое слово.
Карточки оказались эффективнее всего. Их недостатком студенты назвали долгое время, которое уходит на их изготовление, зато многие слова запоминались уже в процессе изготовления карточек. Следовательно, этот метод можно посоветовать использовать в практике при изучении новой лек-сики.
Тем более, что сегодня этот способ можно улучшить. Можно использо-вать современные информационные технологии.
Фрагмент текста работы:
1.1 Общее понятие памяти, ее виды, структура, механизмы
и характеристика процесса запоминания
Как отмечают многие исследователи (Л.С. Выготский, B.C. Коростелев, И.А. Зимняя и др.), активное и полное владение иностранным языком невоз-можно без усвоения достаточного лексического запаса для уверенного вла-дения учащимися изучаемым языком. Понятно, что вся эта лексика должна храниться в памяти учащегося. Для того, чтобы разобраться в эффективных механизмах запоминания иноязычной лексики, нужно составить общее пред-ставление о памяти человека и ее механизмах.
Человек многое умеет благодаря высокому уровню развития памяти. Внутреннее развитие потому и возможно, что сохраняется приобретенный опыт и знания. Каждое переживание, движение, впечатление оставляют свой след в памяти и могут сохраняться в ней длительное время, а при соответ-ствующих условиях становиться предметом сознания. С.Л. Рубинштейн го-ворил о том, что «без памяти человек стал бы существом мгновения с мерт-вым прошлым для будущего. Функционирование общества и человека без памяти невозможно» .
Память для человека очень важна, в ней хранятся знания и навыки, она позволяет накапливать, сохранять и использовать впоследствии личный жиз-ненный опыт.
И.М. Сеченов считал память «основным усилием психической жизни» . Без деятельности памяти невозможны такие процессы, как запоминание, мышление и воображение, связь с которыми выражается в логической памя-ти. Память связана с чувствами и с волей.
Исследования, которые проводились представителями ассоциативного направления изучения памяти (Г. Эббингауз, Г. Мюллер), ставили своей це-лью выявить, как предлагаемый материал запоминается. Традиционные от-веты на эти вопросы связывались с числом повторений .
Руководствуясь ассоциативной теорией памяти, Г. Эббингауз, вывел следующие закономерности запоминания :
— при увеличении числа членов запоминаемого ряда, возрастает коли-чество необходимых повторений для его запоминания;
— число предварительных повторений при заучивании материала, эко-номит время в том случае, если это число повторений не больше количества, необходимого для полного заучивания материала;
— по памяти лучше всего воспроизводятся начало и конец какого-либо длинного ряда;
— для ассоциативной связи впечатлений и их воспроизводства, важным является то, какие они есть разрозненные или логически связанные в целое;
— повторение заученного материала будет более продуктивно, если происходить будет в течение определенного периода времени, например, в течение нескольких часов;
— новое повторение способствует лучшему запоминанию выученного раньше;
— если усилить внимание к материалу, который надо запомнить, то чис-ло повторений для его выучивания можно сократить;
— материал, вызываемый особый интерес, запоминается без всякого труда;
— необычные и странные впечатления запоминаются значительно луч-ше.
Как видно, из поля зрения последователей ассоциативного направления полностью выпадал вопрос о взаимодействии мыслительного и языкового процессов — а запоминание как мыслительная операция осуществляется чаще всего посредством языковой деятельности.
Представители гештальтпсихологии (К. Левин и др.) в качестве ведуще-го условия запоминания рассматривали структуру материала. При этом они считали, что для запоминания неорганизованного, бессмысленного материа-ла необходимо дополнительное исходное условие — намерение субъекта. Од-нако, представители этого направления упускали из вида наиболее важную сторону процесса построения и закрепления образа — деятельность человека. Между тем для запоминания имеет значение действие человека .
Идеологи социальной природы памяти (Л.С. Выготский, П. Жане, П.И.Зинченко, А.А. Смирнов и др.) отмечали важность непроизвольного и произвольного запоминания, а также включенность памяти во все многооб-разие жизни и деятельности человека .
Произвольная память предполагает, что человек ставит перед собой цель в обязательном порядке запомнить ту или иную информацию. Этой форме запоминания принадлежит основная роль в жизни и деятельности че-ловека. Кроме волевого акта, характерной чертой произвольного запомина-ния является присутствие мотива. Произвольное запоминание имеет свои за-кономерности – цель запоминания, осознание смысла воспринимаемого, структурно-логическая взаимосвязь в материале запоминания, логическая реконструкция материала.
Непроизвольная память отличается от произвольной памяти тем, что социальная цель запоминания отсутствует. Как правило, в практике обучения иностранной лексике упор делается на произвольном запоминании, но ана-лиз специфики вербальной памяти показывает, что при расширении ино-язычного тезауруса учащимся следует опираться на непроизвольное запо-минание, так как оно создает наилучшие условия для усвоения всех связей слова в комплексе. В процессе непроизвольного запоминания учащиеся усваивают лексический материал без установки на его изучение, либо усваи-вают новые лексические единицы в ходе выполнения какого-либо другого задания, например, чтения или прослушивания текста. Это не означает, что студенты не замечают новое слово, просто их внимание сосредоточено на восприятии общего содержания текста или его деталей, а запоминание новых единиц происходит непроизвольно в результате этого процесса .
Продолжительное время самым распространенным способом запоми-нания информации являлось механическое запоминание в той форме, в кото-рой материал воспринимается. При этом его смысловое значение отходит на второй план. Основная проблема данного вида запоминания заключается в том, что заученная таким образом информация быстро забывается, в то вре-мя как для перехода ее в долгосрочную память требуется формирование прочных связей в мозге человека. Для этого необходимо многократно по-вторять материал, либо использовать другие методы запоминания информа-ции