Журналистика, издательское дело и СМИ Часть дипломной работы Гуманитарные науки

Часть дипломной работы на тему Способы воздействия журналистского авторского материала на читательскую аудиторию в русле проблем медиаманипуляции на примере газеты «Завтра» А.А. Проханова

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ МЕДИАМАНИПУЛЯЦИИ НА АУДИТОРИЮ В СМИ 8
1.1 Средства медиаманипуляции в современных СМИ 8
1.2 Достоверность информации в масс-медиа. Критический анализ медиатекста 22
1.3 Специфика печатных СМИ и особенности работы журналиста 35
Вывод по главе 1 49
ГЛАВА 2. ГАЗЕТА «ЗАВТРА» А.А. ПРОХАНОВА, СПОСОБЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ ЖУРНАЛИСТСКОГО АВТОРСКОГО МАТЕРИАЛА НА ЧИТАТЕЛЬСКУЮ АУДИТОРИЮ, ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ МЕДИАМАНИПУЛЯЦИИ НА ЕЕ ПРИМЕРЕ 52
2.1. История развития газеты «Завтра» А.А.Проханова 52
2.2. Способы воздействия журналистского авторского материала на читательскую аудиторию в русле проблем медиаманипулиции, которые применяют журналисты газеты «Завтра» 58
2.3. Практические рекомендации по основным способам воздействия со стороны журналиста на читательскую аудиторию на примере газеты «Завтра» 78
Заключение 90
Список использованной литературы 95

 

  

Введение:

 

Человек ХХI века существует в медиатизированном пространстве — пространстве радио, телевидения, компьютеров, мобильной связи, с помощью которых он познает мир, общается с другими людьми. Медиа устойчиво вошли в повседневность, стали неотъемлемой частью всех сфер нашего бытия и задают последнем новые жизненные условия и стандарты.
Однако современные СМИ — это сила, которая мощно и противоречиво влияет на мысли, чувство и сознание человека, превратившись в главный источник неформального образования граждан, ведущий фактор социализации молодого поколения, его стихийного социального обучения. Все становится все более понятным, что СМИ – это не только прогресс в коммуникативной сфере, но и опасность, которая заключается в чрезмерном психологическом давлении, выраженной тенденции к манипуляциям. К тому же, медиа пространство настоящее перенасыщено разнообразной «грязной» информацией, так называемыми, месседжами с элементами жестокости и агрессии, насилия и цинизма. Поэтому существование человека в подобной медиа-среде, которая потенциально является деструктивным, становится вредным, и в первую очередь для тех, чье индивидуальное развитие только начинается или продолжается, тех, кто по своим естественным возрастным особенностям, очень легко усваивают ценности, предлагаемые медиа, в том числе и ложные, стереотипы мышления и поведения, с удовольствием и доверием погружается в виртуальный мир «взрослых» проблем и развлечений. Именно они, дети, оказываются под угрозой негативных воздействий медиа социализации, которая сегодня очень часто становится вынужденной и происходит без должного участия и поддержки взрослых, вне их внимания и контроля.
Поэтому осмысление проблемы деструктивного влияния СМИ на формирование личности необходимо, а еще больше актуализируется на современном этапе, когда все более опасными становятся риски социализации детей в условиях агрессивной медиасреды, существование которой уже, бесспорно, стало характерной чертой настоящего.
Понятие «сознание» неоднозначно. В широком смысле – это психическое отражение действительности независимо от того, на каком уровне оно осуществляется – биологическом или социальном, чувственном или рациональном. В более узком и специальном значении под сознанием понимают не просто психическое состояние, а высшую, человеческую форму отражения действительности. Оно структурно организовано, представляет собой целостную систему, состоящую из различных элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях.
Сознание не совпадает с осознаваемым содержанием. Сознание – это нечто, что находится «между нашими головами, имея отношение и к социальной форме, благодаря которой люди способны жить друг с другом, фактически пропускать через себя поток жизни» . Сознание – форма отражения объективной действительности в психике человека, характеризующаяся тем, что в качестве опосредствующего, промежуточного фактора выступают элементы общественно-исторической практики, позволяющие строить объективные (общепринятые) картины мира.
З. Фрейд считал, что психика человека представляется расщепленной на две противостоящие друг другу сферы сознательного и бессознательного, которые представляют собой существенные характеристики личности.
Сознательным Фрейд называет «то представление, которое существует в нашем сознании, и которое мы воспринимаем как таковое и утверждаем, что именно в этом заключается единственный смысл термина «сознательный». Бессознательное Фрейд считал центральным компонентом, составляющим суть человеческой психики, а сознательное − лишь особой инстанцией, надстраивающейся над бессознательным.
«Бессознательное – это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отчета. Являясь психическим, оно представляет собой такую форму отражения действительности, при которой утрачивается полнота ориентировки во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения. В нем невозможен целенаправленный контроль за совершаемыми действиями, невозможна и оценка их результата. Оно представляет собой хранилище примитивных инстинктивных побуждений, эмоций и воспоминаний, которые настолько угрожают сознанию, что были подавлены и вытеснены в область бессознательного» .
«Бессознательное в личности человека – это те качества, интересы, потребности и т. п., которые человек не осознает у себя, которые ему присущи и проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях. Одни из таких явлений – ошибочные действия: оговорки, описки, ошибки при написании или слушании слов. В основе другой группы бессознательных явлений лежит непроизвольное забывание имен, обещаний, намерений, предметов, событий и другого, что прямо или косвенно связано для человека с неприятными переживаниями. Третья группа бессознательных явлений личностного характера относится к разряду представлений и связана с восприятием, памятью и воображением: сновидения, грезы, мечты» .
Методы психологического воздействия могут быть обращены и к определенному «Я» в человеке. У каждого человека некоторый набор поведенческих схем соотносится с определенным состоянием его сознания. Эти различия выделяют различные состояния «Я»: 1) состояния «Я», сходные с образами родителей; 2) состояния «Я», автономно направленные на объективную оценку реальности; 3) состояния «Я», все еще действующие с момента их фиксации в раннем детстве и представляющие собой архаические пережитки. Проявления этих состояний «Я» Э. Берн назвал Родитель, Взрослый и Ребенок, а обмен стимулами реакциями между Эго-состояниями общающихся людей – «трансакцией». Э. Берн говорит о том, что в каждом человеке есть несколько состояний «Я»: Взрослый, Родитель, Ребенок – и между ними на бессознательном уровне устанавливается трансакция . Эти различные состояния «Я» реагируют на разные способы воздействия.
В ХХ веке концепция сознания расширяется. П.В. Симонов считает, что высшая нервная деятельность человека имеет трехуровневую структуру, которая включает в себя сознание, подсознание, сверхсознание. «Сознание оперирует знанием, которое потенциально может быть передано другому, может стать достоянием других членов сообщества» . Как показали многочисленные исследования функциональной асимметрии головного мозга, для осознания внешних стимулов или событий внутренней жизни субъекта необходимо участие речевых зон больших полушарий. В сфере творчества именно сознание формулирует вопрос, подлежащий разрешению, и ставит его перед познающим действительность умом.
Актуальность темы. Наряду с работой над содержанием, оформлением текста, навыками интервьюирования, профессионализм журналиста включает в себя владение способами воздействия на читателя и слушателя. Восприятие материала аудиторией зависит от того, насколько адекватным является избранный метод и насколько точны подобранные слова. Журналисты также постоянно должны работать над своей психологической компетентностью, обеспечивающей качество общения с аудиторией.
Методы воздействия на людей, используемые в текстах СМИ, могут иметь своей целью не только достижение большей выразительности и яркости содержания, но и манипулирование сознанием. Роль языка СМИ в манипулировании заключается в создании неадекватной информационной модели действительности (искажение, утаивание информации, смещение приоритетов), а также в суггестивном воздействии на аудиторию.
Методы воздействия на сознание людей рассматривались в работах многих исследователей, в частности, таких как В.М. Бехтерев, Е.Л. Доценко, Г.Е. Залесский, С.Г. Кара-Мурза, Г. Лебон, А.С. Миронов, Е.Е. Пронина, У. Рикер, П.У. Робинсон, В.А. Сороченко, А.П. Слобедяник, К.В. Судаков, Ю.А. Шерковин, Э. Шостром, М.Г. Эриксон и др.
Новизна исследования заключается в том, что с глобализацией и развитием технологий, меняется общество, и возникают новые виды манипуляций, новые цели преследуются и для этого придумывается множество новых техник и средств.
Обьект исследования — воздействия журналистского авторского материала на читательскую аудиторию в русле проблем медиаманипуляции.
Предмет исследования воздействия журналистского авторского материала на читательскую аудиторию в русле проблем медиаманипуляции на материалах газеты «Завтра».
Цель исследования — раскрыть суть медиаманипуляции, и доказать, что необходимо тщательно относиться к информации, людям, которые ею владеют и рассмотреть возможные последствия злоупотребления информацией в собственных интересах.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить средства медиаманипуляции в современных СМИ.
2. Рассмотреть уровень достоверности информации в масс-медиа. Критический анализ медиатекста.
3. Выявить специфику печатных СМИ и особенности работы журналиста.
Эмпирической базой исследования являются тексты газеты «Завтра».

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

С течением времени, СМИ превратились в мощный инструмент-регулятор, который формирует общественное мнение и влияет на настроения большей части населения. Самое значительное и незаметное влияние на сознание и подсознание человека в рамках медиаманипулирования оказывает телевидение. Там методы манипуляций отследить очень сложно. Эффект 25-го кадра никто не отменял.
Социальные медиа меньше влияют на наше подсознание, но и они способны нанести вред, особенно несформировавшейся психике.
Газеты существенно меньше влияют на читательскую аудиторию. Но и здесь есть масса способов и методов воздействия, которые мы исследовали в представленной работе.
В результате проведенного исследования, мы выяснили, что роль и функции СМИ в современном информационном обществе имеют большое значение в формировании сознания людей. СМИ, несомненно, имеют власть над сознанием и способны оказывать сильное влияние на общество, его состояние, устои и настроения.
Существует большое количество приемов, связанных с языковыми и речевыми особенностями, которые применяют для того, чтобы подать определенную информацию о реальных событиях в выгодном свете, в соответствии с интересами конкретной социальной или политической группы.
Влияние медиаманипуляций от СМИ, именуемых «четвертой неформальной ветвью власти», по нашему мнению, может иметь такие последствия:
— ослабление у общества способности разграничивать информацию по степени важности;
— искаженное понимание реальности;
— ошибочное выявление симпатии к искусственно созданных положительных образов;
— ложное, навязанное мышления людей;
— несвоевременная осознанность новостей;
— угнетение работы принципа свободы слова.
Несмотря на положительное значение СМИ, поскольку они являются эффективным инструментом поддержки общественного равновесия и социального взаимодействия, манипулятивные возможности СМИ, практически, не имеют границ.
С каждым днем современный мир становится все более информационно насыщенным, а потому часто непонятным для человека. Человеческий мозг не способен получать и перерабатывать такое количество информации, она нуждается в фильтрации и проверке. Иначе мозг вынужден многое воспринимать как правду. Таким образом, наполняя нужным содержанием сообщения, передаваемые СМИ, возможно подавать обществу не только знания об окружающей действительности, но и целенаправленно формировать эмоциональные и поведенческие стереотипы.
Для того, чтобы не стать «жертвой» СМИ и противодействовать медиа-манипуляции, предлагаем следующие советы:
— сравнивать информацию из разных и независимых источников;
— принимать во внимание информацию и новости из достоверных источников с положительной репутацией, и которые не искривляют действительность;
— знакомиться с информацией, подают СМИ, в странах, где действует принцип свободы слова;
— по возможности, смотреть он-лайн трансляции с места событий без субъективных оценок и выводов;
— информация — это продукт, который нужно употреблять умеренно.
Актуальность дальнейших исследований в данном направлении выражается необходимостью защиты информационного пространства в условиях информационной войны.
В ходе исследования, мы ознакомились с историей развития газеты «Завтра» и ее сегодняшним положением на российском медиа-небосклоне. Газета существует достаточно давно, причем, под руководством одного человека — А.А. Проханова. Взгляды и идеология рассматриваемого СМИ менялась с течением времени. Эти изменения вызвали массу критики, но также и помогли завоевать читательскую аудиторию, о чем свидетельствует определенная степень популярности газеты.
Деятельность газеты «Завтра» нашла отражение в художественных произведениях современных российских авторов, про нее был снят документальный фильм.
В последние годы газета «Завтра» стала более лояльной к действующей власти и пропагандирует государственно-патриотическую линию.
Сегодня газета «Завтра» не просто периодическое издание. У нее есть свой сайт в глобальной сети Интернет, на котором можно не только ознакомиться с содержанием статей, издаваемых на страницах газеты, но и почитать авторские блоги известных личностей, политиков, обозревателей, ученых, публицистов, журналистов.
Кроме того, у газеты «Завтра» есть свой канал на Яндекс.Дзен, в котором у нее 3700 подписчиков.
В процессе работы, мы проанализировали множество примеров того, как журналистский авторский материал может влиять на читательскую аудиторию на примерах живых публикаций газеты «Завтра», в русле проблем медиаманипуляции. В результате анализа выяснили, что авторы, пишущие для исследуемого СМИ активно используют практически все приемы медиаманипулирования, в той или оной степени.
Конечно, медиаманипуляция является негативным процессом для общества, но рассуждать о ее категорической недопустимости тоже не верно. Любой человек манипулирует другими людьми, в первую очередь, своими родными и близкими. Манипуляциям учится ребенок с раннего детства, еще до того, как научится говорить. Он знает, что если заплакать, то родители тут же придут и возьмут на руки, помогут и успокоят. Поэтому, манипуляции являются одним из самых распространенных и, как это ни странно звучит, гуманных средств влияния на психологию человека. Потому что они позволяют, не прибегая к насилию, добиваться нужных результатов. Хотя с точки зрения этики и морали, манипулирование — весьма сомнительный метод.
Медиаманипулирование отличается от обычных манипуляций широтой охвата аудитории. Проще говоря, масштабами деятельности. С помощью медиаманипуляций можно влиять на сознание миллионов людей, они способны обеспечить власть над целыми государствами и континентами. Но, тем не менее, медиаманипулирование не является насилием и не предусматривает прямого давления.
Высший профессионализм журналиста выражается в умении обратиться к читателю в тексте таким образом, чтобы каждый читатель почувствовал, что автор обращается именно к нему, разговаривает только с ним. Такой текст обязательно вызовет реакцию читательской аудитории, которую она обязательно проявит в виде комментариев к статье. Это и будет оперативной формой связи с читателями, которая укрепит взаимопонимание и будет способствовать формированию имиджа автора и СМИ, для которого он пишет.
Журналисту всегда следует помнить, что самым успешным считается манипулирование, которого не замечают, потому что оно не вызывает отторжения и возмущения. Возможно, журналистам газеты «Завтра» стоит глубоко задуматься по этому поводу и сделать так, чтобы методы их воздействия на читательскую аудиторию стали мягче, лояльнее, менее заметными, а не бросающимися в глаза, как это происходит сейчас.
В любом случае, медиаманипулирование является естественным, неизбежным и вполне законным способом влияния, осуществления и удержания власти.
Тем самым, проведя исследование, нам удалось раскрыть суть медиаманипуляций, и доказать, что необходимо фильтровать и отсеивать поступающую информацию. Кроме того, были выявлены возможные последствия злоупотребления информацией и методы противодействия этому.
В первой главе работы были рассмотрены средства медиаманипуляции в современных СМИ, проанализирован уровень достоверности информации в современных масс-медиа. Также мы выявили специфику печатных СМИ и особенности работы журналиста.
Во второй главе мы изучили историю газеты «Завтра», вехи ее развития, изменения, которым подвергались ее взгляды и идеология. Провели оценку сегодняшнего положения газеты в информационной жизни страны. Рассмотрели на реальных примерах способы воздействия журналистского авторского материала на читательскую аудиторию. Проанализировали методы медиаманипуляции, которые применяют авторы в своих публикациях, чтобы оказывать влияние на сознание и мнение читателей. В последней части работы были даны практические рекомендации по основным способам воздействия со стороны журналиста на читательскую аудиторию на примере газеты «Завтра». Применение этих рекомендаций способно сделать взаимоотношения с читательской аудиторией более теплыми и доверительным, что, несомненно, окажет положительное влияние на имидж газеты.
Тем самым, задачи, поставленные перед началом работы, были выполнены полностью, следовательно, цель исследования достигнута.

   

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ МЕДИАМАНИПУЛЯЦИИ НА АУДИТОРИЮ В СМИ

1.1 Средства медиаманипуляции в современных СМИ

Значение средств массовой информации — печати, радио, телевидения, Интернета – в жизни современного человека трудно переоценить, ведь, несмотря на общественную важность, массовость и доступность, СМИ превратились в мощный инструмент-регулятор, который формирует общественное мнение и влияет на настроения большей части населения.
Большинство современных исследований, которые непосредственно или косвенно рассматривают тему СМИ, посвященные проблемам повышения их эффективности, увеличение роли в обществе, влияния на мировоззрение отдельного человека или социума в общем.
Анализ последних публикаций свидетельствует, что различные аспекты функционирования СМИ в обществе рассматриваются в исследованиях отечественных так и зарубежных ученых: В. Здоровеги, А. Копыленко, В. Лизанчука, В. Миронченко, А. Москаленко, А. Почепцова, В. Резуна, А. Чичановского, В. Шкляра, В. Воробьева, Т. Добросколонской, К. Маркелова, В. Попова и др.
Отдавая должное научной и практической значимости рассматриваемых научных работ отечественных и зарубежных ученых, следует, однако, заметить, что среди не до конца решенных частей проблемы остается исследования языкового манипулирования средствами СМИ, особенно в свете современных политических событий.
Недостоверная, неполная или предвзятая информация распространяется через средства массовой информации с целью манипулирования общественным сознанием. В связи с этим вопросы влияния, манипуляции на любом уровне (или лексическом, или синтаксическом) приобретают особое значение.
Проблема манипулирования является дискуссионной в науке. Так немецкий социолог Г. Франке манипулирование рассматривает как своего рода психическое влияние, которое проводится тайно. Г. Шишков отмечает, что феномен управления массами (термин, идентичный по содержанию с «манипулированием») является общественным и государственным культивированием ситуаций посредством целенаправленного воздействия. В современной литературе термин «манипулирование» употребляется для обозначения умение управлять поведением человека с помощью целенаправленного влияния на общественную психологию, сознание и инстинкты человека; идеологическая действие для изменения поведения людей их жизненных позиций .
Языковое манипулирование — это отбор и использование средств языка с целью скрытого воздействия на адресата, то есть определенный речевое воздействие.
Наука о речевом воздействии — это наука, которая изучает «влияние на человека с помощью речи и сопутствующих речи невербальных средств для достижения целей, поставленных говорящим» .
Анализируя процесс общения с когнитивной стороны, Р. Блакар понимает процесс речевого воздействия как осуществление власти, то есть даже нейтральное использование языка предполагает воздействие на мировосприятие и способ его структурирования . При манипуляционном речевом акте ключевым моментом для адресата является сокрытие своих фактических целей, мотивов, целей, попытки сделать так, чтобы реципиент даже не догадывался о них. Именно тогда речь идет о манипуляции .
В лингвистике и философии языка различают две формы речевого воздействия: прямую и косвенную, отличие между которыми заключается в выборе прямых или косвенных речевых актов. Интерес составляет именно косвенная форма, ведь речь идет о декодирования информации, языковых символов.
Средства массовой информации (СМИ) — это публичное распространение различных данных и сведений по помощью различных технических средств (телевидение, радио, Интернет, газеты, журналы). Стоит отметить, что стенгазеты, библиотеки, форумы, интернет-блоги, конференции и т.п. — не относящиеся к средствам массовой информации. Кроме инструмента передачи данных, СМИ также является способом манипуляции, пропаганды и агитации в политической, социальной, экономической и других сферах жизни населения.
Здесь стоит поднять вопрос о социальной ответственности СМИ «… через скрытые последствия деятельности, что, в свою очередь, вызвало необходимость брать на себя отдельные инициативы вне рамок своей деятельности» .
К тому же «социальная ответственность имеет не меньшее значение, чем развитая экономическая инфраструктура, политическая стабильность или воплощении в жизнь проектов инновационного развития» . Это направление исследований является актуальным и своевременным, так требует детального рассмотрения и получит развитие в последующих исследованиях.
Исследовательница Н. Габор отмечает: «Влияние постмодерна сделало современные медиа такими, какими они … проявление постмодерна в коммуникативистике способствовал формированию такого, а не другого общества, а именно — информативного» .
Анализируя деятельность СМИ в современности, наблюдаем следующие их функции:
— оперативное наблюдение за событиями, происходящими в мире с последующим информированием общества о них;
— редактирование, которое заключается в отборе и освещении событий, происходящих с возможностью их критики или без комментариев;
— выработка общественной точки зрения;
— продвижение культуры;
— политическое просвещение широких масс населения, а также инициирование политических изменений.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы