Журналистика, издательское дело и СМИ Часть дипломной работы Экономические науки

Часть дипломной работы на тему Способы воздействия журналистского авторского материала на читательскую аудиторию в русле проблем медиаманипуляции на примере газеты «Завтра» А.А. Проханова

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты воздействия медиаманипуляции на аудиторию в СМИ 5
1.1 Средства медиаманипуляции в современных СМИ 5
1.2 Достоверность информации в масс-медиа. Критический анализ медиатекста 19
1.3 Специфика печатных СМИ и особенности работы журналиста 29
Глава 2. Способы воздействия журналистского авторского материала на читательскую аудиторию в русле проблем медиаманипулиции……………………………………………………………45
2.1. История газеты «Завтра» А.А. Проханова ……………………………45
2.2. Способы воздействия журналистского авторского материала на читательскую аудиторию в русле проблем медиаманипулиции на примере газеты «Завтра»………………………………………………………………
2.3. Практические рекомендации по основным способам воздействия со стороны журналиста на читательскую аудиторию на примере газеты «Завтра»…………………………………………
Заключение…………………………………………………………………
Список литературы………………………………………………………

 

  

Введение:

 

Человек ХХI века существует в медиатизированном пространстве — пространстве радио, телевидения, компьютеров, мобильной связи, с помощью которых он познает мир, общается с другими людьми. Медиа устойчиво вошли в повседневность, стали неотъемлемой частью всех сфер нашего бытия и задают последнем новые жизненные условия и стандарты. Однако современные СМИ — это сила, которая мощно и противоречиво влияет на мысли, чувство и сознание человека, превратившись в главный источник неформального образования граждан, ведущий фактор социализации молодого поколения, его стихийного социального обучения. Все становится все более понятным, что СМИ – это не только прогресс в коммуникативной сфере, но и опасность, которая заключается в чрезмерном психологическом давлении, выраженной тенденции к манипуляциям. К тому же, медиа пространство настоящее перенасыщено разнообразной «грязной» информацией, так называемыми месиджами с элементами жестокости и агрессии, насилия и цинизма. Поэтому существование человека в подобной медиа-среде, которая потенциально является деструктивным, становится вредным, и в первую очередь для тех, чье индивидуальное развитие только начинается или продолжается, тех, кто по своим естественным возрастным особенностям, очень легко усваивают ценности, предлагаемые медиа, в том числе и ложные, стереотипы мышления и поведения, с удовольствием и доверием погружается в виртуальный мир «взрослых» проблем и развлечений.
Поэтому осмысление проблемы деструктивного влияния СМИ на формирование личности необходимо, а еще больше актуализируется на современном этапе, когда все более опасными становятся риски социализации детей в условиях агрессивной медиасреды, существование которой уже, бесспорно, стало характерной чертой настоящего.
В ХХ веке концепция сознания расширяется. П.В. Симонов считает, что высшая нервная деятельность человека имеет трехуровневую структуру, которая включает в себя сознание, подсознание, сверхсознание. «Сознание оперирует знанием, которое потенциально может быть передано другому, может стать достоянием других членов сообщества» . Как показали многочисленные исследования функциональной асимметрии головного мозга, для осознания внешних стимулов или событий внутренней жизни субъекта необходимо участие речевых зон больших полушарий. В сфере творчества именно сознание формулирует вопрос, подлежащий разрешению, и ставит его перед познающим действительность умом.
Актуальность темы. Наряду с работой над содержанием, оформлением текста, навыками интервьюирования профессионализм журналиста включает в себя владение способами воздействия на читателя и слушателя. Восприятие материала аудиторией зависит от того, насколько адекватным является избранный метод и насколько точны подобранные слова. Журналисты также постоянно должны работать над своей психологической компетентностью, обеспечивающей качество общения с аудиторией.
Методы воздействия на людей, используемые в текстах СМИ, могут иметь своей целью не только достижение большей выразительности и яркости содержания, но и манипулирование сознанием. Роль языка СМИ в манипулировании заключается в создании неадекватной информационной модели действительности (искажение, утаивание информации, смещение приоритетов), а также в суггестивном воздействии на аудиторию.
Объект исследования — воздействия журналистского авторского материала на читательскую аудиторию в русле проблем медиаманипуляции.
Предмет исследования воздействия журналистского авторского материала на читательскую аудиторию (как взрослую, так и подростковую) в русле проблем медиаманипуляции на материалах газеты «Завтра».
Цель исследования — раскрыть суть медиаманипуляции, и доказать, что необходимо тщательно относиться к информации, людям, которые ею владеют и рассмотреть возможные последствия злоупотребления информацией в собственных интересах.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить средства медиаманипуляции в современных СМИ.
2. Выявить специфику печатных СМИ и особенности работы журналиста в целом.
3. Рассмотреть уровень достоверности информации в масс-медиа, провести критический анализ медиатекста конкретного печатного СМИ – общественно-политической газеты «Завтра».
Теоретической базой исследования стали работы таких исследователей, как В.М. Бехтерев, Е.Л. Доценко, Г.Е. Залесский, С.Г. Кара-Мурза, Г. Лебон, А.С. Миронов, Е.Е. Пронина, У. Рикер, П.У. Робинсон, В.А. Сороченко, А.П. Слобедяник, К.В. Судаков, Ю.А. Шерковин, Э. Шостром, М.Г. Эриксон.
Эмпирической базой исследования были выбраны тексты общественно-политической газеты «Завтра» за период 1 год.
Новизна исследования заключается в том, что с глобализацией и развитием технологий, меняется, и общество и возникают новые виды манипуляций, новые цели преследуются и для этого придумывается множество новых техник и средств

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В качестве итога вышесказанного необходимо отметить, что роль и функции СМИ в современном информационном обществе имеют большое значение в формировании сознания населения. Уполномоченные такими властными характеристиками, СМИ имеют власть над сознанием людей, подобно тому, как другие ветви публичной власти.
Существует большое количество приемов, связанных с значениями языковых выражений, которые применяют для того, чтобы подать определенную информацию о реальных событиях в выгодном свете в соответствии с интересами определенного человека, социальной или политической группы.
Влияние медиа-манипуляций от СМИ — понашему мнению, будет иметь следующие последствия:
— ослабление у общества способности разграничивать информацию по степени важности;
— искаженное понимание реальности;
— ошибочное выявление симпатии к искусственно созданным положительным образам;
— ложное, навязанное мышления людей;
— несвоевременная осознанность новостей;
— угнетение работы принципа свободы слова.

   

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты воздействия медиаманипуляции на аудиторию в СМИ

1.1 Средства медиаманипуляции в современных СМИ
Значение средств массовой информации — печати, радио, телевидения, Интернета – в жизни современного человека трудно переоценить, ведь, несмотря на общественную важность, массовость и доступность, СМИ превратились в мощный инструмент-регулятор, который формирует общественное мнение и влияет на настроения большей части населения.
Большинство современных исследований, которые непосредственно или косвенно рассматривают тему СМИ, посвященные проблемам повышения их эффективности, увеличение роли в обществе, влияния на мировоззрение отдельного человека или социума в общем.
Анализ последних публикаций свидетельствует, что различные аспекты функционирования СМИ в обществе рассматриваются в исследованиях отечественных так и зарубежных ученых: В. Здоровеги, А. Копыленко, В. Лизанчука, В. Миронченко, А. Москаленко, А. Почепцова, В. Резуна, А. Чичановского, В. Шкляра, В. Воробьева, Т. Добросколонской, К. Маркелова, В. Попова и др.
Отдавая должное научной и практической значимости рассматриваемых научных работ отечественных и зарубежных ученых, следует, однако, заметить, что среди не до конца решенных частей проблемы остается исследования языкового манипулирования средствами СМИ, особенно в свете современных политических событий.
Недостоверная, неполная или предвзятая информация распространяется через средства массовой информации с целью манипулирования общественным сознанием. В связи с этим вопрос влияния, манипуляции на любом уровне (или лексическом, или синтаксическом) приобретают особого значения.
Проблема манипулирования является дискуссионной в науке. Так немецкий социолог Г. Франке манипулирования рассматривает как своего рода психическое влияние, которое проводится тайно. Г. Шишков отмечает, что феномен управления массами (термин, идентичный по содержанию с «манипулированием») является общественным и государственным культивированием ситуаций посредством целенаправленного воздействия. В современной литературе термин «манипулирование» употребляется для обозначения умение управлять поведением человека с помощью целенаправленного влияния на общественную психологию, сознание и инстинкты человека; идеологическая действие для изменения поведения людей их жизненных позиций .
Языковое манипулирование — это отбор и использование средств языка с целью скрытого воздействия на адресата, то есть определенный речевое воздействие.
Наука о речевом воздействии — это наука, изучающая «влияние на человека с помощью речи и сопутствующих речи невербальных средств для достижения целей, поставленных говорящим» .
Анализируя процесс общения с когнитивной стороны, Р. Блакар понимает процесс речевого воздействия как осуществление власти, то есть даже нейтральное использование языка предполагает воздействие на мировосприятие и способ его структурирования . При манипуляционном речевом акте ключевым моментом для адресата является сокрытие своих фактических целей, мотивов, целей, попытки сделать так, чтобы реципиент даже не догадывался о них. Именно тогда речь идет о манипуляции .
В лингвистике и философии языка различают две формы речевого воздействия: прямую и косвенную, отличие между которыми заключается в выборе прямых или косвенных речевых актов. Интерес составляет именно косвенная форма, ведь речь идет о декодирования информации, языковых символов.
Средства массовой информации (СМИ) — это публичное распространение различных данных и сведений с помощью различных технических средств (телевидение, радио, Интернет, газеты, журналы). Стоит отметить, что стенгазеты, библиотеки, форумы, интернет-блоги, конференции и т.п. — не относящиеся к средствам массовой информации. Кроме инструмента передачи данных, СМИ также является способом манипуляции, пропаганды и агитации в политической, социальной, экономической и других сферах жизни населения.
Здесь стоит поднять вопрос о социальной ответственности СМИ «… через скрытые последствия деятельности, что, в свою очередь, вызвало необходимость брать на себя отдельные инициативы вне рамок своей деятельности» .
К тому же «социальная ответственность имеет не меньшее значение, чем развитая экономическая инфраструктура, политическая стабильность или воплощении в жизнь проектов инновационного развития» . Это направление исследований является актуальным и своевременным, так требует детального рассмотрения и получит развитие в последующих исследованиях.
Исследовательница Н. Габор отмечает: «Влияние постмодерна сделал современные медиа такими, какими они … проявление постмодерна в коммуникативистике способствовал формированию такого, а не другого общества, а именно — информативного» .
Анализируя деятельность СМИ в современности, наблюдаем следующие их функции: — оперативное наблюдение за событиями, происходящими в мире с последующим информированием общества о них;
— редактирование, которое заключается в отборе и освещении событий, происходящих с возможностью их критики или без комментариев;
— выработка общественной точки зрения;
— продвижение культуры;
— политическое просвещение широких масс населения, а также инициирование политических изменений.
СМИ за сообщения, информирования, обучения, убеждения, внушения и другие психологические методы влияют на массы. В результате культивирования и тиражирование информации о духовных ценностях, социальных требований стандартизуются и стереотипизируются поведенческие и мировоззренческие нормы общественной жизни .
Мы уже отмечали ранее, что «СМИ имеют дело с информацией, и именно контроль за информацией дает манипулировать массовым сознанием, создавать в ней модель выгодной субъекту влияния действительности и решать, какие проблемы сегодня наиболее актуальны. Искусственно воспроизводится такое явление, как медиасознание (То есть сознание, основанная на ложных ценностях, манипулятивных интерпретациях, двойной морали), когда реальность, предлагаемая СМИ, отличается от действительной. Общественное мнение через медиа-сознание значительно искажается и имеет значительные различия с реальностью» .
С помощью СМИ информацию можно:
— исказить с помощью неполного, одностороннего изложения (то есть фрагментарный способ распространения информации — доля информации измельчается на меньшие доли и когда информация подается единственным необработанным потоком, не позволяет человеку сформировать целостную картину событий);
— отредактировать, добавив собственные домыслы и комментарии (часто, значительная часть искажений информации, вызванная личными политическими взглядами, субъективным видением) — интерпретировать в выгодном для кого свете;
— просто скрыть на первый взгляд незначительную деталь, вместе с тем, акцентируя внимание на отдельных аспектах события, замалчивая другие, создает дополнительную возможность манипулировать сознанием людей;
— создать «информационный шум», то есть когда снижение восприятия фактов достигается за счет подачи такого количества новостей, при котором становится невозможным их сортировки;
— отвлечь внимание от действительно важных событий путем предоставления яркой, но несущественной информации;
— оперативно подать даже непроверенную информацию, ведь любое первое сообщение о событии производит значительно большее влияние на аудиторию, чем последующие;
— распространять определенный взгляд на информацию как ее единственно возможный и правильный вариант.
Медиа-манипуляция осуществляется кем-то и для кого-то, или чего-то. Все, что происходит в рамках информационной коммуникации, так или иначе связано с достижением некоторых целей индивидами или социальными группами.
В современном мире используют следующие способы медиа-манипуляции для того, чтобы конкретная аудитория слушателей владела выгодной информацией (для государства, местных властей, маркетинговых компаний и т.д.):
1) «Спираль молчания». Впервые это явление исследовала Е. Ноэль-Нойманн. Суть его заключается в следующем: индивид является более склонным оставлять свои взгляды невысказанными, если они не поддерживаются большинством. Таким образом, «спираль молчания» связана с явлением изолированности индивида .
2) Техника «сэндвича». Название «сэндвич» означает наслоения друг на друга материалов различного характера. Этот манипулятивный эффект заключается в противопоставлении положительных и отрицательных образов. «Ядовитый сандвич» — положительный факт или событие, благоприятные для субъекта воздействия, перекрываются специально подобранным предыдущим и последующим негативным материалом и, таким образом, нивелируется положительный эффект от факта или события. «Сахарный сэндвич» — наоборот, негативный факт насыщается положительным .
3) Мифы. Массовая коммуникация способствует распространению социальных мифов — иллюзорных идей, содержащих определенные ценности и нормы, которые воспринимаются преимущественно на веру, без рационального, критического их осмысления. СМИ может принимать активное участие в их создании и трансляции.
По мнению американского профессора Г. Шиллера, основными социальными мифами, с помощью которых формируется индивидуально-массовое сознание в современных обществах, являются:
— миф об индивидуальной свободе и личном выборе граждан;
— миф о нейтралитете важнейших политических институтов: конгресса, суда и президентской власти, а также СМИ;
— миф о неизменной эгоистической природе человека, его агрессивность, склонность к накоплению и потребления;
— миф об отсутствии в обществе социальных конфликтов, эксплуатации и угнетения;
— миф о плюрализме СМИ, в действительности, несмотря на их значительное количество, контролируются крупными рекламодателями и правительством и является единственной индустрией иллюзорного мира .
4) Создание информационной реальности. Человек, не имея доступа ко всем событиям, которые происходят в мире, нуждается в информации о процессах, происходящих затрагивающих ее интересы и способствуют ориентации в информационном потоке. Но СМИ могут отражать не чистые факты, а их интерпретацию. Поэтому вместо отражения действительности они создают псевдореальность, в которой с помощью шаблонов маркируют и закрепляют необходимую информацию .
5) Стереотипизация. Сам механизм действия СМИ на человека и общество обусловлен спецификой, с помощью которой СМИ и формируют стереотипы. Первая из таких особенностей заключается в том, что информация, передаваемая через СМИ, через ее огромный масштаб, всегда является организованной. Это значит, что так или иначе эта информация уже прошла через отбор, классификацию, категоризацию фактов и явлений общественной жизни. Именно на этом уровне и происходит стереотипизация информации. Человек получает в результате интерпретацию информации, который бы ее объективный характера не подчеркивался.
6) Ссылка на анонимный авторитет. Авторитет, к которому обращаются, может быть религиозным или весомой политической фигурой, деятелем науки и тому подобное. Имя авторитета не сообщается. При этом для большей убедительности могут цитироваться документы, оценки экспертов, отчеты свидетелей и другие материалы. примеры: «Ученые установили …», «Доктора рекомендуют …», «Источник из президентского окружения сообщает …» тому подобное. Ссылка на несуществующий авторитет придают информации солидности и веса в глазах рядовых граждан.
При этом источник не идентифицирован и ответственности за ложное сообщение журналисты не несут.
7) Эмоциональный резонанс. Способ создания у широкой аудитории определенного настроения с одновременной передачей им пропагандистской информации. Он позволяет снять психологическую защиту, который в умственном уровне выстраивает человек, сознательно пытаясь защититься от пропагандистского или рекламного «Промывания мозгов». И если пропагандистское воздействие на человека происходит на эмоциональном уровне, вне его сознательного контроля, никакие рациональные контраргументы в этом случае не срабатывают.
8) Обыденный рассказ. Если нужно «приучить» людей к насилию, крови, убийств и т.д., то ежедневно в СМИ сообщается о тяжелые из них. Через несколько недель такой обработки население перестает реагировать на ужасные преступления и массовые убийства, происходящие в обществе, потому что наступает психологический эффект привыкания.
9) Эффект присутствия. Прием был введен в практику нацистской пропагандой. Включает ряд трюков, которые имитируют реальность, используемые при «репортажей с места боя» и в криминальной хронике, фабрикуя задним числом съемку «реального» задержания бандитов или автокатастрофы.
Когда мы говорим о СМИ как о 4 ветви власти, то стоит отметить о взаимосвязанные процессы между СМИ и формальными ветвями власти. Так, известно, что со стороны государства наблюдаются манипулятивные способы воздействия на общество через СМИ, такие как:
— идеология — система взглядов, идей, убеждений, ценностей и установок, выражающих интересы различных социальных групп, классов, обществ, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели (программы) социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение существующих общественных отношений . Созданием идеологии занимается особая группа профессионалов. Чтобы стать побудительной силой для больших групп людей, идеология должна транслироваться в массовое сознание, в практическое знание через СМИ. Политическая идеология представляет собой высший уровень политического сознания. «Общество не может жить без идеологии, часто определяющей смысл жизни людей, их духовную и гражданскую идентичность. Идеология бывает правдивой и ложной, реальной и иллюзорной, она может возвышать и унижать человека; одним словом, ее роль в обществе трудно переоценить» . По нашему мнению, политическая идеология в целом включает в себя следующие основные структурные элементы:
1) связь с общей мировоззренческой системой конкретного времени;
2) программные установки, сформулированные на фундаментальных основах этой системы;
3) стратегию реализации программных установок;
4) пропаганду;
5) конкретные методы реализации программы.
Также стоит отметить, что политическая идеология играет такие важные функции, как:
— оценочная (состоит в том, что на основе социальных интересов производится отношение к разного рода ценностям и нормам поведения);
— целевая (так как политическая идеология задает нормы поведения) объединяющая (проявляется в сплочении людей, усилении солидарности, готовности к согласованным действиям) и воспитательная (способствует формированию и развития политической культуры граждан).
— пропаганда — форма коммуникации, направленная на распространение фактов, аргументов, слухов и других сведений для влияния на общественное мнение в пользу определенной общего дела или общественной позиции. Пропаганда обычно повторяется и распространяется через различные СМИ, чтобы сформировать выбран результат общественного мнения. В широком смысле — распространение социально-политических, естественно-научных и других знаний с целью их воплощения в общественное сознание; в узком смысле — идеологически направлена деятельность любой партии для формирования в конкретных слоях населения определенных взглядов и представлений.
Ученый Г. Почепцов под пропагандой понимает интенсивные коммуникативные процессы, имеющие целью изменение поведения аудитории, на которую они настроены . Политическая пропаганда занимается работой с массовым сознанием или с сознанием определенной аудитории с целью популяризации идеалов, целей, желаний граждан определенной страны. Экс-президент США Ричард Никсон, выступая однажды в Совете национальной безопасности по вопросу бюджетных расходов, сказал, что он считает, что один доллар, вложенный в информацию и пропаганду ценнее десяти долларов, вложенных в создание систем вооружения, ибо последняя вряд ли будет когда-то использоваться на работе, в то время как информация действует ежеминутно и повсеместно;
— агитация — важнейшее средство воздействия на сознание и настроение широких масс с целью побудить их к политической или иной активности, это так называемая «идеологическое оружие» борьбы партий. Агитация осуществляется путем распространения определенных идей и лозунгов с помощью различных средств: через прессу (газеты, журналы, брошюры, открытки, призывы и т.д.), устные выступления (доклады, беседы, чтение газет и др.), радио, телевидение, кино, театр, изобразительное искусство (плакаты, диаграммы, карикатуры и т.д.), политическую и художественную литературу.
В политическом смысле — это процесс информационного воздействия на массы с целью побуждения к определенной политической поведения. В частности, речь может идти о понуждении к голосованию определенным выгодным для заказчика агитации образом. Сейчас политическая агитация является не только неотъемлемой составляющей политического процесса, но и всей нашей жизни. Ежедневно с экранов телевизоров, радиоприемников и страниц газет мы видим, слышим, читаем самые образцы политической рекламы, имеет ярко выраженный агитационный или скрытый характеры. Ежедневно сотни имиджмейкеров работают над тем, чтобы создать привлекательные образы политиков и их партий, чтобы влиять на мнение общественности. Особенно это касается предвыборных кампаний. ежедневно нам предлагают благополучия, благосостояния, улучшения в образовательной и медицинской сферах и тому подобное. Нам обещают изменить Россию к лучшему, поднять экономику, пересмотреть вопрос депутатской неприкосновенности и т. д.
Известный российский историк Н. С. Леонов справедливо выделяет: «Информация, как никогда, стала инструментом власти. Когда стало известно о восприятии человеческой психикой внушения, информация в виде пропаганды и агитации стала главным рычагом управления людьми. Она постепенно заменила собой грубую силу, насилие, которое долгое время считалось единственным орудием управления» .
Отрицательное влияние медиа-манипуляций от 4 ветви власти — СМИ — по нашему мнению, имеют различные последствия:
— ослабление у общества способности разграничивать информацию по степени важности;
— искаженное понимание реальности;
— ошибочное выявление симпатии к искусственно созданным положительным образам;
— ложное, навязанное мышления людей;
— несвоевременная осознанность новостей;
— угнетение работы принципа свободы слова.
Несмотря на положительное значение СМИ, поскольку они являются эффективным инструментом поддержки общественного равновесия и социального взаимодействия, манипулятивные возможности СМИ безграничны. С каждым днем современный мир становится все более информационно насыщенным, а потому часто непонятным для людей. Человек не способен самостоятельно получить и проверить всю необходимую ему информацию, а потому вынуждена многое воспринимать как правду. Таким образом, наполняя нужным содержанием сообщения, передаваемые СМИ, возможно подавать обществу не только знания об окружающей действительности, но и целенаправленно формировать эмоциональные и поведенческие стереотипы .
Существует большое количество приемов, связанных с значениями языковых выражений, которые применяют для того, чтобы подать определенную информацию о реальных событиях в выгодном свете в соответствии с интересами определенного человека, социальной или политической группы.
В современных СМИ часто применяемым является прием плавного изменения смыслового значения выражения, реализуется посредством применения эвфемизмов и пейоративных выражений (дисфемизм).
Внутриязыковой причиной появления и существования эвфемизмов и дисфемизмов является предоставление преимущества использованию экспрессивно-выразительных единиц вместо нейтральных, которые могут полнее и точнее выразить отношение говорящего к излагаемого.
Как отмечает Ю. Баскова, эвфемизмы обладают высоким манипулятивным потенциалом по счет незаметности для реципиента, поскольку в современном информационном потоке их трудно вычленить из контекста и идентифицировать табуированный денотат, что скрывается за эвфемизмом . Эвфемизмы отвлекают внимание реципиента от запретного понятия, скрывают истинную сущность явления за счет создания нейтральной или положительной коннотации. Также реципиент обычно не успевает выделить эвфемизмы из контекста и осмыслить их, ведь большое количество информации в современном социуме затрудняет ориентацию в языковом материале и его критическую оценку.
В языке СМИ эвфемизмы имеют наибольшее манипулятивное воздействие учитывая различные возможности влияния на сознание адресата. Этому могут служить следующие примеры: «обезвредить» — «Убить», «обман — искажение истины», «война». Кроме эвфемизмов, в медиа-текстах также используются дисфемизм или пейоративные выражения для обозначения понятия, которое содержит негативную оценку явления. Среди других языковых приемов используется прием размывания смыслового значения выражения для создания убедительности идеологического текста.
Он реализуется посредством применения «Лозунговых слов», которые представляют собой идеологически, социально или политически значимые тексты, оформленные как короткие оценочные выражения, целью которых является изменение поведения или ценностей адресата. В СМИ политики часто касаются тем, которые актуальны, обусловлены ожиданиями целевой аудитории, и используют те слова, которые являются «особыми» для аудитории «перезагрузки власти», «Жить по-новому», «децентрализация власти», «Европейские стандарты», «общество состоятельных людей», «национальная идея» и другие.
Игра со словами, расширение сочетаемости слов также могут влиять на общественное сознание.
Повторение является одним из тех психологических средств, влияющих на бессознательные механизмы, и основным условием пропаганды. Оно предоставляет утверждением веса дополнительного убеждения и превращает их в навязчивые идеи. В то же время повторение строит барьер против любого другого утверждения и не позволяет размышлять.
Повторение придает словам понятности и очевидности, заставляет принять информацию в целом. Как навязчивая идея, повторение становится барьером против других мыслей и всего того, что отличается. Важную роль в процессе реализации манипулятивного влияния играет обыгрывание собственных имен и употребление фразеологизмов, их трансформации.
В текстах СМИ большую роль играют метафоры, которые являются не только популярными и производительными средствами речевой выразительности, но и одними из тактических приемов скрытой манипуляции.
Президент РФ Владимир Путин, выступая на пресс-конференции 18 декабря 2014 г., использовал пространную метафору и аллегорию о медвежонке-медведя как образ современной России, подводя, таким образом, итоги и задачи политики Кремля по Украине и всего мирового сообщества: «Может быть, мишке нашему надо посидеть спокойненько, не гонят поросят и подсвинков по тайге, а питаться ягодки, медом? Может быть, его в покое оставят?! Не оставят, потому что будут всегда стремиться к тому, чтоб посадить его на цепь. А как только удастся посадить на цепь, вырвут и зубы, и когти. Как только, а не дай Бог, это произойдёт, и мишка не нужен, так тайгу будут сразу убирать» . То есть, политическая метафора благодаря средствам выразительности и созданию определенного художественного образа способна влиять на ассоциативное мышление адресата, и является мощным приемом убеждения.
Среди других лексических средств, которые активно применяются для манипулятивного воздействия, используются многозначные слова, омонимы, окказионализмы. Окказионализмы за счет своей нестандартности создают экспрессивность материала, расстановку акцентов.
Итак, лексический инвентарь речевого манипулирования образуют эвфемизмы, дисфемизм, «Лозунговые слова», имеется метафоризация речи политиков и тому подобное. Новые реалии жизни дополнили политический лексикон россиян новыми словам, понятиями, названиями и лексическими символами, которые кардинально изменили жизнь современной России, наполнив его другим смыслом.
Главными путями обогащения является употребление слов в образном смысле, то есть косвенная форма речевого воздействия. Манипулятивное воздействие предполагает тщательный отбор и специальное компоновки текста, который вызывает положительные или негативные ассоциации, позволяет влиять на восприятие информации аудиторией СМИ.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы