Физика и астрономия Часть дипломной работы Точные науки

Часть дипломной работы на тему Спектральный анализ и его астрономический аспект при изучении физики и астрономии в средней школе

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

1.1. Факультативные занятия по физике и астрономии 2
1.2. Опыт учителей и исследования факультативных занятий по физике и астрономии 9
Список литературы 16

 

  

Введение:

 

1.1. Факультативные занятия по физике и астрономии
Факультативы являются одной из форм внеурочной работы, которая осуществляется на строго добровольной основе, и поэтому их наличие в школе, как правило, свидетельствует о достаточно высоком уровне развития познавательных интересов у некоторых учащихся.
Факультатив – это факультативный курс обучения, предмет, который по желанию изучают студенты высших учебных заведений, учащиеся средних специальных и профессиональных учебных заведений, общеобразовательных школ. Термин «факультативный» (от франц. Facultatif, от лат. Facultas возможность) означает возможный, необязательный, доступный для выбора, действующий на индивидуальной основе [4].
Факультативные занятия представляют собой форму организации внеурочной деятельности, направленной на то, чтобы расширить, углубить и скорректировать знания школьников по дисциплинам на основании их потребностей, запросов, способностей и склонностей, а также, чтобы активировать познавательную деятельность. 
Факультативные занятия имеют следующие функции [9]: 
 предметно-повышающие: учащиеся повышают уровень изучения отдельных предметов на факультативных занятиях и могут с успехом подготовиться к предметной олимпиаде и конкурсу; 
 мотивирующие: благодаря удовлетворению на факультативном занятии потребности в поисках, познаниях, творчестве у большинства учеников развивается стабильная познавательная мотивация к изучаемой дисциплине; 
 общеобразовательные: на факультативном занятии создается условие для всеобщего становления учеников, развития их познавательной и социальной компетенции; 
 профориентационные: для повышения познавательного и профессионального самоопределения факультативное занятие может предоставлять ученикам большие возможности для «профессиональной пробы».
В соответствии с педагогической энциклопедией, в сегодняшней школе факультативное занятие является дополнением к основному объему общеобразовательного знания, которое определяется за счет учебного плана и программы, а элективные классы – факультативными занятиями, организуемыми с целью углубления и расширения знаний по отдельным курсам, темам или вопросам в соответствии с желаниями и интересами учащихся [3]. 
Факультативные занятия организуются по новейшим проблемам науки, техники и культуры, а также по темам, которые интересуют учеников (слушателей) в процессе изучения той или иной дисциплины [5]. 
Факультативные занятия приносят пользу не только ученикам, но и преподавателю, так как они мотивируют его к углублению своих знаний, что повышает качество аудиторной работы. Факультативные занятия являются наиболее эффективной формой обучения, так как они основаны на принципе добровольного участия, и в каждом классе есть несколько учеников, которые заинтересованы в той или иной форме работы, связанной с информацией и компьютером. Чтобы заинтересовать учеников, необходимо объяснить, какую пользу принесет им факультативный курс, какие новые и интересные вещи они узнают, а также убедить их в том, что он даст им возможность углубить имеющиеся знания и навыки и удовлетворить их личные интересы.
Факультативные занятия также служат стимулом развития познавательных интересов учеников, их способностей, а в дальнейшем — профессиональной направленности. В современных школах элективные курсы вводятся с 1-го класса, и, в отличие от внеклассных занятий, они проводятся в рамках основной программы и по расписанию. 
Когда используются слова «современной школы» и «современного образования», они подразумевают не временные, а качественную характеристику, соответствующую реалии, потребности и надежде в настоящем времени. И непосредственно данные формы обучения, как элективные курсы, факультатив и внеклассное занятие, описывают сегодняшнюю школу [5].
Сравнительный анализ современного урока и факультативных занятий предметной направленности представлен в таблице 1.
Таблица 1 – Сравнительный анализ современного урока и факультативных занятий
Признак сопоставления Организационный характер обучения
Уроки Факультативные занятия
Положения в учебных планах Обязательность проведения данного занятия Дополнительный характер проведения занятия
Целевые ориентиры Общеобразовательный (профессиональный) тип подготовки школьников Подготовка по предметам (дисциплине) с ориентацией на повышенный уровень
Что включает данное обучения Устанавливается учебной программой базового уровня (типовой программой, на выпускной разряд) Устанавливается программой проведения факультативного занятия
Уровни образовательной мотивации школьников Не во всех случаях будет высоким Чаще всего присутствует высокий уровень мотивации, так как определяет выбор школьника
Программное содержание и учебники Государственная программа Могут быть использованы авторские программы, учебные пособия и книги
Оценивание учебного достижения школьников Выставляют отметку Безотметочный тип обучения, используется содержательный тип оценки, средство и процедура самооценки
Период проведений В основной период сетки часов До проведения основных занятий либо после 

Таким образом, современные факультативы, являясь особой организационной формой воспитательной работы, отличаются от урока и внеурочной работы, но в то же время имеют с ними много общего. Как и уроки, факультативы проводятся на базе определенной утвержденной программы, а также общепринятых методов образования и форм организации самостоятельной работы. Сходство с внеклассной деятельностью заключается в том, что факультатив также объединяет учеников на основе общих интересов и добровольчества. Но, несмотря на это, педагог должен осознавать, что внеурочная деятельность не должна подменять внеклассную работу по предмету, то есть как самостоятельная часть учебной деятельности в школе они могут дополняться групповыми занятиями, где учащиеся имеют возможность дальнейшего расширения и углубления своих знаний и умений [6]. 
При разработке факультативных занятий методисты старались выработать определенные принципы. По мнению Д. А. Эпштейна, любой элективный курс должен [4]: 
 обеспечить углубленное изучение концепций, рассмотренных в основном курсе;
 быть целостным, а не состоять из множества отдельных и мелких вопросов; 
 иметь объем, который не превышает школьной программы. 
На сегодняшний день принципы выбора образовательных материалов, средства обучения и основные понятия элективных занятий значительно расширены, в том числе исходя из специфики изучаемого предмета. Среди них можно выделить определенные принципы, которые представлены далее.
Доступность: предусматривает потребность в удовлетворении образовательной потребности обучающихся на выбранном ими уровне. 
Принцип индивидуализация обучения: требуется педагогическое управление процессом самоопределения ученика, проектирование учениками собственного учебного плана. Процедура проектирования данного учебного плана повышает ответственность учащихся и их родителей за принимаемые ими решения, повышает их образовательную мотивацию и субъектность в познавательной деятельности. 
Принцип двойственной природы учебного процесса: предусматривает осуществление разных стратегий образования на основе конкретной школьной программы. При обучении на более высоком уровне преподаватель и ученики ориентируются на успешную подготовленность к вступительному экзамену в университет. На базовом уровне, помимо педагогической функции, приоритетным является гармоничное развитие личности учащихся. 
Принцип зрелищности: требует от преподавателя умения использовать широкий спектр средств для возбуждения и поддержания учебно-познавательной активности и мотивации учащихся. 
Принцип безбалльного обучения: не предполагает присвоения оценок учащимся, так как их интерес и мотивация обусловлены не стремлением к внешней оценке в баллах, а их личным выбором по выбору. Следует поощрять самооценку индивидуальных результатов учащихся, для чего следует использовать соответствующие инструменты: листы самооценки, стандарты правильных ответов, рефлексии и т. д. 
Принцип адаптивность педагогического процесса: предусматривает, что не все ученики имеют одинаковые способности к изучению разных дисциплин, что есть ученики, более склонные к физическим трудам, творческой деятельности, ремесленничеству и т. д. 
Принцип непрерывности обучения в диаде «урок-факультативное занятие»: предусматривает, что осуществление факультативного занятия должно основываться на преемственности в цели, содержании и технологиях основных курсов по этим предметам. 
Желательно формировать факультативные группы весной по итогам учебного года, чтобы занятия можно было начинать с начала следующего года. В группе должно быть не менее десяти человек из одного класса или параллельных классов. Факультативные занятия должны быть включены в расписание и проводиться до или после занятий. Если позволяют условия, можно сделать перерыв на обед и отдохнуть после уроков перед факультативным уроком. 
Особенностью организации этих занятий является также отсутствие оценок, выраженных в баллах. Содействие успеху ученика, поступающего на факультативный курс, может осуществляться обратной связью, способствовать успеху в газете, на радио, привлекая его в качестве помощника преподавателя для коррекционных занятий в обязательном курсе и во время урока. Регулярные отчеты в виде вечеров, конкурсов и конкурсов могут быть формой контроля за работой группы. Здесь факультатив сливается с внеклассной деятельностью [3]. 
Таким образом, организация факультативных занятий существенно не отличается от аналогичной подготовки к курсу обучения, а это значит, что она доступна любому преподавателю при наличии желания и необходимых знаний.
Для факультативных занятий по физике и астрономии, а также для проведения уроков существует ряд правил организации.
Факультативные занятия по физике организуются в 7-11 классах при наличии заявлений от законных представителей учащихся [2]. 
Факультативные занятия по физике и астрономии записываются в классном журнале. Преподаватель обязан регулярно (в день проведения курса) заполнять предметные страницы факультативных занятий, отражающие дату и предмет занятия, а также делать записи об их посещении учащимися. 
Факультативные занятия по физике и астрономии проводятся до или после завершения занятий в соответствии с расписанием, утвержденным директором образовательного учреждения. 
Если время, отведенное на факультативный урок, согласно тарифу, составляет 0,5 часа в неделю, то разрешается проводить один урок один раз в две недели. 
Количество групп для факультативных занятий составляет не менее 5 учащихся (в сельских школах – не менее 3 учащихся). Каждый учитель, который ведет факультативные занятия, должен иметь факультативную программу. Программа должна содержать титульный лист, пояснительную записку, резюме, требования к обучению учеников и список литературы.
Для факультативных занятий могут использоваться образовательные программы, разработанные на основе углубленного или углубленного изучения предмета, обсуждаемые на методических объединениях по соответствующим учебным предметам и утверждаемые директором образовательного учреждения [1].
На разных этапах обучения, на факультативах должно быть различное соотношение расширения и углубления содержания общего курса физики. Если для любознательного семиклассника, интересующегося физикой, расширение школьной тематики является желательным, причем в большей степени, чем он подготовлен по основному курсу, то для ученика одиннадцатого класса, как правило, всякое расширение, существенно выводящее за пределы общего курса, любое изучение материала, которое не войдет в содержание выпускных экзаменов, является нежелательным и навязчивым. В этом последнем случае неучет позиции старшеклассников часто приводит к распаду факультативных групп. [7] 
При изучении факультативного курса учитель может использовать такие виды самостоятельной работы, как доклады учащихся и их обсуждение, подготовка докладов, изготовление наглядных пособий, чтение литературы. 
Самостоятельная работа эффективна при выполнении двух условий: контроль со стороны учителя, самоконтроль и вовремя оказанной помощи отстающим ученикам. 
Контроль представляет собой процесс обеспечения достижения учащимися и педагогами своих целей. Контроль можно рассматривать как процесс, при помощи которого педагог определяет, правильность своих решений и возможная необходимость их в определенной корректировке. Контроль за выполняемой участниками факультативных занятий работой позволяет выявить проблемы и поправить осуществляемые ими виды деятельности и совместную деятельность до того, как эти проблемы станут нерегулируемыми. 
Так же, важное место в занятиях школьников занимает самоконтроль, осуществляющийся через формирование правильной самооценки у детей. Поэтому самоконтроль очень важен для всех школьников, и особенно для ребят, не имеющих склонности к самостоятельной деятельности [2].
Таким образом, в отличие от школьного курса, факультативные занятия по физике и астрономии направлены на получение навыков решения реальных физических задач в области физики и астрономии, что не только углубляет полученные на уроках знания, но и стимулирует интерес к науке и приобретает навыки, полезные для дальнейшего профессионального самоопределения в смежных областях.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы