Часть дипломной работы на тему Специфика работы интервьюера в late night show (на материалах программ «Вечерний Ургант» Первый канал и «Пятница с Региной» телеканал пятница!)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РАБОТА ЖУРНАЛИСТА-ИНТЕРВЬЮЕРА НА СОВРЕМЕННОМ ТВ 8
1.1. Становление формата late night show 8
1.2. Специфика интервьюирования в late night show 20
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА РАБОТЫ ЖУРНАЛИСТА-ИНТЕРВЬЮЕРА В ТОК-ШОУ «ВЕЧЕРНИЙ УРГАНТ» И «ПЯТНИЦА С РЕГИНОЙ» 37
2.1. Особенности работы журналиста-интервьюера в ток-шоу «Вечерний Ургант» 37
2.2. Особенности работы журналиста-интервьюера в ток-шоу «Пятница с Региной» 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЯ 82
Введение:
Актуальность темы исследования. История развития жанра интервью насчитывает десятки лет. Интервью используют в самых разных программах на телевидении. Жанр интервью на сегодняшний день остается одним из самых востребованных массовой аудиторией и, соответственно, активно используется средствами массовой информации. Поэтому тема функционирования жанра интервью в современных аудиовизуальных средствах массовой информации интересна и актуальна. Популярность указанного жанра обусловлена не только информационной функцией интервью, удобной для восприятия вопросно-ответной формой подачи материала, но и возможностью узнать или получить дополнительные сведения о личности респондента. Интервью, в основе которого заложен психологический вербально-коммуникативный подход, предоставляет возможность раскрыть образ собеседника с разных ракурсов: выйти за пределы профессиональной деятельности респондента, показав другие стороны жизни, характера, образа мыслей человека. Эта жанровая особенность интервью (а также получение сведений из «первых уст», что повышает степень достоверности информации, производит эффект открытости собеседника) имеет уникальную возможность формировать или менять мнение и отношение аудитории к главному герою диалога.
Телевидение, появившись во второй половине 20-го века, за короткое время стало одним из наиболее влиятельных средств массовой информации в том числе благодаря разнообразию предлагаемого аудитории контента.
На отечественном телевидении первые развлекательные передачи появились более полувека назад, но в то время функция развлечения еще не была присуща телевидению СССР. Массовое создание развлекательных телевизионных программ в нашей стране началось только в 90-е гг., чему во многом способствовало кардинальное изменение общественной, экономической и политической обстановки в государстве.
Сегодня развлекательное вещание является одним из наиболее популярных направлений деятельности отечественных телеканалов. С их помощью руководство каналов в первую очередь пытается обеспечить своим СМИ высокие рейтинги, а значит, и высокие прибыли себе и своим сотрудникам.
Зародившись в Соединенных штатах Америки в 60-х годах прошлого века, жанр ток-шоу постепенно завоевал популярность среди зрителей по всему миру. Профессиональный ведущий, известные гости, участие зрителей, «разговорный» формат – все это делает данную разновидность телевизионных программ интересной для просмотра, разноплановой, вариативной в плане тематических и композиционных решений.
За сравнительно длительную историю своего существования в данном жанре выделились свои разновидности. Одним из популярных поджанров особой популярностью у зрителей пользуется late night show. Ориентация на развлекательный формат и завязка на популярном телеведущем вывела сегодня данную разновидность программ на топовые позиции, в том числе, и российском телевидении.
Для отечественного российского телевидения формат late night show все еще остается относительно новым – только недавно привнесенным в наш телеэфир, а потому до конца не раскрытым. Поскольку сегодня можно наблюдать в эфире всего несколько подобных передач, одной из которых, имеющей наибольшую популярность, является «Вечерний Ургант».
В США, где и зародился подобный формат более полувека тому назад, такие программы всегда были крайне востребованы. В эфире почти каждого крупного канала Соединенных Штатов Америки на протяжении уже многих лет можно найти передачу в формате late night show.
Все вышесказанное предопределяет актуальность исследования формата вечерних телевизионных шоу.
Этот формат так или иначе не слишком часто упоминается в трудах отечественных исследователей. Еще реже он становится объектом глубокого изучения (исключения – некоторые труды Л. Арустамяна , Л.С. Родиной , А.В. Левко и так далее). В настоящей работе предпринята попытка в определенной степени обобщить все эти немногочисленные исследования, фундаментально изучить историю появления программ late night show, а также особенности интервьюирования в них как отличительные особенности подобных телепередач. В этом состоит новизна исследования.
Шоу «Пятница с Региной» недавно дебютировало на российском телевидении, что также влияет на новизну данной работы, так как аналитических работ по данному шоу не проводилось.
Для достижения наилучшего результата, в исследовании применялись как теоретические, так и эмпирические методы. Изучение специализированной литературы позволяет рассмотреть источник более систематизировано и структурно, в то время как непосредственный анализ материалов СМИ подтверждает или опровергает конкретный факт.
Данная работа также опирается на работах российских исследователей про жанр интервью, это такие авторы, как А.В. Колесниченко , С.Н. Ильченко , Н.В. Кодола .
Целью исследования является охарактеризовать телевизионный формат late night show и выявить особенности работы журналиста-интервьюера в данном формате.
Задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели:
— представить историю становления late night show;
— рассмотреть теоретические подходы к пониманию термина late night show как жанровой разновидности ток-шоу;
— проанализировать роль и образ ведущего телепроектов;
— выделить и дать развернутую характеристику коммуникативным приемам, которые используют ведущие-интервьюеры в эфире программ;
— выявить специфику интервьюирования в вечерних развлекательных шоу.
Объектом являются «вечерние ток-шоу» на современном российском телевидении.
Предметом исследования представляется late night show как жанровая разновидность ток-шоу.
Выпускная квалифицированная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы и приложений. Во введении обусловлена актуальность исследуемой темы, определена цель и содержание поставленных для ее реализации задач, установлены объект и предмет исследования, теоретическая и методологическая основа работы.
В первой главе «Работа журналиста-интервьюера на современном ТВ» рассматриваются особенности жанра late night show, его зарождение на американском телевидении, а также становление жанра на российском телевидении. Рассматриваются особенности и назначение жанра интервью, его виды; рассматриваются значение, свойства и виды речевых жанров; раскрывается понятие интервью как речевого жанра. Опираясь на научные труды ученых и практиков, выделен перечень основных требований к журналистам-интервьюерам, в том числе и в формате late night show.
Заключение:
Формат late night show появился в Америке много лет (для телевидения) назад с «Шоу Эда Салливана». Телеканалы США и сегодня продолжают выпускать большое количество подобных успешных программ с постоянной и обширной аудиторией. Их формат более-менее постоянен. Если на американском телевидении становление формата late night show состоялось уже довольно давно, то на российском телевидении ждать этого пока не приходится и главенствующей передачей в данном формате был, есть и остается «Вечерний Ургант».
В России история успешных вечерних телешоу коротка – она ведет свое начало с 2012 года с появления «Вечернего Урганта». В том же году на отечественном телевидении стало выходить сразу несколько схожих с шоу Урганта передач, но все они через некоторое время по разным причинам закрылись. Сегодня «Вечерний Ургант» сохраняет своеобразную «монополию» в своем формате на отечественном телевидении. Именно потому программе посвящено множество трудов отечественных исследователей журналистики.
Таким образом, стратегии речевого поведения при проведении интервью в Late Night Show определяются их возможностью организовывать интерактивную работу участвующих в общении, устанавливать и поддерживать контакт, производить чувственный эффект, воплотить в жизнь информационный обмен, влиять на адресата. В нашем сознании, стратегия – это метод речевого влияния на адресата, применяемый с целью достижения главной прагматической цели общения при эффективном использовании действенном применении имеющихся языковых ресурсов, порождающий определенные речевые реакции.
Интервьюер выступает в роли манипулятора, так как именно интервью ориентирует собственную речь на получателя, преследуя определенную цель. Тем не менее, и интервьюируемый играет существенную роль в управлении коммуникацией.
Выделим некоторое количество видов коммуникативных тактик, имеющих больший прагматический эффект. К примеру, тактика согласия. Она имеет возможность реализовываться с помощью таких ходов, как подтверждение, одобрение, приведение положительного примера, прямой позитивной оценки, как с аргументацией, так и без нее.
Контрастной тактике согласия считается тактика несогласия. Адресата не удовлетворяет направление разговора, и он намеревается его поменять в комфортной для себя направленности. Тактика несогласия выражает несовпадение воззрений, обратную позицию и/или негативную оценку компетенции оппонентов. Данная тактика имеет возможность реализовываться при помощи коммуникативного хода возражения, неодобрения, негодования, сведения мнения собеседника к абсурду. Вероятна просто отрицательная оценка оппонента, но чаще за ней следует обоснование и резонные в пользу противоположной точки зрения.
Вопросительная тактика встречается достаточно часто. Адресат на реплику адресанта отвечает вопросом, для достижения собственной коммуникативной цели. «Вопрос» имеет возможность настоятельно требовать после себя прямой «ответ» или выступать рычагом косвенного влияния, демонстрирует отношения адресата к утверждению.
Выбор подходящих языковых единиц превращает речевую коммуникацию в стратегический процесс. Ведение единой стратегической линии с целью воплощения коммуникативной установки находит отражение в серии используемых в ходе развертывания дискурса тактик и стратегий.
Нужно обозначить, что в тексте интервью особую значимость приобретает внедрение приемов эффективного общения в Late Night Show, что позволяет добиться взаимопонимания и согласованности в ходе разговора, не прибегая к деструктивным формам коммуникации.
Стоит отметить, что «Вечерний Ургант» демонстрирует большое сходство с американскими подобными шоу. Можно предположить, что авторам программ late night show постоянно необходимо искать все новые и действенные способы привлечения зрителей, постоянно видоизменять формат. Но пример «Вечернего Урганта» говорит о том, что в отсутствии жесткой конкуренции для успеха нужны только относительная новизна формата для конкретной аудитории и подходящий стиль работы телевизионного ведущего.
Одним из главных действующих лиц передач late night show является их ведущий, который в том числе коммуницирует с гостем, интервьюируя его. Интервью в журналистике используется как прием прямой коммуникации между журналистом и человеком посредством вопросов и ответов. В программах вечернего телевизионного эфира интервью подчинены в первую очередь не информационной задаче, а общей развлекательной направленности передачи, подчинены задаче удержания аудитории перед телеэкранами ради рейтингов и прибыли.
Программа «Пятница с Региной» могла бы составить конкуренцию «Вечернему Урганту», так как это первое late night show с ведущей. Все каноны жанра в передачи были соблюдены, была интересная подача материала. При этом Регина Тодоренко сейчас является одной из самых популярных телеведущих, что сделало бы шоу популярным. Но по желанию Р. Тодоренко, которая является не только ведущей, но и продюсером шоу, передача начала выпускаться только на YouTube-канале и отошла от всех канонов жанра late night show.
В данной работе в практической части исследования был проведен анализ работ Ивана Урганта и Регины Тодоренко в роли журналистов-интервьюеров на примере программ «Вечерний Ургант» и «Пятница с Региной». Отдельное внимание программе «Пятница с Региной» было уделено в силу новизны и уникальности проекта.
Учеными изучены особенности речевого поведения И. Урганта. Они обращают большое внимание, к примеру, на использование им стакана воды, приема договаривания фраз, считая их важными психологическими приемами. И в целом российские исследователи уверены в том, что манера интервьюирования Урганта своих гостей во многом базируется на знании психологии людей, причем, как живущих в России со здешним менталитетом, так и живущих в других странах с их особенностями (поскольку гостями «Вечернего Урганта» становятся как отечественные, так и зарубежные «звезды»).
Иван Андреевич умело использует все стратегии и приемы ведения интервью: в ходе разговора он поддерживает зрительный контакт с камерой и соответственно с аудиторией телезрителей. Как опытный журналист он не допускает жестов руками, особенно в начале интервью, поскольку это может сбивать как интервьюируемого, так и людей, смотрящих эфир. На лице Ивана всегда улыбка, которой он располагает к себе гостей программы и придает разговору дружелюбный оттенок.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. РАБОТА ЖУРНАЛИСТА-ИНТЕРВЬЮЕРА НА СОВРЕМЕННОМ ТВ
1.1. Становление формата late night show
Необходимо представить определение понятия late night show. По мнению Н.И. Вахницкой, доктора филологических наук, оно обозначает «шоу, которое идет в эфир поздно ночью» . Это определение чересчур кратко, стоит рассмотреть и другие.
Л. Арустамян, журналист, телеведущий, пишет, что под late night show должно пониматься ток-шоу, которое выходит в эфир в позднее время, и представляет собой синтез варьете и комедии. Но, как подчеркивает исследователь, в отдельных случаях формат может значительно видоизменяться (к примеру, составляющие варьете и комедия могут отбрасываться, заменяться на другие) . Значит, данное Л. Арустамян определение не всегда может являться актуальным.
У С.Л. Уразовой, доктора филологических наук, своя точка зрения на составляющие формата. По ее мнению, такое шоу складывается из водевиля и интервью, и имеет комедийную ориентацию. Однако под водевилем здесь стоит понимать не классическую комедийную пьесу, а целый жанр театрально-эстрадного представления.
Несмотря на разность трактовок отечественными современными исследователями понятия late night show, можно прийти к следующему выводу: подобные программы всегда выходят в телевизионный эфир поздно вечером и являются развлекательными, вне зависимости от их жанрового наполнения.
Основными типологическими признаками «ночного шоу» являются:
• «трехсторонняя» структура: ведущий – гости (участники) – зрители. У каждого – своя роль. Аудитория в студии может выполнять как пассивную (просто аплодировать), так и активную (голосование, вопросы, комментарии) роль;
• в центре событий находится ведущий; он выступает с юмористическими монологами на актуальные (чаще скандальные) темы, часто открывая одним из таких стендапов. Присутствует также со-ведущий;
• тематика и подача материала преимущественно «легкая», артистичная, юмористичная;
• обязательная «гостевая» часть. В студию приглашаются известные или просто интересные в своем деле личности. Особенность – «диванный разговор»: гость сидит именно на диване, а ведущий чаще за столом. Часто гости приглашаются «по поводу», то есть когда есть информационный повод, например, актер появляются в студии, когда выходит фильм с его участием, музыкант – когда записывает и презентует новый альбом;
• музыкальное сопровождение: приглашение в студию звезд эстрады или начинающих исполнителей. Финальный номер чаще всего тоже музыкальный. Традиционным является также наличие своей музыкальной группы, которая обеспечивает сопровождение всех частей шоу. Это могут быть каверы, музыкальные вставки, развлекательные программы для аудитории во время рекламы, «реакции» на шутки ведущего, отбивки тематических блоков;
• сравнительно поздний выход в эфир, обычно после 22.00. это не догма, однако такое «праймовое» время занимается часто. По недельной частоте выхода в эфир могут быть вариации: либо по будням каждый день, либо «выходной эфир» (пятница, суббота или воскресенье) .
По мнению А.Ю. Салихова, первой передачей исследуемого формата стоит считать «Шоу Эда Салливана» (телеканал CBS, Соединенные Штаты Америки), которое выходило в период 1948-1971 гг . В основном программа шла в эфир из Нью-Йорка, но иногда телевизионные зрители могли видеть выпуски этой передачи из Австралии, Великобритании, Германии .
С.А. Михайлов считает особенностью работы ведущего Э. Салливана его разговорную и поведенческую манеру. По мнению исследователя, он был чересчур подвижным и эмоциональным, что во многом предопределило образы всех его «последователей» (ведущих других вечерних телевизионных шоу) .
Похоже, руководство передачи слагаемым ее успеха считало не только харизматичного ведущего. Для создания «Шоу Эда Салливана» часто приглашались актеры театра-варьете, талантливые музыканты, которые были готовы выступить в телевизионном эфире. Так в 1960-х гг. в передаче выступил Э. Пресли, позднее – группа The Beatles .
Вероятно, тогда на телевидении США существовала цензура, из-за чего в эфир редакторами не пропускались откровенные фрагменты некоторых выступлений. В исследовании А.А. Черноброва и И.В. Лисицы находится информацию о том, что группа «Роллинг Стоунс», выступая в эфире шоу в 1966 г. со своей композицией (I Can’t Get No) Satisfaction удалила некоторые сомнительные строки из нее. Позднее вместо «давай проведем ночь вместе» вокалист этой группы М. Джаггер спел в программе Салливана «давай проведем время вместе» .
Еще одной из первых передач вечернего телевизионного эфира является программа «Сегодня вечером» (The Tonight Show) на канале NBC, появившаяся в 1954 г. и существующая сегодня. Ее концепция на протяжении всего выхода значительно не менялась. И только в последние десятилетия в названии передачи стали указывать имена ведущих, привлекая к программе дополнительное внимание . За свою долгую историю ведущими «Сегодня вечером» были следующие телевизионные журналисты : С. Аллен (в период 1954-57 гг.); Д. Паар (1957-62 годы); Д. Карсон (1962-1992 гг.); Д. Лено (периоды 1992-2009 и 2010-14); К. О’Брайен (2009-10 гг.); Д. Фэллон (с 2014-го года и по настоящий момент).
Именно в период ведения программы С. Алленом стало заметно, что она создана по принципу синтеза развлекательной (водевиль) и информационной (интервью) составляющих. Именно тогда, по информации Музея телевещания, сформировалась основа подобных программ в целом, которая позднее станет обязательной для телепередач формата late night show .