Часть дипломной работы на тему Современные зимние моления-жертвоприношения закамских удмуртов
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Заключение:
До начала массового насильственного крещения (40-е гг. XVIII столетия) традиционная этническая религия оставалась доминирующей среди удмуртов. В 1920-е гг., особенно в голодные 1921-1922 годы, среди крещеных удмуртов снова оживляется религия предков. Удмурты целыми деревнями начали совершать уже подзабытые жертвоприношения. Закамские удмурты, проживающие ныне в Республике Башкортостан и Пермском крае, являются на сегодняшний день основными приверженцами своей традиционной этнической религии. В конце XIX– начале XX в. традиционная религия среди закамских удмуртов представляла собой сложную многоуровневую систему. Проводились моления-жертвоприношения на семейном, родовом, сельском, окружном и общерегиональном уровнях. Функционировали многочисленные святилища и культовые места. В советский период в связи с политическими установками антирелигиозного характера религия закамских удмуртов находилась подавленном состоянии.
Сократилось число общественных жертвоприношений, во многих местах их вообще перестали проводить. В то же время семейная обрядность продолжала свое активное функционирование. В настоящее время в связи с изменением общественно-политической ситуации в России происходит процесс возрождения древней религии среди закамских удмуртов. Особенно ярко он проявляется среди удмуртов Башкортостана, Пермского края, которые в возрождении веры своих предков видят одно из условий сохранения своей этничности.
В данной работе была предпринята попытка рассмотреть тему современных культовых практик закамских удмуртов. В работе были рассмотрены и проанализированы летние и зимние моления-жертвоприношения закамских удмуртов и их особенности. Также в работе подробно рассмотрена структура народного календаря удмуртов и его особенности.
В заключение работы, можно сделать вывод, что цель настоящего исследования была достигнута.
Фрагмент текста работы:
3 ГЛАВА СОВРЕМЕННЫЕ ЗИМНИЕ МОЛЕНИЯ ЗАКАМСКИХ УДМУРТОВ
3.1 Изучение зимних молений-жертвоприношений закамских удмуртов российскими и зарубежными исследователями
Полноценное проведение ритуалов закамских удмуртов продолжалось до 30-х гг. XX столетия. Их утрате в ряде селений, схематизации и сокращению количества способствовала политика советского государства, направленная на борьбу с «религиозными пережитками» и советизацию населения страны, осуществившая репрессии многих религиозных служителей. Люди были вынуждены тайно проводить моления, перенося место проведения из крупных в мелкие селения, подальше от глаз чиновников. Особенный упадок традиции пришелся на 80-е – начало 90-х гг. XX в. в связи с воспитанием людей на атеистических началах и ухода из жизни старого поколения жрецов. Традиция проведения крупных молений угасала, но родовая и семейная обрядность продолжали свое бытование. Участниками молений-жертвоприношений стали женщины.
Традиционные ритуалы закамских удмуртов сохранились благодаря нескольким факторам:
Территориальная удаленность удмуртов — «язычников» от православных удмуртов, исключившая между ними контакты.
Консервация традиций в моноэтничных селениях, не испытавших сильного влияния миссионеров из числа православного духовенства до конца XIX в.
Представления, нормы и ритуалы закамских удмуртов гармонично сочетаются с их хозяйством, основанном на пашенном земледелии и придомном животноводстве, их сельском образе жизни.
У закамских удмуртов сформировалось убеждение, что «языческая» вера является залогом благополучия и самосохранения, оппозицией процессу глобализации. Об удмуртах, принявших православие, «язычники» говорят, что они перестали быть удмуртами; себя они считали «истинными удмуртами», так как сохранили веру предков.
Существует несколько понятий, которые переводятся на русский язык как:
Куриськись – (удмуртский язык), в переводе на русский язык «жрец».
Шортдэрем – (удмуртский язык), в переводе на русский язык «холщовый кафтан».
Партчась (лит.) – в переводе на русский язык «помощник жреца, приносящий жертву».
Мöрвöсь – (удмуртский язык), совместное моление жителей нескольких поселений, входящих в одну культовую общину мöр/мер. Вероятно, от русского слова «мир».
Урам вӧсь (удмуртский язык), «уличное моление», на территории деревни.
В селениях закамских удмуртов некоторые люди имеют общественную нагрузку по организации молений. Вместе со жрецами они инициируют организационную работу, в случае необходимости связываются с аналогичными лицами из других селений. Инициатива по проведению ритуалов исходит не только от простых людей, но и местных властей – руководителей сельских администраций удмуртских селений, сельхозпредприятий. Они оказывают организационную и финансовую помощь в проведении этих молений. Большую помощь оказывает Национально-культурный центр удмуртов Республики Башкортостан.
Ритуальная одежда жрецов представляет собой белый кафтан шортдэрем, белую войлочную шляпу, которую обертывают белым полотенцем, новые лапти, обязательно широкий пояс кыскерттон.
Молитвы куриськоны представляют собой высокопоэтичные произведения устного народного творчества, произносимые с определенной интонацией, порой с мелодизацией. Они имеют строгое каноническое построение и состоят из трех частей: 1) обращение ко всей иерархии божеств, имеющих влияние на человека, его социальное и природное окружение; 2) основная часть, включающая все многообразие просьб к божествам; 3) благодарственное обращение к божествам в расчете на будущее исполнение желаний просителя. Считается, что тексты нельзя заучивать просто так, а необходимо «украсть» их у старых жрецов, т.е. научиться им в ходе жертвоприношений, вслушиваясь в произносимые молитвы. Считается, что полученная другим путем (заученная) молитва не имеет магической силы.
Календарные праздники и обряды у закамских удмуртов, избежавших христианизации и проживающих ныне в Республике Башкортостан и Пермском крае, были непосредственно связаны с сельскохозяйственным трудом и традиционной религией. Годовой цикл удмуртских календарных обрядов был подразделён на летнее и зимнее полугодия. Обряды одного из них имели свои аналогии в другом [1, с. 20, 86]. Так, например, были весенние и осенние родовые моления и поминки. Проводили летние и зимние деревенские, междеревенские и окружные жертвоприношения и др. Но зимний цикл, по сравнению с летним циклом, был менее насыщен обрядами, что связано с особенностями хозяйствования в этот сезон и погодными условиями.
Зимние моления-жертвоприношения закамских удмуртов, в отличие от летних, в этнографической литературе пока не получили своего полного освещения. Но скудность изучаемой базы не позволила им детально рассмотреть эти жертвоприношения и выявить их местные особенности.
В этнографической литературе зимние моления закамских удмуртов получили наиболее полное отражение в монографии и серии статей Р.Р. Садикова. Сведения о зимних молениях вотяков Осинского уезда Пермской губернии имеются в сочинениях Н. И. Тезякова, написанные в 1886, И. В. Яковлева написанный в 1903 году. Из современных исследователей темы зимних молений закамских удмуртов касались Т.Г. Миннияхметова (2000) и А. В. Черных (2002).все авторы сходятся во мнении, что в прошлом практиковались семейные, родовые, общедеревенские и окружные моления-жертвоприношения.
Из зарубежных исследователей, писавших о зимних молениях, выделяется имя финского этнолога и религиоведа Уно Хольмберга, автора монографии «Верования пермских народов» (Permalaisten uskonto), основанной на полевых материалах, которые были им собранны в 1911 г. среди удмуртов Уфимской и Пермской губерний (Mozga, Konegin, Kaimasebas, Staraja Kyrga). В деревне Каймашабаш Бирского уезда удмурты совершали урамвöсь – жертвоприношение на улице деревни, закалывали лошадь, варили без участия женщин, кости относили к дереву.
В 2008 г. в селе Большой Качак Калтасинского района этнографическую работу вели представители Хельсинского университета. В 2013–2019 гг. удмуртов Татышлинского района изучала экспедиция Тартусского университета Эстонии. Собранные материалы хранятся в Эстонском национальном музее, Тартуском университете, Эстонском литературном музее (Тарту), Научном архиве Финно-угорского общества (Хельсинки), в Архиве этнографических рукописей Музейного ведомства Финляндии (Хельсинки), Финском литературном обществе (Хельсинки), Венгерском этнографическом музее (Будапешт).
Благодаря исследованиям, собрана огромная база фото и видео материала по религиозной практике закамских удмуртов. Начиная с 2013 г. эстонские и российские специалисты ежегодно проводят видеосъемку традиционных молений закамских удмуртов.