Часть дипломной работы на тему Современные медиа, как инструмент политического мифа
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ «МИФ». 7
1.1. Понятие мифа. 7
1.2. История возникновения мифов. 10
1.3. Виды мифов и их значение. 13
1.4. Структура мифов. 20
2. ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННЫХ МЕДИА И ФОРМИРОВАНИЕ
ПОЛИТИЧЕСКИХ МИФОВ В РАЗЛИЧНЫХ СТРАНАХ МИРА.. 24
2.1. Формирование политических мифов в Китае как основа
существования КНР 24
2.2. Сущность политических мифов в современных медиа США.. 35
2.3. Политические мифы в российских СМИ и их роль в
сохранении существующего строя. 45
2.4. Проблемы и перспективы политической мифологизации СМИ в
странах мира 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. 62
Введение:
Актуальность темы исследования. Миф в его
классической интерпретации означает древнюю веру в происхождение мира,
естественные причины, богов и героев, которые проистекают из неспособности
постижения (из-за недостатка знаний) и из человеческой потребности объяснять
мир. В сознании древнего человека силы природы проявляются в трансцендентных
формах богов и фантастических существ, правящих миром. Таким образом,
мифическое отношение к реальности было религиозным. Благодаря своему
синкретическому характеру и универсальности миф является доминирующей формой
человеческой духовности от древних до современных культур.
Классические антропологические подходы
рассматривают миф как существенный элемент устной традиции и народной культуры,
то есть продукт коллективного сознания, возникающего в течение длительного
периода развития определенной культуры. Однако в случае политических мифов они
не являются продуктом коллектива, а являются результатом политической
активности отдельных лиц или небольших социальных групп в определенной
политической ситуации, когда созданный таким образом миф принимается широкими
социальными группами. Таким образом, политические мифы — обоснованные
интерпретации государства, общества, иерархии, политической власти, лидерства,
социальных отношений и социальных ролей, а также прошлого, настоящего и
будущего общества; они предоставляют объяснения и значение для политического
общества; они интегрируют и узаконивают.
На сегодняшний день существует ряд острых
проблем, которые обсуждают философы, политологи, социологи, психологи,
антропологи, культурологи. Среди них можно выделить проблему политических
мифов в современном обществе. Мифологизация — это не только первая и
единственная форма общественного сознания, но и фактор, формирующий
социокультурное пространство настоящего и будущего. С помощью этого
инструмента формируется менталитет людей и закладывается исторический фон
сценария будущего развития государства. Общество в целом и отдельные люди
в частности реагируют на кризисы и угрозы либо с помощью новаторских идей, либо
прибегая к старым методам, которые успешно применялись для преодоления
предыдущих кризисов. Согласно теории медиатизации, средства массовой
информации через создание политического мифа формируют современное общественное
мнение. Для формирования политического мифа власти акцентируют внимание на тех
исторических события, с помощью которых можно укрепить государственность и свое
положение.
Нынешний медиапорядок в странах мира
сформировался не сразу он прошел несколько этапов и связан с изменением
политических и экономических систем. Актуальность темы исследования обусловлена
необходимостью выяснения роли медиа в системе мифотворчества и распространения
мифов, их влияния на трансформацию механизмов формирования общественного мнения.
Эффект обмена информацией в значительной
степени зависит от соответствия содержания сообщения, адекватности тех знаковых
систем, которыми пользуется коммуникатор и тот человек, который воспринимает
информацию. Общество не может существовать в режиме только индивидуальной
памяти: человек находится в ситуации, которая постоянно меняется. Поэтому для
ее фиксации возникает потребность в динамической структуре. Индивидуальная
память исключает передачу и хранение информации в объемах, достаточных для
функционирования общества. Коммуникация соответствует тем задачам, которые
ставит перед ней общество. Коммуникация дает возможность создавать элементы
единого организма из индивидуальных ситуаций. Она постоянно соответствует
уровню развития общества. Современный этап развития общества выдвигает особые
требования к уровню и качеству социальной коммуникации.
Поэтому роль медиаресурсов, СМИ
значительно выросла. Способствуя формированию политического мифа, СМИ является
важным инструментом социального управления, их роль особенно зависит от условий
деятельности — существующего политического режима. Именно поэтому одной из
важнейших задач является формирование и обеспечение демократических основ
деятельности СМИ.
Итак, в идеале СМИ должны играть роль
коммуникативного средства общества и быть связующим звеном между гражданским
обществом и государством. Тем не менее, развитие PR-технологий и средств массового
воздействия создает максимально благоприятные условия для реализации через СМИ
манипулятивных стратегий. Имея команду профессионалов властные и материальные
ресурсы, можно убедить определенные социальные слои почти в чем угодно.
Актуальность заявленной проблемы не вызывает сомнений, ведь конструктивное, а
не искаженное понимание общественной ситуации и «здоровой политической
мифологии», является залогом развития здорового общества.
Роли
средств массовой информации посвящены работы многих ученых: Н. Рудниченко, А.
Стадниченко, К. М. Згуровского. А. Пономарева, В. Резуна, К. Серажима, А.
Мамалыги, М. Феллера. Еще ранее проблему роли СМИ изучали такие ученые как Е.
Вольф, В. Гридин, В. Шаховской. Эта проблема длительное время изучалась и
зарубежными учеными, в частности Т. Дейком, П. Стросон, Д. Локком, С. Харрисом.
Результаты
исследования взаимосвязи политики и мифотворчества отражены в научных трудах
таких авторов, как В. Андрущенко, В. Бебик, М. Головатый, В. Горский, А.
Донченко, М. Кармазин, Ю. Левенец, И. Кресин, В. Королька, В. Матвиенко, М.
Михальченко, М. Обушный, Г. Почепцова, Ю. Романенко, З. Самчук,
Ю. Шаповал, Ф. Шульженко и другие. Некоторые аспекты мифотворчества
изучали такие авторы как: О. Донченко, Ю. Романенко, О.Яцунская, С.
Кара-Мурза, Т. Рассадина, С. Лебедев, О. Макарова, Д. Усов, П. Гуревич, Э. Кассиер,
К. Хюбнер, Р. Барт, Д. Дадаян, О. Заздравнова, Ю.Левенец, Г. Почецов, Т.
Паниотова, Ю. Шайгородский и другие. Тем не менее, современная
трансформация СМИ и расширение способов влияния на общество через
медиапространство требует дополнительного анализа вопроса.
Цель работы – изучение современные
медиа, как инструмент политического мифа.
Для достижения цели работы поставлены
следующие задачи:
— рассмотреть
теоретические основы понятия «миф»;
-изучить историю возникновения
мифов;
-рассмотреть виды мифов и их
значение;
-проанализировать структуру
мифов;
-дать характеристику современных
медиа и проанализировать формирование политических мифов в различных странах
мира;
-рассмотреть формирование политических мифов в Китае как
основа существования КНР;
-изучить сущность политических мифов в современных медиа США;
-проанализировать политические мифы в российских СМИ и их роль
в сохранении существующего строя;
-рассмотреть проблемы и перспективы политической мифологизации
СМИ в странах мира.
Объектом
исследования является политический миф.
Предмет исследования – анализ
особенностей политического мифа в странах мира.
Для написания работы была
использована научно-практическая и специализированная литература, освещающая
данный вопрос, периодические издания и специализированные печатные издания и
монографии.
Методологические основания
исследования составляют общенаучные и специальные методы познания. Для
достижения поставленных задач использовались обзорно-аналитический метод,
анализ и обобщение теоретического материала. Специальное значение для
исследования имел системный подход, позволивший проследить сложную траекторию
трансформации политической мифологизации.
Заключение:
В работе исследована тема современных
медиа, как инструмента политического мифа.
В первой главе рассмотрены теоретические
основы понятия «миф», изучена
история возникновения мифов, рассмотрены виды мифов и их значение,
проанализирована структура мифов.
Миф является личной историей, которая
повествуется в личном формате. Более того, мифология считается духовной основой
организации личной и общественной жизни людей. Важными характеристиками мифа
считается субъекта и объекта, рационального и иррационального, правдивой
информации и идеализации.
Изначально для человека мифы были очень
важны, поскольку они описывали мироустройство с помощью образов и символизма
или ассоциаций, в результате человеку становились понятны причины многих
явлений и событий.
Что касается интерпретации культурных
явлений, мифология – это одно из самых расплывчатых и противоречивых явлений.
Хотя значение, форма выражения и связь мифов с другими составляющими культуры испытали
на себе большие изменения, миф возник в первые дни истории человечества и
существует до сих пор.
Политические мифы на самом деле являются
псевдомифами. Трансцендентальное значение придается определенным (политическим)
идеям, людям, социальным группам и определенным аспектам социальных отношений.
Такие мифы становятся основой политических идеологий и основанных на них
политических сообществ, поэтому именно здесь рождается политический миф. Он
говорит не только о создании определенного политического сообщества, но и четко
указывает на его структурные особенности.
Во второй
главе дана характеристика современных медиа и проанализировано формирование
политических мифов в различных странах мира, рассмотрено
формирование политических мифов в Китае как основа существования КНР, изучена сущность политических
мифов в современных медиа США, проанализированы
политические мифы в российских СМИ и их роль в сохранении существующего строя,
рассмотрены проблемы и перспективы политической мифологизации СМИ в странах
мира.
Мифологизация событий в
Китае, помимо обеспечения легитимности КПК, также создает настроение
виктимизации от рук западных стран. Политический миф Китая подпитывается
созданными образами национального унижения и гордости за славное прошлое Китая,
в котором он все еще страдал от рук иностранцев. История в данном мифе
субъективно упрощена благодаря менталитету добра и зла, который оставляет мало
места для компромиссов. Патриотическое воспитание, таким образом, сосредоточено
на формировании патриотических настроений айгуо и продвижении
айгуо чжуи (патриотизма) или любви и поддержке
Великого Китая, который неотличим от современного государства и КПК. В свою
очередь, контроль и цензура СМИ дополняют возможности мифотворчества.
В США сила мифов проистекает из кажущейся
парадоксальной структуры, предполагающей долголетие и непрерывность, а также
разнообразие и гибкость. Неявное измерение мифа является частью его способности
действовать и регулировать «политическое бессознательное». Американские мифы
играют решающую роль в символизации и утверждении нации США; их культурная роль
состоит в том, чтобы сделать дискурсивные конструкции нации правдоподобными и
самоочевидными, создать внутреннюю солидарность и приверженность национальному
государству и его политике и представить США внешнему миру в выгодном свете.
Миф в целом, поскольку он действует на уровне веры, а не рациональности, можно
рассматривать как основную дискурсивную форму идеологии. Поэтому американские
политические мифы усиливают основные принципы американской исключительности.
В России на
данный момент современные медиа стали важной формой политического воздействия
на общественность, а также способом продвижения политического мифа в массы. В
результате инструментов, которые применяют медиа политические события
изображаются в таком свете, в котором это выгодно властям и владельцам СМИ. Это
формирует особое медиапространство и политическую действительность, что
особенно заметно перед выборами в парламент или на пост президента. Что
касается перспектив политической мифологизации СМИ в России, то телевидение
остается центральной медиа-платформой в Российской Федерации. Именно
телевидение распространяет основные политические мифы. Наряду с этим
наблюдается рост популярности интернет-медиа. Он происходит неравномерно. Тем
не менее, интернет-медиа способствуют развенчанию ряда телевизионных
политических мифов, а также преследуют формирование новых политических мифов,
основанных на критике власти.
Не смотря на активное
развитие альтернативных интернет-медиа в странах мира, власти все же имеют все
возможности для контроля СМИ и манипулирования информацией, чем они и
пользуются в полной мере.
На данный момент Россия
сталкивается с ограничениями в СМИ, попытками ввести цензуру и ввести правила
для интернет-СМИ. С одной стороны, определение правил для интернет-СМИ сделает
правила игры более определенными. С другой стороны, есть большая вероятность
того, что правила будут использоваться не для того, чтобы сделать интернет-СМИ
прозрачными, а для того, чтобы ограничить их деятельность и контролировать
новостной поток, а также сузить свободу слова. Перспектив качественной трансформации
или ослабления контроля над медиапространством на современном этапе не
предвидится. Что будет способствовать дальнейшему использованию медиа как
инструмента распространения политического мифа.
Фрагмент текста работы:
Актуальность темы исследования. Миф в его
классической интерпретации означает древнюю веру в происхождение мира,
естественные причины, богов и героев, которые проистекают из неспособности
постижения (из-за недостатка знаний) и из человеческой потребности объяснять
мир. В сознании древнего человека силы природы проявляются в трансцендентных
формах богов и фантастических существ, правящих миром. Таким образом,
мифическое отношение к реальности было религиозным. Благодаря своему
синкретическому характеру и универсальности миф является доминирующей формой
человеческой духовности от древних до современных культур.
Классические антропологические подходы
рассматривают миф как существенный элемент устной традиции и народной культуры,
то есть продукт коллективного сознания, возникающего в течение длительного
периода развития определенной культуры. Однако в случае политических мифов они
не являются продуктом коллектива, а являются результатом политической
активности отдельных лиц или небольших социальных групп в определенной
политической ситуации, когда созданный таким образом миф принимается широкими
социальными группами. Таким образом, политические мифы — обоснованные
интерпретации государства, общества, иерархии, политической власти, лидерства,
социальных отношений и социальных ролей, а также прошлого, настоящего и
будущего общества; они предоставляют объяснения и значение для политического
общества; они интегрируют и узаконивают.
На сегодняшний день существует ряд острых
проблем, которые обсуждают философы, политологи, социологи, психологи,
антропологи, культурологи. Среди них можно выделить проблему политических
мифов в современном обществе. Мифологизация — это не только первая и
единственная форма общественного сознания, но и фактор, формирующий
социокультурное пространство настоящего и будущего. С помощью этого
инструмента формируется менталитет людей и закладывается исторический фон
сценария будущего развития государства. Общество в целом и отдельные люди
в частности реагируют на кризисы и угрозы либо с помощью новаторских идей, либо
прибегая к старым методам, которые успешно применялись для преодоления
предыдущих кризисов. Согласно теории медиатизации, средства массовой
информации через создание политического мифа формируют современное общественное
мнение. Для формирования политического мифа власти акцентируют внимание на тех
исторических события, с помощью которых можно укрепить государственность и свое
положение.
Нынешний медиапорядок в странах мира
сформировался не сразу он прошел несколько этапов и связан с изменением
политических и экономических систем. Актуальность темы исследования обусловлена
необходимостью выяснения роли медиа в системе мифотворчества и распространения
мифов, их влияния на трансформацию механизмов формирования общественного мнения.
Эффект обмена информацией в значительной
степени зависит от соответствия содержания сообщения, адекватности тех знаковых
систем, которыми пользуется коммуникатор и тот человек, который воспринимает
информацию. Общество не может существовать в режиме только индивидуальной
памяти: человек находится в ситуации, которая постоянно меняется. Поэтому для
ее фиксации возникает потребность в динамической структуре. Индивидуальная
память исключает передачу и хранение информации в объемах, достаточных для
функционирования общества. Коммуникация соответствует тем задачам, которые
ставит перед ней общество. Коммуникация дает возможность создавать элементы
единого организма из индивидуальных ситуаций. Она постоянно соответствует
уровню развития общества. Современный этап развития общества выдвигает особые
требования к уровню и качеству социальной коммуникации.
Поэтому роль медиаресурсов, СМИ
значительно выросла. Способствуя формированию политического мифа, СМИ является
важным инструментом социального управления, их роль особенно зависит от условий
деятельности — существующего политического режима. Именно поэтому одной из
важнейших задач является формирование и обеспечение демократических основ
деятельности СМИ.
Итак, в идеале СМИ должны играть роль
коммуникативного средства общества и быть связующим звеном между гражданским
обществом и государством. Тем не менее, развитие PR-технологий и средств массового
воздействия создает максимально благоприятные условия для реализации через СМИ
манипулятивных стратегий. Имея команду профессионалов властные и материальные
ресурсы, можно убедить определенные социальные слои почти в чем угодно.
Актуальность заявленной проблемы не вызывает сомнений, ведь конструктивное, а
не искаженное понимание общественной ситуации и «здоровой политической
мифологии», является залогом развития здорового общества.
Роли
средств массовой информации посвящены работы многих ученых: Н. Рудниченко, А.
Стадниченко, К. М. Згуровского. А. Пономарева, В. Резуна, К. Серажима, А.
Мамалыги, М. Феллера. Еще ранее проблему роли СМИ изучали такие ученые как Е.
Вольф, В. Гридин, В. Шаховской. Эта проблема длительное время изучалась и
зарубежными учеными, в частности Т. Дейком, П. Стросон, Д. Локком, С. Харрисом.
Результаты
исследования взаимосвязи политики и мифотворчества отражены в научных трудах
таких авторов, как В. Андрущенко, В. Бебик, М. Головатый, В. Горский, А.
Донченко, М. Кармазин, Ю. Левенец, И. Кресин, В. Королька, В. Матвиенко, М.
Михальченко, М. Обушный, Г. Почепцова, Ю. Романенко, З. Самчук,
Ю. Шаповал, Ф. Шульженко и другие. Некоторые аспекты мифотворчества
изучали такие авторы как: О. Донченко, Ю. Романенко, О.Яцунская, С.
Кара-Мурза, Т. Рассадина, С. Лебедев, О. Макарова, Д. Усов, П. Гуревич, Э. Кассиер,
К. Хюбнер, Р. Барт, Д. Дадаян, О. Заздравнова, Ю.Левенец, Г. Почецов, Т.
Паниотова, Ю. Шайгородский и другие. Тем не менее, современная
трансформация СМИ и расширение способов влияния на общество через
медиапространство требует дополнительного анализа вопроса.
Цель работы – изучение современные
медиа, как инструмент политического мифа.
Для достижения цели работы поставлены
следующие задачи:
— рассмотреть
теоретические основы понятия «миф»;
-изучить историю возникновения
мифов;
-рассмотреть виды мифов и их
значение;
-проанализировать структуру
мифов;
-дать характеристику современных
медиа и проанализировать формирование политических мифов в различных странах
мира;
-рассмотреть формирование политических мифов в Китае как
основа существования КНР;
-изучить сущность политических мифов в современных медиа США;
-проанализировать политические мифы в российских СМИ и их роль
в сохранении существующего строя;
-рассмотреть проблемы и перспективы политической мифологизации
СМИ в странах мира.
Объектом
исследования является политический миф.
Предмет исследования – анализ
особенностей политического мифа в странах мира.
Для написания работы была
использована научно-практическая и специализированная литература, освещающая
данный вопрос, периодические издания и специализированные печатные издания и
монографии.
Методологические основания
исследования составляют общенаучные и специальные методы познания. Для
достижения поставленных задач использовались обзорно-аналитический метод,
анализ и обобщение теоретического материала. Специальное значение для
исследования имел системный подход, позволивший проследить сложную траекторию
трансформации политической мифологизации.