Часть дипломной работы на тему Совершенствование взаимодействия органов государственной власти и населения
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические
основы взаимодействия органов государственной власти и гражданского общества в
Российской Федерации
1.1 Гражданское общество:
понятие, признаки, интересы гражданского общества в новой цивилизованной
парадигме
Гражданское общество по
своей сути является важным условием формирования государственной системы
демократического типа, так как включает в себя разнообразные формы социальной
активности населения, не обусловленные деятельностью государственных органов, а
основанные на самоорганизации граждан. Все многообразие концепций российских
исследователей, дающих определение сущности гражданского общества, можно
представить двумя подходами [11].
Условия, обеспечивающие
эффективное и сбалансированное взаимодействие государства и гражданского
общества представлены на рисунке 1.1.
Рисунок 1.1 Условия,
обеспечивающие эффективное и сбалансированное взаимодействие государства и
гражданского общества
Одни авторы понятием
«гражданское общество» характеризуют определенное состояние социума, так называемое
государство особого типа, которое обеспечивает защиту политических,
экономических, социальных, юридических прав и свобод человека. Данный подход не
предполагает выделение институтов гражданского общества как специфических
структур, реализующих негосударственные интересы граждан, что позволяет
рассматривать гражданское общество как особую форму общественного устройства
[5, с. 19].
Вторая концепция связана
с представлением о гражданском обществе как о некой автономной сфере социума,
включающей в себя определённую систему общественных отношений, социальные
структуры и институты, не включённые в государственную систему. В этом случае,
по мнению её сторонников, государство влияет на жизнь автономной сферы тем, что
создает определённые условия для ее развития и функционирования. Гражданское
общество в рамках данного подхода выполняет функции объединения социума, его
частных и общественных интересов, выступает своеобразным посредником между
человеком и государством. Понимание гражданского общества в этом случае
предполагает наличие у него собственного, не зависимого от государства
содержания, что говорит о его институциональной структуре [6, с. 127].
Институциональный подход
позволяет выделить в структуре гражданского общества такие его институты, как общественно-политические
организации и движения, религиозные организации, негосударственные средства
массовой информации, негосударственные предприятия, учреждения и организации,
институты и организации непосредственной демократии, а также органы местного самоуправления,
не входящие в систему государственной власти.
Различия в структуре
гражданского общества в странах Европы и Востока позволяют говорить о
неоднородности его моделей. Так, Е. В. Галкина в исследовании гражданского
общества в пространстве современной России концептуально определяет и
обосновывает три основные модели [2].
Первая строится на основе
принципов и институциональных форм гражданского общества в Западной Европе, в
которых учитываются права и свободы граждан, признается их равенство в рамках
законов, реализуются идеи социальной справедливости, применяются
демократические механизмы общественного управления, гарантирующие равенство
возможностей субъектов политики, обеспечивается разделение властей и
политический плюрализм.
Вторая модель характерна
для стран Востока. Она отражает синтез традиционных институтов самоорганизации
и заимствованных институтов демократического модернизированного типа. В
институциональном строении гражданского общества такого типа большое внимание
уделяется общине, конфессиональным, этническим и территориальным объединениям.
Российское гражданское
общество, по мнению Е. В. Галкиной, представляет собой третью модель,
сочетающую в себе признаки традиционализма и западных институтов гражданского
общества. Особенность этой модели заключается в том, что она базируется на
сохранении государственного патернализма по отношению к гражданскому обществу.
Сочетая в себе традиции первых двух моделей, российская модель одновременно
привносит свои специфические черты, связанные с интеллектуальными и
социокультурными традициями. [11]
Отечественные
исследователи гражданского общества рассматривают его преимущественно как сферу
внегосударственных отношений, тесно взаимодействующую с государством. Так, по
мнению доктора политических наук, академика РАЕН, директора Института
федерализма и гражданского общества А. Н. Аринина, гражданское общество — это
«общество с развитыми экономическими, политическими, правовыми, культурными
отношениями между его членами, независимое от государства, но взаимодействующее
с ним» [1].
Проблеме взаимодействия
органов государственной власти и гражданского общества посвящено немало научных
работ. Например, российский политолог, профессор А. Ю. Сунгуров, исходя из
имеющихся подходов, описывает три варианта взаимодействия органов власти и
гражданских структур: сотрудничество, отсутствие сотрудничества
(игнорирование), конфронтация [4].
Рассмотреть механизмы
взаимодействия институтов гражданского общества и органов государственной
власти можно на примере сотрудничества государства с некоммерческими
организациями (НКО) в современной России. Д. Волков выделяет три модели такого
взаимодействия в зависимости от того, чьи интересы при этом преобладают [3, с.
43].
Первая модель условно
называется «обслуживание интересов власти». НКО в данном случае выступают как
исполнители различных властных инициатив, напрямую не связанных с исполнением
социальных обязательств государства. Это может быть организация различных
праздников, политических мероприятий, мероприятий по формированию «актива»
местной или федеральной власти и т.д. Недостатком данной модели можно назвать
то, что некоммерческая организация, опираясь исключительно на формируемый
властью спрос, не может самостоятельно определять цели и задачи своей
деятельности.