Часть дипломной работы на тему Совершенствование техники игры на фортепиано в старших классах
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 990 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава I. Теоретические основы техники игры на фортепиано 4
1.1. Психологические основы техники игровых движений 4
1.2. Анализ методик обучения игры на фортепиано в контексте развития технического мастерства учащихся ДМШ 9
Выводы по первой главе 42
Список литературы 44
Введение:
В старших классах уже со всей определенностью обнаруживаются те качественные особенности восприятия, понимания музыки и исполнитель-ского овладения ею, которые дают возможность установить различные ти-пы музыкально-исполнительских индивидуальностей среди общей массы обучающихся.
Музыкальное развитие ученика не может быть отделено от многооб-разнейших сторон его интеллектуальных проявлений. В своих наблюдени-ях педагог все полнее обнаруживает специфику музыкально-исполнительского развития разных типов учащихся – отсюда и возникно-вение часто контрастных ситуаций в методах их обучения.
Успешное решение стоящих задач исполнительской и музыкально-просветительской деятельности требует постоянного совершенствования их пианистической культуры, расширения музыковедческих знаний об особенностях музыки разных эпох и стилей, изучения обширного репер-туара.
Объект исследования: техника игры на фортепиано в старших клас-сах.
Предмет исследования: совершенствование техники игры на форте-пиано в старших классах.
Цель исследования: изучить особенности совершенствование техники игры на фортепиано в старших классах.
Задачи исследования:
1. Психологические основы техники игровых движений.
2. Провести анализ методик обучения игры на фортепиано в контек-сте развития технического мастерства учащихся ДМШ.
3. Изучить фундамент техники пианиста.
4. Проанализировать методику работы над фортепианной техникой у учащихся старших классов ДМШ.
5. Изучить гаммы и упражнения как эффективный метод совершен-ствования техники игры на фортепиано.
Заключение:
Пианистическая техника и ее элементы настолько сложны, что без специальной и долговременной кропотливой работы овладеть этой техни-кой будет невозможно. Техника исполнителя в широком смысле – это спо-собность музыканта выразить свои чувства и эмоции. Фортепианная техни-ка – это совокупность умений, навыков и приёмов, с помощью которых достигается выразительное художественное звучание. Есть различные ви-ды фортепианной техники. В настоящее время под фортепианной техникой понимают ту сумму умений и навыков приемов игры на фортепиано, при помощи которых пианист добивается нужного художественного, звуко-вого результата. Но каждой технической работе должно предшествовать уяснение, осознание музыкально художественных задач изучаемого про-изведения. Осознание характера произведения, его частей, различных тем и отрывков должно превратиться в концертный звуковой идеал, к кото-рому пианист будет стремиться в процессе технической работы.
Она разделяется на мелкую и крупную. К мелкой технике относятся группы, охватывающие не более пяти нот без перемены позиции, гаммы и гаммообразные пассажи, арпеджио, двойные ноты, трель, украшения (ме-лизмы), пальцевые репетиции. К крупной технике – тремоло, октавы, ак-корды и скачки. Приобретение техники движений всегда связано с разви-тием как физических (мышечных), так и психических (волевых) свойств. В работе над пианистической техникой требуются яркость образных пред-ставлений, глубина переживаний, ощущение пульса движения музыкаль-ной ткани, слуховое развитие. Недостаточное внимание при развитии этих сторон часто бывает причиной несовершенства техники, ее ограниченно-сти, скованности, а также «немузыкальности», которая включает в себя не-достатки звуковой области. Основная цель технического развития — обес-печить условия, при которых технический аппарат будет способен лучше выполнить необходимую музыкальную задачу.
В дальнейшем эти условия должны привести к полному и беспрепят-ственному подчинению двигательной системы, музыкальной воле исполни-теля во всех ее проявлениях, причем подчинению автоматическому. Фун-даментом развития техники пианиста является контакт с клавиатурой. Иначе говоря, это умение направить вес руки в клавишу, умение пользо-ваться весом свободной руки.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕХНИКИ ИГРЫ НА ФОРТЕПИАНО
1.1. Психологические основы техники игровых движений
Техника исполнения движений на фортепиано базируется на не-скольких психологических основах:
1. Теория моторного обучения. Техника исполнения движений на фортепиано требует высокой степени моторики и координации. Теория моторного обучения предполагает, что навыки приобретаются посред-ством практики и повторения. При последовательной практике пианист развивает мышечную память и автоматизм, что позволяет с легкостью вы-полнять сложные движения.
2. Внимание и концентрация. Игра на фортепиано требует высокого уровня внимания и концентрации. Пианист должен одновременно концен-трироваться на нескольких элементах, таких как положение рук, движение пальцев и синхронизация. Это требует высокого уровня когнитивного кон-троля и ресурсов внимания, которые можно усилить с помощью предна-меренной практики.
3. Эмоции и экспрессия. Игра на фортепиано — это не только техни-ческое упражнение, но и форма искусства, требующая эмоционального выражения. Пианист должен передать предполагаемую эмоцию произве-дения через свою игру, что требует понимания эмоционального содержа-ния музыки и способности перевести это в выразительную игру.
4. Мотивация и саморегуляция. Техника игровых движений на фор-тепиано требует настойчивости и саморегуляции. Обучение игре сложных движений может быть разочаровывающим и сложным, и у пианиста долж-на быть мотивация и дисциплина, чтобы продолжать заниматься, даже ко-гда прогресс идет медленно. Это требует эффективных навыков саморегу-ляции, таких как постановка целей, самоконтроль и самооценка [7].
Техника исполнения движений на фортепиано предполагает сочета-ние физических и психологических особенностей. Рассмотрим некоторые психологические характеристики, важные для игры на фортепиано:
1. Сосредоточенность и концентрация. Игра на фортепиано требует высокого уровня сосредоточенности и концентрации. Пианист должен быть в состоянии сосредоточиться на музыке и движениях, необходимых для ее правильного исполнения.
2. Эмоциональное выражение. Игра на фортепиано включает в себя целый ряд эмоций, от радости и возбуждения до грусти и меланхолии. Опытный пианист должен уметь выражать эти эмоции через музыку.
3. Настойчивость: Овладение техникой игровых движений на форте-пиано требует большой практики и упорства. Пианист должен быть в со-стоянии протолкнуть сложные пассажи и продолжать практиковаться, по-ка он не сделает это правильно.
4. Самодисциплина. Игра на фортепиано требует самодисциплины и сильной трудовой этики. Пианист должен уметь ставить перед собой цели и придерживаться графика занятий.
5. Креативность. Хотя техника важна, игра движений на фортепиано также требует определенного уровня творчества. Пианист должен уметь интерпретировать музыку и привносить в исполнение свой собственный стиль [5].
Техника нужна во всех видах искусства. Фортепианное исполнитель-ство не представляет исключения, скорее наоборот. Пианистическая техни-ка и ее элементы настолько сложны, что без специальной и долговремен-ной кропотливой работы овладеть этой техникой будет невозможно. Эта работа начинается с первого момента знакомства с клавиатурой и протека-ет в течение всей жизни пианиста. Не зря обучение на фортепиано принято с раннего детства – это связано с трудностями приобретения технических навыков и умений. Обратимся к рассмотрению содержания понятия «фор-тепианная техника». Понятие «техника» не имеет однозначного определе-ния.
Л.Г. Арчажникова считает, что «техника – это овладение качеством звукоизвлечения и разными видами фортепианного туше, педализацией и аппликатурными принципами, фразировкой и динамическими контраста-ми, агогикой и, конечно, различными видами сугубо технических труд-ностей» [5].
Г.М. Цыпин говорит, что «техника музыканта-исполнителя – это скорость и точность пальцев, беглость и ловкость их. Техника пианиста – это скорость плюс звуковая и ритмическая ровность». Также он считает, что есть техника в широком и в узком смысле слова.
В узком смысле – техника это все то, что характеризуется словами: ловко, четко, с блеском, без видимого напряжения и т.д. Техника исполни-теля в широком смысле – это способность музыканта выразить свои чув-ства и эмоции. По мнению Е.Я. Либермана, под фортепианной техникой понимается «та сумма умений, навыков, приемов игры на рояле, при по-мощи которых пианист добивается нужного художественного, звукового результата» [22]. А.А. Абдуллина в своем учебно-методическом пособии говорит о том, что «исполнительская техника музыканта – сложный «син-тез психических и анатомо- физиологических факторов», в определенной мере обусловленный конструкцией инструмента, его выразительными воз-можностями и исторический сложившейся, лишь ему свойственной техно-логией звукоизвлечения» [1]. Б.В. Асафьев однажды сказал: «Техника есть умение делать то, что хочется…».
Сравнивая между собой данные определения, мы видим, что авторы описывают их по-разному. В то же время в них есть и общее. В нашей ра-боте под фортепианной техникой мы будем понимать совокупность умений, навыков и приёмов, с помощью которых достигается выразительное ху-дожественное звучание. Рассмотрим далее какая фортепианная техника существует и как ее понимают разные авторы.
А.В. Бирмак говорит о том, что существует техника крупная, кото-рая включает в себя аккорды и октавы, а также мелкая техника, то есть пальцевая игра [11].