Часть дипломной работы Экономические науки Банковское дело

Часть дипломной работы на тему Совершенствование методов управления просроченной задолженностью коммерческого банка.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 5
1 Теоретические аспекты управления просроченной задолженностью коммерческого банка 7
1.1 Просроченная задолженность коммерческого банка: понятие и причины возникновения 7
1.2 Методы управления просроченной задолженностью коммерческого банка 14
1.3 Обзор и критический анализ зарубежного и российского опыта управления просроченной задолженностью коммерческого банка 21
2 Анализ деятельности банка 31
2.1 Организационно-экономическая характеристика «Банк» 31
2.2 Анализ кредитной деятельности «Банк» 31
2.3 Исследование эффективности организации работы банка просроченной задолженностью 31
3 Совершенствование работы банка с просроченной задолженностью 32
3.1 Рекомендации по организации работы банка с просроченной задолженностью 32
3.2 Мероприятия, направленные на повышение эффективности работы банка с просроченной задолженностью 36
Заключение 37
Список использованных источников 40
Приложение 44

 

  

Введение:

 

Независимо от качества кредитного портфеля и методов управления кредитным риском, все банки в большей или меньшей мере сталкиваются с проблемами невозвращения кредитов. Полностью избежать возникновения проблемной задолженности очень трудно, потому банк должен вовремя об-наруживать проблемные кредиты и производить действия, связанные с ми-нимизацией вероятности недополучением банком прибыли или потери части активов.
Актуальность темы заключается в том, что в условиях экономического кризиса данная проблема только углубляется, ведь риск непогашения за-долженности за кредитными обязательствами все растет и количество про-блемных кредитов банков увеличивается.
Управление кредитной деятельностью банка является одним из основ-ных направлений исследований в банковских учреждениях, ведь кредитова-ние всегда было и остается приоритетной экономической функцией банков. В связи с этим следует заметить, что значительная проблемная задолженность в кредитном портфеле банков может привести не только к финансовым поте-рям, но и к ухудшению имиджа тех банков, для которых проблема возвра-щения просроченных кредитов является острейшей. Ведь для таких банков повышается риск ликвидности через реальную угрозу массового исключения средств вкладчиками из банковских счетов. Все это дает основания утвер-ждать, что снижение проблемной ссудной задолженности банков и преду-преждения появления новых проблемных кредитов является актуальным за-данием, от решения которого в значительной степени зависит устойчивое со-циально-экономическое развитие страны.
Изучение экономической литературы свидетельствует, что кредитная деятельность коммерческих банков традиционно находится в центре внима-ния экономистов и остается сегодня или не наиболее исследованным разде-лом банковского дела. Значительный взнос в разработку вопросов кредито-вания коммерческими банками сделали современные экономисты мероприя-тия Кристофер Ф. Блюмфилд, В. Лексис, Д. Мак Нотон, Е. Род, С. П. Роуз, Дж. Ф. Синки. Изучению вопросов проблемных кредитов и методов их воз-вращения посвященные труды И.Т. Балабанова, Коробова Г.Г., Насырова А.П., Рахметова А.М., Тавасиев А.М., Бычков В.П. и др. Однако, невзирая на существенные научные результаты, полученные вышеупомянутыми и другими учеными, сущность и проблемы управления проблемными креди-тами остаются малоисследованными. Именно это и обусловило выбор темы исследования и свидетельствует о его актуальности.
Цель исследования является разработка мероприятий и рекомендаций для повышения эффективности работы с просроченной задолженностью коммерческого банка.
Для достижения поставленной цели будут решены следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты управления просроченной задол-женностью коммерческого банка.
2. Провести анализ и оценить управление просроченной задолженно-стью на примере коммерческого банка.
3. Предложить направления совершенствования работы банка с про-блемными кредитами.
Объект исследования– акционерное общество «Банк».
Предмет исследования – совершенствование организации работы с проблемными кредитами банка.
Методы исследования – наблюдение, сравнение, измерение, анализ.
Информационной базой для написания работы служат бухгалтерская (финансовая) отчетность организации по РСБУ и годовые отчеты Банка за 2016-2018 гг.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Выпускная (квалификационная) работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, приложений.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проанализировав сущность просроченной задолженности можно сде-лать вывод, что большинство авторов склоняются к мысли, что просрочен-ная задолженность требует осуществления комплекса мероприятий органи-зационного и административно-правового характера относительно возвра-щения кредитных средств с целью устранения возможных экономических убытков банка.
Мы предлагаем такое определение просроченной задолженности — это экономические отношения между кредитором и заемщиком, что нарушают принцип возвращения кредита и требуют осуществления ряда мероприятий организационного и административно-правового характера относительно возвращения кредитных средств с целью устранения возможных экономиче-ских убытков банка.
В процессе работы с просроченной задолженностью банк может при-менить два основных метода управления: реабилитацию или ликвидацию. Метод реабилитации заключается в разработке общего из заемщиком плана мероприятий относительно возвращения кредита. Метод ликвидации означа-ет возвращение кредита через проведение процедуры банкротства и прода-жи активов заемщика.
Решение о том, какой метод лучше использовать, принимается руко-водством банка в зависимости от конкретных обстоятельств и результатов предыдущего анализа проблемы. Самым приемлемым вариантом всегда счи-тается такой пересмотр условий кредитного соглашения, который дает и банку, и его клиенту шанс на возобновление нормальной деятельности. Но при этом необходимо всегда помнить о цели, которая заключается в макси-мизации вероятности полного возвращения средств банка. Если вероятность представляет менее как 90-95 %, то реабилитацию лучше не начинать.
Относительно процедуры возвращения просроченной задолженности, то существует несколько разработанных банками схем. Диапазон вариантов решения вопросов широкий: от либеральных методов работы с должником к категорическому банкротству тех, которые откровенно игнорируют попытку банка согласованно решить проблему.
Для того эффективного проведения управления просроченной задол-женностью банку нужна правильная организация кредитного процесса бан-ка, взаимодействие и сотрудничество всех подразделений банка, причастных к выдаче кредитов и их сопровождения. Целесообразно создать отдельное подразделение, которое бы работало как с проблемными кредитами, так и с проблемными активами в целом.
Банки редко планируют часть проблемных кредитов в кредитном портфеле, но на основе финансового анализа в бюджетах закладываются данные по просроченной задолженности по кредитам и процентам, получе-ние /недополучения доходов от кредитных операций, увеличе-ние/уменьшения резервов на возмещение возможных потерь за кредитными операциями.
К методам регулирования просроченной задолженности относятся ре-абилитация (реструктуризация, увеличение срока кредита, кредитные кани-кулы, фиксация и снижение процентной ставки) и ликвидация.
Недостаточный внутренний контроль и аудит приводит к увеличению части проблемных кредитов банка. Поэтому нужно систематически прове-рять проблемные кредиты, разрабатывать план действий относительно по-гашения проблемной задолженности на основе рекомендаций аудиторов и органов внутреннего контроля.
Как одним из этапов работы с заемщиком при управлении просрочен-ной задолженностью, нужно разработать стратегию поведения в переговорах с должником. С целью ускорения расчетов за просроченными кредитами банк может использовать такие действенные формы по погашению долга, как переуступлення права требования и перевода долга. Если банк заинтересо-ван в создании возможности для возвращения кредита, он подписывает об-щее соглашение из погашения кредита. Проблема совершенствования мето-дов оценки кредитных соглашений является актуальной как в теоретических исследованиях, так и в практической деятельности банков. На сегодняшний день практически являются отсутствующими научные работы системного плана, посвященные усовершенствованию кредитных отношений коммерче-ских банков с заемщиками.
Внедрение подхода к учету влияния отраслевой принадлежности субъ-ектов ведения хозяйства позволит качественно реализовывать один из важ-нейших принципов банковского кредитования, и учитывая соответствие меж-ду стоимостью обеспечения и задолженностью за кредитом, значительно уменьшать риски от проведения кредитных операций банком.
В области управления рисками приоритетной задачей для Банка в 2019 году будет являться минимизация рисков потребительского кредитования, а также сохранение качества кре¬дитного портфеля с целью поддержания опти-мального баланса рисков и доходности. Бан¬ком запланированы мероприятия по всем направлениям, связанным с процессами креди¬тования. Кроме того, значительное внимание будет уделяться программам поддержки за¬емщиков (реструктуризации дефолтного и преддефолтного кредитного портфеля) в части автоматизации процессов, разработки и внедрения новых продуктов.
На 2019 год предлагаем ввести оптимизацию процесса сбора просро-ченной задолженности пу¬тем совершенствования коллекторских стратегий, интенсификации работы с портфелем поздней просроченной задолженности (включая перераспределение внутренних ресурсов и привлекаемых коллек-торских агентств).
В соответствии с реализуемой стратегией предотвращения мошенниче-ства Банк ставит це¬лью минимизировать риск выдачи кредитов, оформляе-мых с мошенническими целями, на всех этапах принятия решения, а также максимально сократить время выявления факта мошенничества. В целях со-вершенствования данного процесса запланировано подключе¬ние к новым сервисам Бюро кредитных историй, автоматизация процессов предотвраще-ния и расследования мошенничества, а также расширение области проверок потенциаль¬ных заемщиков. 

 

Фрагмент текста работы:

 

1 Теоретические аспекты управления просроченной задолженно-стью коммерческого банка

1.1 Просроченная задолженность коммерческого банка: понятие и причины возникновения

Кредит — это экономические отношения между кредитором и заемщи-ком по поводу движения заимообразного капитала на принципах возвраще-ния с выплатой процента.
Слово «кредит» произошло с немецкого языка (credit), которое в нача-ле XVII ст. означало «авторитет». Стоит указать, что этимологически оно происходит от итальянского «credito» — вера, доверие, долг, кредит. Очевид-ным является то, что в итальянский язык оно перешло с латинского («credere» — давать в долг, ссуда).
Начиная из XVII ст., параллельно с терминами «долг» и «ссуда» упо-требляется термин «кредит», который означает передаваемость в долг мате-риальных ценностей. В научной юридической литературе советского перио-да термин «кредит» отождествлялся с понятием займа. С. Ожегов определяет кредит как займ, предоставление ценностей (денег, товаров) в долг.
Соколова Б.И. считает что банковский кредит как неотъемлемый эле-мент рыночного хозяйства непосредственно влияет на процессы расширен-ного воспроизводства как на макроуровне, так и на уровне отдельного пред-приятия. Кредиты ускоряют процесс воспроизведения на всех этапах произ-водства, распределения, обмена и потребления. За их счет осуществляются расчеты между товаропроизводителями, увеличивается объем денежной мас-сы в обращении, формируются основные фонды и оборотные средства, ускоряются процессы реального накопления, производственного и социаль-ного развития предприятий.
Банковский кредит по мнению Бочарова В. В. можно рассматривать в узком и широком смыслах. В широком понимании банковский кредит опре-деляют как форму движения заимообразного капитала, в которой в качестве посредника выступает коммерческий банк.
По определению Алексеевой Д. Г. , «кредит — это средства, которые предоставляются коммерческим банком гражданам РФ под процент напро-кат на условиях обеспечения, возвращения, сроков, платности и целевой направленности».
Дворецкая А.Е. называет потребительским кредит, который направля-ется на удовлетворение личных потребностей людей, то есть обслуживает сферу личного потребления.
Стоит отметить, что в научной экономической литературе традицион-ным является вывод, что кредит предоставляется не только физическим ли-цам, но и юридическим лицам на потребительские цели, когда последние опосредствовано предоставляют средства полученного кредита своим работ-никам в виде централизованного приобретения для них квартир, дач, зе-мельных участков под садоводство.
Что касается исследования потребительского кредита в научной право-вой литературе, стоит заметить, что здесь также нет единства относительно определения этого понятия. Так, например, Ольхова Р.Г. отмечает, что «кре-дит является самостоятельным видом кредитных обязательств целевого ха-рактера, который предоставляется кредитной организацией физическим ли-цам с целью приобретения ими товаров длительного использования для по-требностей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятель-ности, на срок, который не превышает трех лет».
Бураков Д.В. определяет понятие потребительского кредита как дого-вор, по которому банк или другое финансовое учреждение (кредитор) обя-зывается предоставить средства (кредит) физическому лицу (заемщику) с це-лью приобретения последним товаров (работ, услуг) для личных, семейных, домашних и других потребностей, не связанных с осуществлением предпри-нимательской деятельности, в размере и на условиях, установленных дого-вором, а заемщик обязывается повернуть полученную сумму денег и опла-тить проценты за нее
Независимо от качества кредитного портфеля и методов, которые при-меняются во время управления кредитным риском, перед всеми коммерче-скими банками РФ в той или другой степени появляется проблема невозвра-щения кредитов, то есть кредит превращается в проблемный.
В банковской практике понятия «проблемные ссуды», «проблемные кредиты», «проблемные активы», «проблемная ссудная задолженность», «просроченная задолженность» тождественны и используются как взаимоза-меняемые. Однако следует заметить, что различия между просроченной и проблемной задолженностями все же имеются.
Понятие проблемных ссуд можно найти в положении Банка России от 26.03.2004 № 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности» (далее — Положение № 254-П). Согласно п. 1.7 Положения № 254-П в целях определения размера расчетного резерва в связи с действи-ем факторов кредитного риска ссуды классифицируются на основании про-фессионального суждения в одну из пяти категорий качества (рис. 1).

Рис. 1. Категории качества ссуд
Зачастую исследователи подменяют понятие «просроченная задолжен-ность понятием «проблемная задолженность», что заведомо неверно и вво-дит в заблуждение. Например, преподаватель кафедры банковского дела Ка-занского федерального университета М.Р. Идиатуллин в своей статье «Мо-дель оптимизации просроченной задолженности», опубликованной в журна-ле «Банковское дело», описывая методы работы с «плохими» долгами, отме-чает: «Различные банки по-разному подходят к предотвращению проблем-ной задолженности…». Но уже в следующем абзаце подменяет проблемную задолженность просроченной: «Другим методом является управление про-сроченной задолженностью, которое…». Из контекста становится понятным, что автор имеет в виду просроченную задолженность.
Сущность понятия проблемный кредит рассматривает много авторов научных трудов.
Так, Ю. Соколов, Е. Жуков определяют просроченную задолженность, как кредит, который требует осуществления комплекса мероприятий органи-зационного и административно-правового характера относительно возвра-щения кредитных средств с целью устранения возможных экономических убытков банка
Алексеева Д.Г. определяет просроченную задолженность как задол-женность как задолженность, за которой банком видится опасность своевре-менного и полного ее погашения в результате действия разнообразных фак-торов (экономических, юридических, социальных и тому подобное) [3, с. 46]. Дворецкая, А. Е. Д просроченной задолженностью называет такие, за кото-рыми своевременно не осуществлен один или несколько платежей, значи-тельно снизилась рыночная стоимость обеспечения, возникли обстоятельства, которые дают возможность банку иметь сомнение относительно возвращения средств [11, с. 71].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы