Часть дипломной работы на тему Совершенствование механизмов управления развитием образовательного учреждения в цифровой среде
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 990 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ 9
1.1. Понятие управления развитием образовательного учреждения в цифровой среде 9
1.2. Тенденции развития образовательных учреждений на муниципальном уровне 21
1.3. Моделирование системы управления заведением общего среднего образования с использованием цифровых образовательных технологий 27
2. УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ НА ПРИМЕРЕ МАОУ СОШ №37 Г. ЗЛАТОУСТА 37
2.1. Оценка эффективности управления МАОУ СОШ №37 г. Златоуста 37
2.2. Оценка уровня цифровизации образовательного учреждения 47
3. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНЦЕНТРИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ МАОУ СОШ №37 Г. ЗЛАТОУСТА 56
3.1. Сущность модели системы управления в цифровой среде 63
3.2. Концентрическая модель информационной технологии цифровой трансформации образовательного учреждения 70
3.3. Принципы создания концентрической информационной технологии цифровой трансформации образовательного учреждения 71
3.4. Функции информационной технологии управления информацией в цифровом пространстве образовательного учреждения 74
3.5. Риски внедрения модели системы управления в цифровой среде 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 94
Введение:
В период «новой нормальности», наступившей с началом пандемии COVID-19, стало особенно заметно, как сильно изменился современный мир. Преобразования затронули все сферы жизни и не в последнюю очередь образование. Так, онлайн-образование, среди других категорий интернет-услуг, занимает одно из главных мест на радарах интернет-аналитиков.
К цифровой трансформации ведет множество различных путей, и путь каждой сферы жизни общества уникален. Однако в каждом случае начало пути цифровой трансформации требует нового мышления.
Цифровизация – это использование цифровых технологий для изменения проектов и систем, например, для обучения работе с новыми программными платформами. Хотя цифровая трансформация может включать в себя усилия по цифровизации, она выходит за рамки проектного уровня и затрагивает всю систему в целом
Таким образом, актуальность исследования обусловлена тем, что цифровизация отразилась на большинстве сфер жизни общества, в том числе, особенно, на образование. Помимо возникновения дистанционного обучения, за последние годы образовательные учреждения начали внедрять множество других технологий, о чем свидетельствует как зарубежный, так и отечественный опыт.
Цифровизация образовательного процесса отражается на жизни общества. Например, сила искусственного интеллекта позволяет автоматизировать не только процесс выставления оценок, но и многие другие рутинные задачи, включая административную работу.
Использование технологий искусственного интеллекта позволяет создавать эффективные программы обучения для каждого отдельного учащегося, учитывая его индивидуальные особенности и потребности. Искусственный интеллект может адаптироваться к уровню знаний обучающегося, скорости обучения и желаемым целям.
Также цифровизация влияет на повышение мотивации к обучению.
Использование инноваций может привнести в образование элемент игры и сделать процесс обучения более интерактивным и увлекательным. Если преподаватели научатся эффективно использовать современные технологии, это может значительно повысить уровень мотивации учащихся и развить их интерес к новым знаниям и навыкам.
Однако особенность данной тенденции заключается в том, что многие участники образовательного процесса оказались не готовы к быстрым изменениям и у них возникают сложности при адаптации к новым технологиям. Для предотвращения данной проблемы сейчас проводится множество исследований, а также вырабатываются методики эффективного внедрения элементов цифровизации в образовательный процесс.
Мы можем увидеть четкие различия, если сравним цифровую трансформацию в образовании и цифровизацию в других областях.
Во-первых, цифровая трансформация в образовании направлена на более удобное представление учебных материалов, повышение эффективности обучения и улучшение образовательного процесса в целом. Если же рассматривать цифровизацию в других сферах, то в большинстве случаев ее целью будет увеличение конверсии, например, или объема производства.
Во-вторых, цифровая трансформация в образовании не помогает, как в любом бизнесе, увеличить количество клиентов. Вместо этого она помогает увеличить количество обучающихся и тех, кто взаимодействует с любым видом образовательного контента. Цифровые решения для образования направлены на улучшение, облегчение и модернизацию процесса обучения.
В-третьих, цифровая трансформация в образовании больше направлена на сам процесс. То есть на улучшение процесса обучения, его облегчение и ускорение.
Об актуальности вопроса свидетельствует также большое количество литературы.
Термин «цифровизация» появился в связи с усилением информационно-коммуникационных технологий, некоторые ученые, например, Е.Л. Вартанова, М.И. Максеенко, С.С. Смирнов рассматривают это понятие как перевод информации в цифру и вместе с этим одновременно инфраструктурную, управленческую, поведенческую, культурную составляющие содержания образования.
Цифровизацию как изменение парадигмы общения и взаимодействия друг с другом и социумом рассмотрел А. Марей.
Многие ученые исследуют проблемы структуризации цифровых образовательных сред. В исследованиях О.В. Башириной, Ю.П Коротенкова, А.А. Кузнецова, Е.В. Огородникова и др. отводится основная роль субъектным и методическим компонентам.
Объектом исследования является управление развитием образовательной организации в условиях цифровизации.
Предметом – процесс развития образовательного учреждения.
Цель исследования – определение порядка совершенствования управления развитием образовательного учреждения в цифровой среде.
Для достижения поставленной цели следует решить ряд вопросов:
1) Изучить понятие управления развитием образовательного учреждения в цифровой среде;
2) Смоделировать систему управления учреждения общего среднего образования с использованием цифровых образовательных технологий;
3) Проанализировать показатели оценки эффективности управления образовательного учреждения на примере МАОУ СОШ №37 г. Златоуста;
4) Оценить уровень цифровизации образовательного учреждения;
5) Разработать дорожную карту с методическими рекомендациями по управлению развитием образовательной организации в цифровой среде.
Цифровая трансформация в образовании – это использование уникальной возможности, которую приносят цифровые технологии, радикально меняющие экономику, социальную сферу, бизнес и другие области, комплексно переосмысливающие образовательную деятельность.
Цифровизация меняет как онлайн-, так и офлайн-образование. С появлением большого количества цифровых решений для образования онлайн-образование становится более быстрым и эффективным. Появляется все больше автоматизированных систем подсчета баллов, начинают использоваться машинный интеллект и искусственный интеллект и т.д.
Изменения в офлайн-обучении проявляются в переходе от классно-урочного обучения к онлайн-обучению. Студенты могут не посещать школы или университеты, а учиться в любой точке мира. Более того, в онлайн-классах появляются виртуальные преподаватели, а система сдачи зачетов или экзаменов полностью автоматизирована.
Если не говорить о полном переходе на онлайн, то в учебных заведениях заметно появление онлайн-устройств для изучения предметов. Все больше обучающихся и преподавателей начинают использовать цифровые решения для образования, включая онлайн-материалы, цифровые инструменты подготовки к экзаменам, интерактивные доски и т.д. Примеров цифровой трансформации в образовании очень много.
Научная новизна работы заключается в практическом исследовании управления развитием образовательного учреждения в цифровой среде, а также анализе современной статистики и определении порядка оценки цифровизации.
Для достижения поставленной цели использованы методы диалектики социального познания, анализа философской, социологической, педагогической литературы, синтеза и моделирования социально-культурных процессов.
Теоретическая и практическая значимость работы обусловлены возможностью использования полученных выводов при дальнейшем изучении вопроса и применения их в практической деятельности.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Заключение:
Во время внедрения информационных технологий и использования программного обеспечения в управлении учебными заведениями необходимо определить оптимальные условия автоматизации рабочих мест участников управленческого процесса, что поможет систематизировать и поднять на более высокий уровень работу руководителей заведений, их заместителей, секретарей, учителей, психологов, социальных педагогов, библиотекарей.
Для эффективного и целенаправленного использования результатов внедрения компьютерных технологий в управлении учебным заведением рассмотрим научные взгляды на управление, основные вопросы и принципы управления за кладом, этапы и уровни управленческого процесса администрации образовательного заведения.
Как свидетельствуют социологические и педагогические взгляды ученых на суть управления в области науки и образования, к началу 90-х годов оно соответствовало характеру командно-административной управленческой системы, которая рассматривала объекты управления без учета того, что человек является главным действующим лицом жизнедеятельности общества. Сейчас взгляды ученых на понятие «внутришкольное управление» базируются на других методологических основах. Для современной теории и практики управления приоритетны системный, личностный, диалогический подход. Такие приоритеты ориентируют на учет в управлении тенденций развития образования; влияния внешней среды на управляемые процессы; моделирование целостных педагогических управленческих структур, синтезирующих организованное начало использования диалогических форм взаимодействия в процессах управления.
В современном глобализирующемся мире перед системой образования стоят серьезные глобализационные вызовы. Одним из таких вызовов является распространение значительных объемов информации, количество которой умножается ежесекундно. Именно поэтому перед учреждением общего среднего образования стоит проблема более широкого использования информационно-цифровых технологий при организации образовательного процесса. Общественный заказ в реализации данной проблемы требует внедрения инновационных подходов к организации образовательного процесса, которые в будущем обеспечат воспитание современного выпускника – профессионала, который будет иметь ключевые навыки XXI века.
Под «цифровизацией» понимают насыщение физического мира электронно-цифровыми устройствами, средствами, системами и налаживанием электронно-коммуникационного обмена между ними, что фактически позволяет интегральное взаимодействие виртуального и физического, то есть создает киберфизическое пространство.
Ключевые векторы цифровизации образования:
создание информационно-цифровых ресурсов для педагогических работников общеобразовательного учреждения с поддержкой интерактивного и мультимедийного контента (функциональные инструменты для автоматизации процесса работы школы);
разработка и внедрение инновационных информационно-цифровых средств обучения для создания качественной образовательной среды;
подключение заведений общего среднего образования к широкополосному доступу в глобальную сеть Интернет (организация зон WI – FI, для удовлетворения образовательных потребностей участников образовательного процесса);
развитие дистанционной/сетевой формы получения образования с использованием когнитивных и информационно-цифровых технологий.
Процесс цифровизации образования предполагает формирование информационно-цифровой компетентности у участников образовательного процесса.
На основе выполненной характеристики предметной области образовательного учреждения в условиях РФ показана необходимость цифровой трансформации в соответствии с принципами системного подхода. Исходя из того, что традиционные подходы к автоматизации деятельности образовательного учреждения уже не отвечают требованиям времени, поскольку разные автоматизированные системы не только не решают всех задач образовательного учреждения, но еще и разделяют информационное пространство по отдельным «ячейкам», в соответствии с теми функциональными задачами, для решения которых нужна та или иная информация, следует необходимость создания новых подходов, новых концепций цифровой трансформации образовательного учреждения.
Все это приводит к необходимости создания методов, моделей и средств информационных технологий цифровой трансформации образовательного учреждения
Сформулированная научная задача работы , которая заключается в создании моделей и методов построения концентрической информационной технологии цифровой трансформации образовательного учреждения, как технологии , формирует единый цифровой пространство для максимального обеспечения информационных потребностей образовательного учреждения.
Приведены основные понятия и определение работы.
Предложено использовать проектный подход к цифровой трансформации образовательного учреждения. Разработана структура программы цифровой трансформации
Предложенная технологическая классификация наполнения цифрового пространства образовательного учреждения В ней выделен обеспечивающий и функциональный компонент цифрового пространства образовательного учреждения.
Выделены технологические системы функционального компонента цифрового пространства образовательного учреждения В частности: нормативно-справочную информацию, функциональные информационные базы, технологию управления информацией образовательного учреждения, технологию решения функциональных задач образовательного учреждения, технологию обеспечения деятельности образовательного учреждения.
Разработана концентрическая модель информационной технологии цифровой трансформации образовательного учреждения, в рамках которой формализована взаимосвязь процедур и объектов цифрового пространства образовательного учреждения.
Для реализации системного подхода к созданию цифрового пространства образовательного учреждения предложены принципы создание концентрической информационной технологии цифровой трансформации образовательного учреждения.
Фрагмент текста работы:
1.1. Понятие управления развитием образовательного учреждения в цифровой среде
Актуальность проблемы информатизации управления учебным заведением заключается в создании, внедрении и развитии компьютерно-ориентированной образовательной среды на основе информационных систем, сетей, ресурсов и технологий. Главной целью является подготовка специалиста, в том числе руководителя учебного заведения к деятельности в условиях информационного общества, комплексная перестройка педагогического процесса, повышение его качества и эффективности. Решению этого вопроса способствует информатизация учебного заведения.
Информатизация (лат. informatio – объяснение, изложение) является одним из главных направлений современной научно-технической революции, на котором основывается переход от индустриального этапа развития общества к информационному. Это процесс перестройки жизни общества на базе использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех общественно важных видах деятельности. Информатизация охватывает три взаимосвязанных стекла: медиатизацию (лат. mediatus — посредник) — усовершенствование средств сбора, хранения и распространения информации; компьютеризацию – усовершенствование средств поиска и обработки информации; интеллектуализацию – развитие способностей, восприятия и продуцирования информации, то есть повышение интеллектуального потенциала общества, в том числе использование средств искусственного интеллекта.
В научной литературе, как правило, в информатизации учебного заведения выделяется несколько взаимосвязанных составляющих: система информатизации учебного заведения; информатизация управления учебным заведением; условия создания информационной базы управления учебным заведением
Успех информатизации учебного заведения зависит от управления этим процессом. Компьютерная (информационная) технология обучения ориентирована на достижение целей информатизации обучения на базе внедрения комплекса функционально зависимых педагогических, информационных, методологических, психофизиологических и эргономических средств и методик, сделанных и организованных на базе технического и программного обеспечения электронных вычислительных машин (ЭВМ). Выделяют несколько основных направлений использования ЭВМ в учебном заведении для: наглядного представления и демонстрации основных понятий и объектов учебной дисциплины, основных закономерностей, связи теоретических положений с практикой; автоматизированного обучения; автоматизации проектирования; решение расчетных задач, обработка результатов измерений экспериментальных исследований; контроля подготовки студентов.