Часть дипломной работы на тему Совершенствование государственной молодежной политики субъекта РФ на примере Санкт-Петербурга
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ГЛАВА
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ РФ
1.1
Понятие, содержание государственной молодежной политики
1.2
Принципы и направления реализации государственной молодежной политики РФ
1.3.Нормативно-
правовые и организационные основы государственной молодежной политики
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
(2015-2019 года)
2.1.
Молодежная политика г. Санкт – Петербург: основные направления и формы
реализации
2.2.
Механизмы реализации молодежной политики г. Санкт-Петербург: состояние,
проблемы, противоречия
2.3.
Рекомендации по совершенствованию молодежной политики
Введение:
Актуальность
темы. На каждом этапе исторического развития государства перед молодым
поколением появляются новые задачи интеграции в социальные структуры общества,
выработка жизненной траектории применения приобретенных умений и знаний. В то
же время государство призвано гарантировать молодежи социальную безопасность,
осуществляется через механизмы молодежной политики, где одна из главных ролей
отводится субъектам местного самоуправления, непосредственно взаимодействуют с
молодыми людьми.
Становление
российской государственности, развитие гражданского общества, интеграция РФ в
мировое сообщество создают благоприятные условия для эффективного использования
потенциала молодежи, ее знаний, умений и навыков в обеспечении устойчивого
развития страны. Особенно значимой эффективность реализации молодежной политики
является на местном уровне, где обратная связь от объекта к субъекту происходит
достаточно быстро, а уровень чувствительности и восприятия изменяющимся
потребностям должно быть максимальным.
Несмотря
на наличие значительного опыта в формировании и реализации молодежной политики
достижения убедительно свидетельствуют о ее несовершенстве.
Общее
снижение уровня доверия к органам власти, скепсис по отношению к успеху реформ,
ухудшение состояния здоровья молодежи, увеличение молодежной смертности и
количества лиц, употребляющих наркотические средства. Все это ярко
демонстрирует низкую эффективность реализованной молодежной политики и
обостряет вопрос целесообразности проведения определенных мероприятий,
побуждает к поиску путей координации усилий и ресурсов всех актеров молодежной
политики, молодежных организаций и молодежи.
Процессы
объединения территориальных общин и децентрализация постепенно приводят к
увеличению полномочий субъектов местного самоуправления по реализации
молодежной политики, однако эти полномочия не всегда подкреплены необходимой
ресурсной способностью.
Проблема
обеспечения реализации молодежной политики субъектами местного самоуправления,
а так же культурными учреждениями имеет комплексный характер, обусловленный, как
отсутствием системного подхода к ее восприятию как необходимой составляющей
социальной безопасности, так и несогласованностью и неразработанностью принятых
в РФ управленческих решений, лишь усиливает негативные тенденции в ее среде.
Это требует системного понимания формирования действенных механизмов воспитания
патриотически настроенного, конкурентоспособного в будущем поколения и
определения новых критериев эффективности реализации молодежной политики,
адекватной современным общественным процессам, способной обеспечить правовые и
экономические гарантии достойной жизни молодежи, соблюдение важнейших
социальных прав.
Степень
разработанности темы исследования. Написание выпускной квалифицированной работы
основывается на исследованиях таких ученых как А.Н. Алисов, Е.Г. Анимица, В.А.
Лапин, С.Б. Мельников, А.Н. Шевцова, Дж. Фридмана, Д. Норта и др., посвященных
проблемам организации молодежной политики в сфере культурного развития.
Работы
таких исследователей как Г.В. Барабашова, С.В. Васильева, А.Г. Воронина, В.Н.
Соловьева посвящены вопросам совершенствования молодежной политики в общем в
период развития социальной сферы и перехода к рыночным отношениям.
Что
касается изучения проблем качества жизни молодежи, то ими занимались В.Н.
Бобков, А.Н. Жохов, В.П. Казначев, П.В. Никифоров и др.
Однако
в теоретическом и практическом аспекте недостаточно изучено такое направление
реализации молодежной политики на примере Санкт-Петербурга
в современных условиях их существования.
В
связи с этим целью выпускной квалифицированной работы является определение
особенностей и разработка основных направлений молодежной политики в Санкт-Петербурге.
Поставленная
цель предполагает решение следующих задач исследования:
— определить
понятие, содержание государственной молодежной политики;
—
рассмотреть принципы и направления реализации
государственной молодежной политики РФ;
—
описать нормативно- правовые и организационные
основы государственной молодежной политики;
—
охарактеризовать молодежную политику г. Санкт – Петербург: основные
направления и формы реализации;
—
определить механизмы реализации молодежной политики г.
Санкт-Петербург: состояние, проблемы, противоречия;
—
разработать рекомендации по совершенствованию молодежной
политики;
Объектом
выпускной квалифицированной работы является молодежная
политика г. Санкт-Петербург.
Предметом
работы выступает совершенствование основных направлений молодежной политики г. Санкт-Петербург.
Теоретической
основой исследования выступают научные работы отечественных и зарубежных
авторов, посвященные системному анализу, теории управления
социально-экономическими процессами молодежной политики. Помимо этого, были
использованы монографии, научные статьи и прикладной материал экономистов-практиков,
которые направлены на исследование социально-экономического развития системы
управления в социальной сфере.
Работа
состоит из введения, двух
глав, заключения и список использованных источников.
Заключение:
Таким
образом, в ходе данного квалификационного исследования были рассмотрены
следующие аспекты:
Молодежная
политика рассматривается в двух аспектах — расширенной и узкой. Действия,
предпринимаемые в интересах молодежи "различными сообществами
нормативного, ограничительного, символического характера" , характерны для
расширенной перспективы. В узком смысле молодежная политика понимается как
совокупность правовых актов и практик, используемых государственными
учреждениями и другими организациями в интересах молодежи, в таких областях,
как образование, культура, социальное обеспечение и помощь, здравоохранение,
рынок труда, участие в политической жизни, функционирование в системе.
Обобщая
мировую практику, концептуальные конструкты, сформированные мировыми учеными,
стоит акцентировать внимание на том, что вопросы молодежной политики
исследовались многими российскими специалистами в области гуманитарных наук, в
частности, государственного управления, философии, педагогики, политических
наук, юриспруденции.
Молодежная
политика охватывает все государственные мероприятия в отношении молодежи. Это
один из ключевых факторов, влияющих на социально-экономическое развитие, потому
что именно молодые люди являются движущей силой современного общества и
экономики, основанной на знаниях. Тем не менее, это особенно чувствительная
группа, ищущая свой образовательный, профессиональный или социальный путь. Тем
сложнее роль государства в формировании молодежной политики, которая должна
сочетать деятельность и компетенции практически всех отделов: от образования,
науки, финансов, экономики, социальных вопросов до здравоохранения, культуры и
физической активности.
Государственная
стратегия развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года, была и
остается единственным документом, определяющим направления развития российской молодежной
политики. Стратегия обращает внимание на связь между молодежной политикой и
правовыми нормами, касающимися, в частности, образование, социальная защита,
защита государства, занятость и борьба с безработицей, условия жизни детей в
семьях, здравоохранение, профилактика преступности, наркомания и алкоголизм.
Молодежь
является основным стратегическим ресурсом развития нашего общества, поэтому власти Санкт-Петербурга
всегда уделяют большое внимание работе с молодежным сегментом. В 2018 году они
продолжили работать по данному направлению в тесном контакте местной молодежью.
Постоянно совершенствуются и внедряются новые формы работы.
В результате
исследования, автором работы сделан вывод, что Санкт-Петербурга посредством
своей деятельности должен оказывать положительное воздействие на такие значимые
социальные институты, как семья, школа, взаимоотношения в коллективах. Выполняя
свою традиционную роль и оставаясь центром культурного развития, в ситуации
разрушения некоторых традиционных институтов, Санкт-Петербурга должен
стать центром досуга и центром общения молодежи города.
С учетом
вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:
1.
В городе возрастает востребованность в молодежной политики нового типа, с усилением направления молодежной политики.
2.
Санкт-Петербурга» должен взять на себя функции
досугово-развлекательного центра, сохранив свою имманентную функцию —
способствовать развитию современной молодежи.
У жителей города выявлены устойчивые информационные и коммуникационные
потребности, которые без культурного обслуживания не могут быть удовлетворены.
На
примере Санкт-Петербурга анализ факторов развития молодежной политики показал,
что для привлечения молодежи необходим творческий подход к различным
мероприятиям и создание Совета молодежи в Санкт-Петербурге.
Предлагается
создать Совет молодежи в Санкт-Петербурге, чтобы привлечь интерес молодежи к
различным мероприятиям.
Существование
молодежного совета приносит большую пользу обществу, и вполне естественно, что
молодые люди имеют право участвовать и консультироваться в принятии решений,
затрагивающих их интересы.
Ожидается, что в конце программных мероприятий инициатива будет
по-прежнему исходить от участников программы за счет увеличения числа
социальных партнеров. Участники программы понимают, что их творческие
способности и способности приносят реальную пользу нуждающимся людям не только
потому, что они не понимают его социальной значимости в процессе деятельности.
Живая
беседка продолжит работу после завершения
программы. Благоприятная среда, созданная вблизи базы отдыха, позволит молодым
людям более эффективно работать в свободное время. Библиотекари будут проводить
различные мероприятия для молодежи, вовлекать их в активную жизнь. Беседка,
построенная по программе, станет не только местом проведения различных
мероприятий, но и главным украшением парка в центре, местом отдыха жителей и
гостей города.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ РФ
1.1 Понятие, содержание государственной
молодежной политики
Государственная
молодежная политика является составной частью государственной политики в
области социально-экономического, культурного и национального развития
Российской Федерации и представляет собой целостную систему мер правового,
организационно-управленческого, финансово-экономического, научного,
информационного, кадрового характера, направленных на создание необходимых
условий для выбора молодыми гражданами своего жизненного пути, для их
ответственного участия в модернизации Российского государства и общества.
По
мнению Петровой Т.Э. молодёжь – это поколение людей,
проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже
усвоивших образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные
функции[1].
Не
существует единого мнения о том, что такое «молодежь». Молодежь социально
построена и относится к периоду сложных переходов к автономии от детства к
зрелости. Определения молодежи различаются в разных странах. Возрастной
диапазон 15-29 лет часто выбирается для статистических целей.
Молодежная
политика — это политика, которая представляет собой процесс, посредством
которого государственные ресурсы выделяются для достижения политических целей.
Согласно Матвеевой
Е.В. и Митина А.А молодежная политика –это процесс выработки молодежной
политики, ее направленность или сферы политики или ее применение, то, как это
делается для молодежи[2].
Молодежная
политика рассматривается в двух аспектах — расширенной и узкой. Действия,
предпринимаемые в интересах молодежи "различными сообществами
нормативного, ограничительного, символического характера", характерны для
расширенной перспективы. В узком смысле молодежная политика понимается как
совокупность правовых актов и практик, используемых государственными
учреждениями и другими организациями в интересах молодежи, в таких областях,
как образование, культура, социальное обеспечение и помощь, здравоохранение,
рынок труда, участие в политической жизни, функционирование в системе[3].
Следовательно,
понятие «молодежная политика», «государственная молодежная политика» необходимо
разграничивать.
Ковалева
А.И. определяет молодежную политику — как стратегию, осуществляемую органами
государственной власти с целью предоставления молодым людям возможностей и
опыта, которые способствуют их успешной интеграции в общество и позволяют им
быть активными и ответственными членами своих обществ, а также участниками
перемен[4].
В
целом, молодежная политика затрагивает различные и взаимосвязанные аспекты
жизни молодых людей: благополучие, обучение, демократическое участие и
инклюзивность. Молодежная политика может предоставить молодым людям возможность
развивать свои знания, навыки и подходы, чтобы найти свое место в обществе,
быть автономным, играть роль в гражданском обществе и на рынке труда. С их
стороны молодые люди могут воспринимать положения молодежной политики как
значимые мероприятия в свободное время, связанные с позитивными ценностями
(солидарность, групповая сплоченность и т. д.), или как мероприятия по
укреплению здоровья, программы для предпринимательства или доступ к
справедливому для молодежи правосудию и т.д. В одном отношении так или иначе,
молодежная политика может создать для молодых людей возможности обрести «дом» в
общине ценностей. Делая это, он может поддерживать социальную сплоченность и
развитие демократических обществ.
По
мнению Митина А.А. «Молодежная политика» может рассматриваться как охватывающая
все области политики, затрагивающие молодежь, например, социальная защита,
здравоохранение, жилье, занятость, предпринимательство, формальное образование
и т. д., а также такие сквозные проблемы, как социальная интеграция, участие
молодежи, гендерное равенство и т.д.[5]
Молодежная
политика также может пониматься как ориентированная на молодежь, например
посредством программ для проведения досуга, мобильности, волонтерства, программ
молодежной работы, молодежной информации и платформ для участия молодежи и ее
участия в процессе принятия решений. В этом случае молодежная политика,
возможно, координируется с другими областями политики, имеющими отношение к
молодежи[6].
Молодежная
политика может содержать меры или программы для всех молодых людей, так как она
может включать меры для конкретных групп молодых людей, таких как экономически
уязвимые или проживающие в сельской местности.
На
современном этапе понятия «молодежная политика» и «государственная молодежная
политика» отождествляются многими ученными. Однако, с учетом, что
государственная молодежная политика представляет собой мероприятия на
государственном уровне в сфере развития молодого населения, результатом чего
является закрепление предложенных мероприятий при помощи нормативно-правовых
документов, а молодежная политика – это мероприятия, которые могут
разрабатываться различными организациями и учреждениями, с целью развития
молодежи, отождествление понятия «молодежная политика» с понятием
«государственная молодежная политика» не уместно, поскольку молодежная политика
суммарно не сводится только к деятельности государства, особенно учитывая
децентрализационные процессы. К субъектам молодежной политики можно относить
государство в лице уполномоченных органов, органы местного самоуправления,
политические партии, общественные организации и объединения, профсоюзы,
социальные институты, которые реализуют вопросы науки, образования, культуры,
отдельных граждане, другие структуры политической системы общества и т.д.[7].
Далее
рассмотрим основные элементы молодежной политики. Подходы и методологии
формирования политики варьируются от регулирования до эмансипации, от
профилактики до вмешательства, от проактивного до реактивного, от проблем,
ориентированных на возможности, от патернализма к открытию[8].
Молодежная
политика может быть интегрированной или фрагментированной, скоординированной или
изолированной, ориентированной на конкретные целевые группы или основной, в
гармонии или в конфликте с другими политиками. В таких странах как Канада,
Германия, Австрия молодежная политика является частью государственной повестки
дня в области развития, в других ее цели основаны на реагировании на
возникающие проблемы. Она может основываться на теоретических основах развития
молодежи или игнорировать их, соответствовать или не соответствовать более
широким европейским целям, быть ограниченным или расширенным вследствие
колебаний экономики, иметь солидную базу знаний или относиться скорее к
неподтвержденным данным. По всей Европе страны со схожими
социально-политическими режимами, как правило, имеют схожие подходы к
разработке и реализации молодежной политики, по крайней мере, с точки зрения
охвата областей, которые они охватывают, и приоритетов, которые они принимают[9][10].
Объектами молодежной политики являются различные
молодежные группы, молодежные организации и движения, отдельные молодые люди,
чьи социальные потребности удовлетворяются мероприятиями и программами в рамках
государственной молодежной политики.
Традиционно субъектами государственной молодежной
политики являются органы государственной власти и управления или структурные
подразделения, занимающиеся разработкой и реализацией молодежной политики. В то
же время, в соответствии с Концепцией государственной молодежной политики,
одним из основных принципов молодежной политики является принцип участия. В
соответствии с Концепцией, «… молодежь является не только объектом воспитания
и образования, но и сознательным участником социальных перемен»[11].
В
настоящее время субъектами являются государство, политические партии и
движения, профсоюзы, молодежные, религиозные и другие организации и объединения
граждан, открыто или незаконно участвующие в подготовке, обсуждении и
реализации своих и других решений, сознательно или неосознанно. так или иначе
затрагивает интересы молодежи. Предметом молодежной политики является сама
молодежь, ее различные категории[12].
Общая
цель молодежной политики состоит в том, чтобы «создать и сформировать
экономические, политические, организационные и другие условия для существования
подрастающего поколения. Правовые гарантии могут не только улучшить жизненный
уровень молодых мужчин и женщин (в ущерб другим группам), но и как их
активировать». подготовить себя (и с раннего возраста) к «взрослой жизни» —
служить обществу и родине интенсивной познавательной, творческой и трудовой
деятельностью ».
Стратегия
государственной молодежной политики в Российской Федерации определяет развитие
потенциала молодежи в соответствии с интересами России как цель государственной
молодежной политики.
В
то же время государственная молодежная политика призвана объединить
правительственные и неправительственные источники, которые обеспечивают
межведомственный характер взаимодействия для достижения целей:
Регулярное
вовлечение молодежи в общественную жизнь и развитие навыков самостоятельной
жизни молодежи в стране, информирование всех молодых людей о возможностях
развития в России и мире, а также о культуре индивидуального и социального
развития, созданной в стране, позволит этой молодежи быть более полной
реализации. укрепит уверенность в своем потенциале, способностях и будущем;
Выявлять,
продвигать и поддерживать деятельность молодежи и ее достижения в области
социально-экономических, социально-политических, творческих и спортивных
дисциплин, которые позволяют молодежи проявить себя, реализовать свой потенциал
и должным образом получить признание в России;
Привлечение
молодежи, сталкивающейся с проблемами интеграции, в обществе — выпускников
образовательных учреждений для инвалидов, детей-сирот и детей, лишенных
родительской опеки, специальных (коррекционных) образовательных учреждений для
учащихся с нарушениями развития и специального образования. — закрытые учебные
заведения, жертвы насилия, военных действий и катастроф, мигранты и мигранты,
лица, освобожденные из тюрем, представители.
В
1995г. Государства-члены ООН приняли Всемирную программу действий, касающуюся
молодежи (далее — ВПДМ), которая была официально дополнена в 2007. ВПДМ
является первым глобальным планом. В данном документе содержатся разработки
эффективных национальных молодежных политик и практических управленческих
принципов, действий и международной поддержки по улучшение положения молодежи
во всем мире.
Организация
Объединенных Наций играет важную роль в формировании молодежной политики.
Позиция ООН в отношении молодого поколения определяется наличием общих черт,
характеризующих молодежь как социально-демографическую группу, играющую важную
роль в жизни мирового сообщества, несмотря на многочисленные проблемы, с
которыми сталкиваются молодые люди в разных странах мира.
В
начале своей деятельности Организация Объединенных Наций должна была стать
организацией для решения государствами кризисных проблем и сокращения
конфликтов в межгосударственных отношениях. Постепенно его функции расширились
до глобальных проблем. Поскольку проблема молодежи является глобальной
проблемой, важно подчеркнуть этот момент. Внимание к молодому поколению заметно
не только с точки зрения конкретных, но и глобальных событий, а также
затрагиваются вопросы молодежи.
Было
определено, что субъектами молодежной политики являются органы государственной власти и управления или структурные
подразделения, занимающиеся разработкой и реализацией молодежной политики.
Так
же различные типы органов власти могут работать над вопросами молодежной
политики, на разных уровнях и в разных секторах и выполнять разные роли. В
некоторых странах молодежная политика является компетенцией национального
правительства. В других — это компетенция региональных властей, когда
национальное правительство устанавливает более широкие цели и обеспечивает
согласованность. Местные власти проводят молодежную политику на своем уровне.
Структуры, отвечающие за молодежную политику на национальном уровне, могут
включать министерство, отвечающее за молодежь (самостоятельно или совместно с
такими секторами, как культура, образование, спорт, семья и дети, социальные
вопросы, средства массовой информации, правосудие, здравоохранение или общины),
a государственное агентство, государственный секретарь по делам молодежи, отдел
по делам молодежи или отдел по молодежной политике. Власти на местном и
региональном уровне могут включать молодежные офисы, должностных лиц,
представителей, молодежные комитеты, опять же с определенными полномочиями или
в партнерстве с другими секторами[13].
Актуальными
для РФ сейчас являются концептуальные идеи относительно решающей роли молодежи
для обеспечения культурного возрождения страны, как связь настоящего с будущим.
Действительно, учитывая тот факт, что четверть молодежи страны стремится
трудоустроиться за рубежом, а 5% молодых людей — покинуть страну[14],
не осознавая перспектив для самореализации на отечественных просторах,
отсутствие четкой молодежной политики является существенным вызовом для
культурного развития страны.
Молодежная
политика, согласно предположениям концепции управления, включает в себя
деятельность на всех уровнях управления: местном, региональном, национальном и
наднациональном. В РФ на центральном уровне первые попытки создать основы
молодежной политики и основополагающей инфраструктуры были предприняты
относительно поздно после 2000-х годов, в результате чего была разработана
государственная стратегия для молодежи[15]
За последние
несколько лет произошли изменения в восприятии молодежной политики. Она
перестала рассматриваться как деятельность воспитательного и образовательного
характера, относящаяся к сферам деятельности государства, а именно к
образованию, политике здравоохранения, социальному обеспечению, культуре,
занятости, спорту и отдыху. В настоящее время молодежная политика
рассматривается в более широком контексте как активизация молодых людей для
реализации инициатив на низовом уровне, выход на рынок труда. Это также связано
со всей институциональной базой, включая адаптацию системы образования к рынку
труда, влияние на местное развитие, жилищные вопросы, влияние на состояние
экономики, миграцию и функционирование молодежи в общественной сфере[16].
В
научном наследии И. Ильинского выделяется два типа молодежной политики:
государственная и культурная. Государственная политика — это деятельность
специально уполномоченных органов государства, направленная на решение имеющихся
проблем молодежи, ее социализацию и включение в социально-политической жизни
общества, тогда как культурной молодежной политикой автор считал совокупность
имеющихся идей и взглядов относительно молодежи, ее роли в развитии,
реализуемых в практических действиях формальных и неформальных структур
гражданского общества для обеспечения устойчивого развития[17].
В
России существуют свои механизмы реализации молодежной политики. Механизмы
молодежной политики – это направления, при помощи которых реализуется политика.
Как
правило, центральное правительство играет определенную роль в разработке рамок
политики, когда оно создает (например, посредством законодательства и бюджетов)
условия для действий на региональном и местном уровнях, и, наконец, оно, как
правило, отслеживает и оценивает реализацию целей молодежной политики. Разрабатыва