Часть дипломной работы на тему Совершенствование деятельности исполнительных органов власти по реализации социальной политики в отношении граждан пожилого возраста в Санкт-Петербурге (на примере администрации петроградского района)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение.
……………………………………………………………. . Раздел
1 Особенности
реализации социальной политики в отношении граждан пожилого возраста в
Санкт-Петербурге. ……….……………………………………………… . 1.1. Особенности реализации социальной политики……….………. . 1.2. Правовая база по организации социальной политики в
отношении граждан пожилого возраста ……………………….. . Раздел 2 Анализ
деятельности администрации Петроградского района Санкт-Петербурга по
реализации социальной политики в отношении граждан пожилого возраста………… . 2.1. Анализ деятельности администрации Петроградского
района по реализации социальной политики в отношении граждан пожилого
возраста на территории района. ………………….… . 2.2. Основные проблемы в
деятельности администрации Петроградского района по реализации социальной
политики в отношении граждан пожилого возраста……………………….. . Раздел 3 Разработка и обоснование практических рекомендаций по
совершенствованию деятельности
администрации Петроградского района по реализации социальной политики в
отношении граждан пожилого возраста………… . 3.1. Разработка практических
рекомендаций по совершенствованию деятельности администрации Петроградского района по реализации
социальной политики в отношении граждан пожилого возраста. …. . 3.2. Обоснование
социально-экономической эффективности практических рекомендаций.
……………………………………. . Заключение.
………………………………………………………….. Источники и литература. …………………………………………… . Приложения…………………………………………………………
Введение:
Актуальность темы выпускной
квалификационной работы обусловлена тем, что процессы преобразования в
Российской Федерации в последние годы происходят по всем направлениям внутренней
политики государства, в том числе и числе и в такой ее сфере, как социальная.
Объектом исследования является
деятельность исполнительных органов власти по реализации социальной политики в
отношении граждан пожилого возраста в Санкт-Петербурге.
Предмет исследования – совершенствование
деятельности администрации Петроградского района Санкт-Петербурга по реализации
социальной политики в отношении граждан пожилого возраста.
Цель исследования – разработка и обоснование
практических рекомендаций по совершенствованию
деятельности администрации Петроградского района по реализации
социальной политики в отношении граждан пожилого возраста.
Для достижения указанной цели в выпускной
квалификационной работе решаются следующие исследовательские
задачи:
1. Произвести оценку социальной политики в отношении граждан пожилого
возраста в Санкт-Петербурге;
2. Оценить деятельность органов государственной власти по организации
социальной политики в отношении граждан пожилого возраста в Санкт-Петербурге;
3. Провести оценку деятельности администрации Петроградского района по
реализации социальной политики в отношении граждан пожилого возраста;
4. Разработать рекомендации по оптимизации деятельности администрации
Петроградского района по реализации социальной политики в отношении граждан
пожилого возраста;
5. Оценить эффективность деятельности администрации Петроградского района
по реализации социальной политики в отношении граждан пожилого возраста.
Методы
исследования. В выпускной квалификационной работе
применяются такие общенаучные методы исследования, как наблюдение,
измерение, описание, сравнение, анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия и
некоторые другие.
Эмпирическую
базу исследования составили результаты анализа деятельности органов местного самоуправления по реализации
социальной политики на примере администрации Петроградского района.
Структура
исследования. Выпускная квалификационная работа включает в себя введение, 3раздела и 6
подразделов (по 2 в каждом), в которых решаются поставленные исследовательские
задачи, заключение, список источников и литературы.
Заключение:
Таким образом, можно
выделить проблемные зоны, препятствующие развитию социального обслуживания
людей пожилого возраста, которые условно можно разделить на три группы:
— проблемы общефедерального
характера, независимые от деятельности региона и муниципального района, но
сдерживающие их развитие в рассматриваемой сфере;
— региональные проблемы,
которые характерны для соответствующих субъектов РФ и непосредственно могут
быть решены региональной властью;
—
территориальные проблемы, присущие на муниципальном уровне.
Раскрывая первую группу
проблем, можно отметить, что в России недостаточно оперативно ведется работа по
совершенствованию нормативно-правовой базы социального обслуживания и
своевременному реагированию на изменения в федеральном законодательстве.
Проведенный анализ документов показал, что не раскрыты в должном объеме основы
управления государственными социальными службами, экономические, финансовые
основы деятельности в рассматриваемой области, недостаточен объем норм,
регулирующих деятельность по оказанию услуг негосударственными социальными
службами. Так же не сформированы нормы, способствующие повышению роли
гражданского общества в области социального обслуживания, создания общественных
объединений работников социальных служб.
Развитие социального
обслуживания граждан пожилого возраста на региональном и муниципальном уровнях
сдерживается рядом региональных факторов:
1. отсутствием региональных
стандартов по социальному обслуживанию пожилых людей;
2. ограниченностью
финансовых ресурсов, имеющихся в распоряжении органов управления регионов;
3. недостаточной
координацией в деятельности министерств и подведомственных органов и учреждений
в сфере социального обслуживания;
4. нехваткой персонала,
имеющего профессиональную подготовку в области социальной обслуживания и
работы;
5. низкой заработной платой
работников социальных служб;
6. недостаточностью
организации культурных, образовательных и иных мероприятий для людей пожилого
возраста, особенно проживающих в отдаленных местностях области;
7. недостаточностью
анонсирования деятельности по социальному обслуживанию для основной целевой
аудитории пожилых граждан.
Важным сдерживающим фактором
развития социального обслуживания, на наш взгляд, является недостаточное
использование потенциала неправительственных некоммерческих организаций и
организаций бизнеса.
Надо сказать, что в
настоящее время, бизнес-организации не задействованы в сферу социального
обслуживания. Как считают эксперты, проблема не только в выросших потребностях
общества в социальном обслуживании, а в несформированнности новых
организационных институтов социальной политики и новых потребностях граждан.
Данный факт подтверждают и результаты собственного исследования, проведенного в
целях получения более глубинной информации об особенностях развития системы
социального обслуживания людей пожилого возраста.
Нам представляется, что в
целях эффективного развития системы социального обслуживания пожилого населения
необходимо, прежде всего, исходить из проблем пожилых граждан. Ключевыми
направлениями развития должны стать: повышение доступности получения широкого
спектра социальных услуг; социальная поддержка и поощрение деятельности
социально ориентированных некоммерческих организаций и вовлечение в их
деятельность пожилых людей.
Также предлагается
технология «социальный туризм», подразумевающая посещение музеев, технология
«виртуальный туризм», «диспетчерская служба» – телефон, с помощью которого
пожилым людям можно звонить или оставлять сообщение, также обращаться через
Skype, просить помощи или рекомендаций, заказывать услуги, оставлять заявки.
Последнюю технологию, на наш взгляд, особо важно применять для так называемых
«вымирающих» сельских поселений, чтобы на сообщения пожилых, нуждающихся в
социальном уходе, могли откликнуться сотрудники социальных служб и организовать
волонтерскую группу.
В этой связи нам представляется
необходимым внедрение в деятельность учреждений социального обслуживания и
дальнейшее совершенствование стационарно замещающей технологии «Стационар на
дому», целью которой должно стать оказание помощи получателю социальных услуг
на дому в преодолении временного трудного периода в его жизни, возвращении к
привычному образу жизни путем усиленного предоставления социально-бытовых,
социально-педагогических, социально-психологических, социально-правовых услуг в
форме социального обслуживания на дому, а также оказание других видов помощи
представителями медицинских, ветеранских, религиозных и общественных
организаций в рамках межведомственного взаимодействия.
Технология «Стационар на
дому» должна реализовываться на базе отделений социального обслуживания на
дому, организующих взаимодействие с учреждениями здравоохранения, образования,
культуры, а также с общественными, волонтерскими, благотворительными и
религиозными организациями по совместному обслуживанию на дому граждан пожилого
возраста и инвалидов.
Основными задачами внедрения
технологии «Стационар на дому» должны стать:
1) обеспечение пребывания
пожилых людей и инвалидов в привычной для них социальной среде;
2) создание соответствующих
их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности;
3) оказание получателям
социальных услуг социально-бытовых, санитарно-гигиенических,
социально-медицинских, лечебно-профилактических и социально-оздоровительных
услуг на дому;
4) осуществление
санитарно-гигиенического образования и консультирование получателей социальных
услуг по вопросам формирования здорового образа жизни и рационального питания,
образа жизни;
5) осуществление на дому
медицинского наблюдения за состоянием здоровья получателей социальных услуг;
6) организация консультаций
врачей-специалистов для получателей социальных услуг на дому;
7) проведение
психологической диагностики и обследования личности, социально-психологическое
консультирование получателей социальных услуг;
8) оказание
социально-правовых услуг пожилым;
9) социальное сопровождение
получателей социальных услуг в медицинские организации;
10) содействие в отправлении
религиозных обрядов и таинств получателями социальных услуг на дому;
11) организация и проведение
социально-культурных и досуговых мероприятий для получателей социальных услуг
на дому;
12) обучение родственников
практическим навыкам общего ухода за тяжелобольными получателями социальных
услуг, получателями социальных услуг, имеющими ограничения жизнедеятельности.
Предполагается, что данная
технология должна предоставляться в виде социальных услуг только с их личного
согласия пожилого человека или согласия их законных представителей. Для каждого
участника такой Технологии в тесном взаимодействии с лечащим врачом и
задействованными лицами от организаций-партнеров должен составляться
индивидуальный план обслуживания.
Считаем, что активное
внедрение данной технологии в систему социального обслуживания пожилых людей
позволило бы удовлетворить важную часть потребностей граждан пожилого возраста.
Далее
предлагаем к внедрению на территории Петроградского района Санкт-Петербурга
социальный проект: Клуб общения «Эстафета поколений».
Проект
направлен на повышение активности, социальной включенности пожилых людей, а для
воспитанников центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей,
открывает возможность самоутверждения и приобретения жизненного опыта старшего
поколения. Достижение этих целей станет возможным через создание клуба общения
«Эстафета поколений», включающего в себя разноплановые формы и направления взаимодействия,
актуальные для представителей обоих поколений.
Идея
создания клуба для эффективного общения и укрепления связей людей пожилого
возраста с детьми возникла на основе первых выводов по реализации текущего
проекта, понимания приоритетов и наиболее важных для участников направлений
взаимодействия. Благополучателями проекта станут не менее 200 участников:
воспитанники центра помощи детям-сиротам (где проживает более 180
воспитанников) и ветераны городской организации ветеранов. Силами детей и
подростков будет организовано актуальное на сегодняшний день обучение пожилых
людей информационно-коммуникационным технологиям. Старшее поколение через
практические занятия будет передавать детям жизненный опыт и элементарные
практические навыки, необходимые для построения их будущего быта (приготовление
пищи, сервировка стола, создание интерьера и др.). Нравственно-патриотическое
воспитание молодых людей будет организовано в ходе экскурсий в учреждения
культуры, встреч с представителями старшего поколения, имеющими позитивный опыт
семейной, профессиональной жизни; тренингов; трудовых десантов и акций.
Подводя итоги, следует
отметить, что, с одной стороны, не смотря на достаточную грамотную политику в
области развития социального обслуживания, а именно развитие конкуренции среди
учреждений социального обслуживания, активного вовлечения институтов
гражданского общества как субъектов социального обслуживания и ориентацию самих
пожилых людей из объекта, в субъект социального обслуживания, нами выявлены ряд
проблемных зон, препятствующих развитию системы социального обслуживания
пожилых граждан.
К данным сдерживающим
факторам относятся федеральные проблемы в области нормативно-правовых актов,
регулирующих деятельность в сфере социального обслуживания, проблемы регионального
характера, связанные, прежде всего, с недостаточным финансированием учреждений
социального обслуживания.
Также выделены проблемы
совместного ведения регионального центра и муниципальных образований, связанные
с неисполнением ряда обязательств в сфере социально-бытового обслуживания
граждан пожилого возраста, про противоречит принципам социального обслуживания,
прописанным федеральным законодателем.
Таким образом,
представляется необходимость преодоление указанных проблемных ситуаций в сфере
социального обслуживания людей пожилого возраста, изыскания и внедрения новых
или уже отработанных механизмов, технологий в области социального обслуживания,
в целях эффективного развития данной сферы.
Фрагмент текста работы:
РАЗДЕЛ I.
Особенности реализации социальной политики в
отношении граждан пожилого возраста в санкт-петербурге 1.1. Особенности
реализации социальной политики. На современном этапе развития общества термин «социальна
политика» используется не только в научных кругах, но и в повседневной жизни.
Этим понятием оперируют для характеристики эффективности государственного и
муниципального управления, при оценке качества жизни в стране и регионах и т.д.
В научной литературе также отсутствует единый подход к пониманию сущности
социальной политики. Анализ источников научной информации показывает, что чаще
всего исследователи придерживаются целевого подхода при интерпретации термина
«социальная политика». В его основу положено выделение конечных целей и задач
социальной политики.
Примером определения социальной политики в рамках целевого
подхода может быть понимание ее как совокупности «конкретных мер и мероприятий,
направленных на жизнеобеспечение населения»[1].
В данном случае цель социальной политики определена достаточно широко и связана
с жизнеобеспечением населения в целом. Вместе с тем, автор называет такой
подход в понимании социальной политики узким, поскольку он сведен только к
анализу наличия или отсутствия определенных мер и мероприятий в данной сфере.
Я.А. Маргулян также использует целевой подход для
определения сущности социальной политики и подчеркивает, что данный термин «представляет
собой одно из важнейших направлений деятельности государства, общественных
объединений, общества в целом по разрешению имеющихся в нем противоречий, повышению
эффективности господствующей политической системы и ее отдельных звеньев»[2].
Такая интерпретация социальной политики, на наш взгляд, слишком широкая, поскольку
цели ее реализации в данном случае выходят за рамки социальных, а
распространяются также и на политическую и другие сферы влияния государства и
других указанных структур. Е.И. Холостова и Г.И. Климантова трактуют понятие социальной
политики в широком аспекте как «систему отношений, возникающих между
социальными субъектами по реализации основных целей общества, в центре которых
главная цель – человек, его жизнеобеспечение, благосостояние, социальное
развитие, социальная защита и безопасность»[3].
Данное определение заслуживает внимания, поскольку в нем достаточно четко
ограничены цели социальной политики.
Еще более точно эти цели выделяет в своем определении С.В.
Савенкова, которая подчеркивает, что «смыслом социальной политики государства
является поддержание отношений, как между социальными группами, так и внутри
них, обеспечение условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов
общества, создание социальных гарантий в формировании экономических стимулов
для участия в общественном производстве»[4].
В научных же кругах само понятие «социальная политика»
появилось в западных странах на рубеже XIX-XX вв. Как категория, которая
означает определенный вид политики, исследуемый термин начал употребляться только
в 40-х гг. ХХ века в связи с формированием концепции социального государства или
«государства всеобщего благосостояния»[5].
Таким образом, социальная политика является результатом эволюционного развития
государственной политики и связана с увеличением роли социальных ценностей в
жизни общества.
Основные принципы социальной политики реализуются
современными государствами, которые выступают, прежде всего, в качестве
«социальных государств». Основные цели и механизмы влияния таких государств на
общественность прописаны, прежде всего, в международных нормативных документах,
таких как Всеобщая декларация прав человека ООН, Декларация социального
прогресса и развития ООН; конвенции и рекомендации Международной организации
труда и т.д.
О значении социальной политики в
деятельности РФ свидетельствует уже то, что в соответствии с ч. 1 ст. 7
Конституции РФ наша страна является социальным государством, политика которого
направлена на «создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное
развитие человека, обеспечение высокого уровня социальной справедливости
посредством активной деятельности государства по регулированию социальной,
экологической, экономической и других сфер жизнедеятельности общества,
установлению в нем социальной справедливости и солидарности, а также ослабление
социального неравенства»[6]. [1]
Государственная и муниципальная социальная политика. Курс лекций: учебное
пособие / коллектив авторов ; под общ. ред. Н.А. Волгина. – М.: КНОРУС, 2018. –
С. 9. [2]
Маргулян Я. А. Социальная политика: учебник. – СПб.: Издательство
Санкт-Петербургского университета управления и экономики, 2011. – С.5. [3]
Социальная политика: учебник для бакалавров / под ред. Е. И. Холостовой, Г. И.
Климантовой. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – С.15. [4]
Савенкова С. Социальная политика: опыт, проблемы, перспективы // Муниципальная
академия. – 2018. – №3. – С.5. [5]
Водяненко О.И. Социальная политика – вектор формирования социальной экономики // Социально-экономические явления
и процессы. – 2017. – Т.12. №6. – С. 37. [6]
Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www.constitution.ru (дата обращения: 15.12.2020).