Часть дипломной работы на тему Состояние ЗНАНИЙ о здоровом образе жизни у младших классов специальной коррекционной школы
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ
О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ.. 7
1.1 Понятие здорового образа жизни в
психолого-педагогической литературе 7
1.2 Формирования знаний о здоровом образе жизни. 14
у обучающихся младших классов специальной коррекционной
школы.. 14
1.3 Создание условий для обеспечения здорового образа
жизни. 20
обучающихся младших классов специальной коррекционной
школы.. 20
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ. 24
ГЛАВА 2. СОСТОЯНИЕ ЗНАНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У
ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ.. 25
2.1 Цель, задачи и организация экспериментального
исследования. 25
2.2 Состояние знаний о здоровом образе жизни у младших
школьников с интеллектуальными нарушениями. 30
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ. 44
ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У
ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ.. 46
3.1 Организация работы по формированию знаний о здоровом
образе жизни у обучающихся младших классов специальной коррекционной школы.. 46
3.2 Результаты экспериментального обучения. 55
ВЫВОДЫ ПО 3 ГЛАВЕ. 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 73
ПРИЛОЖЕНИЕ. 78
Введение:
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность
исследования. Формирование ценности
здоровья и здорового образа жизни обучающихся в соответствии с требованием
Стандарта нового поколения становится задачей современной начальной школы. В
основе ФГОС НОО заложен системно-деятельностный подход, реализуемый в ряде
требований, среди которых следует выделить формирование у школьников установки
на безопасный, здоровый образ жизни [2]. Все большую актуальность в последнее
время приобретает проблема формирования потребности в здоровом образе жизни у
детей с интеллектуальными нарушениями, что обусловлено ростом числа заболеваний
среди данной категории детей. Это находит отражение в Федеральном
государственном образовательном стандарте образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) [4].
Нормативно-правовые документы Российской Федерации
подчеркивают необходимость реализации здоровьесохраняющих условий, реализуемых
во всех образовательных организациях: это наличие соответствующей инфраструктуры
образовательной организации, реализация программ здорового и безопасного образа
жизни, и т.д. Важность учета данных условий особенно актуально применительно к
учащимся с умственной отсталостью. В соответствии с законом «Об образовании в
Российской Федерации», в котором закреплен приоритет здоровья человека, ученики
с умственной отсталостью могут получать образование в образовательных
организациях совместно с другими обучающимися с нормальным развитием, так и в
специальных организациях, которые реализуют адаптированные основные
общеобразовательные программы [1, 5].
Вместе с тем, при решении задач сохранения и укрепления
здоровья детей применяется минимальный комплекс здоровьесберегающих средств,
методов, технологий, что в еще большей степени осложняет проявление у
обучающихся с умственной отсталостью образовательных потребностей ввиду наличия
у них особенностей психофизического развития. Поэтому в настоящее время особое
внимание уделяется обновлению содержания, а также отбору эффективных средств и
методов организации внеурочной деятельности по формированию знаний и представлений
у обучающихся с умственной отсталостью [54].
Как отмечали Л.С. Выготский, Э. Эриксон, Л.И. Божович, и
др., наиболее благоприятным возрастом для формирования привычек и потребностей
является детский, а младший школьный возраст является сензитивным этапом для
усвоения ведущих знаний и представлений [19, 52]. Дети младшего школьного
возраста с умственной отсталостью в силу особенностей психофизического развития
ограничены в самостоятельном приобретении знаний и умений о здоровом образе
жизни. Поэтому в школе под контролем учителей, медицинских работников должен
формироваться алгоритм ведения и построения здорового образа жизни.
Имеется значительное число исследований, авторами которых
внесен вклад в разработку концепции обучения навыкам заботы о своем здоровье
обучающихся общеобразовательных организаций. Различные аспекты здорового образа
жизни у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и его сохранение
всегда были в центре внимания педагогов и психологов. Этой проблемой занимались
многие ученые: Н.Б. Коростелев, Т.М. Лифанова, Е.Г. Мастюкова, Н.К. Смирнов,
Л.Г. Московкина, И.А. Гребенникова, Т.В. Шевырева и др. [21, 45, 46].
В науке имеются немногочисленные педагогические
исследования, посвященные проблеме изучения формирования знаний о ЗОЖ и
становления культуры ЗОЖ у младших школьников (Н.Г. Быкова, Л.Г. Касьянова,
Е.В. Купавцева, М.В. Меличева и др.) [11, 33].
Работы, направленные на изучение данной проблемы по
отношению к детям с нарушениями развития, в том числе с умственной отсталостью,
практически отсутствуют. Применительно к обучающимся образовательной
организации, реализующей адаптированную основную общеобразовательную программу
(далее АООП) для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), исследованы лишь отдельные аспекты их обучения в данной области
(Г.Л. Андросова, Е.Н. Денисова, А.А.Дмитриев, И.Ю. Жуковин и др.) [7, 22, 23]
При всей освещенности вопроса о здоровом образе жизни в
научно-педагогической литературе, остаются неизученными особенности формирования
ценностного отношения подрастающего поколения к своему здоровью. Не в полной
мере выявлены и те формы учебно-воспитательной работы, которые способствовали
бы формированию представлений о здоровом образе жизни у обучающихся младших классов специальной
коррекционной школы.
Объект исследования
– формирование знаний о здоровом образе жизни.
Предмет исследования
– процесс формирования знаний о здоровом образе жизни у младших школьников с
умственной отсталостью.
Цель исследования –
определить эффективность внеклассной работы образовательной организации в
области формирования знаний о здоровом образе жизни у младших школьников с
умственной отсталостью.
Гипотеза исследования
основывается на том, что специально разработанные систематические занятия внеурочной
деятельности будут способствовать формированию и развитию знаний о здоровом
образе жизни у учащихся младших классов с умственной отсталостью.
Исходя
из цели исследования можно выделить основные задачи работы:
1. Изучить специальную литературу по рассматриваемой
проблеме.
2. Подобрать методикидля изучения уровня сформированности
знаний о здоровом образе жизни у первоклассников с умственной отсталостью.
3. Выявить состояние сформированности
знаний о здоровом образе жизни у первоклассников с умственной отсталостью.
4. Разработать и провести комплекс
внеклассных мероприятий, направленных на развитие знаний о здоровом образе
жизни
у первоклассников с умственной отсталостью.
5. Проанализировать результаты специально
организованных внеклассных коррекционно-развивающих занятий.
6. На основе анализа полученных
результатов сделать выводы
об эффективности проведённого обучения.
В
ходе нашего исследования были использованы следующие методы: изучение и анализ литературы по проблеме исследования;
наблюдение; констатирующий и обучающий эксперимент; анализ полученных экспериментальным
путём данных; математическая обработка экспериментальных данных.
Исследование
проводилось на базе образовательной
организации: Муниципальное казенное общеобразовательное
учреждение Городского округа Балашиха " Школа для учащихся с ограниченными
возможностями здоровья".
В
эксперименте приняли участие 10 детей младшего школьного возраста (7-8 лет),
все они являлись учащимися 1 класса.
Структура
исследования. Выпускная квалификационная работа
состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы, представленного
54 источниками и приложений. ВКР изложена на 73 страницах, иллюстрирована 9
таблицами, 6 рисунками и 5 приложениями.
Заключение:
Актуальность
темы выпускной квалификационной работы была подтверждена тем, что формирование
знаний о здоровом образе жизни значительно затруднено у первоклассников с
умственной отсталостью, что обусловлено специфическими трудностями, связанными
с интеллектуальными нарушениями, отклонениями психического и физического
развития, нарушениями эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной сфер у
данной категории детей.
Здоровый
образ жизни представляет собой интегративную биосоциальную характеристику
личности, включающую знания и представления о здоровье как жизненной ценности и
ЗОЖ; сформированные привычки и мотивацию поведения как здорового человека;
умения и навыки здорового поведения посредством систематической двигательной
активности, физическая и социальная активность.
Формирование
знаний и здоровом образе жизни представляет собой длительный и сложный процесс
для обучающегося с интеллектуальной недостаточностью, что обусловлено
специфическими трудностями, связанными с интеллектуальными нарушениями, отклонениями
психического и физического развития, нарушениями эмоционально-волевой и
потребностно-мотивационной сфер. Процесс усвоения знаний о здоровом образе
жизни является довольно трудоёмким для ребёнка, а для детей с нарушением
интеллекта он вдвойне сложнее. Умственно отсталые школьники с большим трудом овладевают тем, что ребенок без
нарушений усваивает самостоятельно, быстро забывают усвоенное, в связи с чем
требуется многократное возвращение к пройденному. Образовательная организация,
реализующая АООП для детей с умственной отсталостью, должна обеспечить
возможности для приобретения младшими школьниками знаний о здоровом образе
жизни.
Формирование
знаний о ЗОЖ у обучающихся младших классов с умственной отсталостью должно
осуществляться как в урочное время (интегрированно через различные предметы),
так и во внеурочной деятельности в виду индивидуальных, парных, групповых и
коллективных форм работы. В рамках режимных моментов учебно-воспитательного
процесса специальной (коррекционной) школы могут также проводиться учебные
занятия, уроки физической культуры, ритмики, воспитательные занятия,
внеклассные и внешкольные мероприятия.
В условиях
формирования новой социокультурной парадигмы здоровья все большую актуальность
приобретает осознанная здоровьесберегающая деятельность, образование в области
культуры здорового образа жизни. В связи
с тем, что прослеживается значительный рост обучающихся с несформированными
знаниями о здоровом образе жизни, возникла необходимость в проведении
исследования данной проблемы. Нами были проведены три эксперимента:
констатирующий, формирующий и контрольный.
В
процессе изучения специфики знаний о здоровом образе жизни в рамках
констатирующего эксперимента у обучающихся первых классов
с нарушением интеллекта было выявлено, что для них характерны:
1.
фрагментарные, разрозненные, поверхностные, бессистемные представления о
здоровом образе жизни;
2.
потребность в помощи в виду наводящих вопросов и конкретных житейских примеров;
3.
недостаточно сформированная способность к осознанию значения для здоровья
некоторых проявлений образа жизни, факторов окружающей природной и социальной
среды;
4.
недостаточное осознание важности соблюдения гигиенических процедур и манипуляций,
а также режима дня для здоровья;
5.
неосведомленность в вопросах правильного питания;
6.
несформированность знаний, затрагивающих вопросы лечения и оказания
элементарной помощи;
7.
недостаточное понимание важности спорта и окружающей среды для здоровья
(отсутствие понимания зависимости здоровья от факторов окружающей среды);
8.
неспособность ориентироваться в критической ситуации, представляющей угрозу для
здоровья человека.
Результаты
констатирующего эксперимента показали, что уровень сформированности знаний о
здоровом образе жизни у первоклассников
с нарушением интеллекта равномерно распределен у детей между «средним» и
«низким».
В
рамках формирующего эксперимента нами была разработана серия внеклассных образовательно-воспитательных
занятий по формированию знаний о здоровом образе жизни с учащимися первого
класса. В качестве формы работы применялись занятия, досуги, спортивные
праздники, были использованы просмотр видеоматериалов и иллюстраций, выставки
работ обучающихся, рассказы, беседы, методы проблемных ситуаций,
предметно-практическая и продуктивная деятельность обучающихся.
Здоровьесберегающие технологии были представлены пальчиковой гимнастикой,
дидактическими и театрализованными
играми, дыхательной гимнастикой, самомассажем, подвижными играми,
физкультминутками, пластическими этюдами, психогимнастикой и т.д. В целях реализации поставленной задачи, нами
было разработано содержание серии внеклассных коррекционно-развивающих занятий,
которых было проведено 10, продолжительность каждого занятия составляла 35-40
минут.
В
качестве основных методов и средств работы применялись беседы, проводилось
чтение пословиц и поговорок о здоровье, дидактические, театрализованные,
подвижные игры, пальчиковая гимнастика, динамические паузы, дыхательная
гимнастика, рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок и т.д. С детьми
поэтапно изучались такие понятия и правила, как здоровье, закаливание, гигиена,
правила приема пищи, правила гигиены, гигиена обуви и одежды, правильное
питание, полезные и вредные продукты, строение тела человека, здоровый образ
жизни в современных условиях, и т.д. В соответствии с тематической
направленностью каждой беседы дети закрепляли полученные знания с помощью
загадок, стихов, поговорок, рассматривания иллюстраций, в различных играх.
После
внеклассных образовательно-воспитательныхзанятий, у обучающихся с умственной
отсталостью прирост показателей высокого уровня
знаний о ЗОЖ составил 10%, среднего — на 30%, показатели низкого уровня
снизились на 40%. Большинство обучающихся показали достаточный (средний)
уровень сформированности знаний о здоровом образе жизни, представления учеников
носят фрагментарный характер, но, вместе с тем, дети владеют элементарными представлениями о ЗОЖ, имеют некоторые представления о природных и
социальных факторах вреда и пользы для здоровья, о мерах предупреждения и
некоторых способах лечения болезней; о пользе некоторых продуктов. При
этом, несмотря на то, что уровень сформированности знаний о здоровом образе
жизни у большей части группы повысился, с ними еще необходимо проводить работу,
которую необходимо осуществлять во внеурочной деятельности
в рамках дополнительных занятий, так и в течение всего учебного процесса
в следующих классах начальной школы.
Положительный
эффект реализации серии внеклассных коррекционно-развивающих занятий отразился
на качестве знаний обучающихся: стали
более сформированными представления детей о здоровье, причинах и методах
лечения болезней, о здоровой пище и сне, пользе правильного питания; о
природных факторах; выявлена лучшая осведомленность обучающихся о природных
средствах закаливания и оздоровления, о необходимости соблюдения режима дня; о
возможностях оздоровительных мероприятий и спорта по укреплению здоровья.
Эффективность
разработанной серии внеклассных коррекционно-развивающих занятий была
подтверждена экспериментально. Таким образом, гипотезу, выдвинутую во введении
выпускной квалификационной работы, можно считать доказанной.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ 1.1 Понятие здорового образа жизни в
психолого-педагогической литературе Согласно ФГОС начального общего образования система
формирования культуры здорового образа жизни в общеобразовательных учреждениях
должна представлять собой комплексную программу формирования знаний, установок,
личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление
физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени
начального общего образования как одной из ценностных составляющих,
способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению
планируемых результатов освоения основной образовательной программы
начального общего образования [2].
Анализируя содержание понятия «здоровый образ жизни»,
необходимо рассмотреть такие категории понятийного аппарата исследования, как
«здоровье», «образ жизни», «здоровый образ жизни». Большинство исследователей
за основу принимают определение, данное Всемирной организацией здравоохранения,
в соответствии с которым здоровье ‒ это состояние полного физического,
психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и
физических недостатков [18].
По мнению Э.М. Казина, здоровье – это комплексное
целостное динамическое состояние, которое развивается в процессе реализации
генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экологической среды
и позволяет человеку в различной степени осуществлять его биологические и
социальные функции [30].
По словам И.И. Брехмана, здоровье – это
физическая, социальная и психологическая гармония человека, доброжелательные
отношения с