Факультет филологии, Специальность Литература народов зарубежных стран на английском языке Часть дипломной работы Иностранные языки

Часть дипломной работы на тему Сопоставительный дискурсивный анализ феминистских текстов первой и третьей волны (на примере произведений М. Уолстонкраф и К. Моран).

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение …………………………………………………………………………3
1 Феминизм как социополитическое явление: теория и практика…………8
1.1 Определение понятия «феминизм»………………………………………8
1.2 Этапы становления и развития феминистского движения за рубежом: от истоков до современности…………………………………………………12
Выводы по главе 1………………………………………………………………..23
2 Феминистский дискурс в социолингвистическом аспекте………………25
2.1 Понятие «дискурс»: сущность и характерные особенности…………25
2.2 Дискурсивный анализ как особый метод исследования текста………32
2.3 Некоторые характерные особенности современного феминистского дискурса………………………………………………………………………………………………..43
Выводы по главе 2…………………………………………………………………54
3 Сопоставительный дискурсивный анализ британских феминистских текстов………………………………………………………….56
3.1 Первая волна феминизма: Мэри Уолстонкраф
«В защиту прав женщин»………………………………………………………56
3.2 Третья волна феминизма: Кейтлин Моран «Быть женщиной»………67
3.3 Сходства и различия феминистских текстов первой и третьей волны.73
Выводы по главе 3…………………………………………………………………84
Заключение……………………………………………………………………….85
Список использованных источников………………………………………..…..90

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Феминистское движение (борьба женщин за равные права с мужчинами), истоки которого уходят в далёкое прошлое, оказало значительное влияние на различные сферы человеческого бытия, будь то взаимоотношения в быту или более высокая материя: политика, философия, языковедение, литература. Пройдя через три основных этапа своего развития, феминизм дал импульс к распространению в мире гендерных исследований, касающихся самых разных аспектов пола как социального явления. Сегодня на Западе нет фактически ни одного университета, где бы ни велись курсы по гендерологии. При этом значительное место отводится гендерным аспектам литературного творчества. Появилось такое течение в литературе, как феминистская литературная критика, которая во главу угла ставит профеминистский пересмотр традиционных взглядов на литературу. Данное течение, в свою очередь, породило такие сегодня известные и популярные понятия, как «женская литература», «женское письмо», «женская автобиография», «женские тексты», «фемининные тексты», «феминистские тексты». Последние подразумевают тексты, осознано бросающие вызов постулатам доминирующего в обществе патриархатного литературного канона. Интерес исследователей к такому роду текстам не только не угасает, но и растёт, как и растёт интерес общества к гендерной проблематике в целом. Несмотря на появление многочисленных аналитических работ, касающихся женской литературы, женского чтения, женского письма и женской автобиографии как основных компонентов феминистской литературной критики, до сих пор имеются лакуны, требующие своего внимания. Речь идёт, в частности, о сопоставительных исследованиях феминистских текстов авторов разных эпох, которые давали бы еще более ясное представление о сущности, особенностях и эволюции феминистского литературного творчества. И, поскольку наша работа является такого рода исследованием, актуальность выбранной темы несомненна.
Цель исследования: на основе дискурсивного анализа выявить сходства и различия феминистских текстов первой и третьей волны.
Цель исследования определила постановку следующих задач:
— раскрыть сущность сложного и неоднозначного понятия «феминизм»;
— обозначить этапы становления и развития феминистского движения за рубежом;
— раскрыть сущность и характерные особенности понятия «дискурс»;
– дать характеристику дискурсивному направлению в феминистской лингвистике;
— рассмотреть особенности дискурсивного анализа феминистских текстов;
— провести сопоставительный дискурсивный анализ британских феминистских текстов первой и третьей волны (на примере произведений Мэри Уолстонкраф «В защиту прав женщин» и Кейтлин Моран «Быть женщиной».
Объект исследования: британский феминистский дискурс
Предмет исследования: особенности (сходства и различия) британских феминистских текстов первой и третьей волны.
Методы исследования:
Теоретическими методами исследования являются методы анализа и синтеза, обобщения и систематизации теоретического материала, методы логического вывода. К эмпирическим методам относится метод дискурс-анализа (совокупность аналитических методов интерпретации различного рода текстов как продуктов речевой деятельности людей, осуществляемой в конкретных общественно-политических обстоятельствах и культурно-исторических условиях).
Методологическая основа исследования:
— теория и идеология феминизма (Rich 1979, Mills 1998, Jacobus 1986 и др.);
— дискурсивный анализ текстов (Степанов 1995, Плотникова 2004, Карасик 2004, Кибрик 2008, и др.);
— теория «женской литературы» (Земская 1993, Здравомыслова 1999, Гречушникова 2001, Горошко 1996 и др.).
Теоретическая значимость работы заключается в расширении поля дискурсивных исследований феминистских текстов.
Новизна исследования состоит в том, что впервые проводится сопоставление в дискурсивном формате литературного творчества Мэри Уолстонкраф и Кейтлин Моран как ярких представительниц феминизма первой и третьей волны.
Практическая значимость данной диссертационной работы заключается в возможности использования материалов и результатов исследования в рамках учебных курсов «Художественное творчество писателей Великобритании и США: традиции и современность», «Анализ художественного текста», «Феминизм в лингвистике и литературоведении», а также при разработке возможного специализированного курса «Феминистская литературная критика».

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Фрагмент текста работы:

 

1 ФЕМИНИЗМ КАК СОЦИОПОЛИТИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

1.1 Определение понятия «феминизм»

В настоящее время нет общепринятого однозначного определения для такого сложного и внутренне противоречивого явления как феминизм. Само же это слово, сконструированное на основе лат. femina женщина и в переводе означающее «обладающий женскими качествами», широко распространилось в западном мире с конца XIX века и использовалось как синоним понятия «женская эмансипация», после того как феминизм окреп и стал социально значимым фактом.
Высказываются самые разные предположения о том, кто впервые ввел понятие «феминизм» в научный оборот.
Так, некоторые исследователи называют имя известного французского социалиста-утописта Шарля Фурье (Charles Fourier, 1772-1837) [14, с. 51]; другие утверждают, что слово «феминизм» впервые употребила англичанка Элис Росси (Alice Rossi) в одной из своих публикаций в лондонском журнале «The Athenaeum» 27 апреля 1895 г. [50]. Первенство в употреблении данного понятия приписывается и писателю А. Дюма-сыну (Alexandre Dumas, 1824-1895) [1, с. , с. 12].
Однако большинство западных исследователей едины во мнении, что этот термин впервые появился в 1882 г. во Франции. Феминисткой называла себя правозащитница женщин Губертина Оклер (Hubertine Auclert), которая издавала в ту пору газету «Ля Ситуаенн» (La Citoyenne) и подписывала так свои статьи. Значительную лепту в популяризацию феминизма внес и феминистский конгресс, состоявшийся в Париже в мае 1892 г. Благодаря активной позиции французской прессы слова «феминизм» и «феминистки» нашли отклик в умах людей не только во Франции, но и за её пределами.
Появление термина «феминизм» было связано с необходимостью создать особую номинацию для понятия, подчеркивающего возрастающую социальную роль женщин и их право определять себя как самостоятельную личность. Так, в 1878 г. известная английская феминистка Миллисент Гарретт Фосетг (Millicent Garrett Fawcett) неоднозначно высказалась за «создание благоприятных возможностей для каждой женщины наилучшим образом реализовать ее природные способности» [40, с. 158].
Согласно первоначальным представлениям феминизм понимался как «социально-политическое движение за равные юридические и политические права женщин с мужчинами» [8, с. 7]. Однако спустя столетие существенно изменилась как частная, так и публичная роль женщин в обществе, соответственно определение феминизма также претерпело изменения и стало включать помимо политических и юридических прав культурные, экономические, сексуальные, расовые и этнические измерения.
Отразить все эти аспекты в одном определении достаточно сложно. Сами феминистки ставят во главу угла тот факт, что женщины как социальная группа занимают подчиненное положение в обществе, это положение несправедливо, оно поддерживается доминированием мужских ценностей и подконтрольными мужчинам институтами социальной, политической, культурной и семейной власти. При этом они выдвигают свои объяснения причин создавшегося положения, излагают свои представления о существующих механизмах угнетения женщин, предлагают собственные теории глобального решения женского вопроса.
Современные теоретики феминизма, объединяющие в своих рядах социологов, философов, политологов, культурологов, лингвистов и представителей других областей знания, вкладывают в слово «феминизм» различный смысл, в зависимости от того, какое направление они представляют. В итоге в литературе можно найти более 300 толкований этого термина.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы