Часть дипломной работы на тему Социально – педагогическая поддержка обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в процессе профессионального образования
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Фрагмент текста работы:
Социально-педагогическая поддержка обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в процессе профессионального образования
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ УСЛОВИЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ В ПО
2.1 План социально-педагогической поддержки обучающихся с ОВЗ
На основе анализа литературы, проведенного в рамках данной работы, был разработан план мероприятий, реализующих социально-педагогическую поддержку обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе профессионального образования (далее – План).
Реализация плана предполагает использование широких возможностей сенсорной комнаты, которая была открыта в 2017 году.
Предлагаемый нами план мероприятий (психо-коррекционных занятий) рассчитан на обучающихся 16-19 лет с ограниченными возможностями здоровья.
Цель разработанного нами Плана состоит в создании условий, направленных на оптимизацию психического и физического развития детей 16-19 лет с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в процессе профессионального образования.
Задачи, решаемые в ходе реализации данного Плана, являются следующими:
1. Выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ.
2. Осуществление индивидуальной и групповой социально-педагогической поддержки детей с ОВЗ.
3. Помощь детям с ОВЗ в освоении образовательной программы профессионального образования и интеграции в образовательном учреждении.
4. Оказание методической помощи педагогам и родителям детей с ОВЗ.
Условиями реализации Плана являются следующие:
1. Занятия должен проводить педагог-психолог, поскольку психологу, который не работает с детьми в рамках образовательного процесса, который в восприятии детей с ОВЗ не связан с оценочной деятельностью, легче создать атмосферу доверия, позволяющей детям с ОВЗ свободно высказывать свое мнение, разыгрывать ситуации, выполнять упражнения и тесты.
2. Методической особенностью психо-коррекционных занятий должна быть проблемность обучения, достигаемая посредством привлечения детей с ОВЗ к обсуждению вопросов, предоставления им возможности высказать собственное мнение, получить опыт переживания и разрешения сложных ситуаций.
3. Главное условие реализации Плана состоит в диалогичности обучения, исключающей критическое оценивание, требующее от психолога обладания навыками активного слушания, гибкости и творческого подхода.
Длительность занятий: 35-40 минут.
Целевая группа: дети 16-19 лет с ОВЗ.
Режим проведения: 1 занятие в неделю.
Предлагаемый нами план мероприятий, реализующих социально-педагогическую поддержку обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе профессионального образования, предполагает поведение работы в трех направлениях:
работа с родителями;
работа с педагогами;
работа с обучающимися с ОВЗ.
Рассмотрим содержание данной работы (Таблица 1).
Таблица 1
Направления работы в процессе реализации план мероприятий, реализующих социально-педагогическую поддержку обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе профессионального образования
Графически, направления работы с детьми с ОВЗ можно представить на рисунке 1.
Рисунок 1. Направления работы в процессе реализации план мероприятий, реализующих социально-педагогическую поддержку обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе профессионального образования
Ожидаемыми результатами реализации плана мероприятий, реализующих социально-педагогическую поддержку обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе профессионального образования:
оптимальная ориентация педагогов и родителей в проблемах воспитания и обучения ребенка с ОВЗ;
адекватное восприятие учебного материала детьми с ОВЗ;
конструктивное межличностное взаимодействие детей с ОВЗ;
развитые компенсаторные навыки, выравнивание психофизических нарушений.
Работа с детьми 16-19 лет с ОВЗ проводилась как индивидуальная, так и групповая.
Рассмотрим план индивидуальной работы с детьми с ОВЗ (Таблица 2).
Таблица 2
План индивидуальной работы с детьми с ОВЗ
Занятия в сенсорной комнате направлены на достижение баланса между системами чувств обучающихся с ОВЗ.
В работе на занятиях в сенсорной комнате должны соблюдаться следующие принципы:
1. Реализация индивидуального подхода.
Занятия в сенсорной комнате разрабатываются с учётом степени нарушения, общего и эмоционального состояния. При составлении плана занятий учитывается возраст детей с ОВЗ, корректируется время проведения занятий и форма (индивидуальная). В течение всей реабилитации оценивается динамика усвоения того или иного навыка каждым обучающимся с ограниченными возможностями здоровья.
2. Принцип этапности.
На начальном этапе наиболее эффективна индивидуальная форма работы, позволяющая наладить эмоциональный контакт с ребёнком. Перед началом работы в сенсорной комнате необходимо знакомить обучающихся с ОВЗ детей с каждым прибором, учить их концентрировать на нем внимание, выполнять определенные действия, принимать удобные для занятия и наблюдения позы. Знакомство с интерактивным оборудованием следует осуществлять постепенно, предъявляя обучающимся с ОВЗ по одному прибору.
По мере овладения обучающимся с ОВЗ различными навыками, постепенно нужно усложнять задания, варьируя степень и интенсивность воздействия, решая непосредственно коррекционные и восстановительные задачи. Нельзя использовать большое количество интерактивных приборов одновременно, а также предлагать для одновременного восприятия одинаковые по эффекту воздействия приборы.
3. Принцип непрерывности.
Непрерывный подход в реабилитации обеспечивается за счёт того, что на занятиях могут присутствовать родители обучающегося с ОВЗ. Это даёт возможность получать наиболее полную информацию об актуальном уровне развития детей с ОВЗ и их потенциальных возможностях, о зоне ближайшего развития, чтобы работа, начатая по сенсорной коррекции, была продолжена родителями дома.
Основными способами реализации плана по социально-педагогической поддержке обучающихся с ОВЗ в процессе профессионального образования являются следующие:
арт- терапия;
кукло-терапия;
сказко-терапия.
План мероприятий для проведения групповых психо-коррекционных занятий с детьми с ОВЗ в сенсорной комнате представлен в таблице 3.