Часть дипломной работы на тему Социальная работа с несовершеннолетними, оставшимися без попечения родителей
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Фрагмент текста работы:
Социальная работа с несовершеннолетними, оставшимися без попечения родителей
Глава I. Теоретические аспекты и правовое регулирование социальной работы с несовершеннолетними, оставшимися без попечения родителей
1.1. Социальное сиротство – причины и проблемы
Классификация детей — сирот в настоящее время проводится преимущественно по юридическим основаниям, что отвечает потребностям определения их социально-правового статуса. Выделение новых аспектов анализа социального сиротства и его видов обусловливает необходимость введения дополнительных классификационных критериев, таких, как социально-демографические характеристики, продолжительность пребывания в интернатном учреждении или приемной семьи, факторы вторичного и репликативного сиротства.
Новый подход к классификации социального сиротства основывается на причинах, по которым дети остались без родительского ухода:
напряженность в семье, вызванная различными критическими обстоятельствами (финансовый кризис, развод, появление в семье отчима или мачехи и т.п.);
физическое или сексуальное насилие в семье;
индивидуальные социально-психологические особенности ребенка;
внебрачное материнство;
невозможность родителей выполнять свои обязанности из-за болезни.
В соответствии с приведенной выше классификации, социальные сироты, могут быть условно разделены на три большие группы. Первая группа — это дети, которые проживают в родной семье, однако их родители ненадлежащим образом выполняют свои обязанности (так называемое скрытое социальное сиротство).
Достаточных оснований для изъятия этих детей из семьи нет, но для защиты их прав и интересов необходим контроль со стороны органов власти. Основная проблема, с которой сталкиваются специалисты при работе с данной группой, заключается в том, что социальное сиротство в представлении многих очевидный факт, здесь может быть не только не очевидным, но и совсем незаметным. Ребенок находится в семье, может выглядеть вполне нормально и даже респектабельно. Однако, в середине его могут происходить те же процессы, которые характерны для социально неблагополучных семей: эмоциональная отчужденность, несформированность представлений о функциях семьи и ее членов, отсутствие или ослабление контроля и, как следствие, педагогическая запущенность, привлекательность улице, деструктивные способы преодоления труда, безнадзорность и явное социальное сиротство.
Во вторую подгруппу входят дети, оставшиеся без родительской опеки, которые находятся в интернатных учреждениях. Это дети, родители которых лишены родительских прав и, семейное окружение которых не взяла на себя ответственность за их воспитание, в результате чего они оказались на попечении государства.
Социальных сирот в интернатных учреждениях можно разделить на:
1. Отказных (малолетние дети, от которых мать отказалась в роддоме, или в возрасте до 3 лет). В этом случае иметь сведения, составляется заявление, в котором она письменно дает согласие на усыновление ребенка, сообщает информацию о себе, отца ребенка, дается внешнее описание родителей, а также данные о состоянии здоровья матери.
2. Подкидышей (малолетние дети, которых оставляют в общественных местах; как правило, никаких документов, подтверждающих личность и состояние здоровья, нет; органами внутренних дел и органами опеки составляется акт о подбрасывании, устанавливается ориентировочный биологический возраст ребенка, произвольно присваивается имя, отчество, фамилия).
3. Дети, изъятые органами защиты прав и интересов детей из биологических семей вследствие прямой угрозы для их жизни и здоровья.
4. Дети-сироты, которые вернулись в интернатное учреждение после отказа усыновителей, опекунов, попечителей, приемных и патронатных родителей (т.н. вторичное сиротство).
Возвращение ребенка в условия интернатного учреждения влечет за собой психические травмы, депривацию, отставание в психическом и физическом развитии. Вторичное сиротство становится настоящей трагедией для приемных родителей, детей и общества в целом. Родители навсегда теряют надежду на возможность получить из детского дома такого ребенка, которую они бы хотели, дети вынуждены проходить вторичную ресоциализацию, снова привыкая к условиям интернатного учреждения, уже успели забыть.
Сиротство как социальное явление включает в себя два понятия: сироты-дети, родители которых умерли, и сироты-дети, родители которых живы, но по разным причинам не участвуют в воспитании и обеспечении приемлемых условий жизни.
Виды сиротства. До XX века в социологии и педагогике сиротство определялось как наличие в обществе лиц до 18 лет, оба или единственный родитель которых умерли. В XX же веке наличие такого явления, как устранение родителей от обязанностей по отношению к своим детям, получило название социального сиротства. Соответственно, лица до 18 лет, оставшиеся без попечения одного или обоих родителей – социальные сироты.
В целом сиротство, как социальное явление, можно разделить по следующим группам сирот:
1. Прямые – несовершеннолетние дети, оставшиеся без родителей по причине их смерти;
2. «Лишенцы» — дети, родители которых лишены родительских прав вследствие негативного общественного поведения или невозможности обеспечивать необходимые условия жизни и развития своих детей (в т.ч. случаи, когда родители признаны недееспособными, находятся в местах лишения свободы или обвиняются в совершении преступлений, содержатся в лечебных учреждениях, являются пропавшими без вести);