Часть дипломной работы Педагогика/Психология Педагогика

Часть дипломной работы на тему Социализация младших школьников во внеклассной работе

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение….…………………………………………………………………….3-5

Глава I. Теоретические основы социализации младших школьников во внеклассной рабо-те………………………………………………………………..6-25

1.1. Сущность понятий «социализация младших школьни-ков».……6-9

1.2. Особенности социализации младших школьников……………9-15

1.3. Методы и приемы социализации младших школьников во вне-классной работе. .………………………………………………..15-25

Глава II. Опытно-экспериментальная работа социализации младших школьников во внеклассной работе …….…….……………………………..…….26-43

2.1. Диагностика уровня социализации детей младшего школьного возраста.……………………………………………………………………26-32

2.2. Программа социализации младших школьников во внекласс-ной работе …………………………………………………………….32-41

2.3. Анализ результатов контрольного исследования……………..41-43

Заключение ……………………………………………………………………44-45

Список использованных источников ………………………. ………..……46-48

Приложения ……………..……………………………………………………49-63

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Тема социализации младших школьников во внеклассной работе всегда была и остается актуальной. В соответствии с ФГОС школьного образования социально-коммуникативное развитие школьников направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные цен-ности.

Современная социокультурная среда, ее такие факторы, как транс-формация системы ценностей и моделей поведения, культ потребительства, глубокое социальное и экономическое неравенство и др., не способствуют формированию у детей нравственных ценностных ориентаций и качеств личности. Педагоги и психологи отмечают, что современные дошкольники с трудом усваивают нравственные нормы и модели поведения, они эгои-стичны и капризны, негативно реагируют на оценку окружающих, многие не проявляют интереса к совместной деятельности со сверстниками, у детей не сформированы игровые умения, они не могут продуктивно взаимодей-ствовать со сверстниками и взрослыми. Проблема социализации младших школьников широко отражена, как в отечественных (А.А. Анциферова, Т.И. Бабаева, А.М. Виноградова, Р.И. Жуковская, С.А. Козлова, Т.А. Маркова, Д.В. Менджерицкая, В.Г. Нечаева, А.Ш. Шахманова и др.), так и зарубежных исследованиях (А. Адлер, А. Бандура, Л. Кольберг, К. Ло-ренц, А. Маслоу, Ж. Пиаже, К. Роджерс, З. Фрейд, Э. Эриксон и др.).

Изучение и анализ литературы по проблеме нашего исследования позволил сформулировать противоречие: между большим количеством психолого-педагогической литературы по социализации младших школь-ников и недостаточным обоснованными методами и приемами ее форми-рования.

Исходя из выделенного противоречия, определена проблема иссле-дования: каковы методы и приемы социализации младших школьников во внеклассной работе.

Недостаточная разработанность данной проблемы в теоретическом и практическом плане определила тему исследования: «Социализация младших школьников во внеклассной работе».

Цель исследования: теоретическое обоснование и эксперименталь-ная проверка социализации.

Объект исследования: процесс социализация младших школьников.

Предмет исследования: условия социализация младших школьни-ков во внеклассной работе.

Гипотеза исследования: будет эффективным при следующих усло-виях: социализация младших школьников во внеклассной работе будет эффективной, если будет:

1. Изучена сущность понятий «социальная адаптация» и «досуг» младших школьников во внеклассной работе. Проанализированы особен-ности социализации младших школьников в процессе внеклассной работы.

2. Выявлены методы и приемы социализации младших школьни-ков во внеклассной работе.

3. Выявлены критерии, показатели социализации.

В соответствии с целью и гипотезой нами определены задачи иссле-дования:

1. Изучить сущность понятий «социальная адаптация» и «досуг» младших школьников во внеклассной работе. Проанализировать особен-ности социализации младших школьников в процессе внеклассной работы.

2. Выявить методы и приемы социализации младших школьников во внеклассной работе.

3. Выявить критерии, показатели социализации.

Теоретико-методологическая основа исследования:

— аксиологический подход в образовании (Л.М. Архангельский, А.Г. Бабаян, О.Г. Дробницкий, Э.В. Заутурова, М.С. Каган, В.П. Тугаринцев и др.);

— концепция структурного подхода к личности (Б.Г. Ананьев, Б.С. Братусь, Э. Гилфорд, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Л. Терстоун и др.);

— положения концепции о закономерностях и сензитивных периодах развития личности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.).

Методы исследования: — анализ научных источников

— дедукция;

— классификация;

— обобщение;

— педагогический эксперимент.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что его материалы могут быть использованы в профессиональной деятельности педагогов образовательных организаций и организациях до-полнительного образования детей.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Эмпирическая база: исследование проводилось в МБОУ « Гимна-зия №13» города Ульяновска. Им были охвачены 19 учеников, обучаю-щихся во 2 Г классе.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Обоснованность разработанной программы социализации младших школьников во внеклассной работе была проверена в ходе опытно-экспериментальной работы. На первом этапе (констатирующем) ставилась задача определения критериев, показателей и уровней социализации младших школьников.

Второй этап (формирующий): включал работу по социализации младших школьников во внеклассной работе. На заключительном этапе работы проводился контрольный анализ полученных данных, были осмыслены и аргументированы результаты, сделаны выводы. На первом этапе (констатирующем) ставилась задача: определить изначальный уро-вень социализации у детей младшего школьного возраста. Анализ полу-ченных данных позволяет сделать вывод о том, что в исследуемой группе детей преобладает средний уровень.

Далее был проведен формирующий эксперимент

Задача формирующего эксперимента заключалась в том, чтобы во внеклассной работе дети прошли социализацию.

На занятиях происходило формирование и развитие таких качеств личности как эмпатия, ответственность, уважение, почтение, доброжела-тельность, приветливость, вежливость.

Таким образом, направленные педагогические усилия оказали воз-действие на социализацию младших школьников, но, безусловно, в разной степени, сообразно индивидуальным особенностям учащихся. В пользу данного вывода свидетельствуют полученные в контрольном этапе экспе-римента качественные и количественные данные.

Для выявления положительной динамики уровня социализации в группе детей был проведен контрольный этап эксперимента по той же диа-гностической методике, что и на констатирующем этапе эксперимента.

В результате диагностики мы наблюдаем повышения высокого уров-ня ориентации на взаимодействие и уменьшение баллов в маргинальной ориентации, хоть по данной ориентации был низкий уровень.

Таким образом, внеклассная работа оказалась достаточно эффектив-ной.


 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ

1.1. Сущность понятий «социализация младших школьников»

Социализация — это процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельно-сти.

Социализация младшего школьника — это процесс приобретения опыта социальных отношений и освоение новых социальных ролей, про-исходящий в сферах деятельности

В социальной педагогике социализация рассматривается как обуча-ющее-воспитательный процесс, выделяя принципы, содержание, формы и методы социализации, делая упор на технологическую сторону процесса. Говоря о том, что социализация должна производиться при помощи вос-требованных, конкретных ситуаций, форм методов и средств воспитания, которые наилучшим образом позволят сформировать у учащихся требуе-мые обществом качества, позволяющие им быстро адаптироваться в дан-ном обществе и начать выполнять свою деятельность.

Таким образом, основываясь на психолого — педагогических мнени-ях, можно сделать вывод, что социализация – это процесс присвоения лич-ностью социально выработанного опыта, в основном системы социальных ролей. Данный процесс берет начало с семьи и продолжается в дошколь-ных учреждениях, школах, трудовых и других коллективах. В процессе социализации происходит формирование самосознательной личности. Так же в данном процессе происходит усвоение социальных норм, умений, стереотипов, принятых в обществе форм поведения и общения.

Младший школьный возраст чрезвычайно значимый период челове-ческой жизни, очередной ее старт и одновременно вершина.

За рубежом хронологические границы данного возраста колеблются: от 5—8 лет (нижняя граница) до 11—13 лет (верхняя граница). Сегодня младший школьный возраст — это период между 6,5 и 10,5 годами. Это определено тем, как регламентируются, время начала и окончания ребен-ком начальной школы по официальным документам. [4]

Ребенок, который начал ходить в школу, осознает свое принципи-альное отличие от других детей. От тех, кто младше его, отличается тем, что он учится в школе, а от тех, кто старше, — тем, что находится в самом начале школьного пути. В это же время происходит объединение его с взрослым обществом, так как все люди старшего возраста или тоже учат-ся, или когда-то учились в школе. [10]

Изначально ребенок положительно ориентирован на внешнюю, формальную сторону школьной жизни (ранец, школьные принадлежности и пр.). И лишь позже он овладевает ее внутренней сутью. Это наиболее наглядно видно в отношении начинающего ученика к школьной отметке: поначалу важно ее наличие, а затем постепенно осмысляется ее оценочное значение. [9]

Младший школьник, исключительно в начале своего школьного пути,

— счастливый человек, так как одна из главных потребностей дет-ства — стремление быть взрослым — впервые удовлетворяется «по-настоящему»: в серьезной, трудной и всех интересующей учебной деятель-ности. Именно она начинает заполнять основное время, преобладая среди занятий ребенка и вступая в сложные взаимоотношения с уже освоенными им ранее видами деятельности (игрой, общением и др.); воплощая суть его новой жизни, и овладевая ею, становится предметом острого интереса всех окружающих. [17]

Изучая учебную деятельность, ребенок включается в деловые, роле-вые и функциональные отношения не только с учителем и с родителями, но и с взрослыми вообще. Он становится интересен взрослому миру в первую очередь как носитель новой для себя социальной роли — ученик.

Систематическое образование — является для ребенка стрессоген-ным моментом, из-за новой социальной ситуации, которая требует иных психологических установок и иного способа существования.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы