Часть дипломной работы на тему Сказкотерапия как метод коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 990 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Оглавление
Введение 2
Глава 1. Теоретические подходы изучения сказкотерапии как метода коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста 7
1.1 Общая характеристика старшего дошкольного возраста согласно отечественным и зарубежным периодизациям возрастного развития 7
1.2 Особенности тревожности у детей старшего дошкольного возраста 14
1.3.Возможности использования метода сказкотерапии для коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста 19
Глава 2. Организация и методы исследования 26
2.1 Методологические принципы исследования. 26
2.2 Организация и планирование исследования 27
2.3 Характеристика выборки исследования. 28
2.4 Методы и методики исследования. 28
2.5 Математико-статистические методы исследования 33
Глава 3. Результаты эмпирического исследования коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста посредством сказкотерапии. 34
3.1. Оценка уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста 34
3.2. Разработка программы сказкотерапии для коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста 37
3.3 Результаты сравнительного анализа тревожности детей старшего дошкольного возраста до и после проведения программы сказкотерапии 45
3.4. Результаты корреляционного анализа показателей тревожности детей старшего дошкольного возраста посредством сказкотерапии 50
Практические рекомендации 53
Выводы 55
Заключение 56
Введение:
Актуальность темы исследования. В 19 веке возникает необходимость выявления и теоретического обоснования психолого-педагогических условий и механизмов интенсификации мыслительных процессов детей дошкольного возраста
Новые приоритеты российского образования нашли отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, который декларирует необходимость создания условий для развития творческих способностей у дошкольников в соответствии с возрастными, индивидуальными и психофизиологическими особенностями каждого ребёнка.
Дошкольный возраст – это начальный этап становления основ творческой индивидуальности ребёнка в разных видах деятельности (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, В. Т. Кудрявцев и др.).
Детская тревожность – это одна из типичных проблем, с которой сталкивается психолог. Особое внимание она привлекает потому, что выступает ярчайшим признаком социальной дезадаптации ребенка, отрицательно влияя на все сферы его жизнедеятельности, на здоровье и общий уровень психологического благополучия.
В современной психологии тревожность, в отличие от тревоги рассматривается как психическое свойство, под которым понимается склонность индивида к переживанию тревоги и отличающаяся низким порогом возникновения реакции тревоги [19, с.567].
Тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающуюся в ее источниках, содержание, формах проявления компенсации и защиты. Для каждого возрастного периода существуют определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей в независимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования. Эти «возрастные пики тревожности» являются следствием наиболее значимых социогенных потребностей. В данные «возрастные пики тревожности» тревожность выступает как неконструктивная, которая вызывает состояние паники, уныния. Ребенок начинает сомневаться в своих способностях и силах. Но тревога, дезорганизует не только учебную деятельность, она начинает разрушать личностные структуры.
Тревожность в детском возрасте является устойчивым личностным образованием, сохраняющимся на протяжении достаточно длительного периода времени. Она имеет собственную побудительную силу и устойчивые формы реализации в поведении с преобладанием в последних компенсаторных и защитных проявлениях. Как и любое сложное психологическое образование, тревожность характеризуется сложным строением, включающим, когнитивный, эмоциональный и операционный аспекты при доминировании эмоционального и является производной широкого круга семейных нарушений.
Степень разработанности темы исследования. В настоящее время проблема тревожности привлекает внимание многих ученых. Вышел ряд работ отечественных и зарубежных авторов, с разных сторон изучающих тревожность. Среди них следует отметить труды Н.А. Аминова, В.М. Астапова, Г.Ш. Габдреевой, К.Е. Изарда, Р. Лазаруса, Н.Д. Левитова, Р. Мартене, А.Е. Ольшанниковой, И.В. Пацявичуса, А.О. Прохорова, А.М. Прихожана, Ч.Д. Спилбергера, К. Хорни, Ю.Л. Ханина.
Вместе с тем, несмотря на большое количество работ, проблеме эмпирического исследования и коррекции тревожности детей дошкольного возраста не уделяется должного внимания. Исследование тревожности у детей старшего дошкольного возраста и возможных способов ее коррекции сегодня важно, как для науки, так и для практики.
Целью работы является исследование коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста посредством сказкотерапии.
Объектом исследования являются 60 детей старшего дошкольного возраста
Предмет исследования: тревожность детей старшего дошкольного возраста и ее коррекция с помощью методов сказкотерапии.
В качестве рабочей гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что возможна коррекция тревожности детей старшего дошкольного возраста посредством сказкотерапии.
Для достижения поставленной цели и подтверждения выдвинутой гипотезы были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Изучить теоретические подходы коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста сказкотерапией
2. Разработать программу сказкоетрапии для коррекции тревожности у старших дошкольников
3. Оценить эффективность разработанной сказкотерапии на основе результатов контрольной диагностики
4. Провести сравнительный анализ значений показателей тревожности детей старшего дошкольного возраста посредством сказкотероапии
5. Провести корреляционный анализ значений показателей тревожности детей старшего дошкольного возраста посредством сказкотерапии
Теоретическую основу исследования составили работы отечественных и зарубежных ученых в области возрастной психологии и психологии развития, психофизиологии и дошкольной педагогики, в частности таких авторов, как: А.Адлер, В.М. Астапов, Ф.Б. Березин, Г.М. Бреслав, Ф.Е. Василюк, В.К. Вилюнас, Д.А. Грей, В.Н. Дружинин, Ю.М. Забродин, К.Э. Изард, Е.П. Ильин, Л.М. Костина, Н.Д. Левитин, А.Н. Леонтьев, Д. Лундгрен, А.Р. Лурия, Р.С. Немов, Н.Б. Пасынкова, А.М. Прихожан, А.А. Реан, К.Р. Сидоров, Ч.Д. Спилбергер, З. Фрейд, Е.Р. Хабирова, Ю.Л. Ханин, К. Хорни, Л. Хьелл, П. Экман и других.
В качестве методов исследования применялись: теоретический анализ литературы, проективные тесты, наблюдение, беседа, развивающий эксперимент (тренинг), методы игровой терапии.
Заключение:
Анализ литературных источников и проведение практического исследования подтвердили, что вопрос тревожности в детском возрасте является важной и актуальной проблемой.
В разном возрасте дети могут испытывать беспокойство по поводу разных вещей. Многие из этих забот являются нормальной частью взросления.
У детей дошкольного возраста также часто развиваются определенные страхи или фобии. Общие страхи в раннем детстве включают животных, насекомых, бурю, высоту, воду, кровь и темноту. Эти страхи обычно проходят постепенно сами по себе.
В жизни ребенка могут быть и другие периоды, когда он чувствует тревогу. Например, многие дети испытывают тревогу, когда идут в новую школу или перед зачетами и экзаменами. Некоторые дети чувствуют себя застенчивыми в социальных ситуациях и могут нуждаться в поддержке в этом.
Разнообразие страхов и уязвимость детей этого возраста делают их наиболее чувствительными к разного рода воздействиям, как дестабилизирующим, так и, напротив, корректирующим.
Яркая, близкая детям и доступная форма сказкотерапии представляет собой оптимальный способ работы со старшими дошкольниками, которые уже достаточно зрелы для осуществления коммуникации в небольших группах и в то же время сохраняют игровую и коммуникационную деятельность в качестве ведущей. Т.к. влияние тревоги на последующие – крайне ответственные – школьные этапы детства сложно переоценить, представляется наиболее актуальным решение вопроса детской тревожности именно в дошкольном возрасте, когда детям не требуется перераспределять большое количество ресурсов на учебные нагрузки и нет необходимости сталкиваться с принципиально новыми тревогами, связанными с адаптацией к роли ученика. В этот период снижение тревоги и закрепление более адаптивных моделей поведения может послужить хорошим фундаментом для дальнейшего развития ребёнка.
Целью настоящего исследования являлся анализ эффективности сказкотерапевтического вмешательства по отношению к тревожности старших дошкольников. В рамках данной работы было проведено исследование актуального состояния, тревожности и стразов детей в возрасте 5-6 лет. На основании полученных данных была разработана и проведена программа сказкотерапевтического вмешательства, направленная на редукцию тревоги у детей.
Программа показала высокую эффективность данного метода, как в отношении индивидуальной динамики детей, принимавших в ней участие, так и в отношении улучшения их состояния на фоне их сверстников, не получающих соответствующей помощи и поддержки. Эффективность наблюдается как в отношении страхов, так и в отношении самой тревоги, являвшейся целевым показателем нашего исследования.
Все поставленные перед нами задачи решены. Гипотеза исследования полностью подтверждена.
Фрагмент текста работы:
. Теоретические подходы изучения сказкотерапии как метода коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста
1.1 Общая характеристика старшего дошкольного возраста согласно отечественным и зарубежным периодизациям возрастного развития
Период старшего дошкольного возраста, с позиции психологии, является одним из важных в жизни ребенка и во многом предопределяет его дальнейшее психологическое развитие..
В дошкольном возрасте интересы ребенка от мира предметов переходят к миру общения и взаимодействия с взрослыми. Впервые психологически ребенок выходит за пределы своего узкого круга общения (семьи) и начинает познавать мир. Взрослый в данный возрастной период уже выступает не только как конкретное лицо, но и как некий образ. Социальная ситуация развития в дошкольном детстве: «ребенок – взрослый» (обобщенный, общественный)». Обобщенный взрослый – это носитель общественных функций, т.е. продавец, водитель, милиционер, воспитатель, дворник и т.д.
Классическая психологическая ситуация, складывающаяся в конце раннего детства, — феномен «Я сам». Внешне это выглядит так, что происходит противостояние «хочу» ребенка и «нельзя» взрослого. Ребенок стремится действовать самостоятельно, вести себя «как взрослый». Однако, современный мир слишком сложен и хаотичен, и прямое, непосредственное участие ребенка в большинстве видов труда, учитывая реальный уровень его развития, невозможно [14].
Все возникающие противоречия и модели поведения ребенок «примеряет на себя» через игру. Игровое действие свободно от каких-либо обязательных способов действия и поэтому носит чисто символический характер. В сюжетно-ролевой игре, характерной для школьного детства, ребенок берет на себя роль другого (чаще всего взрослого) и моделирует его действия, проигрывает эту воображаемую ситуацию.
Игра – это особая форма освоения реальной социальной действительности путем его воспроизведения. Она представляет собой тип символико-моделирующей деятельности. Игра как модель содержит в себе «культурный код» детского развития (В.П. Зинченко).
Ведущий тип деятельности в дошкольном возрасте – сюжетно-ролевая игра. Развитие сюжетной и содержательной сторон детской игры показывает все более глубокое проникновение ребенка в жизнь окружающих взрослых.
Сюжет – отражаемая в игре область действительности, которую ребенок наблюдает из-за дня в день. Разнообразие сюжетов возникает по мере увеличения границ взаимодействия ребенка с окружающим миром, знакомства с другими аспектами человеческой жизни: игра «в семью», «в доктора», «в магазин», «в догонялки» и т.д.
В старшем дошкольном возрасте, когда дети уже начинают читать, понимать суть прослушанной сказки или увиденного мультфильма, то в дальнейшем для своей игры они черпают идеи из мультфильмов, фильмов и книг (игры в куклу «Барби» или в супер героя «Бэтмана» и т.д.). Не зря говорят, что ребенок не слушает, что ему говорят, но повторят все, что видит в своем близком окружении. Поэтому через сюжет игры можно увидеть взаимоотношение ребенка в семье, его социальное положение в семье и если вдруг возникли какие-либо предположения об халатном или жестоком обращении с ребенком, то в данном случае все догадки проверяются и в случае подтверждения предположения начинается работа с семьей и ребенком.
Можно выделить главные линии влияния игры на развитие психики ребенка: в первую очередь, это развитие мотивационно — потребностной сферы: где идет ориентация на сферу человеческих взаимоотношений, смыслов и задач деятельности; формирование новых по содержанию мотивов, в частности это стремление к полезно – общественной, значимой деятельности; построение иерархии мотивов.