Часть дипломной работы на тему Сказка о царе Салтане
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
1. Введение. 2
2.
Художественно-историческая часть. 4
2.1
Историческая справка промысла. 4
2.2
Федеральный закон о «народных художественных промыслах». 17
3. Творческая часть. 25
3.1
Описание выбранной темы ВКР, углубленное изучение и исследование по теме ВКР 25
4. Графическая часть. 35
4.1
Выбор конструктивного решения авторского проекта. Описание композиции,
колористического решения. 35
6.2
Составление жизненного цикла и рекламы изделия. 42
Список
литературы. 52
Введение:
2. Художественно-историческая часть
2.1 Историческая справка промысла
Народные художественные промыслы
восходят к древности, к домашним промыслам и деревенскому ремеслу. Позже
образовались работающие на рынок кустарные промыслы, а также частные
мастерские, вовлечённые в систему капиталистического рынка и нередко не выдерживавшие
конкуренции фабричных товаров. В конце XIX — начале XX вв. во многих странах
началось возрождение народных художественных промыслов, в том числе и в России.
В нашей стране существует специальная государственная программа по поддержке и
возрождению исконно русских народных промыслов, в их числе: Хохлома, Гжель,
Жостовские подносы, Береста, шкатулки Федоскино, Самовары, Балалайки,
Городецкой росписи.
История русских лаков начинается с
конца XVIII в., когда купцом П.И. Коробовым недалеко от подмосковных Мытищ в
соседнем с Федоскино селе Данилкове было организовано предприятие по
изготовлению лаковых изделий из папье-маше. Вскоре промысел распространился по
всей округе.
В музейном собрании представлены
работы фабрики Лукутиных (преемников П.И. Коробова) и небольших крестьянских
мастерских селений Осташково, Жостово и других, расположенных в Троицкой
волости Московского уезда. Самые ранние произведения коллекции относятся к
середине XIX в.
Продукция подмосковных мастерских
стилистически однородна: коробочки, ларцы, портсигары, кошельки, табакерки из
папье-маше, украшенные живописными, реалистически трактованными миниатюрами с
ярко выраженной национальной тематикой. Роспись выполняли масляными красками и
покрывали лаком. Традиционные изображения «троек», «чаепитий», сцен из
крестьянской жизни, как правило, являлись свободными копиями станковых
живописных и графических работ русских художников.
Начиная со второй половины XX в.,
для федоскинского промысла стало характерным преобладание творческих работ с
романтико-поэтической трактовкой сюжетов. В произведениях мастеров
промысла широкое распространение получили темы революции, гражданской и Великой
Отечественной войн, освоения космоса и многие другие. В музее представлены
произведения таких известных федоскинских художников, как В.Д. Липицкий, М.С.
Чижов, Ю.В. Карапаев, Г.И. Ларишев, А.А. Толстов, В.С. Рогатов и др.
Искусство лаковой миниатюры в
Ивановской и Владимирской областях получило развитие только в советское время и
основывалось на сложившихся здесь традициях иконописания. Накопленный веками
опыт, оказавшийся ненужным после революции 1917 года, был с успехом реализован
в росписи небольших предметов из папье-маше: шкатулок, коробочек, пудрениц.
Первыми среди иконописных центров
лаковую роспись на папье-маше начали осваивать в Палехе, заимствовав технологию
изготовления форм у мастеров подмосковного Федоскина. Бывшим иконописцам
удалось разработать оригинальный стиль и технику лаковой живописи, найти свой
круг тем, сюжетов и образов. Новое искусство Палеха было основано на радостном,
праздничном отражении мира; декоративной трактовке сюжета, дополненного
орнаментом; условном решении пространства, красоте и изяществе образов. Все
это, гармонично сочетаясь с яркостью красок, блеском черного лака и золота,
создавало особый идеальный поэтический мир близкий и понятный каждому. Уже к
середине 1920-х годов лаковая миниатюра Палеха получила мировое признание.
Коллекции Палеха включают работы
почти ста художников с первых лет зарождения промысла до середины 2010-х
годов. Это не только лаковая миниатюра на папье-маше, но и живописные,
графические, монументальные произведения, эскизы театральных костюмов и
декораций. Разнообразие состава коллекции, высокий художественный уровень
большинства входящих в нее произведений позволяют отнести ее к числу наиболее
ярких и интересных.
Наиболее значимая часть палехской
коллекции – произведения 1920-1930 годов. В их числе пронизанные поэтическим
духом революционной романтики работы родоначальника лаковой живописи в Палехе
И.И. Голикова, а также произведения других выдающихся художников, чье
творчество заложило основы этого искусства: И.М. Баканова, И.П. Вакурова, А.В.
Котухина, И.В. Маркичева, И.И. Зубкова, Д.Н. Буторина, Н.М. Зиновьева, А.А.
Дыдыкина; работы их талантливых учеников и последователей.
В начале 1930-х
годов, вслед за Палехом, к миниатюрной живописи обратились мастера других,
расположенных неподалеку, иконописных центров – Мстёры и Холуя. При
очевидной стилистической близости этих трех промыслов, лаковая живопись
каждого из них обладает своими особенностями. Так в художественном
решении произведений Мстеры и Холуя не столь велика роль черного фона и золота,
сюжет, как правило, размещается на фоне пейзажа; колорит чаще строится в
близкой по тональности цветовой гамме; предметы и образы, особенно в ранних
произведениях, по своей трактовке и пропорциям ближе к реальным.
Холуй – один из центров развития
русской лаковой миниатюры наряду с Палехом, Мстерой и Федоскиным. Для каждого
из этих мест характерен свой стиль. Холуйская лаковая миниатюра считается самым
молодым из русских лаковых промыслов и ведет свою историю с 1934 года.
Прямой родоначальник лаковой
миниатюры – иконопись. В связи с близостью к монастырям она была широко развита
в Мстёре, Палехе и Холуе, которые до революции входили в состав Владимирской
губернии.
Холуй в этой тройке — самый древний.
Упоминание о нём относится к 1543 г. В 1613 году слобода была уже известна как
центр иконописи, часть ее была пожалована Дмитрию Пожарскому в благодарность за
освобождение Москвы от польских захватчиков. Другая же часть осталась за
Троице-Сергиевой Лаврой. («Есть такое село», с. 88).
Учёные считают, что, возможно,
первыми иконописцами были монахи Холуйского Троицкого монастыря, который
принадлежал Троице-Сергиевой лавре. Сохранился документ XVII века, где
архимандрит лавры Афанасий, даёт указание набрать в Холуе десять детей от 12 до
15 лет «острых и к понятию и к иконописному художеству надежных, обученных
грамоте, и, дав им в лавре покои, пищу и одежду, обучить живописи иеромонаху
Павлу». Благодаря этому свидетельству, Холуйскую иконописную школу можно
считать самой старшей среди остальных — палехской и мстёрской.
В другом источнике — царском указе
1667 года — говорится: «поселяне, не разумеющие почтения книг божественного
писания, пишут святыя иконы безо всякого рассуждения и страха» (И. Забелин.
Материалы для истории русской иконописи. «Временник имп. Моск. Общества истории
и древностей российских». М. 1850, стр. 86).
Жители Холуя, в отличие от мстёрцев
и палешан, легко отступали от строгих канонов иконописания, вносили в
изображения черты народного лубка. И всё же в скорописных холуйских иконах в
большей мере, чем в мстёрских и палехских, улавливаются глубинные народные
традиции владимиро-суздальских писем XIV века, что выражается в лаконизме и
образности изобразительного языка, в подчёркнутой монументальности композиции.
Заключение:
В ходе выполнения
моей выпускной квалификационной работы важно было применить весь полученный
опыт и навыки, полученные за время обучения. Проявить мастерство в написании
изделия не только классической техники, но и добавления в нее современных
тенденций. Так же важным аспектом можно выделить проделанную самостоятельную
работу в поиске и выборе материала, изделия, сюжета композиции, конструктивных
и колористических идей.
Определив
цели, сформулировав задачи и принципы выполнения диплома, я реализовываю данную
мне работу. В процессе выполнения работы углубляюсь в тему дипломной работы,
совершенствую навыки в данной направленности, ищу новые способы решения задач.
Результативность работы оценивается качественностью единством, последовательностью
и сроками выполнения дипломной работы.
В процессе
работы были выполнены поставленные цели и задачи дипломной работы, учитывая принципы
дипломной работы, которые привели к полному завершению дипломной работы.
Выполняя
свою дипломную работу, я старалась не копировать чисто механически, а больше
анализировать. Работа выполнялась с применением всех знаний и навыков,
полученных во время учебы. Углублённое изучение натуры, освоение технических
приёмов и способов выражения линией, формой и цветом, направленное на повышение
качества работы. Владение приёмами изобразительной грамоты расширяет и
углубляет творческие возможности.
В
выполнении росписи важен процесс технологии, который выполняется поэтапно, где
правильно нужно организовать рабочее место, охрану труда и технику
безопасности.
Кроме того,
живописная культура, которая обогащает восприятие натуры, развивает
любознательность.
Материал,
собранный в процессе подготовки и изготовления изделия, подтверждает, что тема
актуальна, проанализировав его можно сделать следующие выводы:
— по первой главе —
художественно-историческая справка об авторской композиции и росписи шкатулки
(папье-маше) в стиле лаковой миниатюрной живописи по мотивам «Сказки о царе
Салтане», история лаковой миниатюры Федоскино, подробно описываются основные
творческие этапы моей работы, даются важные сведения об холуйской росписи в
целом. Дается биографическая справка о художниках, рассказывается о композиции
и творческом замысле;
Технологическое обоснование
художественного изделия «Авторская композиция и роспись шкатулки (папье-маше) в
стиле лаковой миниатюрной живописи по мотивам «Сказки о царе Салтане» описана
техника росписи пластины, какие материалы и инструменты использовались в
дипломной работе.
Для
оформления шкатулки описан краткий обзор выбранного материала и технологий для
материального исполнения росписи шкатулки, дан расчет индивидуальной
себестоимости по данной работе, проведен анализ безубыточности, что экономически
обосновывает проектируемый проект росписи шкатулки. Выполненная мной работа
является конкурентоспособным, платежеспособным, прибыльным и перспективным
действием.
Данная
работа, была выполнена в стиле лаковой миниатюры. Актуальность темы композиции
на шкатулке, делает данное изделие востребованным в своей сфере. Изделие может
быть декоративно-функциональным. Вся композиция выглядит собранной, все части
ее сообщены друг с другом.
Представленная
дипломная работа прекрасно подойдет как подарочный вариант и послужит
замечательным украшением интерьера.
Фрагмент текста работы:
2. Художественно-историческая часть
2.1 Историческая справка промысла
Народные художественные промыслы
восходят к древности, к домашним промыслам и деревенскому ремеслу. Позже
образовались работающие на рынок кустарные промыслы, а также частные
мастерские, вовлечённые в систему капиталистического рынка и нередко не выдерживавшие
конкуренции фабричных товаров. В конце XIX — начале XX вв. во многих странах
началось возрождение народных художественных промыслов, в том числе и в России.
В нашей стране существует специальная государственная программа по поддержке и
возрождению исконно русских народных промыслов, в их числе: Хохлома, Гжель,
Жостовские подносы, Береста, шкатулки Федоскино, Самовары, Балалайки,
Городецкой росписи.
История русских лаков начинается с
конца XVIII в., когда купцом П.И. Коробовым недалеко от подмосковных Мытищ в
соседнем с Федоскино селе Данилкове было организовано предприятие по
изготовлению лаковых изделий из папье-маше. Вскоре промысел распространился по
всей округе.
В музейном собрании представлены
работы фабрики Лукутиных (преемников П.И. Коробова) и небольших крестьянских
мастерских селений Осташково, Жостово и других, расположенных в Троицкой
волости Московского уезда. Самые ранние произведения коллекции относятся к
середине XIX в.
Продукция подмосковных мастерских
стилистически однородна: коробочки, ларцы, портсигары, кошельки, табакерки из
папье-маше, украшенные живописными, реалистически трактованными миниатюрами с
ярко выраженной национальной тематикой. Роспись выполняли масляными красками и
покрывали лаком. Традиционные изображения «троек», «чаепитий», сцен из
крестьянской жизни, как правило, являлись свободными копиями станковых
живописных и графических работ русских художников.
Начиная со второй половины XX в.,
для федоскинского промысла стало характерным преобладание творческих работ с
романтико-поэтической трактовкой сюжетов. В произведениях мастеров
промысла широкое распространение получили темы революции, гражданской и Великой
Отечественной войн, освоения космоса и многие другие. В музее представлены
произведения таких известных федоскинских художников, как В.Д. Липицкий, М.С.
Чижов, Ю.В. Карапаев, Г.И. Ларишев, А.А. Толстов, В.С. Рогатов и др.
Искусство лаковой миниатюры в
Ивановской и Владимирской областях получило развитие только в советское время и
основывалось на сложившихся здесь традициях иконописания. Накопленный веками
опыт, оказавшийся ненужным после революции 1917 года, был с успехом реализован
в росписи небольших предметов из папье-маше: шкатулок, коробочек, пудрениц.
Первыми среди иконописных центров
лаковую роспись на папье-маше начали осваивать в Палехе, заимствовав технологию
изготовления форм у мастеров подмосковного Федоскина. Бывшим иконописцам
удалось разработать оригинальный стиль и технику лаковой живописи, найти свой
круг тем, сюжетов и образов. Новое искусство Палеха было основано на радостном,
праздничном отражении мира; декоративной трактовке сюжета, дополненного
орнаментом; условном решении пространства, красоте и изяществе образов. Все
это, гармонично сочетаясь с яркостью красок, блеском черного лака и золота,
создавало особый идеальный поэтический мир близкий и понятный каждому. Уже к
середине 1920-х годов лаковая миниатюра Палеха получила мировое признание.
Коллекции Палеха включают работы
почти ста художников с первых лет зарождения промысла до середины 2010-х
годов. Это не только лаковая миниатюра на папье-маше, но и живописные,
графические, монументальные произведения, эскизы театральных костюмов и
декораций. Разнообразие состава коллекции, высокий художественный уровень
большинства входящих в нее произведений позволяют отнести ее к числу наиболее
ярких и интересных.
Наиболее значимая часть палехской
коллекции – произведения 1920-1930 годов. В их числе пронизанные поэтическим
духом революционной романтики работы родоначальника лаковой живописи в Палехе
И.И. Голикова, а также произведения других выдающихся художников, чье
творчество заложило основы этого искусства: И.М. Баканова, И.П. Вакурова, А.В.
Котухина, И.В. Маркичева, И.И. Зубкова, Д.Н. Буторина, Н.М. Зиновьева, А.А.
Дыдыкина; работы их талантливых учеников и последователей.
В начале 1930-х
годов, вслед за Палехом, к миниатюрной живописи обратились мастера других,
расположенных неподалеку, иконописных центров – Мстёры и Холуя. При
очевидной стилистической близости этих трех промыслов, лаковая живопись
каждого из них обладает своими особенностями. Так в художественном
решении произведений Мстеры и Холуя не столь велика роль черного фона и золота,
сюжет, как правило, размещается на фоне пейзажа; колорит чаще строится в
близкой по тональности цветовой гамме; предметы и образы, особенно в ранних
произведениях, по своей трактовке и пропорциям ближе к реальным.
Холуй – один из центров развития
русской лаковой миниатюры наряду с Палехом, Мстерой и Федоскиным. Для каждого
из этих мест характерен свой стиль. Холуйская лаковая миниатюра считается самым
молодым из русских лаковых промыслов и ведет свою историю с 1934 года.
Прямой родоначальник лаковой
миниатюры – иконопись. В связи с близостью к монастырям она была широко развита
в Мстёре, Палехе и Холуе, которые до революции входили в состав Владимирской
губернии.
Холуй в этой тройке — самый древний.
Упоминание о нём относится к 1543 г. В 1613 году слобода была уже известна как
центр иконописи, часть ее была пожалована Дмитрию Пожарскому в благодарность за
освобождение Москвы от польских захватчиков. Другая же часть осталась за
Троице-Сергиевой Лаврой. («Есть такое село», с. 88).
Учёные считают, что, возможно,
первыми иконописцами были монахи Холуйского Троицкого монастыря, который
принадлежал Троице-Сергиевой лавре. Сохранился документ XVII века, где
архимандрит лавры Афанасий, даёт указание набрать в Холуе десять детей от 12 до
15 лет «острых и к понятию и к иконописному художеству надежных, обученных
грамоте, и, дав им в лавре покои, пищу и одежду, обучить живописи иеромонаху
Павлу». Благодаря этому свидетельству, Холуйскую иконописную школу можно
считать самой старшей среди остальных — палехской и мстёрской.
В другом источнике — царском указе
1667 года — говорится: «поселяне, не разумеющие почтения книг божественного
писания, пишут святыя иконы безо всякого рассуждения и страха» (И. Забелин.
Материалы для истории русской иконописи. «Временник имп. Моск. Общества истории
и древностей российских». М. 1850, стр. 86).
Жители Холуя, в отличие от мстёрцев
и палешан, легко отступали от строгих канонов иконописания, вносили в
изображения черты народного лубка. И всё же в скорописных холуйских иконах в
большей мере, чем в мстёрских и палехских, улавливаются глубинные народные
традиции владимиро-суздальских писем XIV века, что выражается в лаконизме и
образности изобразительного языка, в подчёркнутой монументальности композиции.