Специальное дефектологчиеское отделение. Профиль логопедия Часть дипломной работы Педагогика/Психология

Часть дипломной работы на тему Сказка как средство развития диалогической речи старших дошкольников с ОНР

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

План:

1 Глава. Теоретические основы
развития диалогической речи детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи

1.1. Психолого-педагогическая
характеристика детей дошкольного возраста с ОНР

1.2. Особенности развития
диалогической речи у детей дошкольного возраста с ОНР;

1.3. Педагогические условия
образовательной организации для развития диалогической речи детей 6–7 лет с
общим недоразвитием речи;

Глава 2. Цель, задача, методика и
организация исследования

2.1. Этапы и организация исследования
особенностей диалогической речи у детей 6–7 лет с ОНР

2.2. Определение уровня развития
диалогической речи у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи

2.3. 
Проектирование развития диалогической речи у детей шестого года жизни с
общим недоразвитием речи посредством применения в логопедической работе
элемента «сказка».

2.4. Динамика развития диалогической
речи у детей 6–7 лет с ОНР

  

Введение:

 

Как в практической, так и в
теоретической части логопедической работы остается актуальной проблема развития
диалогической речи детей. Это связано с тем, речь – это средство общения и
орудие мышления, которая возникает и развивается в процессе общения.

С точки зрения отечественных
психологов (Л.С. Выготский [9], А.В. Запорожец [40], А.Н. Леонтьев [25], М.И.
Лисина [27], С.Я. Рубинштейн [42], А.Г. Рузская [43], Д.Б. Эльконин [47] и др.)
 наиболее важным условием развития ребенка
выступает как раз общение, которое влияет на формирования личности, являясь
ведущим видом человеческой деятельности, который направлен на познание и оценку
себя самого.

В исследованиях некоторых психологов
(А.В. Запорожца, М.И. Лисиной), ранее других психических процессов возникает
общение, присутствующее во всех видах деятельности. Общение влияет как на
речевое, так и на психическое развитие ребенка, формируя личность в целом [40].
Диалог – наиболее генетически ранней форма коммуникативной речи. Традиционно он
происходит через обмен партнеров высказываниями-репликами. Исследования О.М.
Вершиной [5], В.П. Глуховa [12], О.Я. Гойхман [15] и др., которые
сконцентрированы на диалоге как становлении языковой компетенции ребенка, определили
активизацию познавательно-мыслительных процессов путем диалогической формы
общения. Соответственно при дефиците общения идет процесс замедления темпа
развития речи и других психических процессов. Также по мнению Н.С. Жукова [18],
Е.М. Мастюкова [19], С.А. Миронова [34] и др. наблюдается обратная зависимость,
когда недоразвитие речевых средств снижает уровень самого общения.

На сегодняшний день понятие развитие
детской диалогической речи некоторым образом меняется. В исследованиях В.В.
Ветровой [39], С.А. Мироновой [35], которые затрагивают область онтолингвистики
обнаружено, что дети, как правило, начинают общение через деятельность,
совместную со взрослыми и сверстниками. Такой как предметная, игровая и
продуктивная деятельность. Тем самым являясь частью сложной системы коммуникативно-деятельностного
взаимодействия. Следовательно, формирование и развитие диалектической речи
происходит у ребенка одновременно с развитием различных видов предметно-практической
совместности деятельности со сверстниками и взрослыми.

С самых первых дней жизни в процесс
диалога вовлекают детей взрослые. Такой опыт языкового общения со взрослым дети
потом переносят на общение со сверстниками. В старшем дошкольном возрасте детям
важно, чтобы на них обратили внимания их сверстники в непосредственной
предметно-практической деятельности. Детям же с общим недоразвитием речи (ОНР)
трудно объяснить сверстникам свои цели и задачи в игровой деятельности,
испытывая трудности в общении [35].

У таких детей развитие процесса
психического развития и коммуникативных навыков задерживается по причине речевых
нарушений. Отсюда следует, что задерживается процесс формирования общения, что не
способствует развитию речемыслительной и познавательной деятельности, препятствуя
овладению знаниями [39].

Помимо этого, у детей с ОНР возникают
проблемы в фонетическом восприятии родной речи, ее грамматическом строе,
лексическом составе, что отрицательно влияет на подготовку детей к школе и
дальнейшему обучению.

Тем ни менее проблема преодоления
ребенком с ОНР фонетико-фонематических, лексико-грамматических нарушений и
формирования связной речи еще недостаточно изучена. Недостаточно исследований
направлено на изучение коммуникативно-деятельностного взаимодействия детей с
ОНР со сверстниками и взрослыми через диалог, диалогическую речь.

До сих пор остается не ясной роль
игры в коррекционно-развивающем процессе при существующей организации
воспитательного процесса в логопедических группах. Существует проблема
фрагментарного использования игр-драматизаций наряду с игровыми приемами и дидактическими
играми в логопедической практике. Таким образом, воспитатели логопедических
групп испытывают недостаток в методических разработках игр-драматизаций для
детей с ОНР.

Это и определило выбор темы исследования:
«Сказка как средство развития диалогической речи у детей старшего дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи».

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

 

Фрагмент текста работы:

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ 6–7 ЛЕТ С ОНР

1.1.
Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с ОНР

Проблемой общего недоразвития речи
занимались многие исследователи, среди них Л.С. Волкова [6], Л.Н. Ефименкова,
Н.С. Жукова [18], Р.Е. Левина [24], Т.Б. Филичева [46] и др.

В исследованиях Л.С. Волковой [6],
Н.С. Жуковой [18] доказано, что у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) наблюдается
нарушение формирования всех компонентов речевой системы в их единстве (звуковая
структура, фонематические процессы, лексика, грамматическая структура,
смысловая сторона речи). В то же время у таких детей сохраненный первичный
интеллект и нормальный слух. При OHP наблюдается позднее начало речи, скудный словарный
запас, аграмматизмы, дефекты произношения и формирование фонематического слуха
искажено.

Р.Е. Левина [24] отмечает, что
недоразвитие речи у детей может выражаться в разной степени: от полного
отсутствия речи или ее состояния лепетания до увеличения речи, но с элементами
фонетического и лексико-грамматического развития. Согласно классическому
подходу уровни ОНР делятся на три типа уровней:

1-ый — наиболее глубокие степени
нарушений;

2-ой –степени нарушения также
глубокие, но не настолько как в первом уровне;

3-ий — отдельные пробелы в развитии
звуковой стороны речи, словарного запаса и грамматической структуры.

Этим детям характерны типичные
проявления, указывающие на системное нарушение речи. Таких детей трудно понять,
речь их спутана и не выразительна. Также ярко выражен дефицит речевой
активности, который с течением времени без специальной подготовки прогрессирует.
Детям также характерно критическое отношение к своему недостатку.

Отсутствие полноценной речевой
деятельности играет огромную роль в формировании у детей сенсорной,
интеллектуальной и аффективно-произвольной сфер. При недостатке речевой
деятельности эти развитие этих сфер затормаживается. У детей наблюдаются нестабильность
внимания, рассеянность.

Понижается уровень запоминаемости при
вполне нормальной смысловой, логической памяти. Отмечается низкая
запоминаемость инструкций, элементы и последовательности задач [24].

У детей с ОНР может наблюдаться одновременно
с низкой способностью вспоминать также низкая познавательная активность.
Взаимосвязь языковых расстройств и иных аспектов психического развития
формирует специфические особенности мышления детей с ОНР.

Такие дети в целом имеют полную способность
для овладения умственными операциями, поддающиеся их возрасту, но отстают в
развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом
овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. У детей с ОНР
наблюдается соматическая слабость, задержка двигательной активности: плохая
координация движений, снижение скорости и ловкости исполнения, неуверенность в
выполнении измеряемых движений. Наиболее сложно детям с ОНР выполнять движения
по словесной инструкции [26].

Также эти дети отличаются от своих
нормально развивающихся сверстников ориентацией в пространстве и времени,
нарушают последовательность действий и пропускают ее компоненты (мяч из одной
руки в другую путем перекатывания, передача мяча на короткое расстояние, удары
о землю мяча, движения под музыку в заданном ритме, прыжки попеременно на левой
и правой ноге). У детей с ОНР также нередко нарушена координация пальцев и рук,
слаборазвита мелкая моторика. Анализ уровня ОНР необходим для выявления
атипичных проявлений в развитии у детей с ОНР по сравнению с нормально
развивающимися детьми. А также для определения их компенсаторного фона.

По классификации Р.Е. Левиной [14] проявления
общего недоразвития речи выявляются по следующим критериям: от полного
отсутствия средств общения до развернутых форм речи, согласующихся с элементами
фонетико-фонематической и лексико-грамматической недоразвитости.

Выдвинутый подход Р.E. Левиной [24] дает
возможность отойти от характеристик индивидуальных проявлений речевых нарушений
и охарактеризовать специфику аномального развития речи ребенка по ряду
параметров, которые отражают состояние звуковых сред и коммуникативных
процессов.

У каждого уровня ОНР прослеживается
взаимосвязь между первичным дефектом и вторичными проявлениями, проявляющихся в
задержке развития речи и языковых компонентов. Чем выше уровень, тем менее
заметны проявления в отставании языкового развития, активируется словарный запас,
гораздо реже встречаются аграмматизмы, более полными и развёрнутыми становятся
предложения, повышается понимание обращенной речи.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы