Часть дипломной работы на тему Система заданий по формированию грамотного письма на уроках русского языка в 5 классе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1.1.Учет психолого-педагогических особенностей учащихся 5 класса при формировании грамотного письма 4
1.2. Содержание навыков грамотного письма и процесс их формирования 7
1.3.Особенности формирования навыков грамотного письма на уроках русского языка в 5 классе 9
Выводы по 1 главе 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24
Введение:
Письменная речь, как одна из форм речевой деятельности, является важным средством коммуникации и получения знаний, особенно в период школьного обучения. Полноценное освоение им является не только образовательным, но и социальной задачей, поскольку социальная функция усвоения норм правописания заключается в овладении орфографической грамотности, которая является одним из условий культурного образования человека. Формирование умения учащихся 5 классов грамотно и последовательно формулировать свои мысли в письменной форме является важным компонентом всего процесса обучения.
Отсутствие в литературе единых взглядов ученых по поводу указанных навыков в контексте письменной речевой практики и связь с другими компонентами этого вида деятельности дал основание для выделения психолого-педагогических особенностей учащихся 5 класса с учетом последовательности привлечения компонентов орфографических навыков и их взаимосвязей.
Предмет исследования: особенности заданий по формированию грамотного письма на уроках русского языка в 5 классе.
Объект исследования: формирование грамотного письма на уроках русского языка в 5 классе.
Цель работы — охарактеризовать особенности заданий по формированию грамотного письма на уроках русского языка в 5 классе.
Цель работы предусматривает решение таких задач:
— Рассмотреть учет психолого-педагогических особенностей учащихся 5 класса при формировании грамотного письма.
— Определить содержание навыков грамотного письма и процесс их формирования.
— Охарактеризовать особенности формирования навыков грамотного письма на уроках русского языка в 5 классе.
Фрагмент текста работы:
1.1. Учет психолого-педагогических особенностей учащихся 5 класса при формировании грамотного письма
В процессе формирования коммуникативных умений учащихся 5 классов необходимо учитывать психологические изменения в познавательной деятельности младших подростков (учащиеся 11-12 лет), их потребности самопознания, самоутверждения, самосовершенствования, самооценки.
Учащийся 5-6 класса, возраст – 10-12 лет. Возраст, пограничный между детством и отрочеством, — вот пространство и время педагогических действий по организации перехода от начальной к основной ступени образования. Такой длинный переходный интервал выделен в связи с тем, чтобы избежать совпадения двух кризисов, один из которых связан со спецификой переходного периода (возрастной кризис), а другой — с некоторыми ошибками в организации процесса обучения (условно-педагогический кризис). Один из них провоцирует противоречия этого этапа развития ребенка «изнутри», а другой – «извне» [1] .
Теперь охарактеризуем существенные психолого-педагогические особенности обучающихся, начинающих обучение в средней школе. В связи с началом этапа полового созревания происходят существенные изменения в познавательной сфере младшего подростка: замедляется темп его деятельности, на выполнение определенной работы теперь школьнику требуется больше времени. Дети чаще отвлекаются, неадекватно реагируют на замечания, иногда ведут себя вызывающе, бывают раздражены, капризны, их настроение часто меняется. Это является причиной замечаний, наказаний, приводит к снижению успеваемости и конфликтам во взаимоотношениях. Учитель должен знать, что все эти особенности объективны и они быстро пройдут и не окажут отрицательного влияния, если педагог найдет целесообразные щадящие методы и формы взаимодействия с ребенком.
В организации процесса обучения пятиклассников, прежде всего, следует адаптировать учащихся при переходе к кабинетной системе обучения. В сегодняшней школе изменение форм обучения происходит «рывком»: вместо одного учителя начальной школы, который один строил с каждым ребенком и его семьей разносторонние отношения, появляется много учителей-предметников, отношения которых с учеником и его родителями становятся, как правило, ситуативны и касаются в основном вопросов успешности или поведения на уроках. Вместо одного кабинета, появляется кабинетная система.
Есть немало житейских обстоятельств, объясняющих и падение успеваемости при переходе учащихся из начальной в основную школу.
С началом обучения в основном звене обнаруживается учебная несамостоятельность выпускников начальной школы, особенно в работе с текстами. Дело, в том, что в начальной школе преобладает устная работа, развертывающаяся как диалог, в основе которого лежит общеклассная работа с текстом учебника. Работа с другими письменными источниками информации в начальной школе еще по-настоящему не развернута. Резкое изменение характера учебного общения с приводит многих детей к трудностям понимания учебного содержания, к нарушению взаимодействия в системе «учитель – ученик» [4,с.43].
Период ознакомления с учебной деятельностью, овладение начальными знаниями, способами и методами действий усиливается развитием интеллектуальной, познавательной, коммуникативной активности и учебной самостоятельности ученика, формированием качественно новой мотивации учебной работы, направленной на овладение различными способами поиска необходимой информации, активизации исследовательской деятельности.
По исследованиям психологов (Божович Л., Драгунова Т., Эльконин Д., Кон И., Кле М., Липкин А, Реан А.) установлено, что младший подростковый возраст является сензитивным периодом для формирования коммуникативных умений. Он определяется важными новообразованиями: наличие особой потребности в общении, становление самооценки, возникновение чувства взрослости как особой формы самосознания, развитие способности к рефлексии, стремление к установлению и расширению социальных и коммуникативных контактов [5].
Прогрессивных изменений в учащихся 5 классов испытывают процессы памяти: запоминание, заучивание, воспроизведение, припоминание, узнавание. Развитие памяти происходит в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышления. Ведущей в течение процессов запоминания и воспроизведения становится умственная деятельность, осуществляемая языковыми средствами.
Роль умственной деятельности проявляется в развитии сознательной целеустремленности запоминания, в росте его производительности относительно абстрактных суждений и понятий, выраженных в словесной форме. Изменяются и способы припоминания, в частности посредством письменного плана, который помогает обдумать, анализировать, оживлять нужные ассоциации. На осмысленное запоминание младшими подростками материала влияет уровень развития их речи. Поэтому полезны задания, предусматривающие словесное описание, рассуждение, объяснение ученика своими словами определенного понятия или явления, его графическое воспроизведение, доказывания, обоснования или опровержения приведенных положений и тому подобное [5].
В современной методической литературе различают письмо и письменную речь. Некоторые исследователи используют только термин «письмо», подчеркивая его узкое или широкое значение. Разделение это связано с особенностями механизма письма, которое состоит из двух этапов:
1) составление слов с помощью букв;
2) формирования письменных сообщений, в состав которых входят слова, словосочетания и тому подобное [8].
Обучение письму (то есть обучение письму и письменной речи) включает как работу над техникой письма (графика, орфография, пунктуация), так и письменным выражения мыслей (продукт письменной речи).
С точки зрения психологии, протекание письменной речи тяжелое и разнообразное. Письменная речь как способ формирования и формулирования мыслей основывается на использовании лингвистических знаков, закрепленных в нервных связях коры головного мозга в виде зрительных и руко-моторных образов, которые действуют в совокупности со слуховыми и речедвигательными образами. У детей при обучении письменной речи дополнительно к звуковым образам, создаются графические образы слов. Зрительно-графические образы имеют руко-моторные параллели, которые контролируются двигательным механизмом пишущей руки [2].
С точки зрения психолингвистики, письменная речь является видом речевой деятельности, которая состоит из отдельных действий, базирующихся на операциях. Деятельность в целом реализует мотив человека, отдельные действия направляются на достижение целей для реализации мотива, а операции обусловливают использование способов действий, обеспечивающих их оптимальное выполнение [2].
Итак, понятие «речевая деятельность», выступает как форма активного целенаправленного взаимодействия человека с окружающим миром, которая стала результатом потребности как предпосылки такой деятельности. Деятельность всегда полностью осознана и мотивирована. Человек четко понимает, для чего она выполняет ту или иную деятельность, и ее побуждает эту деятельность выполнять.