Часть дипломной работы на тему Система вспомогательных договоров при осуществлении воздушных перевозок
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
Глава 1. Общие вопросы перевозки воздушным
транспортом 4
1.1. Понятие и правовая природа вспомогательных
договоров 4
1.2. Основные и вспомогательные договора в
воздушных перевозках 11
1.3. Специфика договоров при осуществлении
воздушных перевозок 16
Глава 2. Заключение и исполнение вспомогательных
договоров 36
2.1. Заключение вспомогательных договоров при
осуществлении воздушных перевозок 36
2.2 Права и обязанности сторон по вспомогательным
договорам при осуществлении воздушных перевозок 42
2.3. Ответственность сторон и санкции по
вспомогательным договорам воздушной перевозки 50
2.4. Подсудность и подведомственность в
вспомогательных договорах при осуществлении воздушных перевозок 55
2.5. Расторжение вспомогательных договоров при
осуществлении воздушных перевозок 60
Глава 3. Проблемы вспомогательных договоров и их
решения при осуществлении воздушных перевозок 68
3.1 Проблемы заключения, изменения и прекращения
вспомогательных договоров при осуществлении воздушных перевозок 68
3.2. Решение проблем и перспективы
совершенствования вспомогательных договорных отношений при осуществлении
воздушных перевозок 76
Заключение 84
Список использованных источников 88
Введение:
Актуальность исследования. Воздушный транспорт является одним
из новейших видов транспортного соединения, однако присущие ему характеристики
выделяют его среди других видов транспорта и уступают ему, благодаря чему
количество сфер применения воздушного транспорта только увеличивается, а общая
доля грузооборота и пассажиропотока постепенно повышается. Учитывая специфику этого вида транспорта, то именно пути его
движения — воздушные коридоры, проходящие через воздушные границы разных стран,
пространство мирового океана и т.п., обусловили необходимость формирования
особой базы нормативно-правового регулирования перевозок в международном
воздушном сообщении, которая выходила бы из существующих основ международных
отношений государств и обеспечила имплементацию и развитие в национальных
законодательствах.
Специфика правового регулирования воздушных перевозок как
самостоятельного вида исследовалась в работах таких авторов: Маркевич
Н.В., Асаул М.А., Выгодянский А.В.,
Плужников К.И., Чунтомова Ю.А., Лебедева М.Ю., Абакумов Н.В., Киченина В.С.,
Семенов А.В. и др.
Цель и задачи исследования.
Исходя из современного состояния научного исследования проблемы, цель
работы заключается в определении особенностей построения правоотношений по
договору перевозки воздушным транспортом и их нормативному и договорному
регулированию. Достижение цели
обусловило постановку следующих основных задач:
— определение понятия и правовой природы вспомогательных
договоров;
— рассмотрение классификации договоров в сфере воздушных
перевозок;
— исследование
специфики договоров при осуществлении воздушных перевозок
— рассмотрение заключения вспомогательных договоров при
осуществлении воздушных перевозок;
— определение прав и обязанностей сторон по вспомогательным
договорам при осуществлении воздушных перевозок;
— определение ответственности сторон и санкции по
вспомогательным договорам воздушной перевозки;
— характеристика подсудности и подведомственности в
вспомогательных договорах при осуществлении воздушных перевозок.
Объектом исследования являются отношения,
складывающиеся при применении вспомогательных договоров перевозки воздушным
транспортом.
Предметом исследования является правовые
основы договора перевозки воздушным транспортом.
Методами исследования является теория познания социально-правовых
явлений, а также научные принципы и концептуальные положения, разработанные
специалистами в воздушного транспорта.
На всех этапах исследования широко использовались такие методы научного
познания как наблюдение, сравнение, анализ, аналогия, индукция, дедукция и
другие.
Структура исследования. Данная работа состоит из введения,
двух глав, которые в свою очередь делятся на параграфы, заключения и списка
использованных источников.
Заключение:
В
ходе данного исследования было проанализировано
становление правового регулирования перевозки пассажира и багажа воздушным
транспортом; охарактеризовано правовое регулирование перевозки
пассажира и багажа воздушным транспортом в современной России; раскрыто понятие договора
перевозки пассажира и багажа воздушным транспортом; установлены субъекты
договора перевозки их права и обязанности; проанализирована судебная практика по спорам, вытекающим из договора
перевозки пассажира воздушным транспортом.
Проанализировав становление правового регулирования перевозки
пассажира и багажа воздушным транспортом, рассмотрены основные нормативные акты, регулировавшие
деятельность данной сферы. В каждом из них были детально регламентированы
обязанности перевозчика по перевозке пассажира и багажа. Благодаря жесткой
регламентации правил со стороны государства, пассажир и его права были защищены
законом. А единая работа перевозчика с государством, приводила к отлаженной
работе специалистов и бесперебойной перевозке пассажиров и багажа по всей
территории СССР.
Охарактеризовав
современный этап правового регулирования перевозки пассажира и багажа воздушным
транспортом в Российской Федерации необходимо отметить, что система правового регулирования перевозок
пассажира и багажа воздушным транспортом имеет широкую законодательную базу и
насыщенную историю. На
данный момент сфера перевозок пассажира и багажа регулируется больше
диспозитивными нормами, в отличие от императивных норм, которые имели
административное начало. Данный фактор дает более широкую возможность регулировать
перевозку пассажира и багажа воздушным
транспортом, договорными отношениями.
По договору воздушной
перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в
пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем
рейс, указанный в билете, а в случае сдачи пассажиром воздушного судна багажа
обязуется доставить багаж в пункт назначения и выдать пассажиру воздушного
судна или управомоченному им на получение багажа лицу. К провозным документам
относится багажная квитанция, зарегистрированного багажа или ручной клади. В случае вынужденного отказа пассажира от
воздушной перевозки в связи с болезнью пассажира или члена его семьи либо
близкого родственника, возможен полный возврат его стоимости.
Вспомогательные транспортные договоры являются
самостоятельной группой транспортных договоров наряду с основными. Однако в законодательстве РФ в отличие от
законодательства других стран, такие договоры не получили должного
признания. Поскольку значение этих
договоров в динамике обязательств перевозки растет, то представляется
целесообразным закрепить понятие вспомогательного транспортного договора на
законодательном уровне. Авиационные перевозки делятся на внутренние перевозки и
международные перевозки. Внутренние
перевозки — это перевозки, при которых пункт отправления и пункт назначения
находятся на территории одного государства и перевозки не предусматривает
остановки на территории другого государства. Международные перевозки — это перевозки, осуществляемое в
соответствии с договором международной воздушной перевозки, при которой пункт
отправления и пункт назначения независимо от наличия перегрузки или перерыва в
перевозке расположены: на территории двух государств, на территории того же
государства, если предусмотрена остановка на территории другого
государства. Отдельно определяется так
называемое смешанное перевозки — перевозки пассажира, багажа или груза,
осуществляемое перевозчиками различных видов транспорта.
Таким образом, юридическая природа договора воздушной
перевозки и его место в договорном праве РФ занимает одно из основных
положений:
— во-первых, он может
быть, как двусторонним, так и трехсторонним (в отдельных случаях третьей
стороной в форме присоединения выступает грузополучатель); — во-вторых, договор воздушной перевозки является
возмездным; — в-третьих, договор,
рассматривается, является устным, а не письменным, и несоблюдение требований по
оформлению не влияет на его силу; — в-четвертых, в отличие от договора воздушной перевозки
груза, который является реальным, договор воздушной перевозки пассажира
является консенсуальным публичным договором, а также договором присоединения; — в-пятых,
международное право не требует письменного закрепления в договоре воздушной
перевозки всех существенных условий, не устанавливает никаких правовых
последствий отсутствия в перевозочном документе даже таких условиях требуемых.
Среди источников регулирования воздушных перевозок можно
указать на Гражданский кодекс, международно-правовые акты, двусторонние
международные соглашения о воздушном соединении; к специальным источникам —
Воздушный кодекс РФ, подзаконные нормативные акты, регулирующие воздушные
грузовые перевозки. В РФ при осуществлении авиаперевозок руководствуются
многосторонними, двусторонними договорами о воздушном обслуживании, а также
Воздушным кодексом, в котором указано, что регулярные международные полеты
воздушных судов, при которых воздушные суда пересекают государственную границу
РФ и другого государства, осуществляются на основании межгосударственных
договоренностей и международных соглашений. Заключение договора заключается в достижении между сторонами
согласия по всем его существенным условиям в надлежащей форме.
Законодательством закреплено модус надлежащего исполнения обязательства
по перевозке пассажира путем возложения на перевозчиков и пассажиров прав,
обязанностей и запретов. Руководствуясь нормами законодательства РФ, можно выделить
следующие виды ответственности авиаперевозчика по договору перевозки груза:
ответственность за просрочку в доставке, ответственность за непредоставление
транспортного средства, ответственность за утрату, недостачу, порчу или
повреждение груза.
Важным вопросом является непосредственно механизм разрешения
споров между пассажиром и авиаперевозчиком, который определяется Монреальской
конвенцией. Независимо от основания иска
(договор, конвенция, правонарушение) иск может предъявляться истцом лишь на
условиях и в пределах объемов, предусмотренных конвенцией. Для того, чтобы привлечь авиаперевозчика к
ответственности, истец должен, в первую очередь, сделать своевременное
возражение, поскольку, например, принятие багажа или груза получателем без
возражений означает, если не будет доказано обратного, то багаж или груз
считается доставленным должным образом согласно условиям договора.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Общие вопросы
перевозки воздушным транспортом
1.1. Понятие и правовая
природа вспомогательных договоров Традиционно в научной и учебной литературе транспортные
договоры делятся на основные и вспомогательные.
Основные транспортные договоры опосредствуют главную сферу
взаимоотношений транспортных организаций и клиентуры (договоры о перевозке
пассажиров, грузов, багажа и почты, договоры буксировки). Вспомогательные
договоры способствуют нормальной организации перевозочного процесса (договоры
на организацию перевозок, транспортного экспедирования, на эксплуатацию
подъездных путей, подачу и уборку вагонов, узловые соглашения и т.п.). Такое разделение транспортных договоров
является естественной классификацией.
Ведь в соответствии с характером оснований, используют при делении
понятия, различают два вида классификации: естественную и искусственную. Если классификация
осуществляется на основании существенных признаков объекта исследования, то
такая классификация называется естественной.
Если же классификация осуществляется на основании несущественных признаков
объекта, то она называется искусственной[1]. В случае разделения
транспортных договоров используется такой критерий как целевая направленность
или цель договора. Так, основные
транспортные договоры направлены на осуществление перемещения определенного
объекта. Тогда как вспомогательные
договоры — на обеспечение заключения и / или выполнения основных транспортных
договоров. То есть назначением таких
договоров является регулирование организационных отношений с целью создания в
дальнейшем условий для возникновения и / или осуществления отношений
перевозки. Поэтому вспомогательные
транспортные договоры называют организационными. Стоит отметить, что тема организационных договоров не
является новой в юридической науке. Она
активно развивалась, начиная с середины прошлого века. Основателем теории организационных договоров
считается М. А. Асаул, впервые акцентировал внимание на необходимости выделения
организационных неимущественных отношений и предложил выделить договоры, в
которых первенство имеют организационные основы[2]. По мнению ученого,
организационные отношения имеют ряд особенностей. Содержание организационных отношений состоит
из организационных действий (неимущественных, неличных, нетрудовых и др.),
направленных на упорядочение (нормализацию) отношений. Такие отношения имеют объектом благоустройство отношения, а
целью — организованность соответствующего акта (процесса). Такая позиция нашла как поддержку, так и
резкую критику. Одним из основных
отрицательных доказательств существования организационных отношений было то,
что они не названы среди объектов регулирования гражданского права наряду с
личными неимущественными и имущественными отношениями.
Отрицать необходимость выделения организационных отношений
пытался А. В. Выгодянский, отмечал, что определенная организованность
характерна для любых общественных отношений, а для организационных — это лишь
конститутивный элемент (промежуточный момент) в их становлении и развитии. Хотя в своих дальнейших работах он отмечал, что
организационные отношения необходимы и важны, например, при заключении
договоров, оформлении наследства, издании доверенности и тому подобное. В то же время за такой трактовки,
организационные отношения понимаются слишком широко. Ведь любые правоотношения в силу своей урегулированности
нормами права предусматривают определенную организованность[3]. Указанную концепцию считал ошибочной К.И. Плужников,
отмечая, что организованность — неотъемлемое свойство общественных явлений, а
А.А. Асаул, ссылаясь на конкретные
способы правовой организации отдельных имущественных отношений, отделяет ее от
последних и объявляет особым гражданско-правовым отношением[4]. Гораздо большую
поддержку и дальнейшее развитие получила другая позиция о наличии среди
гражданско-правовых отношений организационных и соответственно выделении группы
организационных договоров. Ее
сторонниками в разные периоды были М.И.
Брагинский С.А. Тюрина, С.Ю. Мороз, Е.Б.
Подузова, А.Ю. Сафонова,
Е.А. Суханов, Р И. Ташьян, А.И. Хаснутдинов и многие другие. Концепция
организационных транспортных договоров нашла лишь частичное закрепление на
законодательном уровне в РФ. Легального
определения понятия вспомогательного транспортного договора нет. Однако регулируется один из самых
распространенных разновидностей организационных договоров — долгосрочный. Так, в ст. 798
Гражданского кодекса РФ закреплено понятие и намечена сфера применения
долгосрочного договора. Отдельные виды
вспомогательных транспортных договоров регулируются подзаконными
нормативно-правовыми актами. В отличии
от национального законодательства РФ, законодательство многих стран закрепляет
дефиницию организационных договоров и определяет их особенности [5]. Так, по законодательству США организационные договоры
предназначены для установки исключительно долгосрочных отношений. Поэтому в таких договорах значительный
интерес имеют обе стороны. Например, в
штате Делавэр разработана концепция организационных договоров, в соответствии с
которой такой договор состоит из двух частей:
1) стандартная генеральная договоренность, определяет
границы совместной деятельности сторон и основные направления их
сотрудничества; 2) связанные с генеральной дополнительные договоренности,
которые заключаются для организации отношений в каждой конкретной
ситуации. Дополнительные договоренности содержат подробную информацию
об обязательствах партнеров и выделении средств. Они являются гибкими и могут предусматривать
изменение обязательств. Турецким законодательством закреплено понятие
организационного договора, под которым понимают глобальный договор, являющийся
стратегической инициативой для предприятия, направленных на долгосрочные
партнерские отношения, согласование их деятельности и стратегии на будущую
деятельность. В законодательстве Австралии также упоминается об
организационных договоров. Так, для организации долговременного сотрудничества
между сторонами может быть заключен организационный договор, одновременно его
условия не могут быть изменены в будущем, даже по взаимной договоренности
контрагентов. Организационные договоры известны в договорной практике и
праве Великобритании. Однако для
английского законодательства характерен формальный подход к определению
сущности организационного договора, урегулированного нормами общего права, без
четкого определения понятия этого вида договора и его существенных
условий. Более того, организационные договоры могут быть заключены и
в устной форме. Так, если контрагенты
договорятся об осуществлении взаимных прав и обязанностей, то организационный
договор считается заключенным и подлежит судебной защите. Основным источником законодательства, регулирующего договора
в праве Индии, является Индийский закон 1972 года. Суть договора в соответствии с индийским законодательством
сводится к таким аспектам: потенциальные контрагенты договариваются о том, что
в будущем заключается любой договор, предварительно согласовывают его
существенные условия (срок заключения, цена договора, его предмет,
ответственность за невыполнение), то есть организационный договор является своеобразным
договором-обещанием. Он вступает в силу с
момента заключения, является обязательным для сторон и по общему правилу такой
договор нельзя отменить или изменить условия будущего договора. За неисполнение договора-обещания стороны
несут предусмотренную законом ответственность. Следовательно, понятие организационного договора, его
содержание и трактовка зависит от особенностей национальной правовой системы и
правоприменительной практики. Отсутствие
закрепленного понятия вспомогательных (организационных) транспортных договоров
на законодательном уровне создает почву для научных дискуссий. Так, по мнению М. Ю. Лебедевой есть общее понятие таких
договоров, в свою очередь подразделяются на организационные договоры (договоры
по организации договорных отношений) и договоры по организации совместной
деятельности. Под организационным нужно понимать договор, согласно
которому стороны обязуются заключить между собой в определенный срок основной
договор (несколько основных договоров), некоторые условия которых содержатся в
организационном договоре, и / или совершить действия, которые способствуют заключению
между теми же сторонами основного договора (нескольких основных договоров)[6]. Эту позицию поддерживает в одной из своих работ Р.И. Ташьян.
Другой позиции придерживается О. Д. Несимко, которая под организационным
договором предлагает понимать договоренность об организации длительных правовых
связей в виде потока разнообразных деловых отношений, направленных на повышение
эффективности соответствующего вида предпринимательской деятельности[7]. Согласно позиции Н. В. Абакумова. организационным является договор, цель
которого заключается в организации длительных правовых связей в виде потока
разнообразных деловых отношений, для достижения которых необходимо заключение
(как правило, между теми же сторонами) договоров-приложений; одновременно
отдельные условия согласовываются в базовом договоре. Ученый называет этот договор рамочным,
используя указанные сроки как синонимы[8].
Ученый М. А. Асаул предлагает под организационным договором
понимать договоренность двух и более лиц, которая определяет условия их участия
в конкретных обязательствах в будущем и / или направлена на упорядочение и
обеспечение их взаимосвязанной деятельности[9]. По мнению В. С. Кичениной организационным является договор,
предусматривающий порядок заключения других договоров, устанавливает базовые
элементы содержания будущего обязательства, предусматривает процедуру
определения условий других договоров, а также их исполнение и одновременно
является элементом единого юридического состава и в совокупности с ними
приводит наступление гражданско-правовых последствий[10]. Опираясь на это
определение, но с учетом сферы транспорта, ученый формулирует понятие
«транспортное организационный договор».
Наиболее обоснованной
представляется точка зрения С.Ю.
Морозова, который считает, что по организационному договору стороны
обязуются выполнить определенные договором совместные действия, направленные на
возникновение другого гражданско-правового обязательства между теми же или
другими лицами, и / или на его выполнение в соответствии с условиями организационного
договора [19 c. 43]. Такое значительное внимание ученых к вспомогательным
транспортным договорам, свидетельствует об их важности и практической
значимости, ведь количество судебных споров по реализации таких отношений в
сегодняшних условиях растет. Проанализировав различные научные подходы, предлагаем
собственную дефиницию исследуемого понятия: по вспомогательным транспортным
договорам, стороны обязуются организовать заключение другого транспортного
договора и / или его выполнения в соответствии с условиями организационного
договора. Закрепление на законодательном уровне в положениях
Гражданского кодекса РФ понятия вспомогательного транспортного договора
устранит научные дискуссии по этому вопросу. Вспомогательные транспортные договоры являются
самостоятельной группой транспортных договоров наряду с основными. Об этом свидетельствуют их характерные черты,
особенности. К ним относятся:
1) вспомогательные транспортные договоры отличаются от
основных прежде всего своей целевой направленностью. Они направлены на организацию заключения и /
или выполнения другого транспортного договора; 2) вспомогательный транспортный договор, как правило,
направлен на реализацию неоднократно повторяющихся основных договоров перевозки
в течение определенного промежутка времени.
Об этом свидетельствует, например, ГК РФ, где указывается, что
долгосрочный договор как одна из разновидностей вспомогательных договоров,
направленный на осуществление систематических перевозок;
3) вспомогательные транспортные договоры применяются в сфере
перевозки грузов различными видами транспорта.
Однако на сегодня прослеживается тенденция заключения вспомогательных
договоров, направленных на организацию систематических перевозок пассажиров. То есть договорная практика свидетельствует о
расширении сферы применения транспортных договоров организационного
характера; 4) субъекты вспомогательного транспортного договора и
договора, на организацию которого он направлен, могут частично или полностью не
совпадать; 5) содержание вспомогательных организационных договоров
предусматривает процедуру заключения и / или выполнения других транспортных
договоров, устанавливает существенные условия будущего транспортного договора и
является элементом единого юридического состава, обуславливающим наступление
гражданско-правовых последствий, направленных на обеспечение процесса
перемещения объекта в пункт назначения. Данное исследование понятия и особенностей вспомогательных
договоров позволяет сформулировать выводы.
Вспомогательные транспортные договоры являются
самостоятельной группой транспортных договоров наряду с основными. Однако в законодательстве РФ в отличие от
законодательства других стран, такие договоры не получили должного признания. Поскольку значение этих договоров в динамике
обязательств перевозки растет, то представляется целесообразным закрепить
понятие вспомогательного транспортного договора на законодательном уровне. [1] Маркевич Н.В. Гражданско-правовые договоры в
области авиационных перевозок: понятие, признаки, классификация \\ Право и
политика. 2020. № 7. С. 35-60 [2] Асаул М.А. Развитие интеграции в сфере
транспорта и инфраструктуры в евразийском экономическом союзе \\ Фундаментальные
исследования. 2016. № 2-1. С. 120-124. [3] Выгодянский А.В. Права и обязанности сторон по договору
воздушной перевозки пассажиров и грузов \\ Юрист. 2016. № 21. С. 22-27. 3 [4] Плужников К.И., Чунтомова Ю.А. Глобализация перевозок в
период столкновения с международным терроризмом \\ Бюллетень транспортной
информации. 2017. № 2 (260). С. 3-5. [5] Гражданский кодекс Российской Федерации часть 2
(ГК РФ ч.2) [6] Лебедева М.Ю. Особенности правового
регулирования предпринимательства на воздушном транспорте \\ В сборнике:
Предпринимательство: перспективы, приоритеты и ограничения. сборник научных
трудов по материалам II международной научно-практической конференции. Редактор
Н.А. Краснова. 2016. С. 12-25. [7] Лебедева М.Ю. Особенности правового
регулирования предпринимательства на воздушном транспорте \\ В сборнике:
Предпринимательство: перспективы, приоритеты и ограничения. сборник научных
трудов по материалам II международной научно-практической конференции. Редактор
Н.А. Краснова. 2016. С. 12-25. [8] Абакумов Н.В. Правовой статус маломобильных групп граждан в
договоре перевозки пассажиров воздушным транспортом: проблемы и пути решения \\
Форум молодых ученых. 2019. № 3 (31). С. 66-75. [9] Асаул М.А. Цели, задачи и принципы формирования единого
евразийского неба \\ В книге: Саморазвитие, самоуправление и трансформационные
изменения в инвестиционно-строительной сфере. Материалы XV Международной
научной конференции. 2013. С. 321-336. [10] Киченина В.С., Семенов А.В. Ответственность перевозчика за
нарушение обязательств по договору перевозки пассажира и багажа \\ Ученые
записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной
академии. 2018. № 2 (66). С. 87-90.