Часть дипломной работы на тему Синдром выученной беспомощности, как обуславливают родители своих детей, научают и выращивают чувство беспомощности, на примере биографии великих людей.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 990 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ИССЛЕДОВАНИЕ ФЕНОМЕНА ВЫУЧЕННОЙ БЕСПОМОЩНОСТИ
1.1. Сущность феномена выученной беспомощности: историко психологический анализ
1.2. Структура выученной беспомощности, механизмы и условия ее формирования в онтогенезе
1.3. Междисциплинарный подход к исследованию феномена выученной беспомощности Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЯ ФЕНОМЕНА ВЫУЧЕННОЙ БЕСПОМОЩНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ВЕЛИКИХ ЛЮДЕЙ
2.1. Режим исследования, описание выборки
2.2. Последовательность этапов исследования
2.3. Результаты исследования
Выводы по второй главе
ГЛАВА 3. СИСТЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ И ПСИХОТЕРАПИИ, НАПРАВЛЕННАЯ НА ПРЕОДОЛЕНИЕ СОСТОЯНИЯ ВЫУЧЕННОЙ БЕСПОМОЩНОСТИ
3.1. Принципы построения системы психологической коррекции и психотерапии, направленной на преодоление состояния выученной беспомощности
3.2. Особенности внедрения системы психологической коррекции и психотерапии, направленной на преодоление состояния выученной беспомощности
3.2.1. Особенности психологической коррекции
3.2.2. Особенности групповой психотерапии
3.2.3. Особенности индивидуальной психотерапии
3.3. Эффективность системы психологической коррекции и психотерапии, направленной на преодоление состояния выученной беспомощности
Выводы по третьей главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение
Приложения
Введение:
Актуальность исследования. Активизировались и получили широкое распространение гуманистические идеи [3], призывающие к самосовершенствованию и самоактуализации, полной реализации внутреннего потенциала своей личности и т. д. Сегодня возможности для самоактуализации резко расширились [8]: благодаря развитию технических средств, как никогда стало доступно самообразование, демократические принципы управления государством наделяют личность всеми необходимыми правами и свободами, а психологические службы предлагают свои услуги по гармонизации внутреннего мира и социальных отношений индивида.
Но, не смотря на это, лишь у 1 % людей потребность в само актуализации или реализуется [13], остальные же всё больше впадают во всевозможные зависимости (алкогольная, наркотическая, игровая и т. д.), становятся рабами культов развлечений и денег «бегут от свободы» [3], что в целом дает основание говорить о кризисе духовности современного общества. Так что мешает человеку реализовать свою возможность самоактуализации?
Гармонизация личности и ее психологического здоровья, повышение устойчивости современного человека к воздействию негативных факторов внешней стрессогенной среды, активация ресурсов психологических и соматического здоровья, умение преодолевать трудности, способность стратегически планировать свою деятельность, проявлять активность и настойчивость в стремлении к достижению конкретного результата — все это направления реализации жизненного потенциала личности, за которым обнаруживается определенное отношение к жизни, деятельности, топологическому пространству и временному континууму.
Повышение «популярности» отечественных и зарубежных теорий, ориентированных на исследование самостоятельности, суверенности, самореализации, жизненного самоосуществления, личностного потенциала, указывает на «антропологический поворот» в науке, за которым открывается возможность изучения различных проявлений качества жизни человека.
Состояние современной науки, отраженное в имеющихся фундаментальных исследованиях, конституирует необходимость организации междисциплинарных, кросс-культурных и консолидированных на уровне глобальной науки исследований, объединяющих в себе идеи классических и инновационных концепций с целью обеспечения новых моделей исследования уже известных феноменов, остающихся в поле зрения науки в качестве ее актуальных проблем.
Ряд современных социально-экономических условий в сочетании со сниженным уровнем здоровья населения создают предпосылки возникновения состояния диаметрально противоположного самостоятельности — состояния выученной беспомощности, определяющего специфику организации жизни человека. Действие самого механизма беспомощности закрепляется осознанием того, что инициатива бессмысленна, активность бесперспективна, творчество порицаемо, каноны и регуляторные нормы деятельности прописаны извне.
Соответственно, обозначенные выше прикладные и фундаментальные проблемы современной психологии формируют потребность в разработке специфической технологии исследования синдрома выученной беспомощности, а также системы психологической помощи, которые смогут учитывать влияние внешних и внутренних, психологических и соматических детерминант, способствующих возникновению выученной беспомощности на разных этапах жизни человека и в разных условиях ее осуществления.
Цель исследования: изучить синдром выученной беспомощности, как обуславливают родители своих детей, научают и выращивают чувство беспомощности, на примере биографии великих людей.
Объект исследования: выученная беспомощность.
Предмет исследования: синдром выученной беспомощности, как обуславливают родители своих детей, научают и выращивают чувство беспомощности, на примере биографии великих людей.
Гипотезы исследования:
1. Потенциал эмерджентных свойств, возникающих в результате объединения положений теории выученной беспомощности М. Селигмана, концепции культурно-исторического развития психики человека Л. С. Выготского, и метода трансспективного анализа В. Е. Клочко, позволяет создать основания к появлению принципиально новой научной позиции в вопросе объяснения возникновения и становления состояния выученной беспомощности.
2. Специфика взаимоотношений с социальным окружением на разных этапах онтогенетического развития человека играет особую роль в возникновении выученной беспомощности, определяемую наполнением и интенсивностью взаимодействия с ближайшим с социальным окружением.
3. Решение проблемы выученной беспомощности возможно посредством внедрения специально организованной системы психологической помощи, включающей психологическую коррекцию и психотерапию группового и индивидуального формата.
Задачи исследования:
— исследовать синдром выученной беспомощности;
— исследовать синдром выученной беспомощности на примере великих людей;
— описать принципы построения системы психологической коррекции и психотерапии, направленной на преодоление состояния выученной беспомощности;
— описать особенности внедрения системы психологической коррекции и психотерапии, направленной на преодоление состояния выученной беспомощности.
Методы исследования. При проведении исследования были использованы следующие методы:
1. теоретические методы (теоретико-методологический анализ, абстрагирование и конкретизация, обобщение и интерпретация научных данных);
2. клинико-психологические методы (наблюдение, беседа, клиническое интервью, изучение поведения);
3. экспериментально-психологические (стандартизованные методики психологической диагностики, проективные методики, экспертные оценки педагогов и медицинских работников, метод опроса, метод эксперимента).
4. методы количественного и качественного анализа, статистические методы.
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые разработаны концептуальные основания технологии исследования синдрома выученной беспомощности и системы психологической помощи. В концепции проведены аналогии между возникновением и поддержанием состояния выученной беспомощности и процессом интериоризации.
— впервые предложена и описана система психологической помощи по решению проблемы выученной беспомощности, включающая направления психологической коррекции и психотерапии;
Теоретическая значимость исследования заключается в следующих результатах работы:
— выполнено масштабное теоретико-методологическое обобщение, позволившее объединить возможности концепции культурно-исторического развития психики человека, теории выученной беспомощности и метода трансспективного анализа в решении проблемы выученной беспомощности;
— представлено авторское видение выученной беспомощности как состояния и процесса, имеющего специфическую организацию иерархии структурных компонентов на разных этапах онтогенетического развития человека;
— объяснена роль особенностей социального воздействия в возникновении выученной беспомощности через феномен интериоризации и его значимость в развитии личности человека;
Практическая значимость исследования заключается в том, что
— создана и структурирована технология исследования синдрома выученной беспомощности, применимая в рамках психологической диагностики выученной беспомощности;
— представленные в исследовании концептуальные основания, технология исследования, а также система психологической помощи могут быть применимы в формировании профессиональных компетенций в рамках реализации основной образовательной программы по специальности «Клиническая психология», «Психология», «Психолого-педагогическое образование», «Педагогическое образование», «Лечебное дело», «Педиатрия»;
— предложенная технология исследования выученной беспомощности и система психологической помощи позволяют оптимизировать и повысить эффективность осуществления медико-психолого-педагогического сопровождения разных групп населения, имеющих признаки состояния выученной беспомощности или находящиеся в условиях, способствующих его появлению;
Структура работы. Работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка литературы и приложений. Работа изложена на страницах, содержит таблиц и рисунков, список литературы, включающий источников, из них на русском и на иностранных языках.