Социально-культурная деятельность Часть дипломной работы Гуманитарные науки

Часть дипломной работы на тему Роль некоммерческих организаций в развитии молодежного досуга

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Проблемы досуга современной
молодёжи. 8

1.1 Молодёжь
как социальная группа. 8

1.2 Значение
досуга в жизни современной молодёжи. 15

Глава 2. Работа некоммерческих
организаций в сфере молодёжного досуга как фактор его развития. 24

2.1
Особенности организации досуга современной молодёжи в некоммерческих
организациях. 24

2.2
Разработка и реализация театрализованной игры «Мафия» на базе АНО «Центр
современной культуры «Флигель». 31

Заключение. 39

Список используемых источников. 43

Приложение. 50

  

Введение:

 

Выпускная
квалификационная работа посвящена развитию и организации молодежного досуга. Актуальность
настоящего исследования обусловлена тем, что современное общество в целях
социально-экономического развития и духовного обновления всех сторон жизни
должно быть заинтересовано в эффективном использовании гражданами своего
свободного времени. В первую очередь, это касается молодежи как наиболее
активной и находящейся на стадии социального становления социальной группы.

Традиционно в обществе
носителем передовых, инновационных идей считается молодежь. Особенно актуальной
эта идея становится в современных условиях рыночной экономики, развития
информационного общества и глобализации. Именно выбранные молодежью социальные
ориентиры становятся основой для будущего успешного или неуспешного развития
общества. Поэтому столь важно понимать проблемы современной молодежи, изучать
ее потребности и предпочтения во всех сферах жизнедеятельности, в том числе в
сфере досуга.

Досуг является
неотъемлемой частью жизни каждого человека, также это касается и молодежи.
Каждому молодому человеку необходимо свободное время для удовлетворения личных,
духовных и социальных потребностей.

Молодёжь является особой
социальной группой, так как в молодом возрасте происходит становление личности
человека, которое влияет на будущее не только социокультурной сферы, но и на
будущее нашей страны.

Важно отметить, что в
данном возрасте у молодых людей происходит активное развитие личности,
достраивается Я-концепция, осознается собственная индивидуальность и
идентичность, осуществляется  профессиональное становление и осуществляются
первые шаги по достижению жизненных планов и целей. Происходящие
внутриличностные процессы и обретение самостоятельности могут породить ряд
противоречий, трудностей и сомнений, которые в худшем случае могут вылиться в
негативные тенденции по типу дезадаптации, девиантных форм поведения и многое
другое. В данном случае на помощь приходят различные технологии работы с
молодежью, включая организацию досуга. Досуг для современной молодёжи является
одной из первостепенных ценностей, поскольку в этой области проявляются многие социо-культурные
потребности молодых людей.

Для досуговой сферы в
наибольшей степени характерна свобода личности, которая проявляется в выборе
форм, места, времени проведения досуга. Именно в сфере досуга молодые люди
более чем где-либо выступают в качестве свободных индивидуальностей. Сфера
досуга характеризуется свободой от профессиональных и семейно-бытовых
обязанностей, кроме того, в ее рамках ослабляется давление на личность молодого
человека. В современном российском обществе, в котором наблюдается нестабильность
нормативно-ценностных систем, проблема досуга молодёжи приобретает особую
остроту.

Формирование специальной
среды, социально- значимой для молодёжи, сегодня становится приоритетным для
развития молодёжной политики. Использование свободного времени молодёжью
является своеобразным индикатором ее культуры, круга духовных потребностей и
интересов конкретной личности молодого человека или социальной группы.

Изменения в содержании
базовых и инструментальных ценностей современной молодежи, ее направленности на
ценности частной жизни, исчезновение ориентации только на трудовые достижения
привели к тому, что современные молодые люди стали все более сочетать труд с
удовольствием, отдых с образованием. Также в условиях цифровизации и
глобализации происходит трансформация досуговой деятельности современной
молодёжи. Большинство традиционных видов досуга теряют свою актуальность, а на
смену приходят популярные «здесь» и «сейчас».

В современном обществе
актуальным является пассивный досуг, то есть общение с друзьями и сверстниками
как в сети интернет, так и при личной встрече. Данный вид досуга представители
старшего поколения считают негативным, так как он приносит ущерб активным
формам, но это лишь предрассудки. В процессе общения формируются базовые ценности,
ориентиры на жизнь, то есть молодое поколение саморазвивается в ценностном
направлении. Проблема досуга это не только проблема возможностей вкусов или
распространенных тенденций, но и еще проблема выбора, а также собственных
традиций, запросов и индивидуальных предпочтений.

На сегодняшний день
молодые люди стали чаще выбирать некоммерческие организации для проведения
собственного досуга. Некоммерческая организация – это та организация, целью
которой не является получение прибыли, поэтому они действуют более свободно,
нежели государственные учреждения. Молодым людям в бытовой жизни очень часто не
хватает свободы самовыражения, у всех она разная, а некоммерческие организации
в сфере культуры поддерживают молодых созидателей, не ограничивая их творчество.
Большая часть молодежи сейчас предпочитает показывать свою досуговую
деятельность в Интернете, так как именно там у них больше возможности найти
своих союзников, вне зависимости от пола и возраста. Некоммерческие
организации, в свою очередь, предоставляют возможность молодым людям выйти из
сети и начать коммуницировать вживую.

Именно поэтому
рассмотрение роли некоммерческих организаций в развитии современных форм досуга
молодёжи является одним из актуальных вопросов при работе с данной категорией
населения.

Разработанность темы. Молодёжь
как отдельную социальную категорию рассматривают Н. Ф. Басов [4], Ю. В. Виноградова [7], Ю. Голиусова [9], Ю.
А. Егорова [12], Е. Калужских [16], Г. Ларина [20],

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Современное общество в
целях социально-экономического развития и духовного обновления всех сторон
жизни должно быть заинтересовано в эффективном использовании гражданами своего
свободного времени. В первую очередь, это касается молодежи как наиболее
активной и находящейся на стадии социального становления социальной группы.

Среди современных ученых
существует множество подходов к определению молодёжи как отдельной социальной
категории. В настоящем исследовании под молодостью понимается период жизни с 14
до 35 лет, в процессе которого происходит определённая стадия социализации в
обществе, а в более старшем возрасте освоение и приобретение трудовых,
образовательных, культурных и иных социальных функций.

Молодость является важным
этапом становления человека как личности, профессионала и члена общества,
поскольку здесь происходит построение жизненного плана, приобретение внутренней
стабильности и гармонии и многое другое. Поскольку молодой человек в данный
период жизни обладает большим творческим потенциалом, а также постоянно находится
в ожидании общения, то в настоящей курсовой работе было уделено внимание такой
сфере, в которой реализуются данные тенденции, а именно сфере досуга молодых
людей.

Досуг рассматривается как
время для самоцельной деятельности, которая позволяет отдохнуть, предоставляет
возможности для личностного развития и социально-полезной активности.

Досуг молодых людей
вариативен и разнообразен, также достаточно отличается по видам, формам и
содержанием от других возрастных групп.

В ходе анализа научных
публикаций и современной литературы, было выявлено, что для современных молодых
людей характерно проведение свободного времени и отдыха с помощью
информационных технологий. Современные молодые люди в большей части живут в
виртуальном мире, поскольку там отсутствуют ограничения. Благодаря
информационным технологиям также удовлетворяется одна из ведущих потребностей –
общение. Стоит отметить, что использование благ технологического прогресса
повышает техническую грамотность молодых людей по сравнению с более взрослым поколением,
но в тоже время больше подвергает развитию зависимостей от компьютерных,
интернетных и иных инновационных технологий.

Участие молодых в
деятельности НКО приводит к достижению главной цели гражданского общества –
формированию активной гражданской позиции молодежи. Современная молодежь в
отличие от советского поколения предпочитает заниматься теми видами деятельности,
которые им интересны и приносят определенную пользу, поэтому государству и
некоммерческим организациям необходимо, учитывая этот факт, подстраиваться под
современное поколение и пользоваться их бесконечными идеями и ресурсами.

Именно благодаря
некоммерческим организациям, работающим в самых разных сферах общественной жизни,
во многих странах мира успешно развивается добровольчество и становится все
более заметным явлением и социальной практикой в современном обществе.

Подводя итоги, еще раз
отметим, что для большинства российской молодежи характерен образ жизни,
предполагающий максимально разнообразное и насыщенное проведение свободного
времени.

Широкое распространение в
их среде интернет-досуга не означает, что молодые россияне поглощены только им
в ущерб остальным формам активности. Кроме того, их склонность к тому или иному
типу досуга распространяется на качество и содержание потребляемого ими
интернет-контента. Для сторонников простого
домашнего времяпрепровождения онлайн-ресурсы являются обычно лишь источником
развлечений и общения, в то время как их сверстники, предпочитающие активный
тип досуга, потребляют максимально разнообразный контент, в том числе
направленный на самообразование и саморазвитие. Активный досуг предполагает
относительно чаще и использование самосохранительных практик. Все это
свидетельствует о том, что досуг является важнейшей составляющей образа жизни в
целом и тесно связан с другими его компонентами.

Итогом проделанной работы
стала разработка театрализованной игры «Мафия» на базе АНО «Центр современной
культуры «Флигель». Разработанная игра может быть применена в работе школьных
педагогов и вузовских преподавателей, социальных педагогов и педагогов
дополнительного образования, а также приняты во внимание людьми, чья
деятельность непосредственно связана с молодёжью.

Разработка театрализованной
игры «Мафия» на базе АНО «Центр современной культуры «Флигель» направлена на решение
проблемы путем создания пространства для проведения одной из самых популярных
интеллектуально-творческих игр «Мафия».

Целью проведения театрализованной
игры «Мафия» на базе АНО «Центр современной культуры «Флигель» будет являться –
создание пространства для интеллектуального и творческого развития молодежи
путем проведения интеллектуально-театрализованной игры.

Материалы работы и
содержащиеся в ней выводы предполагают новое решение актуальных проблем
досуговой сферы жизнедеятельности молодежи. В работе доказано, что реализация
досуговых интересов молодежи обеспечивается на сегодняшний день за счет
наполнения досуга новым социально-значимым смыслом, в процессе которого идет
формирование у личности практических навыков проведения своего свободного
времени.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Проблемы досуга
современной молодёжи 1.1 Молодёжь как социальная
группа Как правило, под понятием
«молодежь» принято понимать поколение молодых людей или определенную
социально-демографическую группу населения, к которой причисляют людей в
возрасте от пятнадцати до тридцати пяти лет, характеризующихся рядом
определенных социально-психологических черт, освоением новых социальных ролей,
профессиональных навыков и культурных традиций.

Несмотря на то, что
понятие «молодежь» является широкоупотребительным, общепринятого определения до
сих пор не существует. Рассмотрим самые популярные.

Е. Г. Пономарёва дает
следующее определение молодежи. Молодежь – это социально-демографическая
группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик,
особенностей социального положения, обусловленных социально-психологическими
свойствами. Молодежь занимает важное место в социально-демографической
структуре и общественно-политической жизни общества [35].

Т. В. Лисовским было дано
следующее определение молодёжи, которое подразумевает, что молодёжь является
поколением людей, у которых происходит прохождение стадии социализации в
обществе, а в более старшем возрасте освоение и приобретение трудовых,
образовательных, культурных и иных социальных функций. В качестве возрастных
границ Т. В. Лисовский обозначает диапазон с 16 до 30 лет [25, с. 32].

Другим определением молодёжи
является определение, предложенное И. С. Коном. Автор описывает молодёжь как
социально-демографическую группу, вычленяемую на основе возрастных границ,
специфики социального положения и присущих социально-психологических
особенностей личности [34, с. 42].

Проанализировав
существующие определения категории «молодежь», можно обозначить это понятие
следующим образом: социально-демографическая группа, отличающаяся внутренней
неоднородностью и включающая в себя людей в возрасте примерно от 14 до 30 лет (некоторые
социологи сдвигают верхнюю границу до 35 лет); многочисленная часть населения, которая
находится в процессе социализации и усваивает систему знаний, умений и навыков,
которая в будущем позволит молодым людям функционировать как полноправным членам
общества.

При этом социологи
утверждают, что роль молодежи в обществе, ее положение и виды деятельности, а
также потребности, мировоззрение, социально-психологические характеристики в
полной мере зависят от исторически сложившейся ситуации, социально-политического
строя, от существующих общественных отношений и традиций [51].

Молодой человек вынужден
принимать важнейшие для дальнейшей жизни решения: выбор друзей, выбор
профессии, выбор спутника жизни и пр. А усугубляется этот процесс еще и тем,
что он происходит в условиях отсутствия того или иного личного опыта.

Самые главные в жизни
человека социально-демографические события приходятся именно на период
молодости. Молодежь получает общее и профессиональное образование, начинает
трудовую деятельность, вступает в брак и обзаводится детьми. За относительно небольшой
промежуток времени вслед за этими событиями несколько раз меняется и социально-демографический
статус молодого человека.

Молодежь в возрасте до 18
лет – это статус учащегося средних и профессиональных учебных заведений. В это
время молодые люди еще не имеют полноценных гражданских прав и в большей степени
находятся на иждивении у родителей.

Молодежь в возрасте 18-24
лет имеет статус студентов или молодых специалистов. Как правило, в этом
возрасте происходит отделение молодых людей от родителей, начинается активное
вступление в брак, появляются молодые семьи и первые дети. Молодежь в возрасте
от 25 до 29 лет – это люди, обладающие некоторым жизненным опытом, в большей
степени определившиеся с профессиональной деятельностью, получившие
определенную квалификацию.

В процессе своего
взросления и развития молодежь проходит три этапа социализации, т. е. процесса
становления своей личности, установок и образцов поведения, принятых в данном
обществе, усвоения этих ценностей и норм. В рамках первого этапа молодежь
является преимущественно объектом воздействия старших поколений, которые
делятся своим опытом в разнообразных сферах жизнедеятельности, в том числе в
социально-культурной сфере. На втором этапе молодежь присоединяется к миру «взрослых»
отношений, становится частью производственных сил, пользуется своими
политическими и гражданскими правами.

Именно на этом этапе
происходит активное освоение социально-культурных ценностей, которые накоплены в
конкретном обществе. На втором этапе социализации молодежь одновременно
является и объектом общественных воздействий и субъектом социально-культурного
творчества.

Третий, завершающий
процесс социализации характеризуется тем, что молодежь становится полноценной
частью производственных сил и отношений, общества в целом, а также активным
субъектом социально-культурной деятельности.

Стоит подчеркнуть, что в
конце декабря 2020 года Государственной Думой в третьем окончательном чтении
был принят законопроект «О молодёжной политике в Российской Федерации»
[Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 489-ФЗ «О молодежной политике в
Российской Федерации»], согласно которому молодёжью является категория граждан
в возрасте от 14 до 35 лет.

Главные признаки молодежи
как социальной группы [36]:

— динамичность,
имеет самую высокую мобильность в отличие от других социальных групп;

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы