Часть дипломной работы на тему Роль медицинской сестры в профилактике развития зависимостей в подростковом возрасте
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Актуальность исследования
о вреде зависимостей знают абсолютно все подростки, в наше время антитабачную
пропаганду начинают вести еще с начальных классов. Вот только количество
подростков с сигаретой от этого не уменьшается. Согласно статистике, в нашей
стране, как в прочем и за рубежом, уже к 13-14 годам больше половины школьников
пробуют курить, причем примерно треть из них серьезно «подсаживается» на
сигареты.
Несмотря на то, что сами
подростки в 12-16 лет считают себя вполне взрослыми, их тело и нервная система
еще сильно отличаются от сформировавшегося организма.
В этом возрасте идет
активное деление всех клеток, начинают «работать» половые железы, идут «в рост»
мышцы, кости и связки, увеличивается количество нервных связей, перестраиваются
железы внутренней секреции – проходит полноценная перестройка организма.
И если ребенок решил
начать курить в этом возрасте, прогнозы могут быть самыми неутешительными. Так,
юные курильщики начинают жаловаться на одышку при подъеме по лестнице уже 12-15
лет, всего через 1-2 года после начала курения и это далеко не самые страшные
последствия этой пагубной привычки.
Уже давно не секрет, что
особенно угрожающие масштабы приобретает наркомания среди подростков. Темпы
роста наркомании в этой среде одни из высоких. За последние 8 лет число
подростков употребляющих наркотики, возросло почти в восемь раз. За последние
пять лет мы становимся свидетелями увеличения потребления и психотропных
средств среди детей 9-13 лет. Известны случаи, когда дети начинали употреблять
наркотики с 6-7-летнего возраста, тогда как еще пять лет назад средний возраст
первого употребления составлял 15-17 лет.
Согласно статистике
сегодня большинство наркоманов — это лица, в возрасте от 14 до 28 лет.
Увеличение числа наркоманов среди молодых россиян составляет ежегодно 70 — 80
%. Среди несовершеннолетних наркоманов от 45 до 54 % составляют учащиеся школ и
ПТУ.
Рост наркомании резко
обостряет проблему СПИДа. Наркомания связана и с самоубийством. Это далеко не
полный перечень бед сопутствующих наркомании. В связи, с чем важной и
актуальной проблемой становится профилактическая работа в борьбе с
рассматриваемым антисоциальным явлением.
Негативные последствия
чрезмерной увлеченности интернетом охватывают все сферы их жизни, возникают
трудности в учебно-профессиональной деятельности, проблемы общения со сверстниками,
возникают конфликты в семье и др.
Проблема зависимости от
Интернета, которая была первоначально поставлена зарубежными исследователями
(А. Голдберг, К. Янг), сегодня привлекает внимание и отечественных
исследователей в разных областях научных знаний – философии, медицины,
психологии, педагогики и др. (Е.П. Белинская, К.Ю. Галкин, А.В. Гоголева, А.Ю.
Егоров, А.Е. Жичкина, С.А. Игумнов, Ц.П. Короленко, А.В. Котляров, В.А.
Лоскутова-Бурова, В.Д. Менделевич, Б.Г. Сигал, Е.В. Янко).
Медработники активно участвуют в проведении
первичной профилактики. Это могут быть различные мероприятия: лектории,
школьные акции «Я не курю, и мне это не нравится», выставки, конкурсы детских
рисунков и стенных газет по вопросам профилактики табакокурения, игры, классные
часы и др.
Вторичная профилактика
подразумевает раннее выявление приобщения подростков к курению, наркотикам и
способствует прекращению курения у тех подростков, которые уже курят. Эту
проблему медсестра может выявить при диспансеризации, анкетировании, личной
беседе с подростком и родителями.
Введение:
1. Теоретические аспекты работы медицинской сестры в
профилактике развития зависимостей в подростковом возрасте 1.1 Формы, виды и динамические особенности
Интернет-зависимости в подростковом возрасте Подростковый возраст —
это период, когда формируется личность человека, идет подготовка к взрослой
жизни. Перед каждым взрослеющим ребенком стоят важные возрастные задачи,
которые он способен более или менее успешно решать, не зависимо от того,
подозревает он об их существовании или нет. Чтобы эти задания решались успешно,
подростку просто необходима грамотная помощь, которая заключается не только в
знании особенностей переходного возраста и этих задачах, но и в умении
оказывать помощь с терпением, душевной теплотой и в интересной, приемлемой для него
форме.
Подросток — существо чаще
всего невыносимое. Причем невыносимое не только для окружающих, но и для себя
самого. Не даром в психологии этот период получил название «кризис
подросткового возраста»[1]. Кризис значит, что нечто
старое должно уйти, а что-то новое — появиться. Тинейджер переживает трудности
этих изменений для того, чтобы выполнить целый ряд психологических задач,
которые очень важны для всей его последующей жизни, а именно:
Отделение от родителей.
Взросление возможно только посредством проявления собственной автономии.
Автономный — умеющий принимать собственные решения и при этом несущий за них
ответственность, способный опираться на себя. Отделение идет через отвержение
всего того, что предлагают и насаждают, и поиск собственных решений и смыслов
(даже если позже окажется, что они очень схожи с теми, которые советуют ему
родители).
Обнаружение себя и своего
пола. Подростку необходимо понять, кто он такой, что за человек. Что он может в
этой жизни, а что — не совсем. Что получается у него лучше, чем у других, а что
— немного хуже. В чем он уникален и неповторим. Какой он как будущий мужчина
(женщина). Что есть мужское (женское) в каждом из нас.
Открытие для себя мира
других людей. Тинейджеру нужно понять, в чем заключаются законы общения во
взрослом мире. Раскрыть загадки общения с мужчинами и женщинами. Узнать, что
делать с таким чувством, как любовь, и как выстраивать отношения.
Выполнение всех этих
заданий невозможно без:
— отрицания всего того,
что советуют взрослые, ведь в противном случае подросток не найдет собственных
ответов, решений и смысла;
— попыток решать что-то
самому, даже если взрослыми уже было предложено самое мудрое (лучшее) из
возможных решений;
— поиска себя и
впутывания в различные истории, чтобы проверить, насколько он способный,
стойкий и сильный;
— пристального
разглядывания своей внешности, понимая, что привлекательность повышает его
шансы быть принятым и любимым;
— активного контакта с
противоположным полом, узнавая при этом другие миры самыми различными путями;
— частого общения с себе
подобными, понимая, что подросток не один такой, и у других тинейджеров такие
же проблемы[2].
Именно поэтому
взрослеющие дети бывают слишком медлительны, много времени вертятся у зеркала,
общаются с друзьями практически без перерыва, у них почти всегда начинает
«хромать» успеваемость, они могут резко поменять свои привычки и даже ценности,
чаще всего не слушают взрослых и вызывающе себя ведут. Хочу обратить внимание,
что это не катастрофа, внезапно приключившаяся с вашим ребенком, это норма
поведения для подростка.
Главные потребности
подростка:
— он нуждается в
поддержке и внимании без оценок и осуждения, то есть в безоценочной любви,
теплоте, его принятии и мудрости взрослых;
— в четких (однако, они
не должны быть тесными) правилах и ограничениях, которые должны соблюдать
взрослые, несмотря на сопротивление подрастающего отпрыска. Ведь без очерченных
границ тинейджеру нелегко самому удерживаться от деструктивных форм поведения,
успешно социализироваться;
— в развитии и обучении
посредством жизненной практики. Подростку как воздух необходим собственный
жизненный опыт, он не может (да и не хочет) полагаться только на теорию или же
на опыт других;
— в интересных жизненных
событиях. Интерес является главным двигателем личностного развития человека, а
в подростковом возрасте это особенно актуально;
— в удовольствии.
Тинейджер изучает себя, свои ощущения и чувства, стремится к чувственному
обогащению;
— в признании и уважении[3]. Когда человек получает
признание и уважение, у него вырабатывается стойкая уверенность в себе как в
личности, а это — основополагающая дальнейшего успеха в его дальнейшей жизни;
— в общении и принятии
себе подобных. Взрослеющий ребенок стремится почерпнуть социальный опыт и
формирует наиболее успешные модели поведения, которые помогают ему
самоутверждаться, придают уверенности, стремится получать симпатию, любовь,
признание. Подростку также важно знать, что он важен для окружающих, что к его
мнению прислушиваются. Он готов сделать многое, чтобы реальная (воображаемая)
группа людей, к которой он бы хотел принадлежать (так называемая референтная
группа), признала его равным себе, даже если при этом придется наступить на
горло своему собственному «Я»;
— в умении твердо
отстаивать свое мнение (это умение обосновано общей уверенностью в себе).
Собственно, неумение это делать может привести к проблемам в жизни взрослеющего
ребенка, которые ограничивают его развитие, — к застенчивости, переживанию
беспомощности, зависимости от плохого сообщества, отказу от будущих
профессиональных успехов и т. д.;
— в творческом
самовыражении и самореализации. Творческая самореализация является очень важным
аспектом в развитии тинейджера. Если он удовлетворяет эту потребность, то,
скорее всего, найдет возможность удовлетворить и другие. Самореализуясь в
творческом плане, подросток получает полезный жизненный опыт — он развивается,
ему интересно, он уважает самого себя, его принимают окружающие, он получает
результаты своего творчества;
— в постановке жизненных
целей. Несмотря на желание взрослеющего ребенка «жить сегодня и сейчас», четко
очерченная идентификация им своего будущего делает его жизнь упорядоченной,
снимает большую часть тревожности и позволяет направить его ресурсы как личности
в нужное русло[4].
Все эти потребности
одновременно являются громадным ресурсом личности подростка. А так как
потребность всегда создает какое-то напряжение, взрослеющий человек очень
активен, он открыт, гибок, и готов постоянно принимать все новое, неизведанное,
интересное.
Если эти ресурсы
направлены в нужное русло, подросток развивается успешно и к 20—21 году он
превращается в сформированного, зрелого человека.
Психологи установили, что
в группу риска входят подростки с низкой самооценкой, с повышенной тревожностью
и склонностью к депрессии. Именно такие подростки ощущают свою беззащитность,
часто переживают минуты одиночества, имеют мало социальных контактов (часто не
умея их строить). Для них Интернет становиться полем, где они могут создавать
отношения, пусть и виртуальные. Они обладают возможностью выговориться, быть
понятными, и это дает свободу от внутренних переживаний и волнений,
привнесенных из реальной жизни. Часто Интернет позволяет стать супер – героем и
обладателем сверх – способностей. Это значительно повышает самооценку. [1] Авдеева Т.Г.
Личностные особенности подростков с интернет-зависимостью // Альм. соврем.
науки и образования. – 2015. — № 3-1. – С. 111-113 [2]
Болсуновская, Н. Ребенок и Интернет / Н. Болсуновская, О. Решетникова: новые
запросы к психологу // Школьный психолог – Первое сентября. – 2016. – № 6. – С.
49–51. [3] Риски и угрозы в
Интернете для детей и подростков//Основы безопасности жезнедеятельности. –
2016. – № 1. – С.41. [4] Черная А.В.
Психологические особенности взаимодействия в интернет-среде в подростковом
возрасте / А.В. Черная, Е.И. Погорелова // Пед. образование в России. — 2017. —
№ 4. — С. 113-118.
Заключение:
Фрагмент текста работы:
1. Теоретические аспекты работы медицинской сестры в
профилактике развития зависимостей в подростковом возрасте 1.1 Формы, виды и динамические особенности
Интернет-зависимости в подростковом возрасте Подростковый возраст —
это период, когда формируется личность человека, идет подготовка к взрослой
жизни. Перед каждым взрослеющим ребенком стоят важные возрастные задачи,
которые он способен более или менее успешно решать, не зависимо от того,
подозревает он об их существовании или нет. Чтобы эти задания решались успешно,
подростку просто необходима грамотная помощь, которая заключается не только в
знании особенностей переходного возраста и этих задачах, но и в умении
оказывать помощь с терпением, душевной теплотой и в интересной, приемлемой для него
форме.
Подросток — существо чаще
всего невыносимое. Причем невыносимое не только для окружающих, но и для себя
самого. Не даром в психологии этот период получил название «кризис
подросткового возраста»[1]. Кризис значит, что нечто
старое должно уйти, а что-то новое — появиться. Тинейджер переживает трудности
этих изменений для того, чтобы выполнить целый ряд психологических задач,
которые очень важны для всей его последующей жизни, а именно:
Отделение от родителей.
Взросление возможно только посредством проявления собственной автономии.
Автономный — умеющий принимать собственные решения и при этом несущий за них
ответственность, способный опираться на себя. Отделение идет через отвержение
всего того, что предлагают и насаждают, и поиск собственных решений и смыслов
(даже если позже окажется, что они очень схожи с теми, которые советуют ему
родители).
Обнаружение себя и своего
пола. Подростку необходимо понять, кто он такой, что за человек. Что он может в
этой жизни, а что — не совсем. Что получается у него лучше, чем у других, а что
— немного хуже. В чем он уникален и неповторим. Какой он как будущий мужчина
(женщина). Что есть мужское (женское) в каждом из нас.
Открытие для себя мира
других людей. Тинейджеру нужно понять, в чем заключаются законы общения во
взрослом мире. Раскрыть загадки общения с мужчинами и женщинами. Узнать, что
делать с таким чувством, как любовь, и как выстраивать отношения.
Выполнение всех этих
заданий невозможно без:
— отрицания всего того,
что советуют взрослые, ведь в противном случае подросток не найдет собственных
ответов, решений и смысла;
— попыток решать что-то
самому, даже если взрослыми уже было предложено самое мудрое (лучшее) из
возможных решений;
— поиска себя и
впутывания в различные истории, чтобы проверить, насколько он способный,
стойкий и сильный;
— пристального
разглядывания своей внешности, понимая, что привлекательность повышает его
шансы быть принятым и любимым;
— активного контакта с
противоположным полом, узнавая при этом другие миры самыми различными путями;
— частого общения с себе
подобными, понимая, что подросток не один такой, и у других тинейджеров такие
же проблемы[2].
Именно поэтому
взрослеющие дети бывают слишком медлительны, много времени вертятся у зеркала,
общаются с друзьями практически без перерыва, у них почти всегда начинает
«хромать» успеваемость, они могут резко поменять свои привычки и даже ценности,
чаще всего не слушают взрослых и вызывающе себя ведут. Хочу обратить внимание,
что это не катастрофа, внезапно приключившаяся с вашим ребенком, это норма
поведения для подростка.
Главные потребности
подростка:
— он нуждается в
поддержке и внимании без оценок и осуждения, то есть в безоценочной любви,
теплоте, его принятии и мудрости взрослых;
— в четких (однако, они
не должны быть тесными) правилах и ограничениях, которые должны соблюдать
взрослые, несмотря на сопротивление подрастающего отпрыска. Ведь без очерченных
границ тинейджеру нелегко самому удерживаться от деструктивных форм поведения,
успешно социализироваться;
— в развитии и обучении
посредством жизненной практики. Подростку как воздух необходим собственный
жизненный опыт, он не может (да и не хочет) полагаться только на теорию или же
на опыт других;
— в интересных жизненных
событиях. Интерес является главным двигателем личностного развития человека, а
в подростковом возрасте это особенно актуально;
— в удовольствии.
Тинейджер изучает себя, свои ощущения и чувства, стремится к чувственному
обогащению;
— в признании и уважении[3]. Когда человек получает
признание и уважение, у него вырабатывается стойкая уверенность в себе как в
личности, а это — основополагающая дальнейшего успеха в его дальнейшей жизни;
— в общении и принятии
себе подобных. Взрослеющий ребенок стремится почерпнуть социальный опыт и
формирует наиболее успешные модели поведения, которые помогают ему
самоутверждаться, придают уверенности, стремится получать симпатию, любовь,
признание. Подростку также важно знать, что он важен для окружающих, что к его
мнению прислушиваются. Он готов сделать многое, чтобы реальная (воображаемая)
группа людей, к которой он бы хотел принадлежать (так называемая референтная
группа), признала его равным себе, даже если при этом придется наступить на
горло своему собственному «Я»;
— в умении твердо
отстаивать свое мнение (это умение обосновано общей уверенностью в себе).
Собственно, неумение это делать может привести к проблемам в жизни взрослеющего
ребенка, которые ограничивают его развитие, — к застенчивости, переживанию
беспомощности, зависимости от плохого сообщества, отказу от будущих
профессиональных успехов и т. д.;
— в творческом
самовыражении и самореализации. Творческая самореализация является очень важным
аспектом в развитии тинейджера. Если он удовлетворяет эту потребность, то,
скорее всего, найдет возможность удовлетворить и другие. Самореализуясь в
творческом плане, подросток получает полезный жизненный опыт — он развивается,
ему интересно, он уважает самого себя, его принимают окружающие, он получает
результаты своего творчества;
— в постановке жизненных
целей. Несмотря на желание взрослеющего ребенка «жить сегодня и сейчас», четко
очерченная идентификация им своего будущего делает его жизнь упорядоченной,
снимает большую часть тревожности и позволяет направить его ресурсы как личности
в нужное русло[4].
Все эти потребности
одновременно являются громадным ресурсом личности подростка. А так как
потребность всегда создает какое-то напряжение, взрослеющий человек очень
активен, он открыт, гибок, и готов постоянно принимать все новое, неизведанное,
интересное.
Если эти ресурсы
направлены в нужное русло, подросток развивается успешно и к 20—21 году он
превращается в сформированного, зрелого человека.
Психологи установили, что
в группу риска входят подростки с низкой самооценкой, с повышенной тревожностью
и склонностью к депрессии. Именно такие подростки ощущают свою беззащитность,
часто переживают минуты одиночества, имеют мало социальных контактов (часто не
умея их строить). Для них Интернет становиться полем, где они могут создавать
отношения, пусть и виртуальные. Они обладают возможностью выговориться, быть
понятными, и это дает свободу от внутренних переживаний и волнений,
привнесенных из реальной жизни. Часто Интернет позволяет стать супер – героем и
обладателем сверх – способностей. Это значительно повышает самооценку. [1] Авдеева Т.Г.
Личностные особенности подростков с интернет-зависимостью // Альм. соврем.
науки и образования. – 2015. — № 3-1. – С. 111-113 [2]
Болсуновская, Н. Ребенок и Интернет / Н. Болсуновская, О. Решетникова: новые
запросы к психологу // Школьный психолог – Первое сентября. – 2016. – № 6. – С.
49–51. [3] Риски и угрозы в
Интернете для детей и подростков//Основы безопасности жезнедеятельности. –
2016. – № 1. – С.41. [4] Черная А.В.
Психологические особенности взаимодействия в интернет-среде в подростковом
возрасте / А.В. Черная, Е.И. Погорелова // Пед. образование в России. — 2017. —
№ 4. — С. 113-118.