Часть дипломной работы на тему Роль детско родительских отношений в развитии самосознания детей дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РОЛИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В РАЗВИТИИ САМОСОЗНАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1. Детско-родительские отношения как социально-педагогическое явление 5
1.2. Психолого-педагогические особенности развития детей дошкольного возраста 19
1.3. Развитие самосознания детей дошкольного возраста в условиях семьи 26
Выводы по первой главе 43
ЛИТЕРАТУРА 44
Введение:
Актуальность темы работы. Среди индивидуальных свойств развития личности принято выделять основные базовые свойства, в частности самооценку, темперамент, характер и способности человека. Такие базовые свойства, представляющие собой сплав врожденных и приобретенных в процессе воспитания и социализации черт, которые влияют на формирование определенного стиля поведения и деятельности личности.
Развивающийся ребенок находится в постоянном взаимодействии с внешней средой на разных уровнях. В центре этих уровней стоит семья. Именно от семьи в первую очередь зависит, каким будет расти ребенок, и какое место в обществе он займет. Определено, что тип семьи, в которой рождается ребенок, сильно влияет на его ожидания, установки, набор ролей и систему взглядов и взаимоотношений с другими людьми. Семья оказывает влияние на когнитивное, эмоциональное, социальное и физическое развитие ребенка на протяжении всего жизненного пути.
При этом, проблема самосознания на сегодняшний день становится все более актуальной, поскольку она связана с наличием потребности определения уровня важности человека, его способностей и возможностей приходить к решению задач существования, с вопросами ценности современного индивида, а также его понимания себя как части социума. Успех приобщения детей дошкольного возраста к социальному миру, а также эффективность построения межличностных отношений с окружающими, начинается с формирования представлений о самом себе, которые в свою очередь, оказывают влияние на развитие психических процессов и всех видов деткой деятельности.
Заметим, что на развитие и становление самосознания у ребенка оказывает влияние множество факторов. Развивающийся ребенок находится в постоянном взаимодействии с внешней средой на разных уровнях. В центре этих уровней стоит семья. Семья является первой общественной ступенью в жизни личности, занимая при этом центральное место в жизни детей. Воспитание в семье представляется основой для становления каждого человека как личности.
Все это обуславливает актуальность темы исследования: «Роль детско- родительских отношений в развитии самосознания детей дошкольного возраста».
Степень изученности темы исследования. Изучением особенностей развития детей старшего дошкольного возраста занимались многие педагоги и психологи. Среди них мы можем выделить работы таких исследователей как Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, А.Н. Леонтьев, Н.Н. Поддъяков, В.С. Мухина и многие другие. Среди современных исследователей можно назвать М.М. Безруких, М.Н. Ильину, Е.Е. Кравцова, Е.И. Рогова и др.
Особенности семьи, семейного воспитания, особенности формирования личности ребенка в семье изучали Ю.П. Азаров, Д.Н. Добрович, А.И. Захаров, А.С. Спиваковская, А.Я. Варга, Э.Г. Эйдемиллер, Ю. Гиппенрейтер, М. Буянов, 3. Матейчек, С.В. Ковалёв, Н.В. Бондаренко и другие.
Целью исследования является определение особенностей влияния детско-родительских отношений на развитие самосознания у ребенка старшего дошкольного возраста.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач исследования:
1. Изучение особенностей детско-родительских отношений как социально-педагогического явления.
2. Определение психолого-педагогических особенностей развития детей дошкольного возраста.
3. Выделение особенностей развития самосознания детей дошкольного возраста в условиях семьи.
4. Организация исследования по изучению роли детско-родительских отношений в развитии самосознания детей дошкольного возраста.
5. Проведение диагностики по выявлению роли детско-родительских отношений в развитии самосознания детей дошкольного возраста.
6. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы.
Объектом исследования выступает процесс развития самосознания у детей дошкольного возраста.
Предметом исследования является особенности влияния детско-родительских отношений в семье на развитие самосознания у детей дошкольного возраста.
Методы исследования:
1. Анализ и синтез психолого-педагогической литературы по теме исследования.
2. Проведение эксперимента, анкетирование и тестирование.
3. Количественный и качественный анализ полученных данных.
Практическая значимость исследования – полученные результаты и составленные методические рекомендации по формированию самосознания у детей дошкольного возраста в условиях семейного воспитания могут быть использованы при работе детского психолога, воспитателей и родителей. Также теоретические и практические результаты исследования могут быть использованы студентами педагогических и психологических факультетов при изучении темы работы.
Структура работы состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения и списка литературы.
Заключение:
Таким образом, мы можем сделать вывод, что старший дошкольный возраст является последний периодом дошкольного детства ребенка, в процессе которого в психике детей появляются новые образования. Среди них мы можем выделить произвольность таких психических процессов как внимание, память и восприятие, что оказывают влияние на появление способности управлять своим поведением. В это же время протекают изменения в представлениях ребенка о самом себе, появляется самосознание и самооценка, на которых влияют более сложные и содержательные отношения с взрослыми и другими детьми.
Поскольку важнейшая социальная функция семьи – воспитание подрастающего поколения, семья в современном обществе является институтом первичной социализации ребенка. Успешность социализации ребенка зависит от стиля воспитания, от того направления, который выбирают родители.
Таким образом, родительское отношение можно рассматривать как избирательную на эмоциональном и оценочном уровнях психологическую связь родителя с ребенком, выражающуюся в действиях, реакциях и переживаниях, и формирующуюся с учетом культурных моделей родительского поведения, собственного жизненного опыта и особенностей личности родителя.
Семья является первой общественной ступенью в жизни личности, занимая при этом центральное место в жизни детей. Воспитание в семье представляется основой для становления каждого человека как личности.
Все заложенное семейными взаимоотношениями является определяющим для построения в будущем отношений с другими людьми, появлении определенного поведения при взаимодействии с окружающим социумом. При этом, тип взаимоотношений, который был сформирован в родительской семье, зачастую переносится на свою будущую семью.
Фрагмент текста работы:
Актуальность темы работы. Среди индивидуальных свойств развития личности принято выделять основные базовые свойства, в частности самооценку, темперамент, характер и способности человека. Такие базовые свойства, представляющие собой сплав врожденных и приобретенных в процессе воспитания и социализации черт, которые влияют на формирование определенного стиля поведения и деятельности личности.
Развивающийся ребенок находится в постоянном взаимодействии с внешней средой на разных уровнях. В центре этих уровней стоит семья. Именно от семьи в первую очередь зависит, каким будет расти ребенок, и какое место в обществе он займет. Определено, что тип семьи, в которой рождается ребенок, сильно влияет на его ожидания, установки, набор ролей и систему взглядов и взаимоотношений с другими людьми. Семья оказывает влияние на когнитивное, эмоциональное, социальное и физическое развитие ребенка на протяжении всего жизненного пути.
При этом, проблема самосознания на сегодняшний день становится все более актуальной, поскольку она связана с наличием потребности определения уровня важности человека, его способностей и возможностей приходить к решению задач существования, с вопросами ценности современного индивида, а также его понимания себя как части социума. Успех приобщения детей дошкольного возраста к социальному миру, а также эффективность построения межличностных отношений с окружающими, начинается с формирования представлений о самом себе, которые в свою очередь, оказывают влияние на развитие психических процессов и всех видов деткой деятельности.
Заметим, что на развитие и становление самосознания у ребенка оказывает влияние множество факторов. Развивающийся ребенок находится в постоянном взаимодействии с внешней средой на разных уровнях. В центре этих уровней стоит семья. Семья является первой общественной ступенью в жизни личности, занимая при этом центральное место в жизни детей. Воспитание в семье представляется основой для становления каждого человека как личности.
Все это обуславливает актуальность темы исследования: «Роль детско- родительских отношений в развитии самосознания детей дошкольного возраста».
Степень изученности темы исследования. Изучением особенностей развития детей старшего дошкольного возраста занимались многие педагоги и психологи. Среди них мы можем выделить работы таких исследователей как Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, А.Н. Леонтьев, Н.Н. Поддъяков, В.С. Мухина и многие другие. Среди современных исследователей можно назвать М.М. Безруких, М.Н. Ильину, Е.Е. Кравцова, Е.И. Рогова и др.
Особенности семьи, семейного воспитания, особенности формирования личности ребенка в семье изучали Ю.П. Азаров, Д.Н. Добрович, А.И. Захаров, А.С. Спиваковская, А.Я. Варга, Э.Г. Эйдемиллер, Ю. Гиппенрейтер, М. Буянов, 3. Матейчек, С.В. Ковалёв, Н.В. Бондаренко и другие.
Целью исследования является определение особенностей влияния детско-родительских отношений на развитие самосознания у ребенка старшего дошкольного возраста.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач исследования:
1. Изучение особенностей детско-родительских отношений как социально-педагогического явления.
2. Определение психолого-педагогических особенностей развития детей дошкольного возраста.
3. Выделение особенностей развития самосознания детей дошкольного возраста в условиях семьи.
4. Организация исследования по изучению роли детско-родительских отношений в развитии самосознания детей дошкольного возраста.
5. Проведение диагностики по выявлению роли детско-родительских отношений в развитии самосознания детей дошкольного возраста.
6. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы.
Объектом исследования выступает процесс развития самосознания у детей дошкольного возраста.
Предметом исследования является особенности влияния детско-родительских отношений в семье на развитие самосознания у детей дошкольного возраста.
Методы исследования:
1. Анализ и синтез психолого-педагогической литературы по теме исследования.
2. Проведение эксперимента, анкетирование и тестирование.
3. Количественный и качественный анализ полученных данных.
Практическая значимость исследования – полученные результаты и составленные методические рекомендации по формированию самосознания у детей дошкольного возраста в условиях семейного воспитания могут быть использованы при работе детского психолога, воспитателей и родителей. Также теоретические и практические результаты исследования могут быть использованы студентами педагогических и психологических факультетов при изучении темы работы.
Структура работы состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения и списка литературы.