Часть дипломной работы на тему Риторика — искусство красноречия. Исторический и теоретический аспекты
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
1.2 Риторика — искусство красноречия. Исторический и теоретический аспекты 2
1.1.1 Эволюция риторики словесного выражения: от античного «украшения мыслей» до современной теории элокуции 6
1.1.2 Подготовка к публичному выступлению 9
Список литературы 15
Фрагмент текста работы:
1.2 Риторика — искусство красноречия.
Исторический и теоретический аспекты
Риторика, как искусство речевого воздействия, с древнейших времен рассматривалась как учение о речевой организации общества и поэтому неразрывно связана с историей развития человечества.
Риторическая культура (как часть духовной культуры) личности, без-условно, связана с уровнем развития общества. Известно, что условием по-явления и развития риторики являются демократические формы правления, активное участие граждан в политической жизни страны.
Эмпедоклон, со слов Аристотеля, считается изобретателем нового ви-да искусства. А первая работа в риторике — это трактат ученика Эмпедо-клона — Коракса. К сожалению, трактат не сохранился до наших дней, о его содержании стало известно из трудов древних писателей. Коракс был судеб-ным адвокатом, пребывал в любимчиках у сиракузского тирана Герона. Он первым сформулировал определение риторики:
«Красноречие есть работница убеждения». На этом он не остановился и определил композицию ораторской речи, которая используется и в наши дни, разделив ее на основные части:
-Вступление.
-Предложение.
-Изложение.
-Доказательство — борьба.
-Заключение.
Коракс высказал мнение (и придерживался его), что цель оратора со-стоит не в раскрытии истины, а в четкости и убедительности речи при помо-щи софизмов (заведомо ложных умозаключений). Основоположники Следу-ющим основоположником риторики считается ученик Коракса — Лисий. Он продолжал развивать, как и его учитель, систему софистических доказа-тельств.
Особенно восхвалял «крокодилит» (логический парадокс) своего учи-теля. У него тоже были ученики. Частью методики преподавания было за-учивание наизусть отрывков из прославившихся речей известных публичных людей. Одним из его учеников был Горгий Леонтийский. Он пошел дальше своего учителя. Смог в своих речах убедительно перевернуть истинное.
Зародилась и развивалась риторика в Древней Греции, потом ее уче-ние вышло за пределы страны и перекинулось в Древний Рим, затем — в за-падную Европу, дальше — в восточную Европу, к славянам. Скажем боль-ше, ораторское искусство не потеряло своей актуальности и в наши дни. На протяжении всего развития человечества изучались и изучаются труды древ-них ораторов. Талант убеждения и мастерство ораторского искусства было и есть востребованным во все времена и в любой точке мира на Земле. Работы мастеров античной риторики были и есть предметом споров и восхищений. Они стали фундаментом зарождения новых наук: философии, логики, линг-вистики, функциональной стилистики, культуры речи. Изучаются в ВУЗах на факультетах философии, лингвистики, психологии и юриспруденции; Рито-рика стала частью качественного гуманитарного образования. Большой по-пулярностью пользуются курсы красноречия, которые способствуют приоб-ретению навыков убеждения, повышению самооценки отдельного человека, излечиванию от «косноязычия».
Период зарождения искусства риторики приходится на период Афин-ской демократии. Послужило этому то, что гражданин, который обращался в суд, должен был сам выстроить свою речь для защиты или обвинения. Именно умение формулировать свои мысли, убедительно объяснять и дока-зывать, влияло на результат решения данного суда. В то время так ценилось владение ораторским искусством, что позволяло сделать блестящую полити-ческую карьеру. Потому как в управлении государством имело огромное значение мнение Народного собрания и Совета пятисот. Создателями искус-ства риторики считаются софисты, которые не особо обладали морально-этическими принципами.
Аристотель внес огромный вклад в развитие риторики тем, что систе-матизировал имеющиеся на то время знания. Один из его трудов — трактат «Риторика», состоящий из 3 книг. Аристотель вывел основные законы рито-рики, которые являются и на сегодняшний день основополагающими для любого оратора публичных выступлений. Интересен для истории Демосфен — ученик Сократа и Платона. Он имел косноязычие и страх перед толпой. Однако, сумел преодолеть эти препятствия, благодаря своей целеустремлен-ности и упорству.
До конца периода античной культуры риторика предопределяла строй речи, образ мыслей, т. е. то, что мы называем философией жизни.
Аристотель определял риторику как «способность находить возмож-ные способы убеждения относительно каждого данного предмета».
Античные философы, Платон и Аристотель, рассматривали риторику как способ познания и толкования сложных явлений. Позднее Ф. Бэкон в ра-боте «Опыты» классифицировал риторику как искусство «сообщения зна-ний». М. Сперанский в «Правилах высшего красноречия» утверждал, что ораторское искусство должно быть доказательным, рассудительным, нести людям знания.
В период средневековья интерес к риторике ослабевает и возобновля-ется с новой силой уже в 19 веке. Огромный вклад в ее развитие внесли наши соотечественники: М. В. Ломоносов, М. Монтель. Пример ораторского та-ланта — Л. Троцкий. В наши дни риторика продолжает свое развитие, по-стоянно обращаясь к трудам мастеров ораторского искусства Древней Гре-ции.
Риторика относится к филологическим дисциплинам, и применение ее инструментария исключительно к анализу текстов существенно ограничивает её возможности.
Риторика через общение помогает сплачивать людей вокруг общего дела, убеждая и воодушевляя их. Очень точно выразил сущность общения академик Д. С. Лихачев: «Общаясь, люди создают друг друга», — говоря о взаимности влияния людей друг на друга и необходимости их друг другу для осознания своей индивидуальности и для развития каждого.
Логика учит оратора последовательно и стройно излагать свои мыс-ли, правильно строить выступление, доказывать истинность выдвигаемых положений и опровергать ложные утверждения.
В процессе речевого воспитания мы должны стремиться к тому, что-бы, с одной стороны, развивать способность к речи, используя риторику как современную технологию речевого взаимодействия, а с другой — формиро-вать личность оратора, рассматривая риторику как науку, основанную на этике. А начинать надо с объяснения, что такое риторика, каковы её задачи, законы и т. д.
Цель риторики (по Н. Ф. Кошанскому). Раскрывая источники изобре-тения (соответствует первой части риторического канона: изобретение мыс-лей), раскрыть все способности ума; чтобы, здраво располагая мысли, дать рассудку и нравственному чувству надлежащее направление (расположение мыслей); чтобы возбудить и усилить в душе учащихся живую любовь ко всему благоразумному, великому и прекрасному (соответствует третьей ча-сти канона: выражение мыслей).
Задачи риторики:
а) поиск оптимальных алгоритмов общения, взаимопонимания в условиях современного общества;
б) формирование языковой личности — контактной, обладающей не только умениями, но и потребностями общения;
в) дальнейшее совершенствование нормативов и правил культуры ре-чи, её логики, организации материала, адекватного его языкового оформле-ния; г) моделирование процессов речи и общения, ораторского мастерства.