Часть дипломной работы на тему Ресурсы преодоления трудных коммуникативных ситуаций у студентов
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РЕСУРСОВ ПРЕОДОЛЕНИЯ ТРУДНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ СИТУАЦИЙ У
СТУДЕНТОВ 5
1.1. Трудные коммуникативные ситуации
у студентов. 5
1.2. Личностные и социальные ресурсы
преодоления трудных коммуникативных ситуаций у студентов. 13
Список литературы. 20
Введение:
В
условиях современной социально-экономической ситуации общественного развития, информационных
перегрузок, изменении общественных отношений, неустойчивой социальной
мобильности, усложнении социальной структуры общества и т.д. одной из проблем,
связанных с деструкциями в межличностных отношениях, является неспособность
личности справляться с трудными коммуникативными ситуациями ввиду истощения
личностных ресурсов. В связи с этим необходима актуализация имеющихся у
личности потенциалов, необходимых для преодоления трудных ситуаций и
противостояния факторам риска.
В
настоящее время имеется множество работ, посвященных изучению вопросов
межличностного общения студенческой молодежи (Г.М. Андреева, В.Н. Куницына,
Н.Н. Обозов и т.д.), однако недостаточно разработаны такие аспекты, как оценка
трудных коммуникативных ситуаций и ресурсов их преодоления, в связи с чем актуальным
является рассмотрение и изучение особенностей трудных коммуникативных ситуаций
в студенческой среде [2, 16, 23]. Проблема личностных и социальных ресурсов
психологической защищенности студентов в трудных жизненных ситуациях актуальна
как в возрастном аспекте — по причине активного развития в студенческом
возрасте качеств, связанных с успешным преодолением коммуникативных трудностей,
так и в социальном аспекте, что связано с подверженностью студентов воздействию
различных неблагоприятных факторов среды.
Возникают
противоречия:
—
между необходимостью изучения ресурсов, способствующих преодоления трудностей
коммуникации в студенчестве и недостаточной разработанностью данных вопросов в
научных исследованиях;
—
между необходимостью формирования у молодых людей социально ориентированного
поведения, связанного с реализацией конструктивных стратегий преодоления
трудных жизненных ситуаций и отсутствием условий для активизации личностных и
социальных ресурсов.
На
основании выявленных противоречий в контексте рассматриваемой темы становится возможным
сформулировать проблему исследования: каковы возможности ресурсов преодоления
трудных коммуникативных ситуаций у студентов.
Своевременное
изучение межличностного общения в студенческой группе и выявление ресурсов
преодоления трудных ситуаций коммуникации позволит развивать у студентов
различных умений, в том числе коммуникативных умений, обучать приемам
регулирования своего эмоционального состояния; формировать способности
конструктивно строить свои взаимоотношения с однокурсниками и преподавателями;
преодолевать затруднений в общении.
Цель исследования:
изучить ресурсы преодоления трудных коммуникативных ситуаций у студентов.
Объект исследования:
трудные коммуникативные ситуации у студентов.
Предмет исследования:
личностные и социальные ресурсы преодоления трудных
коммуникативных ситуаций у студентов.
Заключение:
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
ПРОБЛЕМЫ РЕСУРСОВ ПРЕОДОЛЕНИЯ ТРУДНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ СИТУАЦИЙ У СТУДЕНТОВ 1.1. Трудные коммуникативные ситуации у
студентов
Ситуация
в толковом словаре С.И. Ожегова определяется как совокупность обстоятельств,
положение или обстановка [25]. В толковом словаре Д.Н. Ушакова ситуация
трактуется как совокупность условий, создающий определенные отношения,
обстановку либо положение [29].
Под
ситуацией следует понимать взаимодействие и взаимообусловленность
субъектно-объектных обстоятельств, которые характерны для жизнедеятельности
индивида в конкретный момент его жизнедеятельности. Руководствуясь данным
подходом, А.М. Столяренко классифицирует ситуации в зависимости от степени
экстремальности:
—
нормальные — это обыденные ситуации, которые не содержат необычных опасностей и
трудностей для человека, требуют обычной активности, и обычно благополучно
разрешаются;
—
параэкстремальные — это ситуации, близкие по понятию к экстремальным, могут
провоцировать неудачи, интенсивное внутреннее напряжение;
—
экстремальные ситуации — ситуации, способны приводить к предельному или
околопредельному внутреннему напряжению, а вероятность нежелательных
последствий очень велика;
—
гиперэкстремальные — ситуации, способные вызывать внутренние нагрузки, зачастую
превышающие возможности человека, которые для большинства людей являются
непереносимыми, и, помимо разрушения обычного поведения, провоцирующие опасные
последствия [27].
Понятие
"трудная жизненная ситуация" представляет собой концептуальную
новацию, в рамках медико-психологического направления внимание акцентируется на
трудных, проблемных событиях, с которыми человеку приходится сталкиваться на
протяжении жизни; в русле социально-психологического направления
рассматриваются социальные эксклюзии.
В
контексте психологических исследований жизненная ситуация интерпретируется в
качестве совокупности средовых элементов, которые обладают внутренней
целостностью, и имеют временные и информационные границы. Трудная ситуация
возникает при нестабильности системы отношений личности и самоотношения, в
связи с чем наблюдается рассогласование между имеющимися у индивида целями,
стремлениями и возможностями их реализации. Как отмечает Г.Ю. Мартьянова, жизненная
ситуация становится трудной при нарушении адаптации в ней, ввиду чего
нарушается удовлетворение субъектом выработанных ранее ведущих жизненных
потребностей с помощью внутренних моделей и внешних способов действий [21].