Часть дипломной работы на тему Ресурсы песочной терапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями моторной координации
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С НАРУШЕНИЯМИ МОТОРНОЙ КООРДИНАЦИИ.. 9
1.1. Развитие
моторной координации у детей старшего дошкольного возраста 9
1.2. Нарушение моторной координации у
детей старшего дошкольного возраста как социально-педагогическая проблема. 15
1.3. Песочная терапия как средство развития
моторной координации у детей старшего дошкольного возраста. 20
Выводы по теоретической главе. 26
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЕ МОТОРНОЙ КООРДИНАЦИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ.. 28
2.1 Диагностика исходного уровня
развития моторной координации у детей старшего дошкольного возраста. 28
2.2. Содержание работы по развитию
моторной координации у детей старшего дошкольного возраста посредством песочной
терапии. 40
2.3. Результаты экспериментальной
работы по моторной координации у детей старшего дошкольного возраста. 50
Выводы по экспериментальной главе. 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 60
ПРИЛОЖЕНИЯ. 70
Введение:
Развитие моторики детей является основой
формирования всех двигательных навыков. В последнее время принято уделять
пристальное внимание развитию мелкой моторики ребенка. Однако не стоит забывать
о существовании крупной или общей моторики, которая также оказывает огромное
влияние на формирование всех психофизических процессов малыша.
Актуальность темы исследования. Проблему развития общей и мелкой моторики у
детей дошкольного возраста изучали Н.А. Бернштейн [7], Т.Е. Визель [12], Е.М. Мастюкова [39] и другие. Ученные считают,
что движения рук, связанные с включением в действие пальцев рук, необходимы для
развития ребенка. Они способствуют не только речевому развитию ребенка, но и
оказывают огромное влияние на его общее психофизическое развитие, помогают ему
сформировать образ «телесного Я», приобрести навыки невербального общения,
обостряют тактильные возможности, тренируют мускульную память.
Моторика рук – это способность выполнения
мелких движений пальцами и руками посредством скоординированных действий
нервной, мышечной и костной систем. Моторная координация естественным образом
начинает развиваться с младенческого возраста. В начале своего развития ребенок
учится хватать предмет, затем появляются навыки перекладывания из руки в руку,
а подрастая, в дальнейшем, ребенок, учится держать ложку, карандаш и т.д. С
возрастом моторные навыки ребенка становятся более разнообразными и сложными.
Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных движений обеих рук.
Н.И. Озерецкий [45] выделил следующие компоненты
моторики у детей: 1) Экстрапирамидные: тонус; смена иннервации и денервации;
темп; ритм; автоматические движения (выразительные и защитные); вспомогательные
движения. 2) Пирамидные: сила, энергия движений; отчетливость выполнения
(отсутствие синкинезий). Отчетливость зависит также от согласованности всех
систем. 3) Церебеллярные кортикоцеребеллярные компоненты: равновесие, соразмерность
движений; координация движений. 4) Фронтальные: двигательная активность,
определяющая установку, перемену установки и последовательность движений;
способность выработки формул; способность сохранения формул (энграммы);
способность к одновременному движению; вторичные автоматизмы.
Следует отметить также, что развитие
движений в онтогенезе протекает в тесном контакте с психическим развитием. На
начальных этапах движения тела ребенка и восприятие им различных ощущений
(зрительных, слуховых, тактильных, вкусовых, кинестетических и др.) являются
основным средством познания окружающего мира.
По мнению Я. Йирасека [29] и Н.И. Гуткиной [18] одним из показателей
интеллектуальной готовности к школьному обучению у ребенка является уровень
развития моторной координации. Так, дошкольник, у которого достаточно высокий
уровень развития моторной координации, у него хорошо развиты память, связная
речь и внимание, умеет логически рассуждать, он может приступать к приобретению
навыков письма.
В нашей работе мы провели исследование
компонентов моторики, выделенных Н.И. Озерецким, и развития моторной
координации, как составляющей интеллектуальной готовности к школьному обучению,
отмеченных Я. Йирасеком и Н.И. Гуткиной.
Кроме этого, в исследовании были
рассмотрены основы работы с детьми старшего дошкольного возраста посредством
песочной терапии, как одного из средств развития моторики. У детей посредством
песочной терапии развивается тактильно-кинестетическая чувствительность, мелкая
моторика пальцев рук, внимание, память, речь, воображение. Дети учатся лепить
буквы и цифры, соединять их по точкам, превращать из одних в другие, овладевают
счетом, учатся различать геометрические фигуры, читать слоги, слова. На песке
как легко строить, так и легко изменять то, что не удалось. Строя картины из
песка, придумывая различные истории, педагог в наиболее органичной для ребенка
форме передает свои знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира.
Разыгрывая на песке разнообразные сказочные сюжеты, дети приобретают опыт
разрешения множества жизненных ситуаций.
Песочная терапия оказывает позитивное
влияет на эмоциональное самочувствие, делает ее прекрасным средством для
развития и саморазвития дошкольника. По мнению психологов, именно песок
поглощает негативную психическую энергию. Взаимодействие с песком очищает его
энергетику, стабилизирует его эмоциональное состояние. Важным является и то,
что песочницу можно использовать в любое время года. А самое главное – это
детям близко, доступно, интересно.
Однако, несмотря на то, что детские
педагоги и психологи отмечают эффективность игр с песком в развитии моторной
координации, лишь немногие из педагогов применяют ее в детском саду. Поэтому
проблема использования песочной терапии как средства развития моторной координации
является актуальной, и задача ДОО – организовать и четко спланировать работу по
ее использованию.
Цель
исследования – провести теоретическое изучение и эмпирическое исследование
ресурсов песочной терапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста с
нарушениями моторной координации.
Объект
исследования – процесс развития моторной координации у
старших дошкольников.
Предмет
исследования – ресурсы песочной терапии в работе с
детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями моторной координации.
Гипотеза
исследования: мы предположили, существует различный уровень
развития моторной координации у старших дошкольников, при условии использования
комплекса упражнений посредством песочной терапии, которые будут направлены на
развитие:
— умений ребенка ориентироваться в своей
работе на образец; умение скопировать его.
— уровня пространственного восприятия;
сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.
Задачи
исследования:
1. Рассмотреть особенности развития
моторной координации у детей старшего дошкольного возраста.
2. Изучить нарушения моторной координации
у детей старшего дошкольного возраста как социально-педагогическую проблему.
3. Раскрыть использование песочной терапия
как средства развития моторной координации у детей старшего дошкольного
возраста.
4. Продиагностировать исходный уровень
развития моторной координации у детей старшего дошкольного возраста.
5. Раскрыть содержание работы по развитию
моторной координации у детей старшего дошкольного возраста посредством песочной
терапии.
6. Проанализировать результаты
экспериментальной работы по моторной координации у детей старшего дошкольного
возраста.
Методы и методики исследования.
1. Теоретические
методы анализа данных: изучение и анализ научно-психологической литературы,
монографий и периодики, синтез, обобщение.
2. Эмпирические
методы анализа данных, методики исследования:
1) Методика «Домик»
Н.И. Гуткиной с целью определения уровня развития сенсомоторной координации и
тонкой моторики руки.
2) Ориентационный
тест школьной зрелости Керна-Йирасека, являющийся модификацией теста А. Керна с
целью выявление общего уровня психического развития, умение выполнять задания
по образцу, произвольность психической деятельности, уровня развития
сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.
3) Тест Н.И.
Озерецкого с целью выявить степени развития динамической координации и
соразмеренности движений кисти рук.
3. Методы
математической статистики.
Расчеты
проводились с помощью программы Microsoft Excel и онлайн-программы
автоматического расчета U-критерия Манна-Уитни: URL: https://www.psychol-ok.ru/statistics/mann-whitney/
Характеристика выборки исследования. Исследование проходило на свободной
выборке старших дошкольников 5-6 лет, учащихся ДОУ КМБ №4, чьи родители и
законные представители дали добровольное согласие на их участие. Всего 40
детей, из них 20 девочек и 20 мальчиков.
Практическая значимость
работы заключается в том, что результаты проведенного
исследования могут быть использованы в практике педагога, воспитателя и
психолога в процессе работы с детьми старшего дошкольного возраста с
нарушениями моторной координации
Заключение:
Дошкольный возраст характеризуется высокой
интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность
ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и
координированными становятся движения.
Выяснилось, что существует достаточно
обоснованный подход к развитию моторики. Значимость развития моторики доказали
работы многих исследователей, педагогов, психологов, таких как В.М. Бехтерев,
М.М. Кольцова, Э. Степаненкова, Е.Н. Соколова, О.Т. Тарасова, Е.Н. Потапова,
М.М. Безруких.
Анализ литературы показал, что существует
тесная взаимосвязь между тонкими движениями пальцев рук и функциональной
зрелостью коры мозга ребёнка. Формирование моторики в целом влияет на развитие
артикулированности и связности устной речи, на формирование навыка письма,
развитие школьно-значимых функций и косвенным образом на общее интеллектуальное
развитие ребёнка. Таким образом, необходимость развития моторной координации получила
научное обоснование.
К старшему дошкольному возрасту почти все
дети овладевают правильной координацией движений рук и ног, при которой
движение вперед правой ноги сопровождается отведением правой руки назад и
выведением левой вперед. Новым этапом двигательного развития ребенка является
формирование у него способности выполнять движения с использованием каких-либо
предметов или инструментов (ножницы, молоток, клюшка, ракетка, камень).
Нарушение моторной координации у детей
дошкольного возраста характеризуется замедленностью формирования различных
двигательных актов, ведет к нескоординированности движений, нарушению ритма и
скорости движений, что вызывает затруднения у детей ориентации в пространстве,
а это, в свою очередь, осложняет формирование ходьбы, бега, прыжков. Это
подчеркивает необходимость систематической коррекционной работы по преодолению
данных недостатков моторного развития детей.
Развитие моторной координации важный и
необходимый процесс, который необходимо начинать уже с раннего дошкольного
возраста. В детском саду современные дети дошкольного возраста проводят большую
часть своего сознательного времени. Поэтому задачей воспитателя является
создание таких условий, при которых ребенок развивался бы всесторонне и
активно. Немаловажную роль в успешном интеллектуальном и психофизическом
развитии играет мелкая моторика рук. Дело в том, что основную информацию об
окружающем мире ребенок получает через прикосновение. Именно через него
происходит основное обогащение и накопление опыта, поэтому детям так необходимо
все трогать, гладить, хватать и пробовать на вкус окружающие предметы.
К основным педагогическим задачам развития
моторной координации дошкольника относится: развитие тактильной
чувствительности рук детей; сочетание игры и упражнения для тренировки пальцев
с речью детей; формирование элементарных специфических графических навыков;
подготовка руки ребенка к письму. Для решения педагогических задач по
развитию моторной координации дошкольника педагогами используются
многочисленные и разнообразные средства. К одним из наиболее эффективных, по
мнению большинства педагогов, относится применение песочной терапии. Развитие моторной координации дошкольника
с помощью песочной терапии заключается в том, что в процессе работы происходит
взаимодействие всех структурных подразделений дошкольной организации:
администрация, педагог, родитель, ребенок. При этом в основе организации
занятий с помощью песочной терапии всегда лежит игра – обучающая,
познавательная или проективная. Нами была проведена экспериментальная
работа, которая проходила в три этапа: констатирующий, формирующий,
контроль. По данным констатирующего этапа мы
определили, что у исследуемой группы имеются отклонения в соответствии с
возрастным развитием при формировании мелкой моторики руки. Кроме того, по
данным диагностики детей дошкольного возраста старшей группы, в наибольшей
степени у детей западают такие показатели развития мелкой моторики, как полнота
объема движений пальцев рук, скорость движения и уровень развития координации
кисти. На формирующем этапе мы разработали и
внедрили в практику работы старшей группы ДОО Программу «Песочный мир». В
рамках данной Программы нами проведена работа по направлениям: педагоги;
родители; дети.
С педагогами проведены мероприятия по
повышению профессиональной компетенции по проблеме развития моторной
координации дошкольника методом песочной терапии: лектории, индивидуальные
консультации педагогов, круглый стол по теме «Результаты внедрения программ по
формированию у дошкольников моторной координации»; «Песочная терапия как
средство развития моторной координации дошкольника».
За время внедрения программы с родителями
была проведена работа, целью которой являлось просветить родителей в вопросах
развития моторной координации дошкольника, научить правильно развивать руку
ребенка, обращать внимание на ее формирование.
При реализации программы с детьми была
решена следующая задача: в рамках кружковой деятельности (1 раз в неделю из
расчета на 32 учебные недели): разработано и апробировано на практике
содержание воспитательно-образовательной работы и комплекс мероприятий,
направленных на повышение уровня развития моторной координации детей
дошкольного возраста.
Нами проведена промежуточная диагностика
уровня развития моторной координации детей дошкольного возраста старшей группы,
и получены результаты. По методике Н.И. Озерецкого было выявлено, что 30% детей
контрольной группы показали высокий уровень развития мелкой моторики рук, а в
экспериментальной группе — 60%. В контрольной группе
50% детей показали средний уровень развития мелкой моторики рук, в экспериментальной
группе — 40%. В контрольной группе 20% детей показали низкий уровень развития
мелкой моторики рук, в экспериментальной группе с низким уровнем не обнаружено.
В результате проведения методики изучения мелкой моторики руки,
зрительно-моторной координации. Тест К. Йирасека было выявлено, что количество
детей экспериментальной группы с высоким уровнем интеллектуальной готовности
после проведения коррекционной программы повысился до 4 человек (20%).
Повысился уровень интеллектуальной готовности у испытуемых с средним уровнем до
16 человек (80%). Так же следует заметить, что детей экспериментальной группы с
низким показателем не показал ни один испытуемый. Анализ результатов по
методике Н.И. Гуткиной показал рост сформированности предпосылок учебной
деятельности – во время повторного рисования с образца испытуемые проявили
больше внимания и сосредоточенности, самостоятельности, старательности. В
результате, те дети экспериментальной группы, которые по итогам констатирующего
эксперимента имели низкий уровень сформированности предпосылок учебной
деятельности, теперь перешли на средний уровень, получив 5 баллов (стало 10
человек, 50%, то есть, на 50% больше). 40% детей экспериментальной группы
самостоятельно выполняла предложенное задание, внимательно выслушав инструкцию,
задание было выполнено с несущественными ошибками.
Эти данные указывают на позитивные
изменения в развитии моторной координации. У детей улучшились показатели
выполнения моторных проб. Кроме того, дошкольники, выполняя задания, показали
хорошие навыки действий с карандашом. Многие научились пользоваться ножницами.
Они достаточно уверенно координировали движения правой и левой руки. Также
дошкольники не испытывали затруднений в захвате и удержании различных
предметов, как это было выявлено ранее.
Таким образом, считаем, что включение в
образовательный процесс дошкольников программы «Песочный мир», основанной на
методике песочной терапии для развития моторной координации целесообразно.
Методы песочной терапии существенно
усиливают желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать
самостоятельно, что позволяет без принуждения и оказания давления на
дошкольника развивать моторную координацию, а соответственно и все связанные с
ней познавательные процессы, такие как речь, внимание, мышление, память,
сенсорика, тактильная чувствительность.
Мы считаем, что цели
работы достигнуты. При этом работа не исчерпывает всей полноты исследования. В
перспективе планируется продолжать работу по внедрению метода песочной терапии
в образовательный процесс ДОО.
Фрагмент текста работы:
Формирование моторных функций очень важное
звено в общем развитии ребенка. Вопросами их изучения занимались М. Аксенова,
А.В. Антакова-Фомина, Н.А. Бернштейн, В.М. Бехтерев, О.С. Бот, Е.П. Ильин, М.М.
Кольцова, А.А. Леонтьев, И.С. Лопухина, А.Р. Лурия, М. Монтессори, Е.В.
Новикова, И.П. Павлов, Т.П. Хризман.
Э.С. Вильчковский определяет моторную
сферу, как одну из сфер проявления темперамента. Его проявления здесь можно
рассматривать как частные выражения общей активности. К ним относятся темп,
быстрота, ритм и общее количество движений [13].
С.С. Иванова считает, что моторная сфера –
это вся сфера двигательных функций организма, объединяющая их биомеханические,
физиологические и психологические аспекты. Важнейшим элементом моторной сферы
являются моторные (двигательные реакции), основу которых составляет процесс
движения в мышцах [28].
По мнению М.М. Кольцовой моторика – это
совокупность двигательных реакций, умений, навыков и сложных двигательных
действий, свойственных человеку, которые в совокупности направлены на
выполнение какой-либо задачи. Психомоторика – это сложное образование,
объединяющее взаимосвязанные друг с другом двигательный, познавательный и
эмоциональный компоненты [31].
И.М. Сеченов при разработке
естественно-научной теории психической регуляции поведения, впервые
сформулировал понятие «психомоторика». Оно характеризует все сознательно
управляемые моторные (двигательные) акты человека, находящиеся в неразрывной
связи с психическими процессами (мышлением, речью, памятью, чувствами).
Психомоторика охватывает любые внешние поведенческие проявления и произвольные
движения ребенка – от выражения эмоций в мимике, тонких моторных координаций в
предметной и игровой деятельности до сложных двигательных реакций. И.М. Сеченов
отмечал, что «все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой
деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению – мышечному движению»
[57].
Именно поэтому необходимо учитывать
особенности мозговой деятельности дошкольников в процессе организации их
двигательной активности.
Еще один труд И.М.
Сеченова «Рефлексы головного мозга» сыграл определяющую роль в представлениях о
механизмах управления движениями, в котором была обоснована рефлекторная
природа произвольных движений человека, и раскрыта роль мышечной
чувствительности в управлении движениями в пространстве и во времени, ее связь
со зрительными и слуховыми ощущениями.
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ МОТОРНОЙ КООРДИНАЦИИ 8
1.1. Развитие моторной координации у детей старшего дошкольного возраста 8
1.2. Нарушение моторной координации у детей старшего дошкольного возраста как социально-педагогическая проблема 14
1.3. Песочная терапия как средство развития моторной координации у детей старшего дошкольного возраста 19
Выводы по теоретической главе 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29
Введение:
Развитие моторики детей является основой формирования всех двигательных навыков. В последнее время принято уделять пристальное внимание развитию мелкой моторики ребенка. Однако не стоит забывать о существовании крупной или общей моторики, которая также оказывает огромное влияние на формирование всех психофизических процессов малыша.
Актуальность темы исследования. Проблему развития общей и мелкой моторики у детей дошкольного возраста изучали Н.А. Бернштейн [7], Т.Е. Визель [12], Е.М. Мастюкова [39] и другие. Ученные считают, что движения рук, связанные с включением в действие пальцев рук, необходимы для развития ребенка. Они способствуют не только речевому развитию ребенка, но и оказывают огромное влияние на его общее психофизическое развитие, помогают ему сформировать образ «телесного Я», приобрести навыки невербального общения, обостряют тактильные возможности, тренируют мускульную память.
Моторика рук – это способность выполнения мелких движений пальцами и руками посредством скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем. Моторная координация естественным образом начинает развиваться с младенческого возраста. В начале своего развития ребенок учится хватать предмет, затем появляются навыки перекладывания из руки в руку, а подрастая, в дальнейшем, ребенок, учится держать ложку, карандаш и т.д. С возрастом моторные навыки ребенка становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных движений обеих рук.
Н.А. Озерецкий [45] выделил следующие компоненты моторики у детей: 1) Экстрапирамидные: тонус; смена иннервации и денервации; темп; ритм; автоматические движения (выразительные и защитные); вспомогательные движения. 2) Пирамидные: сила, энергия движений; отчетливость выполнения (отсутствие синкинезий). Отчетливость зависит также от согласованности всех систем. 3) Церебеллярные кортикоцеребеллярные компоненты: равновесие, соразмернность движений; координация движений. 4) Фронтальные: двигательная активность, определяющая установку, перемену установки и последовательность движений; способность выработки формул; способность сохранения формул (энграммы); способность к одновременному движению; вторичные автоматизмы.
Следует отметить также, что развитие движений в онтогенезе протекает в тесном контакте с психическим развитием. На начальных этапах движения тела ребенка и восприятие им различных ощущений (зрительных, слуховых, тактильных, вкусовых, кинестетических и др.) являются основным средством познания окружающего мира.
По мнению Я. Йирасека [29] и Н.И. Гуткиной [18] одним из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению у ребенка является уровень развития моторной координации. Так, дошкольник, у которого достаточно высокий уровень развития моторной координации, у него хорошо развиты память, связная речь и внимание, умеет логически рассуждать, он может приступать к приобретению навыков письма.
В нашей работе мы провели исследование компонентов моторики, выделенных Н.А. Озерецким, и развития моторной координации, как составляющей интеллектуальной готовности к школьному обучению, отмеченных Я. Йирасеком и Н.И. Гуткиной.
Кроме этого, в исследовании были рассмотрены основы работа с детьми старшего дошкольного возраста посредством песочной терапии, как одного из средств развития моторики. У детей посредством песочной терапии развивается тактильно-кинестетическая чувствительность, мелкая моторика пальцев рук, внимание, память, речь, воображение. Дети учатся лепить буквы и цифры, соединять их по точкам, превращать из одних в другие, овладевают счетом, учатся различать геометрические фигуры, читать слоги, слова. На песке как легко строить, так и легко изменять то, что не удалось. Строя картины из песка, придумывая различные истории, воспитатель в наиболее органичной для ребенка форме передает свои знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира. Разыгрывая на песке разнообразные сказочные сюжеты, дети приобретают опыт разрешения множества жизненных ситуаций.
Песочная терапия оказывает позитивное влияет на эмоциональное самочувствие, делает ее прекрасным средством для развития и саморазвития дошкольника. По мнению психологов, именно песок поглощает негативную психическую энергию. Взаимодействие с песком очищает его энергетику, стабилизирует его эмоциональное состояние. Важным является и то, что песочницу можно использовать в любое время года. А самое главное – это детям близко, доступно, интересно.
Однако несмотря на то, что детские педагоги и психологи отмечают эффективность игр с песком в развитии моторной координации, лишь немногие из педагогов применяют ее в детском саду. Поэтому проблема использования песочной терапии как средства развития моторной координации является актуальной, и задача ДОО – организовать и четко спланировать работу по ее использованию.
Цель исследования – провести теоретическое изучение и эмпирическое исследование ресурсов песочной терапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями моторной координации.
Объект исследования – процесс развития моторной координации у старших дошкольников.
Предмет исследования – ресурсы песочной терапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями моторной координации.
Гипотеза исследования: мы предположили, уровень развития моторной координации у старших дошкольников если использовать комплекс упражнений посредством песочной терапии, которые будут направлены на развитие:
— умений ребенка ориентироваться в своей работе на образец; умение скопировать его.
— уровня пространственного восприятия; сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности развития моторной координации у детей старшего дошкольного возраста.
2. Изучить нарушения моторной координации у детей старшего дошкольного возраста как социально-педагогическую проблему.
3. Раскрыть использование песочной терапия как средства развития моторной координации у детей старшего дошкольного возраста.
4. Продиагностировать исходный уровень развития моторной координации у детей старшего дошкольного возраста.
5. Раскрыть содержание работы по развитию моторной координации у детей старшего дошкольного возраста посредством песочной терапии.
6. Проанализировать результаты экспериментальной работы по моторной координации у детей старшего дошкольного возраста.
Методы и методики исследования.
1. Теоретические методы анализа данных: изучение и анализ научно-психологической литературы, монографий и периодики, синтез, обобщение.
2. Эмпирические методы анализа данных, методики исследования:
1) Методика «Домик» Н.И. Гуткиной с целью определение уровня развития сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.
2) Ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йерасека, являющийся модификацией теста А. Керна с целью выявление общего уровня психического развития, умение выполнять задания по образцу, произвольность психической деятельности, уровня развития сенсомоторной координации и тонкой моторики руки
3) Тест Н.А. Озерецкого «Вырезывание круга» с целью выявить степени развития динамической координации и соразмеренности движений кисти рук.
3. Методы математической статистики.
Расчеты проводились с помощью программы Microsoft Excel и онлайн-программы автоматического расчета U-критерия Манна-Уитни: URL: https://www.psychol-ok.ru/statistics/mann-whitney/
Характеристика выборки исследования. Исследование проходило на свободной выборке …
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты проведенного исследования могут быть использованы в практике воспитателя в процессе работы с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями моторной координации.
Заключение:
1. Моторная сфера – это вся сфера двигательных функций организма, объединяющая их биомеханические, физиологические и психологические аспекты. Важнейшим элементом моторной сферы являются моторные (двигательные реакции), основу которых составляет процесс движения в мышцах
2. К старшему дошкольному возрасту почти все дети овладевают правильной координацией движений рук и ног, при которой движение вперед правой ноги сопровождается отведением правой руки назад и выведением левой вперед. Новым этапом двигательного развития ребенка является формирование у него способности выполнять движения с использованием каких-либо предметов или инструментов (ножницы, молоток, клюшка, ракетка, камень).
3. Нарушение моторной координации у детей дошкольного возраста характеризуется замедленностью формирования различных двигательных актов, ведет к нескоординированности движений, нарушению ритма и скорости движений, что вызывает затруднения у детей ориентации в пространстве, а это, в свою очередь, осложняет формирование ходьбы, бега, прыжков. Это подчеркивает необходимость систематической коррекционной работы по преодолению данных недостатков моторного развития детей.
4. Песочная терапия – это вид современной арт-терапии и арт-педагогики, включающий систему игр с песком, которые позволяют раскрыть индивидуальность каждого ребенка, преодолеть имеющиеся у него психологические затруднения, развить способности, в том числе и коммуникативные.
5. Песочная терапия – необычная техника, благодаря которой ребенок строит собственный мир в миниатюре из песка и небольших фигурок, он может смешивать песок с водой, формировать холмы, горы, создавать влажные ландшафты и т.д. При этом он, решает задачи развития моторной сферы дошкольников.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ МОТОРНОЙ КООРДИНАЦИИ
1.1. Развитие моторной координации у детей старшего дошкольного возраста
Формирование моторных функций очень важное звено в общем развитии ребенка. Вопросами их изучения занимались М. Аксенова, А.В. Антакова-Фомина, Н.А. Бернштейн, В.М. Бехтерев, О.С. Бот, Е.П. Ильин, М.М. Кольцова, А.А. Леонтьев, И.С. Лопухина, А.Р. Лурия, М. Монтессори, Е.В. Новикова, И.П. Павлов, Т.П. Хризман.
Э.С. Вильчковский определяет моторную сферу, как одну из сфер проявления темперамента. Его проявления здесь можно рассматривать как частные выражения общей активности. К ним относятся темп, быстрота, ритм и общее количество движений [13].
С.С. Иванова считает, что моторная сфера – это вся сфера двигательных функций организма, объединяющая их биомеханические, физиологические и психологические аспекты. Важнейшим элементом моторной сферы являются моторные (двигательные реакции), основу которых составляет процесс движения в мышцах [28].
По мнению М.М. Кольцовой моторика – это совокупность двигательных реакций, умений, навыков и сложных двигательных действий, свойственных человеку, которые в совокупности направлены на выполнение какой-либо задачи. Психомоторика – это сложное образование, объединяющее взаимосвязанные друг с другом двигательный, познавательный и эмоциональный компоненты [31].
И.М. Сеченов при разработке естественно-научной теории психической регуляции поведения, впервые сформулировал понятие «психомоторика». Оно характеризует все сознательно управляемые моторные (двигательные) акты человека, находящиеся в неразрывной связи с психическими процессами (мышлением, речью, памятью, чувствами). Психомоторика охватывает любые внешние поведенческие проявления и произвольные движения ребенка – от выражения эмоций в мимике, тонких моторных координаций в предметной и игровой деятельности до сложных двигательных реакций. И.М. Сеченов отмечал, что «все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению – мышечному движению» [57].
Именно поэтому необходимо учитывать особенности мозговой деятельности дошкольников в процессе организации их двигательной активности.
Еще один труд И.М. Сеченова «Рефлексы головного мозга» сыграл определяющую роль в представлениях о механизмах управления движениями, в котором была обоснована рефлекторная природа произвольных движений человека, и раскрыта роль мышечной чувствительности в управлении движениями в пространстве и во времени, ее связь со зрительными и слуховыми ощущениями.
С точки зрения физиологии движения делятся на простые непроизвольные и сложные произвольные движения.
М.М. Кольцова [31], А.В. Запорожец [25] и др. отмечали, что развитие врожденных движений – «фактор созревания» в единстве с выработанными движениями – «фактор научения» могут обеспечить успешное двигательное развитие ребенка.
Выделяют общую и мелкую моторику. Общая моторика — совокупность двигательных возможностей человека, обеспечиваемых работой крупных мышц и проявляющихся в движениях тела и его частей: конечностей, головы и др. [26] Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной [30].
Е.М. Мастюковой [39] были сформулированы общие принципы моторного развития в онтогенезе:
1. Формирование двигательных функций происходит преемственно и постепенно, т. е. становление одной функции способствует развитию другой. К примеру, ребенок овладевает навыком сидения только после того, как научается удерживать голову и выпрямлять спину.
2. Стадии становления двигательных действий протекают поэтапно, т. е. одна функция содействует развитию другой. Таким образом, ребенок одновременно не только осваивает новый двигательный навык, но и совершенствует предыдущий.
3. Сформированность общих движений предшествует их дифференциации. Это выражается в том, что, к примеру, вначале ребенок осуществляет поворот головы совместно с туловищем, а после поворачивает только голову.
4. Развитие двигательных функций происходит от головы к верхним, а затем к нижним конечностям.
5. Совершенствование движений частей тела, расположенных ближе к средней линии тела, осуществляется раньше, чем совершенствование движений в более удаленных областях: контролировать положение и движение плеч начинает раньше, чем движения пальцев рук.
Вступая в старший дошкольный возраст, ребёнок переходит на новую ступень развития. Одна из основных тенденций в этом возрасте – подражание взрослым, стремление быть «как взрослый». Это выражается в стремлении к бытовой самостоятельности, активном участии в труде. Большое значение имеют продуктивные виды деятельности.
В результате осуществления такой деятельности происходит развитие моторики, воображения, внимания, памяти и других познавательных процессов.
К 5 – летнему возрасту набирается полный набор динамических импульсов: одновременное выполнение двух видов движений. Движения рук и ног хорошо скоординированы. У детей от 5 до 7 – 8-и лет наступают выразительные сдвиги в характере движений: они более грациозны, подвижны. Это период функционального расцвета нижнего (стриального) подуровня пространственного поля. Вся двигательная потребность ребенка определяется психофизиологическими потребностями. А.А. Герасимова отмечает, что неусидчивость объясняется недостаточным развитием навыков и умений и низким уровнем развития общетелесной ловкости (в том числе ручной), несмотря на соединение грациозности и локомоторной подвижности в этом возрасте [14].
Законченная координационная структура ходьбы и бега включает содружественную работу всех уровней построения снизу доверху. От руброспинального уровня идут механизмы, отвечающие за: 1) динамическое управление тонусом как туловища, так и конечностей; 2) прямую и перекрестную реципрокную иннервацию; 3) вестибуломозжечковый контроль равновесия. Талламо-палидарный уровень обеспечивает основную синергию ходьбы. Стриальный подуровень осуществляет прилаживание обобщенной палидарной синергии к фактической обстановке ходьбы: к фактуре и неровностям поверхности под ногами. Верхний пирамидный подуровень наслаивает целесообразный процесс передвижения [13].
Описывая развитие моторики у дошкольников, М.М. Безруких [6] отмечает, в старшем дошкольном возрасте совершенствуется и приобретает устойчивость активное освоение тонких инструментальных движений, в т.ч. действия карандашом, ручкой, кисточкой. В 5 лет развиваются навыки держания и свободной манипуляции карандашом. К этому возрасту развитие зрительного восприятия и координации позволяет ребёнку совершать копирование. Возникают навыки передачи пропорций, изображения параллельных линий и т.д. Для рисунков характерно сюжетное разнообразие, он осваивает выполнение вертикальных штрихов. Он в состоянии ограничивать длину штриха, линии становятся достаточно ровными. Способ держания ручки или карандаша меняется на взрослый. На рисунке ребёнок выполняет вертикальные, горизонтальные и циклические движения.
В 6 лет появляется умение копирования простых геометрических фигур. Улучшается штрих, появляется завершённость кругов и овалов. Навыки совершенствуются благодаря занятию детей рисованием.
Возможность целенаправленного обучения ребёнка моторным действиям появляется с 5 лет. В этом возрасте приходит понимание вербальных инструкций, и становится возможной не только подражательная деятельность, но и дальнейшее развитие моторных навыков — письмо. Сложность формирования письма обусловлена сложностью самого действия.
Ребёнок захватывает предмет, затем – держит, перекладывает из руки в руку. Далее появляется то, что мы называем «пинцетный» захват. Развитость зрительно-моторной координации приводит к согласованному взаимодействию рук и глаз.
Т.Г. Визель приводит следующие данные развития моторной сферы детей старшего дошкольного возраста:
В 5 лет ребенок прыгает на одной ноге, ходит по бревну. Прыгает попеременно на одной, затем на другой ноге. Поднимается вверх по лестнице.
В 6лет ребенок хорошо прыгает, бегает, прыгает через веревочку, прыгает попеременно на одной и другой ноге; бегает на носках. Катается на двухколесном велосипеде, учится кататься на коньках, играть в хоккей [12].
Овладение относительно тонкими действиями рук происходит в процессе развития кинестетического чувства – положения и перемещения тела в пространстве, то есть в процессе формирования зрительно-тактильно-кинестетических связей [58]. Н.А. Салькова установила, что после формирования этих связей движения рук начинают контролироваться зрением, теперь уже вид предмета – это стимул движения руки по направлению к нему [51]. К 5-6 годам ребенок уже может аккуратно вырезать картинки, копировать сложные рисунки, писать буквы и цифры. Дополняет недостающие детали к картинке. Бьет молотком по гвоздю. Воспроизводит геометрические фигуры по образцу. Обводит рисунки по контуру, заштриховывает фигуры. Умеет рисовать в тетради в клетку геометрические фигуры. Может делать поочередные удары ребрами прямых ладоней по столу; различает большой палец и мизинец. А в 6-7 лет – полностью владеет мелкой моторикой, может выполнять сложные движения (завязывание шнурков, игра на клавишном или струнном инструменте, плетение кос, штопка и т.п.). Свободно различает большой палец, мизинец и указательный.
Рассмотрим психофизиологические основы моторики у старших дошкольников. Её развитие связано со схемой организации движения по Н.А. Бернштейну (Рисунок 1) [7].
Рисунок 1 — Схема организации движения по Н.А. Бернштейну
Понимание онтогенеза развития уровней движений даёт представление о причинах недостаточной сформированности мелко моторных функций даже у старших дошкольников. К 6-7 годам у детей только заканчивает формироваться уровень C1 и начинает формироваться уровень C2.
Таким образом, в соответствии со схемой Н.А. Бернштейна, моторное развитие дошкольника находится на уровне С.
В старшем дошкольном возрасте по своему моторному развитию ребёнок переходит с подуровня С1, который отвечает за приспособительность, на подуровень С2. Соответственно, меняется характер моторной деятельности ребёнка – от внешнего подражания, схватывания, до совершенствования точности и ловкости.