Часть дипломной работы на тему Репетиционная деятельность как основа творческого процесса в хореографическом коллективе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ В РЕПЕТИЦИОННОМ ПРОЦЕССЕ. 6
1.1 Формы организации репетиционного процесса 6
1.2 Подходы к организации репетиционного процесса с учетом возрастных особенностей участников коллектива 19
1.3 Влияние групповых и индивидуальных форм работы на репетиционный процесс 25
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ І 30
ГЛАВА II. ЭКСПЛИКАЦИЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ КОМПОЗИЦИИ «………………» 33
2.1. Композиционно-постановочный план 33
2.2. Графическое описание номера 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34
ПРИЛОЖЕНИЕ 36
Введение:
«Подражайте ветру, когда вырывается
он из своих горных ущелий: под звуки
собственной свирели хочет он танцевать,
моря дрожат и прыгают под стопами его».
Ницше
Умение танцевать было во все времена важным аспектом воспитания и отличительной чертой образованного человека или аристократа. Роскошные балы, устраиваемые два-три века назад, являются для нас сейчас подтверждением того, какой уровень хореографической подготовки и какое отношение было тогда к этому виду искусства.
Время прошло, но ничего не изменилось – танец все также в почете. Современные королевские балы нисколько не уступают тем старинным, даже наоборот, стали намного торжественнее, организованнее, краше и качественнее. Можно сказать, что изменилась цель бала – теперь это не место досуга, отдыха, новых знакомств и возможность «показать себя» и «посмотреть других». Теперь это место состязаний.
Действительно, современная хореография поднялась на такой высокий уровень, что давно перестала быть просто отдыхом. Она сравнялась со спортом, где нужны неимоверный труд, выдержка, терпение, упорство и стремление достичь высоких результатов.
Задача танцевального искусства усложняется еще и тем, что за последние 100-150 лет появилось такое огромное количество направлений, что становится сложно выдерживать конкуренцию. Да, некоторые танцы забываются, отходят на второй план, теряют актуальность, однако, на их смену приходят другие, требующие еще большей подготовки, технических способностей и развития новых качеств.
Проблемы постановки, подготовки к выступлению и само выступление ложатся на плечи руководителю. Именно от него зависит, пожалуй, 90 % успеха выступления, лидерство и конкурентоспособность коллектива.
Современная хореография ставит перед руководителем ряд важных вопросов, без которых невозможно достичь высоких результатов и сформировать дружный, сплоченный коллектив. Какими качествами должен обладать руководитель, чтобы поднять коллектив на высокий уровень? Какими способностями должен он обладать? Как правильно организовать репетиционный процесс, чтобы он был увлекательный и плодотворный? Какие формы и подходы эффективнее применять? Какие особенности при работе с коллективом стоит учесть?
Все эти вопросы, рассматриваемые в данной работе, и составляют актуальность выбранной темы.
Объектом исследования служит современная хореография, а предметом – репетиционная деятельность хореографического коллектива.
Целью дипломной работы является выявление главных аспектов репетиционной деятельности, которая является основой творческого процесса в хореографическом коллективе.
Задачи, вытекающие из поставленной цели:
— определить возможные формы организации репетиционного процесса;
— сформулировать важные личностные и профессиональные качества руководителя хореографического коллектива;
-выявить наилучшие подходы к организации репетиционного процесса с учетом возрастных особенностей участников коллектива;
— выяснить влияние групповых и индивидуальных форм работы на репетиционный процесс;
— придумать постановочный танец;
— составить композиционно-постановочный план;
— сделать графическое описание номера.
Методология работы базируется на аналитическом, структурно-функциональном, эмпирическом методах, а также наблюдении, сравнении, обобщении и системном подходе.
Теоретическое значение работы состоит в том, что в ней формулируются и систематизируются важные аспекты для репетиционной работы в хореографическом коллективе, поднимаются актуальный, современные проблемы, которые станут хорошим подспорьем начинающим хореографам.
Практическая значимость работы заключается, прежде всего, в готовых композиционно-постановочном плане и графическом описании номера, что может послужить основой для хореографической композиции, или вдохновить на другие композиции.
Вопросы репетиционной деятельности хореографического коллектива поднимаются в методических рекомендациях. А также в различных исследованиях и пособиях, среди которых можно отметить труды Ткаченко Т. «Работа с танцевальным коллективом» [15], Собинова Б., Суворова Н. «Поддержка в танце» [14], Смирнова И. «Работа балетмейстера над хореографическим произведением» [13], Захарова Р.В. «Работа балетмейстера с исполнителями» [9]. Проблемы композиции освещены в работах Батырева А.П., Бурцевой Г.В., Шорохова Е.В., Мошлова Ю.Н. («Композиция сценического пространства»), Захарова Р.В. («Сочинение танца»).
Структура работы состоит из Введения, двух разделов с подразделами, Выводов и Списка литературы (…источника). Общий объем основного текста…страниц.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
РУКОВОДИТЕЛЯ В РЕПЕТИЦИОННОМ ПРОЦЕССЕ.
1.1 Формы организации репетиционного процесса
Современная модель системы образования, законы шоу-бизнеса, стремительное развитие технологий, появление огромного количества новых направлений в танцевальной сфере ставит перед современным хореографом ряд сложных задач и высокие требования. Как сделать уникальную, интересную и выигрышную постановку? Как добиться высоких результатов за короткий период времени? Как вдохновить танцоров на новый проект? Как вдохнуть жизнь в классические произведения? – эти и многие другие вопросы возникают каждый день перед руководителем хореографического коллектива.
Репетиционный процесс – это в первую очередь, совместный труд коллектива и руководителя. Это огромное поле для творческих экспериментов и поисков неординарных решений. Репетиционный процесс является важным аспектом для подготовки к выступлению, постановки номера или танца. Без тренировок и репетиции просто невозможно достичь положительного результата отдельных учащихся, а тем более коллектива.
Организация репетиционного процесса должна затрагивать различные аспекты:
Техническая сфера. Сюда можно отнести оснащение помещения для занятий. Оно должно быть светлым, просторным, хорошо проветриваться. В кабинете должны быть большие зеркала, в которые учащиеся смогут себя увидеть в полный рост, чтобы правильно выполнять упражнения, а также хореографические станки. При репетиции конкретной постановки, когда декораций еще нет или просто не хочется их изнашивать, можно применять различные предметы (в том числе столы, стулья, какие-либо вещи в руках), которые будут имитировать декорации. Это нужно для того, чтобы учащиеся привыкали к работе с инвентарем, чтобы во время генеральных репетиций и выступлений у них не возникал дискомфорт, кроме того, они помогут детям правильно ориентировать на сцене.
Организационные вопросы. Каждый коллектив совместно с руководителем должен решать все возникающие организационные моменты, например, время и место проведения репетиций, количество нужных репетиций, вопросы финансового характера, пошив костюмов. Еще на первом занятии желательно обсудить с участниками коллектива, а если это слишком маленькие дети, то с их родителями, все организационные моменты. Руководитель должен объяснить в какой форме нужно посещать репетиции, что с собой приносить на занятия (например, воду, специальный коврик для растяжек), где переодеваться, оставлять вещи. Учащихся и их родителей нужно обязательно проинструктировать как будут проходить занятия. К сожаления, начинающий руководитель в самом начале работы стремится сразу преступить к репетициям и подготовке к выступлению и упускает многие важные организационные моменты. То, что для него является само собой разумеющимся, для людей, которые впервые пришли в хореографический коллектив может быть совершенно неизвестным. Поэтому, если руководитель не уверен в познаниях своих подопечных, лучше выяснить сразу большинство вопросов.
Воспитательный. Воспитательный процесс в хореографическом коллективе, особенно если там занимаются маленькие дети, или люди, столкнувшиеся впервые с танцевальной сферой, один из самых сложных моментов работы с группой. С самых первых занятий нужно поддерживать надлежащую дисциплину в классе, субординацию, следить за взаимоотношениями между членами коллектива, ни в коем случае не допускать насмешек, упреков, грубых замечаний по отношению друг другу. Кроме того, нужно стараться воспитывать правильное отношение к танцам, объяснять смысл репетиций, выступлений, и вообще танцевального процесса в целом.
Эмоциональный. Конечно любой коллектив держится на лидере, на человеке, который правильно задает направление ходу занятий, причем и эмоционально тоже. В идеале, таким человеком должен быть руководитель. Он должен давать учащимся позитивный настрой, вселять веру и надежду на достижение хороших результатов, поддерживать их во время неудач, сценических волнений, переживаний, сомнений в собственных способностях. Руководитель должен заряжать энергией всех членов коллектива, независимо от того в каком настроении пришли учащиеся, устали они или не выспались – руководитель должен поднять в них дух и спортивный интерес к репетиции. Он должен стараться применять различные формы работы, искать возможность «освежить» репетиционный процесс. В противном случае занятия будут проходить скучно, однообразно и может быстро угаснуть интерес к ним.
Художественный. Собственно, это один из тех важных аспектов, ради которых люди занимаются танцами. Он направленный на то, чтобы прививать правильный эстетический вкус, умение анализировать, разбираться в стилях, постановках, интерпретациях. Руководитель младших групп должен постоянно объяснять учащимся, что танец это не спортивное состязание, хоть и требует колоссальной физической подготовки. В большинстве случаев ведь люди приходят получить эстетическое удовольствие от произведения искусств и то насколько точно, правильно его передадут танцоры зависит, в первую очередь, от самих исполнителей. Перед каждой постановкой коллективу стоит объяснить смысл этого танца, какой эмоциональный настрой он несет, какие образы в нем присутствуют.
следить за физическим здоровьем учащихся. Долгие и утомительные тренировки, конечно, сказываются на физическом состоянии учащихся. Поэтому следует особое внимание уделять этому аспекту. Детей нужно постоянно спрашивать об их самочувствии, следить как они выглядят, нет ли признаков переутомления, поскольку не все дети могут самостоятельно проанализировать свое состояние и понять что с ними происходит. Танцы – это не только эстетический труд, но и физический. Хореографы прилагают огромный труд, чтобы добиться желаемых результатов, однако современные дети, выросшие в многоэтажных домах, ведущие малоподвижный образ жизни, могут плохо отреагировать на резкие нагрузки. Руководитель должен учесть все особенности детского организма, уровень физической подготовки и только потом давать определенную нагрузку.