Часть дипломной работы на тему Ремесла в городе Ереване (начало XVIII-XX вв.)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение:
Заключение:
Фрагмент текста работы:
Глава II. Области
искусства, связанные с переработкой сельскохозяйственной продукции 2.1.
Тканевое плетение В собрании Кирилло-Белозерского музея-заповедника
представлена интересная коллекция тканей русского и зарубежного производства
XV-XX веков. Ткани производства Италии, Франции, Персии, Турции в XV-XVII веках
использовались для пошива священнических облачений и храмовых украшений. В
преддверии туристического сезона 2017 года некоторые из этих замечательных
памятников можно увидеть на выставке в церкви Сретения в Трапезной палате.
Идея и концепция
выставки принадлежат М.Н. Шаромазову, художественное решение — Л.А. Лупушор и
А.В. Ермолиной. Узорчатые, полихромные, шелка и бархаты, затканные золотыми
нитями, русские люди называли драгоценными тканями. Они очень ценились и были
одной из мер богатства, накапливались в государственной казне и храмах,
являлись одним из лучших и почетных подарков. В России до Петра I не было
большого ткацкого производства, поэтому дорогие высококачественные ткани только
импортировались. Так, в Киевской Руси X-XII веков шелковые и золотые ткани,
которые имели общее название — паволоки, ввозились по торговым договорам и в
качестве трофеев при военных нападениях. После заключения торгового договора
между Русью и Византией в начале X века паволоки стали доставляться на Русь
византийскими и русскими купцами по Днепру, по знаменитому пути из варяг в
греки.
С развитием дипломатических отношений русского
государства с европейскими и азиатскими странами высококачественный импортный
текстиль стал поступать на русский рынок непосредственно из крупнейших мировых
центров ткачества — Италии, Франции, Турции, Ирана, Китая. В
Кирилло-Белозерский монастырь драгоценные иностранные ткани либо поступали в
качестве пожертвований от знатных семей, либо приобретались на ярмарках на
монастырские деньги. Например, в "Описи строений и имущества
Кирилло-Белозерского монастыря 1601 года" упоминается плащаница из
Преображенской церкви, которая была сделана из красного рытого бархата,
золотого атласа, белого и зеленого шелка и белой тафты, купленных на деньги из
монастырской казны.
Согласно той же описи, "из царского имения сделаны
пелены для Успенского собора, церкви Архангела Гавриила и Иоанна Отшельника,
церкви Введения Пресвятой Богородицы во храм. Элементы декора храма над могилой
основателя монастыря были выполнены из бархатных и шелковых тканей "с
царской дачи". Например, для Кирилловской церкви были использованы
"отлас" и "камка изылбашская зеленая с золотом", а также
плащаница "аксамитная шолк червчат на чорн" для алтаря в храме. Об
этом факте составителям описи сообщил старец Леонид, который и распорядился их
изготовить. Часто для изделий из ткани комбинировали материалы, поступавшие в
монастырь из разных источников. Например, в церкви Преображения было полотно из
желтого и черного шелка с серебром "из царской дачи" со средним слоем
из белого атласа и лазоревого шелка с золотом, купленное на монастырские деньги
("из монастырской казны").
Не менее ценные ткани использовались для пошива
священнических облачений, пожертвованных монастырю. В документах упоминаются
имена жертвователей, среди которых царь Иван IV, архиепископ Суздальский
Афанасий, князья Федор Трубецкой, Петр Щенятьев, княгиня Воротынская, боярин
Василий Тучков, боярин и государев конюх Д. Годунов.
Подобные указания можно найти и в монастырских документах
более позднего периода. Например, в описи "Кирилло-Белозерского-2
монастырского строения и прочих церковных и монастырских имений",
составленной в 1773 году, упоминаются ризы из белой атласной парчи с оплечьем
из "таусиного льна", вложенные в монастырь царем Иваном Васильевичем
Грозным. В этом же документе неоднократно упоминаются облачения алтарей —
плотная персидская парчовая ткань, подкладка и отделка из тафты или камки. Впоследствии
богослужебные облачения неоднократно перешивались, что позволило использовать
ценные старинные ткани на протяжении нескольких веков. На выставке представлены
подобные "собранные" памятники средневекового текстильного
производства: фелони, стихари, епитрахили, сшитые из различных тканей XVI-XVIII
веков. Экспонаты сгруппированы в два блока: предметы из тканей, изготовленных в
европейских странах (Италия, Франция), и памятники мастеров средневекового
Востока (Турция, Персия).
К концу верхнего палеолита климат в Европе и на Кавказе
постепенно, но неуклонно становился более мягким. Арктическая погода,
преобладавшая в средней части периода, исчезла, среднегодовая температура
повысилась, а на месте заснеженных степей и тундры появились леса. Большая
часть фауны четвертичного или плейстоценового периода либо вымерла, либо
мигрировала на север в более холодные районы. Линия вечных снегов на горе
Арарат и вдоль Кавказского хребта отступила к вершинам, а многие ледники
растаяли [5, c. 17].
Исчез мадленский человек с его удивительной культурой и
искусством. На его место пришли другие, более или менее изолированные племена,
которые заняли большую часть Европы и часть Азии. Так продолжалось до прихода
настоящей неолитической цивилизации [23, c. 234]. В эпоху мезолита, или среднего каменного века, искусство
и ремесла пришли в упадок, возможно, потому что смягчившийся климат больше не
способствовал прогрессу. Действительно, именно суровая необходимость
подтолкнула палеолитического человека к новым, более высоким достижениям и
художественному самовыражению. Каменные орудия теперь представляли собой очень
маленькие микролиты (треугольники и полумесяцы с притупленными спинками, а
также резцы и сверла). Люди мезолита открыли для себя преимущества составных
орудий, в которых рукоятка изготавливалась из одного материала, например дерева
или кости, а рабочая кромка — из другого, например, кремня или, как в Армении,
обсидиана [6, c. 58].
Таким образом, деревянная или костяная рукоятка, легкая и удобная, могла
использоваться для нанизывания серии небольших ножей или пил, изготовленных из
острого, хорошо поддающегося обработке камня.
На рубеже неолита, то есть нового каменного века, были
сделаны большие шаги на пути прогресса, позволившие человеку преодолеть барьер
между дикостью и цивилизацией. Образ жизни и мышления людей нового каменного
века резко отличал их от предков эпохи палеолита и мезолита. По меньшей мере
пять открытий сыграли значительную роль в этой неолитической революции [1, c. 672]:
— Оседлое земледелие.
— Одомашнивание животных.
— Изготовление глиняной посуды.
— Освоение техники шлифования и полировки.
— Шитье, прядение и ткачество.
Первые два уже сами по себе позволяли человеку вести
жизнь, менее подверженную невзгодам, так как обеспечивали его запасами пищи
наперед. В такой местности, как Армения, это позволило существовать гораздо
большему числу людей, чем если бы они занимались только охотой и сбором
фруктов. Семьи и организованные общины стали более распространенными и
стабильными. Совместная жизнь привела к специализации труда и занятий, что
позволило совершить прорыв в искусстве и ремеслах всех видов. Это также привело
к увеличению числа религиозных культов и жрецов, которые им служили [19, c. 25].
В 6-м тысячелетии до н. э. в Анатолии уже было развито
гончарное дело, которое сыграло важную роль в формировании домашнего очага.
Армения не отставала в этом отношении. Уже на раннем этапе появилась керамика,
украшенная простыми узорами из точек или линий, расположенных в виде
"рыбьего скелета", то есть елочкой. Поверхность горшков из
необожженной глины, казалось, не нуждалась в украшении и давала простор для
фантазии, которая создавала новые формы лепки, раскраски и глазури. В то же
время развитие техники шлифовки и полировки позволило изготавливать кремневые и
обсидиановые орудия с твердой режущей кромкой, которую невозможно было
получить, используя только сколы. Отколотый край острый, но очень хрупкий.
Теперь можно было изготавливать более прочные инструменты, что сразу облегчило
работу ремесленников, занимавшихся плотничеством и другими видами обработки
дерева.
Марко Поло, рассказывая о своих путешествиях по древней
Армении в XIII веке, отметил, что "…население состоит из трех классов.
Туркоманы, поклоняющиеся Мухаммеду, — грубый народ, совершенно необразованный.
Они живут в горах или других почти недоступных местах, где есть хорошие
пастбища для их скота… Другой … класс состоит из греков и армян, которые
живут в городах и постоянных поселениях и зарабатывают на жизнь торговлей.
Именно здесь производятся лучшие и самые красивые ковры, а также шелк малинового
и других великолепных цветов".
Армянские источники упоминают о коврах, используемых для
украшения полов и стен церквей с 5 века, и описывают их использование для
сидения во время еды. Записи, литература и исторические рассказы из греческих,
иранских, арабских, болгарских и других источников с уважением относятся к
армянским коврам, которые в дохристианские времена были представлены в качестве
дани или налогов, использовались как добыча или просто как предметы для
восхищения. Удивительно, но арабские источники ссылаются на превосходство армянских
молитвенных ковров, которые часто считаются квинтэссенцией исламского
искусства. Примечательным в исторических источниках является то, что ковры были
не просто маленькими изделиями, сделанными дома на ткацких станках, а
результатом организованных, коммерческих предприятий, которые создавали
огромные произведения исключительной красоты. Один ковер иногда занимал
немного-немало — 60 квадратных метров.
Все это начало меняться, когда в 13 веке последнее
армянское царство Киликия на юго-востоке Турции пало перед египетскими
мамлюками. В это время многие армяне покинули свою родину, поселившись в
Трансильвании, Польше, Крыму и Иране. Не случайно именно в это время в этих и
других странах началось высокоразвитое ковроткачество, так как армяне уносили с
собой свое ремесло и передавали его местному населению стран пребывания.
Египетские мамлюкские ковры этого времени — яркий тому пример [28, c. 124].
В начале XVII века персидский шах Аббас переселил 100 000
армян из их домов в Джульфе (Анатолия) в новую Джульфу, построенную за
пределами иранского священного города Исфахан. Он дал им монополию на торговлю
шелком, отправив их в Индию, где они основали процветающие торговые форпосты.
Именно в это время начали создаваться великие персидские ковры, а также
могольские ковры Индии. В это же время в Исфахане были сотканы знаменитые
польские придворные ковры, известные как полонез, которые были подарены королевской
семье Польши, где к тому времени процветала община, насчитывавшая более 100 000
армян. Великие мастера ковроткачества последовали за армянами, где бы они ни
поселились, но, к сожалению, вклад армян в ткачество стал малоизвестным,
поскольку армяне, народ без страны, стали считаться торговцами, которые
привозили ковры из своих земель в разные уголки мира [23, c. 183].
Сегодня армянское ковроткачество отождествляется в первую
очередь с великими коврами Кавказа и северо-западного Ирана, которые до
недавнего времени были населены армянами. Начиная с великих кавказских ковров
XVI века и заканчивая французскими цветочными коврами, изготовленными в
Нагорном Карабахе для русской аристократии в начале XIX века, армянские
кавказские ковры столь же великолепны, сколь и разнообразны. Ценимые
коллекционерами на протяжении последних полувека, эти ковры отличаются смелыми
рисунками, яркими цветами и бархатистым шерстяным ворсом.
В советское время кустарное производство ковроткачества,
которым занималось большинство армянских женщин того времени, постепенно сошло
на нет. Индивидуальное предпринимательство не поощрялось, и ковровая
промышленность была централизована в одно огромное государственное предприятие,
которое имело монополию на производство ковров. Неудивительно, что советские
ценности не способствовали распространению великой традиции народного
искусства. Государственное предприятие производило ковры с акцентом на количество
и соответствие, без уважения к художественной форме. В результате ковры
получались скучными и унылыми [4, c. 173].
Ткани ткутся на механическом ткацком станке. Нити
переплетаются вертикально и горизонтально, в зависимости от того, какое
переплетение производится. Эти нити называются нитями-заправщиками.
Вертикальные нити называются нитями основы или наполнителями, а горизонтальные
нити — нитями утка. Изменение количества вертикальных и горизонтальных нитей
создает различные варианты переплетения [8, c. 249].
При изменении плотности и размера переплетения изменяется
рисунок навоя. Поплавок — это часть наполнительной пряжи, которая проходит над
двумя или более наполнительными нитями. Крупные поплавки отвечают за гладкую
текстуру атласных тканей. Ниже перечислены основные типы переплетений тканей,
из которых изготавливается широкий ассортимент тканей, используемых в
современной мягкой мебели. Рисунок 1
Полотняное переплетение
Это переплетение создается путем поочередного прохождения
наполнительных нитей над и под вертикальными нитями по всей длине ткани.
Большинство хлопчатобумажных тканей, ситец и некоторые олефины имеют полотняное
переплетение. Полотняное переплетение осуществляется путем поочередного
пропускания нитей наполнителя над и под соседними вертикальными нитями (основы)
по всей длине ткани. Это очень прочный и универсальный способ создания
различных волокон и смесей. Полотняные переплетения являются сбалансированными.
Это означает, что количество вертикальных нитей и нитей наполнителя примерно
одинаково. Рисунок 2
Ребристое плетение
Это переплетение является разновидностью полотняного
переплетения. Для достижения желаемых результатов используется более толстая
пряжа. Это разновидность полотняного переплетения. Оно создает эффект
ребристости. Ребристое переплетение достигается за счет использования более
тяжелой наполнительной пряжи. Если используется больше нитей наполнителя
(утка), чем вертикальных нитей, получается ребристый вид. Этот процесс
называется крамминг. С помощью этого процесса изготавливают некоторые смеси
вельвета и аналогичные ткани [23, c. 171]. Рисунок 3
Плетение корзины
Этот вид переплетения также похож на полотняное
переплетение. Их отличает то, что в них используется больше наполнителей.
Корзиночное переплетение — это еще одна разновидность ребристого и полотняного
переплетений. Оно состоит из одной или нескольких наполнительных нитей
(горизонтальные нити), расположенных вместе над и под двумя или несколькими
вертикальными нитями (уток). Такое переплетение часто не такое прочное, как
ребристое или полотняное, из-за проскальзывания или переплетения нитей [14].
Примерами корзиночного переплетения являются гаитянский
хлопок и ткань монаха. Ткань монаха — это смешанная ткань. Это может быть смесь
шерсти, хлопка, льна, шелка, вискозы или любого синтетического волокна. Ткань
"монах" — очень прочная ткань, потому что она берет все положительные
стороны волокон, с которыми смешивается [22]. Рисунок 4
Сатиновое плетение Они изготавливаются с использованием пряжи с большой
поверхностью, что придает им свойство атласного переплетения и делает их
гладкими и блестящими. В этих типах переплетений ткани вертикальные нити парят
над наполнительными нитями. При этом больше видна лицевая сторона ткани. Если
пряжа гладкая и блестящая, то и ткань будет такой же. По этой причине
используются такие пряжи, как вискоза, шелк, ацетат и нейлон. Поскольку
плавающие части этого переплетения не переплетаются, как в полотняном
переплетении, атлас подвержен заминанию [12, c. 839]. В связи с этим их не рекомендуется использовать в местах
интенсивного износа. Сатиновые виды тканей имеют низкие эксплуатационные
характеристики. Атласный эффект придает им блеск и приятный для глаз внешний
вид. Такое переплетение используется при производстве парчи и гобеленовых
тканей.
В этом переплетении используются дополнительные
вертикальные нити, которые прокладываются перпендикулярно поверхности основной
ткани. Бархат и подобные ткани изготавливаются с использованием ворсового
переплетения. Для производства бархата и других плюшевых тканей петли
разрезаются. Некоторые плюшевые ткани оставляют петли для создания
определенного эффекта. Велюр изготавливается путем скатывания ворса для
создания желаемого эффекта мятого бархата. Вельвет, очень прочная ткань,
изготавливается с использованием ворсового переплетения.
Особое примечание: При сравнении двух тканей с одинаковой
структурой и содержанием волокон более прочная ткань будет иметь более плотно
упакованные волокна. Чем плотнее переплетение, тем прочнее ткань. Жаккардовое
переплетение — эти типы тканей изготавливаются на жаккардовом станке. Ткани,
изготовленные таким способом, могут иметь простые узоры, живописные сцены или
очень сложные рисунки в зависимости от того, какой ткач работает на станке. Для
создания специфических узоров могут использоваться нити разных цветов.
Примерами тканей, вытканных таким способом, являются парча, дамаст и гобелены [2,
c. 137].
В ткачестве продольные нити называются основой,
поперечные нити называются уточной нитью, или набивкой. Большинство тканых
материалов изготавливается с внешними краями, обработанными таким образом, что
они не расслаиваются; эти края называются изнаночными. Они проходят по длине
параллельно нитям основы. Три основных вида переплетения: полотняное, саржевое
и атласное. Причудливые переплетения — такие как ворсовое, жаккардовое, каретка
и лен — требуют более сложных ткацких станков или специальных приспособлений
для их создания.
Способ переплетения нитей определяет тип переплетения.
Количество нитей и число нитей основы и наполнителя на квадратный дюйм
определяют плотность или рыхлость переплетения. Тканые полотна могут также
различаться соотношением нитей основы и наполнителя. Некоторые эффекты
достигаются выбором нитей или их комбинаций [19].
В полотняном переплетении каждая нить наполнителя
проходит над и под нитями основы, причем в чередующихся рядах порядок меняется
на противоположный. К тканям полотняного переплетения относятся перкаль, муслин
и тафта. Ребристые эффекты в таких тканях, как фейлель и бенгалин, получаются
за счет использования более тяжелой пряжи как основы, так и набивки. В
корзиночном переплетении одна или несколько нитей наполнителя проходят
поочередно над и под двумя или несколькими нитями основы, как, например, в ткани
монаха.
Саржевые переплетения получаются путем переплетения нитей
таким образом, что по всей ткани образуются диагональные ребра, гребни или
валики. Кили могут идти от правого верхнего края ткани к левому нижнему, или
наоборот. В ткани "елочка" переплетение нитей идет в обе стороны. К
саржевым тканям относятся джинсовая ткань, габардин и фланель.
Сатиновые ткани имеют блеск, который образуется за счет
того, что на правой стороне ткани больше основы, чем наполнителя. Открытые нити
основы называются поплавками. В сатиновом переплетении процесс обратный, и
открытые наполнители образуют поплавки. Степень крутки нитей и длина поплавков
могут быть различными. Ткани, изготовленные этими переплетениями, включают
тапочный сатин, сатиновый креп и различные виды сатина.
Ворсовые переплетения дают ткани с рельефной, плотной
поверхностью. Они могут быть получены путем переплетения дополнительных нитей
основы через проволоку с образованием петель, которые разрезаются при снятии
проволоки; путем регулировки натяжения ткацкого станка для получения петель,
которые часто остаются неразрезанными; путем использования дополнительных
наполнительных нитей для получения поплавков, которые разрезаются после
ткачества; или путем переплетения двух тканей лицом к лицу, скрепляя их дополнительным
набором нитей основы, которые образуют ворс, когда ткани разделены. Примерами
ворсовых тканей являются бархат, плюш, махровая ткань и многие виды
синтетических мехов [5, c.
12].
Жаккардовые ткани, изготавливаемые на специальном ткацком
станке, характеризуются сложными ткаными узорами, часто с большим повторением
рисунка или гобеленовым эффектом. К тканям, изготовленным этим способом,
относятся парча, дамаст и брокатель. Ткани Dobby, требующие специального
приспособления к ткацкому станку, имеют мелкие, геометрические, текстурные,
часто повторяющиеся узоры, как, например, в пике "птичий глаз". Ткани
лено, также изготавливаемые с помощью специального приспособления, обычно
легкие и открытые, что придает им лаковый вид. Они изготавливаются путем
скручивания соседних нитей основы друг вокруг друга, а затем пропускания
наполнительной нити через скрученные нити основы. Маркизет, ткань для створок и
москитная сетка производятся этим методом [30].
Перед использованием на ткацком станке нити основы и
заправки должны быть подготовлены к ткачеству. При подготовке к ткачеству
каждый конец нити основы (пряжи) должен быть пропущен через свою проволоку,
проушину и язычок. Проволока — это устройство, которое останавливает ткацкий
станок в случае обрыва нити, ушко — это отверстие в ушке, через которое
проходит нить, а бердо — устройство, похожее на гребень, которое прижимает
каждую нить основы к готовой ткани.
Размещение нитей основы на ткацком станке осуществляется
либо путем проборки, либо путем провязывания. Нити основы удерживаются в рамах,
называемых жгутами. Количество жгутов, необходимых для ткацкого станка,
определяется переплетением.
Пряжа, предназначенная для заправки, должна быть
упакована в форму, позволяющую легко разматывать ее для транспортировки по
зевам, называется челноком и состоит из деревянного держателя, в который
помещается перо или пирн.
Основная операция ткачества — 4 основных этапа
1. Основные движения
После того, как заправочные нити подготовлены, пучок
нитей основы, содержащий нити нужного размера, устанавливается на задней
стороне ткацкого станка. Нити основы подаются на цилиндр, называемый суконной
балкой, который находится впереди.
2. Ткацкий станок проходит через ряд движений
Прочесывание: подъем и опускание нитей основы с помощью
ремизок для образования зева, отверстия между нитями основы, через которое
проходит уточная нить.
3. Проборка: прокладывание уточной пряжи челноком
через зев.
Взбивание: упаковка уточной пряжи в ткань для придания ей
компактности
4. Намотка: наматывание только что сформированной
ткани на суконный пучок, Спуск: спуск пряжи с пучка основы.