Часть дипломной работы на тему Речевое поведение в деловых конфликтах: на примере педагогической сферы
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы речевого поведения в деловых
конфликтах. 5
1.1. Понятие речевого поведения. 5
1.2.
Исследование понятия конфликт, конфликтное поведение в отечественной и
зарубежной психологии. 15
1.3.
Стратегии и тактики поведения в конфликте, типы конфликтных личностей 23
1.4. Специфика конфликтов в педагогическом коллективе. 29
Выводы по 1 главе. 39
Список литературы.. 41
Введение:
Конфликты представляют
собой широко распространенное явление в любой области человеческой
деятельности. Противоречия, которые могут приводить к возникновению конфликтов,
достаточно часто возникают и в педагогической сфере. Способы разрешения этих
конфликтов в значительной степени зависят от особенностей речевого поведения
участников конфликтов. Настоящее исследование посвящено изучению речевого
поведения в деловых конфликтах, возникающих в педагогической сфере.
Специфика речевого
поведения в деловых конфликтах привлекала значительное внимание как
отечественных, так и зарубежных исследователей на протяжении последних
десятилетий. Общие теоретические вопросы речевой коммуникации и речевого
поведения рассматривались в работах О.Я. Гойхман, Т.М. Надеиной, А.П.
Панфиловой, И.А. Стернина, Л.Л. Федоровой. Изучению деловых конфликтов в
различных сферах уделялось внимание в работах Е.И. Степанова, Е.А. Терешиной.
Особенностям педагогических конфликтов и способам их разрешения посвящены
работы С.В. Баныкиной, А.С. Белкина, С.А. Мустафаевой. Несмотря на значительное
количество исследований, посвященных деловым конфликтам, большая часть из них
относится к политической сфере и сфере бизнеса. Речевое поведение в конфликтах,
возникающих в педагогическом процессе, изучено недостаточно.
Таким образом,
актуальность нашей работы обусловлена недостаточной изученностью речевого
поведения в педагогических конфликтах.
Объектом данного
исследования являются деловые конфликты в
педагогической сфере.
Предмет исследования
особенности и модели речевого поведения в деловых конфликтах, возникающих в
педагогической сфере.
Цель исследования
– выявить специфику речевого поведения в деловых конфликтах (на примере
педагогической сферы).
Заключение:
Речевое поведение – это
речевая деятельность и поступки индивидуума в процессе коммуникации, отражающие
языковое сознание данного индивидуума, а через него – языковое сознание
социальных групп, к которым он принадлежит. Речевое поведение охватывает четыре
содержательных аспекта: «картину мира» собеседников, сферу общения, речевой
жанр и, что принципиально важно в нашем случае, правила речевого поведения.
Конфликт – столкновение
противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов
оппонентов или субъектов взаимодействия. Для конфликта характерны
противодействия в виде взаимодействия, поведения или деятельности, устремленных
на защиту персональных увлечений путем деривации инициативности оппонента,
нанесения ему морального или материального вреда, а также отрицательное
отношение друг к другу. Участники конфликта подразделяются на основных (прямых)
и неосновных (косвенных). Конфликты классифицируются по различным основаниям:
по источникам возникновения; по социальным последствиям; по масштабности; по
отношению субъектов к конфликту; по объему; по длительности; по степени
проявления и т.д.
Конфликтное поведение
обладает собственными основами, стратегиями и тактиками. Всего выделяют пять
стратегий: сотрудничество – высокая направленность на достижение собственных
интересов и интересов оппонента, а также признание ценности межличностных
отношений; компромисс – равный учёт интересов обеих сторон, при обоюдном отходе
от первоначальных позиций, приспособление – построение взаимодействия в ущерб
собственных интересов, ради интересов оппонента, избегание – отсутствие
стремления к активным действиям по разрешению конфликта, без направленности на
достижения собственных интересов или интересов оппонента.
Профессиональная
педагогическая деятельность, как одна из основных сфер человеческого
взаимодействия в обществе, в значительной степени подвержена конфликтному
противостоянию. Конфликты в педагогическом коллективе надолго нарушают систему взаимоотношений
между субъектами взаимодействия, вызывают глубокие стрессовые состояния
участников конфликта и общую неудовлетворённость результатами деятельности
образовательной организации.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические
основы речевого поведения в деловых конфликтах 1.1. Понятие речевого
поведения
Термин «речевое
поведение» является одной из составляющих термина «речевое общение», под
которым подразумевают «мотивированный живой процесс взаимодействия между
участниками коммуникации» [16]. Речевое общение представляет собой
двусторонний процесс, в термине же «речевое поведение» акцентирована
однозначность процесса, им обозначают те свойства и особенности, которыми
отличаются речь и речевые реакции одного из участников коммуникативной ситуации
– или говорящего (адресанта), или слушающего (адресата).
Речевое поведение –
сложное явление, которое связано с местом рождения человека и местом его
обучения, будь то обычная школа или, например, закрытый лицей. На речевое
поведение человека также оказывает влияние та среда, в которой он общается, то
есть привычное окружение человека, его воспитание и национальные особенности.
Исследованием речевого
поведения занимались специалисты в области лингвистики: Т.Г. Винокур, А.Е.
Супрун, В.И. Карасик, И.Н. Горелов, И.А. Стернин, Ю.Е. Прохоров, В.В. Соколова,
Г.Г. Матвеева, Е.И. Петрова.
Т. Г. Винокур говорит, то
«речевое поведение предстает как визитная карточка человека в обществе,
отражающая регулярное взаимодействие лингвистических и экстралингвистических
факторов» [7, с. 29].
Так, Е. В. Клюев в своей
работе речевое поведение понимает как «совокупность конвенциональных
(осуществляемых в соответствии с принятыми правилами) и неконвенциональных
(осуществляемых по собственному произволу) речевых поступков» [33, с. 15].
И.Н. Горелов
рассматривает в своей работе речевое поведение как «сложный комплекс внешних и
внутренних действий человека, пользующегося национальным языком в качестве
средства обмена (с другим человеком) необходимой информацией и выражающего свое
отношение к партнеру, к самой информации, к самому себе и к условиям общения» [11, с. 14].