Часть дипломной работы на тему Реализация стратегий вежливости в ситуациях выражения неодобрения в английском языке
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава
1.Категория вежливости в лингвистике. 5
1.1.Понятие
вежливости. 5
1.2.Стратегическая
теория Брауна и Левинсона. 7
1.3.Стратегии
вежливости. 13
Глава
2.Речевые акты.. 17
2.1.Виды
речевых актов Дж.Остина. 17
2.2.Связь
речевых актов с вежливостью.. 20
2.3.Типология
речевых актов по Дж.Личу. 22
2.4.Неодобрение
как акт речи. 23
Список
использованной литературы.. 27
Введение:
Изучением проблемы вежливости в языке занимались и российские, и
зарубежные исследователи. На сегодняшний день выпущено большое количество
публикаций, касающихся данный вопрос, что подтверждает возрастающий интерес
учёных. Человеческую деятельность невозможно представить без речевого общения.
Для того, чтобы речевой акт протекал бесконфликтно и доброжелательно, в нем
необходимо присутствие элемента вежливости, который является одной из базовых
составляющих межличностного общения. Проблема вежливого речевого общения была
всегда актуальна. В настоящее время данной проблеме уделяется немало внимания
Успешность и эффективность межкультурного взаимодействия предопределяется
не только знанием языка. Язык – лишь первое условие, необходимое для общения.
Помимо языка, важно знать культуру народа, его традиции, ценности, понять его
мировоззрение и мировосприятие. Ошибки, касающиеся нарушения культурных норм,
воспринимаются крайне болезненно и могут иметь серьезные последствия.
Исследования вежливости отличаются междисциплинарным характером, т.к. они
ведутся на пересечении лингвопрагматики и социолингвистики, речеведения и
методики преподавания иностранных языков, психологии, социологии и социальной
антропологии, культурологии и гендерных исследований.
Исследование категории вежливости по праву считается наиболее динамично
развивающимся направлением в социо-прагматической лингвистике и культурологии.
Едва ли еще можно найти другую область межличностных отношений, привлекающую
такое пристальное внимание
ученых. Актуальность работы обусловлена определением места
категории вежливости в рамках речевого акта неодобрения как одной из важнейших
категорий, овладение которой ведет к успешному управлению межличностных
отношений и достижению личных или групповых интересов.
Объектом данной работы являются категория
вежливости при ее проявлении в составе речевого акта неодобрения. Предметом данной работы являются речевые
маркеры категории вежливости при ее проявлении в составе речевого акта
неодобрения.
Целью данной работы является исследование
актуализации категории вежливости в составе речевого акта неодобрения.
Задачи работы:
— рассмотреть подходы к определению вежливости с точки зрения
лингвистической науки;
— описать стратегическую теорию П. Брауна и С. Левисона;
— определить стратегии вежливости;
— рассмотреть виды речевых актов по Дж. Остину;
— определить связь речевых актов с вежливостью;
— привести типологию речевых актов по Дж. Личу;
— определить неодобрение как акт речи.
Поставленные задачи решались при помощи следующих методов и приемов: метод систематизации и обобщения, метод
описания.
Научной базой работы послужили труды таких исследователей, как И.В.
Баракина, В.А. Белютина, Т.В. Булыгина, Г.Р. Власян, Е.М. Вольф, С. Н.
Глазкова, В.И. Карасик, Т.В. Ларина, И.П. Лысакова, Дж. Остин, Е.В. Падучева,
А.Г. Поспелова, Дж. Серль, Ю.С. Степанов, Н.А. Трофимова, Н.И. Формановская,
А.Ш. Хакимуллина, С.В. Шилова, Р. Brown, S. Lewison, G. Leech и др.
Теоретическая значимость данной работы заключается
в том, что она позволяет расширить представление о категории вежливости путем ее
исследования в составе речевого акта неодобрения. Структура работы. Работа состоит из введения,
трех глав, заключения и списка литературы.
Заключение:
Фрагмент текста работы:
Глава
1.Категория вежливости в лингвистике
1.1.Понятие
вежливости
Вежливость
имеет непосредственное отношение к таким аспектам изучения языка как
коммуникативно-прагматический, так и лингво-культурологический. Многие
российские исследователи также обращаются к вопросу вежливости в русском языке.
Например, Т. В. Ларина [9], Н. И.
Формановская [20; 21; 22] и др.
рассматривали русскую вежливость путем сопоставления с кабардинским, английским,
немецким, итальянским языками.
Рассмотрение
категории вежливости в лингвистике осуществляется в рамках общей стратегии
речевого поведения [5]. Как
показывает обзор, среди исследователей нет единства мнений на природу
вежливости как языкового явления. В рамках данного раздела рассмотрим наиболее
популярные концепции.
В последние
несколько десятков лет наблюдается рост интереса к вежливости в наблюдающихся
проблемах межкультурной коммуникации и национально-культурной специфики
поведения, так как вежливость представляет собой важную категорию
коммуникативного сознания. Рассматривая вежливость как категорию, Райтмар в
своих работах отмечал, что для русской вежливости свойственны откровенность и
общительность, представляющие собой ценности русской культуры и ее
положительные свойства [23]. Такую точку
зрения разделяет и Т.В. Ларина, которая также признает вежливость категорией. По
убеждению Т. В. Лариной, «вежливость как универсальная коммуникативная
категория, представляющая собой систему национально-специфических стратегий
поведения, направленных на гармоничное, бесконфликтное общение и
соответствующих ожиданиям партнёра. Она является центральной коммуникативной
категорией, поскольку выступает регулятором поведения людей и предопределяет
выбор единиц вербальной и невербальной коммуникации. Знание действия этого
механизма позволяет ориентироваться и функционировать в инокультурном
коммуникативном пространстве» [9, с. 27]. К
этой проблеме свой интерес проявляют специалисты таких гуманитарных наук, как
культурология, психология, психолингвистика, прагматика, социолингвистика,
прикладная лингвистика, коммуникация и др. Это связано с тем, как отмечает Т.
В. Ларина, что рассматриваемая категория может рассматриваться только на
междисциплинарном уровне и в межкультурном аспекте [9]. Обзор исследований, посвященных изучению вежливости